Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Исторические ареалы расселения

Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко С.В. ::: Тропою слез и надежд. Книга о современных индейцах США и Канады

К началу европейской колонизации Северной Амери­ки коренные обитатели континента заселяли практи­чески всю нынешнюю территорию Соединенных Штатов. В колониальный период картина размещения индейцев в пределах современных границ США выглядела сле­дующим образом. Большая их часть жила на востоке страны. Особой плотностью населения выделялся район Великих озер и Новой Англии, где жили многочисленные в то время племена ирокезов: тускарора, кайюга, сенека, онондага, онейда и мохавк (могаук), абенак, массачусет, пенобскот, делавар и др. Высокая плотность корен­ного населения была характерна и для юго-восточного побережья Атлантики, и примыкающих к нему районов, ограниченных с запада р. Миссисипи. Там обитали ючи, кусабо, поухата, нантикок и другие, говорившие на алгонкинских языках, сиуязычные катауба и тутело; племена мускогов: крики, чокто и чикасо и, наконец, чироки, близкие по языку к ирокезам.

 

Карта 1. Этнокультурные ареалы Северной Америки накануне европейской колонизации

Карта 1. Этнокультурные ареалы Северной Америки накануне европейской колонизации

Ареалы: I — Арктика; II — Субарктика; III — Северо-западное побережье; IV — Плато; V — Большой Бассейн; VI — Калифорния; VII — Юго-Запад; VIII — Великие равнины; IX — Северо-Восток; X — Юго-Восток

 

К западу от Миссисипи плотность индейского насе­ления в целом была невысока. Но и здесь имелись два густонаселенных района: долины рек Колорадо и Хила, которые были заняты оседлыми племенами пима, папаго и западными пуэбло (тева, това и др.)» относя­щимися к ацтеко-таноанской языковой семье, и при­брежные территории современных штатов Орегон и Ва­шингтон, где размещались алгонкиноязычные племена сэлишей (пьюэллап, скуомиш, ламми, клалам, тьюла- лип), пенутиязычные кламаты и народности сахаптин- ской семьи — васко, мака, куильюты и др.

Еще в доколониальный период сложились и особые хозяйственно-культурные комплексы индейского насе­ления. Наиболее высокой ступени развития достиг рай­он бассейна рек Литл-Колорадо и Рио-Гранде (нынешние штаты Аризона и Нью-Мексико). Жившие там пле­мена пуэбло и пима создали высокую самобытную культуру, основанную на поливном земледелии. Вплоть до настоящего времени в этом регионе можно увидеть остатки грандиозных оросительных систем, созданных индейцами, и их поселений, состоявших из двух- и трех­этажных домов из сырцового кирпича.

Второй центр высокоразвитой индейской культуры располагался на обширной территории от левобережья Миссисипи до Атлантического океана. Его жители — крики, чироки, чокто, натчез, чикасо и другие — вели комплексное хозяйство, основным элементом которого было мотыжное земледелие. Оно достигло высокого уровня, о чем свидетельствуют тщательно разработан­ные приемы удобрения полей, окучивание растений и т. п. Земледелие дополнялось сезонной охотой и соби­рательством. Жители этого ареала проявили удивитель­ную способность к творческому заимствованию компо­нентов культуры белых колонистов. Соединив тради­ционную социальную организацию с рядом черт поли­тического устройства английских колоний, индейцы создали специфическое государственное образование — конфедерацию криков, названную так по имени домини­ровавшего в ней народа. В начале XIX в. племена Юго- Востока на базе латинской графики изобрели собствен­ную письменность, ее создателем был индеец-чироки Секвойя.

Наконец, третий центр индейских культур с наиболее высоким уровнем развития — район расселения ироке­зов вблизи Великих озер (ныне — штат Нью-Йорк). Народы этого региона вели в основном подсечное земле­дельческое хозяйство. Охота, собирательство и рыбо­ловство у них играли большую роль, чем у мускогов. В социальном плане прогресс ирокезов был весьма ве­лик. Их союз племен — знаменитая Лига ирокезов, соз­данная в начале XVII в.,— был силой, с которой счи­тались британские и французские колонизаторы.

