Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

"Храм Креста"

Талах В.Н. ::: Каменные летописи Лакамхи

"Храм Креста" в Паленке. Современная фотография.

"Храм Креста" в Паленке. Современная фотография.

Примерно в то же время, когда заканчивались работы по оформлению "Храма Надписей", Кан Бахлам II (684-701 гг.) организовал на склонах холмов к востоку от него строительство комплекса храмовых сооружений, получивших от исследователей XIX века названия "Храм Креста", "Храм Лиственного Креста" и "Храм Солнца". Они были посвящены, как показывает анализ текстов из них, богам "Паленкской Триады" и закончены к началу 692 г. Наибольшим по размерам является расположенный в северной части группы "Храм Креста", святилище …м Чаахка, "Бога GI". Сохранившиеся надписи размещались на балюстраде верхней лестничной площадки и в богато украшенном рельефами внутреннем сооружении, называемом "часовней" ("shrine"). Наибольшая по объему надпись вырезана на центральной из трёх каменных плит, занимавших заднюю стенку "часовни". Этот текст можно разделить на мифологическую, историческую и ритуальную части. Мифологическая часть состоит из нескольких эпизодов. Первый (блоки 24-30) повествует о рождении и инициации Аканаль Ишима, местного варианта бога кукурузы. Второй эпизод мифологической части (блоки 31-50) посвящен участию бога GI в событиях начала новой мировой эпохи и о создании на "севере" (т.е., на прародине) его "дома" – судя по названию, мифологического аналога "Храма Креста" (привязка к северу в этом случае приобретает двойное значение, так как "Храм Креста" расположен на севере в группе храмов "Креста").

Третий эпизод (блоки 51-67) по содержанию близок к третьему мифологическому эпизоду предыдущего текста. Он говорит о приходе в прародину Матавиль Аканаль Ишима и о новом рождении там GI-Чаака, одного из "трех отпрысков" Равнинного Маиса.

Сообщение о коронации Аканаль Ишима в качестве Матавильского владыки (блоки 68-78) служит переходом к исторической части текста (блоки 79-196). Она состоит из стандартизированных формул, сообщающих о рождениях и коронациях двух мифологических и семи исторических правителей Баакульского царства, заканчивая Кан Бахламом I, правителем, соименным заказчику рельефа.

Ритуальные части надписи помещены в сцене.

Первая из них (слева) сообщает о некоем обряде с участием Кан Бахлама II, когда тому было 6 лет. По всей вероятности, его в качестве участника соответствующего действа представляет фигура подростка слева от мирового дерева. Можно предположить, что речь идет об обряде инициации будущего правителя.

Следующая часть надписи, помещенная в сцене справа, говорит о его воцарении и переходит к описанию некоего обрядового действа, состоявшегося 20 июля 690 г. Из описания следует, что в этот день был зажжен алтарь огня богов "Паленкской Триады". По наблюдениям Д. Дюттинга день обряда совпал с редким небесным явлением: соединением Луны, Юпитера, Марса и Сатурна (Dütting: 1982).

Через три дня состоялся ритуал вызывания богов, который совершило лицо по имени Нум(?) Йахав Чан.

Короткие тексты на балюстраде и над входом в "часовню" указывают на время создания и предназначение сооружения.

Надпись на балюстраде верхней лестничной площадки  

/1/ В день (1.18.5.3.2) 9 Ик’ 15 числа месяца Чак Сихо’м (10 ноября 2360 г. до н. э.) коснулся земли …м-Чаахк в Матавиле /5/. [7] множеств, 14 двадцатилетий, 14 лет, /10/ 11 двадцаток и 10 дней до дня (9.12.19.14.12) 5 Эб 5 числа месяца К’анасиий (7 января 692 г.), вхождения в чертог "Вознесшийся в Небеса Ствол", /15/ сокровенную обитель богов К’инич Кан Бахлама, Бааклельского Оборотня, сына /20/ К’инич Ханаахб Пакаля, ребёнка священной жены Иш Ц’ак(буль) Ахав; он возведён в Лакам-Ха в верхнем селении.

Надпись на фасаде внутреннего святилища  

/1/ "Вознесшийся в Небеса Ствол" – священное имя подножия Сияющего Мужа  /5/ …м-Чаахка, заботы К’инич Кан Бахлама, священного Баакульского владыки.   

