Изображения какао

Дида С., Приймак Е., Стюфляев М., Талах В. ::: Напиток богов и владык: какао в истории и культуре Месоамерики

Самая ранняя иконография какао в Америке, вероятно, происходит из Эквадора. Здесь в местечке Санта-Ана-Ла-Флорида (Самора Чинчипе) обнаружено изображение плода дерева какао, которому приблизительно 5300 лет. Относится оно к культуре Майо-Чинчипе-Мараньон[1].

Древнейшее изображение плода какао. Ок. 3300 до н.э. Фото: Francisco Valdez / IRD France via TO’aK Chocolate

Древнейшее изображение плода какао. Ок. 3300 до н. Фото: Francisco Valdez / IRD France via TO’aK Chocolate

В Перу также есть древнейшее изображение плода какао – на 3000-летнем перуанском сосуде найдены элементы, напоминающие плод какао (однако было ли какао внутри этого сосуда пока ещё неизвестно).

Керамический сосуд стиля Тембладера. На ней изображена обезьяна и, возможно, какао дерево. 1100-700 гг. до н.э. Долина Хекетепек, северное Перу. Зарисовка Kata Faust по Bonavia (1994:Photograph 6).

Керамический сосуд стиля Тембладера. На ней изображена обезьяна и, возможно, какао дерево. 1100-700 гг. до н.э. Долина Хекетепек, северное Перу. Зарисовка Kata Faust по Bonavia (1994:Photograph 6).

Изображения какао часто можно встретить на монументальных скульптурах в различных месоамериканских городищах. Они встречаются на сосудах, курильницах и стелах. На стеле из городища Санта-Лусия-Коцумальуапа (побережье Тихого океана) изображена человеческая фигурка, приносящая в жертву плод какао, из которого, словно из человеческого сердца, брызжет жидкость.

Изображения паукообразных обезьян на майяских сосудах поздней классики. а) Плоды какао растут на хвосте обезьяны. Сосуд из Чипока (Гватемала). Зарисовка Карла Таубе; b) Плоды какао в лапах и на спине обезьяны. Сзади, вероятно, нарисованы экскременты. Зарисовка Карла Таубе; с) Плоды какао с чашечкой цветка с предыдущего сосуда; d) Белка и паукообразная обезьяна с плодами какао. Зарисовка Карла Таубе.

Изображения паукообразных обезьян на майяских сосудах поздней классики. а) Плоды какао растут на хвосте обезьяны. Сосуд из Чипока (Гватемала). Зарисовка Карла Таубе; b) Плоды какао в лапах и на спине обезьяны. Сзади, вероятно, нарисованы экскременты. Зарисовка Карла Таубе; с) Плоды какао с чашечкой цветка с предыдущего сосуда; d) Белка и паукообразная обезьяна с плодами какао. Зарисовка Карла Таубе.

У майя классического периода какао часто изображается с обезьянами, причём чаще всего это паукообразные обезьяны, но встречаются и другие виды, например, ревуны. Есть изображения обезьян с какао и на сосуде из южного Веракруса, а также на осколке сосуда с южного побережья Оахаки (здесь обезьяна на хвосте свисает с дерева какао).

Изображения обезьян с какао в Месоамерике классического периода: а) стиль Нопилоа. Южный Веракрус (Мексика). Зарисовка Карла Таубе; b) Осколок сосуда с обезьяной на дереве. Резная посуда Талун. Южное побережье Оахаки (Мексика). Зарисовка Карла Таубе.

Изображения обезьян с какао в Месоамерике классического периода: а) стиль Нопилоа. Южный Веракрус (Мексика). Зарисовка Карла Таубе; b) Осколок сосуда с обезьяной на дереве. Резная посуда Талун. Южное побережье Оахаки (Мексика). Зарисовка Карла Таубе.

На стенках знаменитого саркофага правителя Паленке К’инич-Ханаахб-Пакаля представлены десять фигур его предков, каждая на фоне плодового дерева, при этом дерево какао связано с матерью усопшего, царицей Иш-Сак-К’ук’, и изображено дважды. Исследователями этот мотив интерпретируется по-разному. Л. Шиле и Д. Фрейдель связывали изображения деревьев на саркофаге с представлениями индейцев о том, что плоть погребённого превращается в дерево, вырастающее из его могилы (такие верования известны, например, у цутухилей в горной Гватемале). С другой стороны, В.Талах полагает, что изображенные деревья произрастают в майяском «раю» (о таком «рае» с «изобилием еды и питья великой сладости» упоминает Д. де Ланда) и их плодами питаются находящиеся там души умерших правителей.