Большим своеобразием отличался культурный комп­лекс североамериканских прерий и плато — обширная область травяных степей, простиравшаяся с севера на юг от зоны тайги в современной Канаде до р. Ред-Ривер и с востока на запад — от Великих озер до предгорий Скалистых гор. Этот ареал заселяли различные племена сиуанской языковой семьи: дакота, ассинибойн, кроу, хидатса, мандан, айова, омаха, осэдж, ото, понка и дру­гие, с которыми на севере соседствовали алгонкины: арапахо, блэкфут, чейены, чиппева, народности группы кэддо: арикара, пауни, уичита, а на юге — шошо­ноязычные команче и юте. Хотя, как показывают данные археологии, в отдаленном прошлом племена прерий и были знакомы с земледелием, в колониальную эпоху, заимствовав от европейцев огнестрельное оружие и лошадь, индейцы практически полностью перешли к жизнеобеспечению охотой на бизона. Становление хо­зяйственно-культурного типа конных охотников завер­шилось в XVIII в. В тот же период важную роль в жизни населения прерий стало играть коневодство.

Население Калифорнии отличалось особенностями хозяйства. В большинстве своем оно не знало земледе­лия и скотоводства и вело кочевой образ жизни. Осно­вой существования жителей этого региона было собира­тельство орехов, желудей, кореньев, плодов. В прибреж­ной зоне большое значение имело рыболовство, охота на морского зверя и добыча моллюсков. Для индейцев Калифорнии была характерна языковая пестрота. Здесь жили на северо-западе атабаски, или атапаски (хупа, толова и др.)» и алгонкины (юрок и вийот); южнее — племена группы хока, близкие к сиуязычному населению прерий (яна, карок, помо, юки). В центральной части Калифорнии обитали пенутиязычные уинтун, майду, мивок и йокутс и, наконец, на юге области — шошоноязыч­ные бэнноки, чемехуэви и собственно шошоны.

Карта 2. Расселение коренных народов Северной Америки накануне европейской колонизации

 

Карта 2. Расселение коренных народов Северной Америки накануне европейской колонизации (северная часть континента)

а — границы этнокультурных ареалов; б — незаселенные территории; в — цифровые обозначения этнокультурных ареалов (см. карту 1); г — цифровые обозначения народов (см. легенду).

Карта 3. Расселение народов Северной Америки накануне европейской колонизации (южная часть континента)

а — границы этнокультурных ареалов; б — цифровые обозначения этнокуль­турных ареалов; в — цифровые обозначения народов (см. легенду к карте 2)

Цифровые обозначения этнокультурных ареалов и народов на картах 1, 2, 3 одинаковы

I (Арктика): 1 — алеуты, эскимосы; 2 — каниаги; 3 — чугачи; 4 — куско- вагмиут; 5 — о. Св. Лаврентия; 6 — икогмиут; 7 — Берингова пролива; 8 — котцебу; 9 — нунамиут; 10 — Северной Аляски; 11 — Маккензи; 12 — мед­ные; 13 — нетсилик; 14 — иглулик; 15 — о. Саутхэмптон; 16 — карибу; 17 — Баффиновой Земли; 18 — Лабрадора.

II (Субарктика): 19 — кучины; 20 — коюкон; 21 — ингалик; 22 — танаина; 23 — танана; 24 — атена; 25 — набесна; 26 — хан; 27 — тутчон; 28 — маун- тейн; 29 — каска; 30 — хэар; 31 — беар-лейк; 32 — догриб; 33 — Йел­лоунайф; 34 — слейв; 35 — чиппевайян; 36 — бивер; 37 — тальтан; 38 — секани; 39 — кэрриер; 40 — кри; 41 — оджибве, чиппева; 42 — монта- нье-наскапи.

III (Северо-западное побережье): 43 — тлинкиты, эяк; 44 — хайда; 45 — цимшиан; 46 — белла-белла; 47 — белла-кула; 48 — квакиутль; 49 — нутка; 50 — комокс; 51 — маках; 52 — чехалис; 53 — чинук; 54 — ковичан; 55 — клалам; 56 — чемакум; 57 — коулитц; 58 — тиламук; 59 — калапуя; 60 — такелма; 61 — толова.

IV (Плато): 62 — шусвап; 63 — кутенэ; 64 — Колумбия; 65 — оканагон; 66 — кликитат; 67 — якима; 68 — спокан; 69 — флэтхед; 70 — тенино; 71 — уматилла; 72 — кайюсе; 73 — не-персе; 74 — кламат; 75 — модок.

V (Большой Бассейн): 76 — павиотсо; 77 — шошоны; 78 — юте; 79 — вашо; 80 — моно; 81 — пайюте.

VI (Калифорния): 8 —юрок; 83 — вийот; 84 — шаста; 85 — хупа; 86 — винтун; 87 — юки; 88 — помо; 89 — майду; 90 — мивок; 91 — костаноан; 92 — йокутс; 93 — салинан; 94 — чумаш; 95 — серрано; 96 — габриэлино; 97 — луисеньо; 98 — кахуилла; 99 — типаи.

