Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Мифология горных индейцев майя (киче, какчикели, кекчи)

:::
Мифология
:::
майя

Карта Мезоамерики ||| 142,7 Kb Пантеон горных майя исследован хуже, т.к. основных источников их мифологии только два: эпос киче "Попол ь-Вух" (в переводе - «Книга Совета» или «Светоч») и сочинения Б. де Лас Касаса. По одному из вариантов мифа, в создании мира участвуют несколько супружеских пар богов: "создательница" и "творец", "родительница, великая мать" и "породитель сыновей, великий отец", "завоевательница, могущественная" и "змей, покрытый зелёными перьями". По другому варианту мифа, творцами мира были богиня Тепеев и боги Кукумац и Хуракан. Они создали землю (она появилась внезапно, как только боги произнесли слово «земля»), горы, долины, растения и животных, пытались изготовить человека из глины, но их творение расплывалось, не могло двигаться, и раздражённые боги уничтожили его. Тогда они сделали людей из дерева, которые оказались непочтительными и непослушными. Боги вызвали потоп, в результате почти все люди погибли, а уцелевшие превратились в маленьких обезьян. В другой раз боги изготовили четырёх человек из кукурузы. Они оказались слишком разумными и проницательными, что не понравилось богам, и Хуракан навеял на их глаза туман, после чего многое в мире стало тайным и непонятным для них. Во время их сна боги создали четырёх женщин, ставших подругами первых людей. Эти четыре пары и были предками киче и других народов. Большое число мифов киче рассказывает о происхождении божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке и их борьбе с 12 богами-повелителями, царства мёртвых - Шибальбы, главными из которых были Хун-каме и Вукуб-каме.


Балам-Акаб («ягуар-ночь») – один из мифических прародителей народа киче. Согласно мифам, ещё до появления солнца боги создали Балам-Акаба, Балам-Кице («ягуар-киче»), Махукутах («ничто») и Ики-Балам («ягуар-мощный ветер»). Вначале они обладали совершенной мудростью и зрением, но боги ослабили их зрение и ум. После этого боги сотворили им жён. Балам-Акаб стал прародителем девяти родов Нихаиба, Балам-Кице – девяти родов Кавека, Махукутах – четырёх родов Ахау-киче. При их жизни боги создали утреннюю звезду (Венеру), солнце и дали им огонь. Из Тулана (Толлан) прародители отправились на юг, где вели войны с местными племенами и создали могущество киче. Перед смертью они дали наставления своим сыновьям и вручили им «священный узел» как символ своего существа. После прощения они поднялись на гору Хакавиц и там исчезли.

Вукуб-Каме – в мифологии киче бог смерти, один из повелителей подземного царства Шибальбы. Спустившиеся туда герои-близнецы Хун-ахпу и Шбаланке после упорной борьбы победили владык Шибальбы и принесли в жертву их правителей Вукуб-Каме и Хун-Каме.

Кукумац («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии киче божество, супруг богини-матери Тепев. Судя по имени, Кукумац восходит к образу бога Кетцалькоатля. Культ его был принесён к киче в 10в. вторгшимися на территорию Гватемалы тольтеками, но, возможно, этот тольтекский мифологический образ наложился на более древний, издавна существовавший у киче образ бога озёр и моря. Постоянные эпитеты Кукумаца – «сердце моря», «сердце озера». В эпосе киче «Поп оль-Вух» Кукумац играет важную роль в создании вселенной и человечества.

Тепев («могущественная») – в мифологии киче богиня-творец мира, помощница и, возможно, супруга Кукумаца. Имя Тепев, заимствованное у тольтеков, вероятно, скрывает более древнее майяское божество, восходящее генетически к «богине с косами».

Тецкатлипока, Тескатлипока – см. << здесь >>

Тохиль («грозовик») – в мифологии киче бог грозы и разрушения, покровитель племени киче. Обычно изображался в виде воина с копьём в руках.

Хун-Ахпу и Шбаланке («один стрелок из сарбакана» и «маленький ягуар-олень») – в мифологии киче братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, однажды Хун-Хун-Ахпу и его брат Вукуб-Хун-Ахпу были приглашены владыками Шибальбы (подземного мира) поиграть в мяч, но по прибытии туда были умерщвлены. Голову Хун-Хун-Ахпу владыки преисподней поместили на дерево. Проходившая мимо девушка Шкик загляделась на странный «плод», и голова Хун-Хун-Ахпу плюнула ей на ладонь, от этого Шкик забеременела. Разгневанный отец девушки хотел предать её смерти. Тогда Шкик сбежала из Шибальбы и нашла приют у матери Хун-Хун-Ахпу, где и родила двух близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке. В детстве и ранней юности братья совершают много подвигов и чудес. Узнав о печальной участи своего отца и дяди, близнецы отправляются в Шибальбу, где владыки преисподней подвергают их страшным испытаниям и даже сжигают. Но Хун-Ахпу и Шбаланке воскресают на пятый день. В образе бродячих фокусников они снова отправляются в Шибальбу, где побеждают и убивают её владык – Вукуб-Каме и Хун-Каме. После этого близнецы становятся солнцем и луной. В эпосе киче «Попол ь-Вух» запечатлён очень древний миф о происхождении и приключениях божественных близнецов, распространённый некогда почти у всех племён индейцев Центральной и Южной Америки. Наиболее полная форма его сохранилась у мопанов (группа майя в Белизе), наиболее древняя – у пипилей в Исалько (Сальвадор).

Хуракан («одноногий») – в мифологии киче одно из главных божеств, творец и повелитель мира, податель дочерей и сыновей, владыка грозы, ветра и ураганов. В образе Хуракан у киче слились старые представления майя о богах ветра и грозы вместе с образом древнего божества Тецкатлипоки, отсюда его имя. Имел три ипостаси: Какулха-Хуракан, Чипи-Какулха, Раша-Какулха, все связанные с молниями. Наиболее распространённые его эпитеты: «сердце неба», «сердце земли».

Чималькан, Цоциха-Чималькан («прекрасная змея» или «прекрасная змея рода летучих мышей») – в мифологии какчикелей божество, первоначально почитавшееся под видом летучей мыши. Позднее его образ слился с Кетцалькоатлем, принесённым тольтеками и уже представлялся в виде пернатой змеи. К началу 16 в. Чималькан почти слился с Тохилем.

Шибальба («исчезающее») – в мифологии майя подземный мир, а также обозначение богов преисподней. Шибальба представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала девять слоёв или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе киче «Пополь-Вух» сохранился миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они победили её владык и освободили своего отца и дядю.

Шканиль («кукурузница»), Шилонен («мать молодого маиса» у ацтеков) – см. Шилонен на странице Мифология ацтеков.

Шкакау («подательница какао») – богиня, покровительница бобов какао; единственное божество какао у всех народов Центральной Америки.