Деталь боковой поверхности надгробной плиты из Паленке – вместе с выросшим деревом возрождается царица Сак-К’ук’. Зарисовка (зеркальное отображение справа): Мерле Грин Робертсон.

Деталь боковой поверхности надгробной плиты из Паленке – вместе с выросшим деревом возрождается царица Сак-К’ук’. Зарисовка (зеркальное отображение справа): Мерле Грин Робертсон.

На знаменитой фреске из Бонампака (Комната 1, 791 г.), майяского города классического периода, также есть изображение какао, правда, не самих плодов, а преподнесённого правителю дара или дани. У его трона расположены несколько мешков с какао-бобами, подписанные 5 pih kakaw, «пять раз по восемь тысяч (бобов) какао», то есть сорок тысяч бобов.

Реконструкция майяской фрески, где царская семья восседает у мешков с данью. Внизу справа указан мешок с надписью «jo’ pik kakaw» («5 единиц какао», т.е. 40000 семян какао). Восточная стена Комнаты 1. Бонампак. Реконструкция: Heather Hurst & Leonard Ashby. Фото: Bonampak Documentation Project.

Реконструкция майяской фрески, где царская семья восседает у мешков с данью. Внизу справа указан мешок с надписью «jo’ pik kakaw» («5 единиц какао», т.е. 40000 семян какао). Восточная стена Комнаты 1. Бонампак. Реконструкция: Heather Hurst & Leonard Ashby. Фото: Bonampak Documentation Project.

Зафиксированы изображения какао и в христианских архитектурных памятниках – так, в монастыре ордена августинцев «La Purificacion y San Simon» в Малиналько можно увидеть фреску с деревом какао в центре. Для монахов-августинцев изображённые на стене мексиканские растения символизируют Райский сад, в то время, как ацтекским художникам, нарисовавшим сцену, обилие растений, скорее всего, напоминало древние храмы, где они совершали подношения из какао и других плодов и цветов.

Деталь фрески XVI века. Монастырь ордена августинцев «La Purificacion y San Simon» в Малиналько. Фото: Фернандо Гонсалес-и-Гонсалес

Деталь фрески XVI века. Монастырь ордена августинцев «La Purificacion y San Simon» в Малиналько. Фото: Фернандо Гонсалес-и-Гонсалес

Какаштла

Это центральномексиканское городище знаменито своими фресками, на одной из которых, у лестницы, запечатлён Бог L, стоящий напротив дерева какао. Фрески в дворцовом комплексе Какаштлы выполнены в майя-мексиканском стиле, поэтому неудивительно, что здесь изображён майяский Бог L, владыка царства мертвых и покровитель торговли. Он восходит из подземного мира, гружёный кукурузой и какао, и выступает в качестве торговца. Фреска продолжается, выше по лестнице, сценой, в которой дерево заменено стеблями кукурузы, а початками выступают головы возродившегося бога маиса.

Фреска из Какаштлы, где изображён Бог L у дерева какао.

Фреска из Какаштлы, где изображён Бог L у дерева какао.

Теотиуакан

В Теотиуакане есть интересная настенная роспись, где, возможно, изображено дерево какао. Речь о фресках в Тепантитле (600-750 гг.) – здесь сцена напоминает образ Тлалокана, места, где проживает бог дождя

Фреска из Тепантитлы, где предположительно изображено дерево какао. В выделенном фрагменте слева изображена кукуруза, в центре неизвестное растение, а справа – возможно, дерево какао).

Фреска из Тепантитлы, где предположительно изображено дерево какао. В выделенном фрагменте слева изображена кукуруза, в центре неизвестное растение, а справа – возможно, дерево какао).



[1] Данная культура существовала 2500-5500 лет назад / http://www.indiansworld.org/News/kulture-mayo-chinchipe-maranon-ekvadorskih-dzhungley-amazonii-5-500-let.html