VII (Юго-Запад): 100 — навахо; 101 — хопи; 102 — апаче; 103 — валапаи; 104 — хавасупаи; 105 —мохаве; 106 — явапаи; 107 — зуньи; 108 —керес; 109 — тано, тива, тева; 110 — юма; 111 — марикопа; 112 — папаго; 113 — пима.

VIII (Великие равнины): 114 —сарси; 115 —блэкфут; 116 — гро-вантр (ацина); 117 — ассинибойн; 118 — равнинные оджибве; 119 —кроу; 120 — хидатса; 121 — мандан; 122 — дакота (тетон, янктон, санти); 123 — арика- ра; 124 — арапахо; 125 — чейены; 126 — пауни; 127 — омаха; 128 — айова; 129 — кайова; 130 —осэдж; 131 — миссури; 132 —куапо; 133 —команче; 134 — уичита; 135 — липан.

IX (Северо-Восток): 136 — оттава; 137 — гуроны; 138 — меномини; 139 — сак; 140 — фокс; 141 — кикапу; 142 — виннебаго; 143 — маскаутен; 144 — иллинойс; 145 — потаватоми; 146 — майами; 147 — нейтральные; 148 — эри; 149 — шауни (шони); 150 — веа; 151 —беотук; 152 — микмак; 153 — малесит; 154 — абенаки; 155 — пеннакук; 156 — массачусет; 157 — наррагансет; 158—мохикан, мохеган; 159—мохавк; 160 —онейда; 161 — кайюга; 162 — онондага; 163 — сенека; 164 — сусквеханна; 165—манси; 166—делавар; 167—нантикок; 168—поухата; 169—тускарора; 170— чесапик; 171 — памлико.

X (Юго-Восток): 172 — чироки; 173 — катауба; 174 — чикасо; 175 — муско- ги (крики); 176 — ямаси; 177 — кусабо; 178 — алабама; 179 — чокто (чок- тав); 180 —кэддо; 181 — натчез; 182 — атакапа; 183 — читимаха; 184 — пенсакола; 185 — апалаче; 186 — тимукуа; 187 — семинолы; 188 — калуса

Современные индейские территории и резервации

Карта 4 Современное расселение индейцев и эскимосов Канады и Аляски (США)

(Показаны центры наиболее крупных общин)

Карта 5. Современные индейские территории и резервации США

а — резервационные земли; б — индейские земли в Оклахоме (территории со смешанным населением); в — индейские общины без юридического ста­туса; г — цифровые обозначения народов и этнических групп (см. легенду к карте 4)

Основные этнолингвистические группы: а — эскимосы; б — алеуты; в — атабаски; г — алгонкины; д — тлинкиты; е — хайда; ж — цимшиан; з — вакаши; и — сэлиши; к — кутенэ; л — сиу; м — ирокезы; н — смешанные индейские общины; о — цифровые обозначения народов и этнических групп. Цифровые обозначения народов и этнических групп на картах 4 и 5 одина­ковы

1 — эскимосы-юпики; 2 — эскимосы-инуиты; 3 — алеуты; 4 — коюкон; 5 — кучины; б — танана; 7 — ингалик; 8 — танаина; 9 — атена; 10 — набесна; 11 —хан; 12 — хэар; 13 — чиппевайян; 14 —догриб; 15 — тутчон; 16 — каска; 17 — слейв; 18 — тальтан; 19 — секани; 20 — бивер; 21 — кэрриер; 22 — илкотин; 23 — сарси; 24 — навахо; 25 — апаче (койотеро, хикарилья, мескальеро и др.); 26 — хупа; 27 — тлинкиты; 28 — хайда; 29 — монтанье-наскапи; 30 — кри, меномини; 31 — оджибве, чиппева; 32 — микмак; 33 — малесит; 34 — абенаки; 35 — делавар, мохикан, наррагансет и др.; 36 — потаватоми; 37 — сак, фокс; 38 — шауни, майами; 39 — блэк­фут; 40— гро-вантр; 41 — чейены, арапахо; 42 — кутенэ; 43 — флэтхед; 44 — томпсон, оканагон; 45 — спокан, каллиспел и др.; 46 — шусвап; 47 — лилуэт; 48 — белла-кула; 49 — комокс; 50 — сешел, скуомиш, ковичан; 51 — клалам, чехалис; 52 — скокомиш, сноквалми и др.; 53 — белла-белла; 54 — квакиутль; 55 — нутка; 56 — юрок; 57 — кэддо, пауни (пони), арикара; 58 — ирокезы (сенека, мохавк, онейда); 59 — чироки; 60 — ламби; 61 — керес (акома, лагуна, санта-ана и др.); 62 — дакота (тетон, санти, янктон, сиссетон и др.); 63 — ассинибойн; 64 — кроу, омаха, виннебаго и др.; 65 — оглала; 66 — осэдж; 67 — крики; 68 — чокто (чоктав); 69 — чикасо; 70 — семинолы, хума, ала­бама и др.; 71 — цимшиан, насс-гитксан; 72 — чинук, васко; 73 — тенино, вишрам и др.; 74 — якима; 75 — не-персе; 76 — кайюсе, уматилла и др.; 77 — кламат, модок; 78 — майду, мивок, винтун; 79 — зуньи; 80 — шаста, карок; 81 — помо; 82 — чумаш, габриэлино, луисеньо и др. 83 — юма, мохаве, кокопа и др.; 84 — уалапаи; 85 — шошоны, пайюте; 86 — юте; 87 — команче; 88 — хопи; 89 — пима; 90 — папаго; 91 — кайова; 92 — тано (тева, таос, хемец и др.)

 

 

Естественно, картина расселения индейских народов не была статичной еще в доколониальный период. И в ту отдаленную эпоху происходили миграции коренных жи­телей. Так, в частности племена апаче и навахо, отно­сящиеся к южной ветви атабаскской языковой семьи, к моменту контактов с европейцами населяли территорию современных штатов Аризона и Нью-Мексико. Их пред­ки предположительно пришли сюда из западной части современной территории Канады (провинция Альбер­та). Причем навахо и так называемые западные апаче (племена кибеку, сан-карлос, тонто) испытали сильное влияние пуэбло: в их обществе земледелие играло за­метную роль. Между тем их ближайшие сородичи — восточные апаче (кайова, липан, хикарилья, мескальеро и чирикахуа) относятся к хозяйственно-культурному типу степных охотников на бизонов, характерному, как известно, для сиуязычного населения прерий.

Ирокезоязычные чироки, которых английская коло­низация застала в предгорьях Аллеган (современный штат Джорджия), также были более поздними при­шельцами в этих местах в сравнении со своими сосе­дями мускогами. Вероятная территория исхода пред­ков чироков район Великих озер.

Примером миграций колониального периода может служить переселение индейцев племени фокс из района оз. Мичиган в район верхнего течения Миссисипи. Французские колонисты, считавшие их помехой в тор­говле с другими племенами — поставщиками пушнины, спровоцировали войну между фокс и коалицией виннебаго, оттава и чиппева. В результате фокс были вынуж­дены переместиться к югу.

Никакие миграции доколониального и колониально­го периодов по своим масштабам не сравнимы с пере­мещениями индейского населения после образования США. Территориальная экспансия американского ка­питализма привела не только к грандиозному сокраще­нию индейских земель, но и к радикальному изменению ареалов коренных жителей страны. В первой половине XIX в. правительство США «очистило» от индейцев ат­лантическое побережье и юго-восточные штаты, частич­но истребив коренных жителей, а частично переселив их западнее Миссисипи, на территорию современной Оклахомы.

В процессе освоения западных районов США во вто­рой половине XIX в. жившие там индейцы также лиши­лись своих земель. А так как в стране уже не существо­вало территорий, не использовавшихся белыми гражда­нами, коренных американцев обычно заставляли се­литься в специально отведенных для них резервациях, которые, как правило, создавались в пределах их искон­ных этнических ареалов. Однако при этом происходило и насильственное смешение различных племенных групп на ограниченной территории отдельной резервации. На­пример, в резервации Каттарогес в штате Нью-Йорк бы­ли совместно поселены кайюга и сенека, в резерваций Форт-Бертолд в штате Северная Дакота — мандан, арикара и гро-вантр (гросс-венчерз). Практиковалось и дисперсное расселение некогда единого народа по различным резервациям. В частности, кри живут на тер­ритории пяти общин; папаго — четырех; шошоны — тринадцати; чиппева — двадцати и т. д. Кроме того, уже в современный период в ряде резерваций посели­лось значительное число белых американцев. Таким образом, вследствие роста территории США к концу XIX в. сформировалась новая картина размещения индейского населения, которая без особых изменений сохранилась до наших дней. Она выглядит теперь сле­дующим образом 1