Надпись на центральной панели

Центральная панель "Храма Креста" в Паленке. Фотография А. Моудсли.

Центральная панель "Храма Креста" в Паленке. Фотография А. Моудсли.

 /1/ Счет года Пчелы1, 12 множеств, 19 двадцатилетий, /5/ 13 лет, 4 двадцатки, 0 дней2, день 8 Ахав 18 число месяца Касев (2 января 3120 г. до н. э.).

/10/ Биш – чтец его книги.

В 5-й раз пришла, второй раз у Маисового принятая, … пооч – /15/ ее имя 29 (раз).

0 (дней) и двадцатка после того, как К’авииль-…н /20/ в великом южном небесном селении в день 1 Ахав 18 числа месяца Сууц’ (13 декабря 3121 г. до н. э.).

Рожден /25/ Саванновый Маис Разрушительный (?) Ястреб-Баклан.

Через 0 (дней) 5 двадцаток и 8 лет, как он был рожден, /30/ получение дара (в день 1.9.0, 11 Ахав 18 Моль, 1 марта 3112 г. до н. э. ).

В день 4 Ахав 8 числа месяца Бишохль (0.0.0.0.0, 8 сентября 3114 г. до н. э.) закончены 13 множеств. /35/ Через 2 (дня), 9 двадцаток и 1 год от того, как был обновлен очаг3 на краю небес в месте Первоочага4, и сошел с небес /40/ Хуун Йенааль …м Чаахк, – день (1.9.2) 13 Ик’ конец поры месяца Моль (3 марта 3112 г. до н. э.), поднялся /45/ "Вознесшийся в Небеса Ствол" на севере, "Восьмой Чертог у …м - Чаахка на Севере" – священное имя дома /50/ полуночной стороны.

0 (дней), 12 двадцаток, 3 года, 18 двадцатилетий и 1 множество были от того, как /55/ сделал круг вознесшийся в небеса Хуун Йенааль …м - Чаахк, до того, как он пришел в Матавиль.

/60/ В день (1.18.5.3.2) 9 Ик’ 15 числа месяца Чак Сихо’м (10 ноября 2360 г. до н. э.) коснулось земли в Матавиле тело - творение /65/ Разрушительного (?) Ястреба-Баклана, (из) трех отпрысков Маисового.

2 (дня), 11 двадцаток, 7 лет было, /70/ 1 двадцатилетие и 2 множества было от того, как был рожден5, до того, как принято6 белую диадему /75/ на чело Разрушительного (?) Ястреба-Баклана в день (2.0.0.10.2) 9 Ик’ установление месяца Сак Сихо’м (27 сентября 2325 г. до н. э.).

Фрагмент надписи на центральной панели "Храма Креста" в Паленке.

Фрагмент надписи на центральной панели "Храма Креста" в Паленке.

2 (дня), 127 двадцаток были 10 лет были, 7 двадцатилетий были и /80/ 3 множества от того, как наступил день 9 Ик’, до того, /85/ как был рожден Укокан Чан, муж … крепости Мат, священный Матавильский владыка (в день 5.7.11.8.4, 1 К’ан 2 числа месяца Бишохль, 20 марта 993 г. до н. э. ).

/90/ 13 (дней), 7 двадцаток, 6 лет и 1 двадцатилетие от того, как был рожден Укокан Чан, /95/ до принятия белой диадемы на чело Укокан Чана в день (5.8.17.15.17) 11 Кабан установление месяца К’анхалав (6 апреля 967 г. до н. э.), /100/ того, кто являлся священным Баакульским владыкой.

В день (8. 18. 0. 13. 6) 5 Кими 14 числа месяца К’анаси (30 марта 397 г.) рожден К’ук’ Бахлам. /105/ 14 (дней), 5 двадцаток было, 2 года и 1 двадцатилетие от того, как он рожден, до принятия белой диадемы на его чело (в день 8.19.3.1.0, 5 Ахав 18 числа месяца К’анаси, 29 марта 419 г.). /110/ В день (8.19.15.3.4) 1 К’ан 2 числа месяца К’анаси (10 марта 431 г.) священный Токтанский владыка.

В день (8.19.6.8.8) 11 Ламат 6 числа месяца Чикин (8 августа 422 г.) /115/ рожден Ч’а…. 9 (дней), 3 двадцатки были, 13 лет от того, как рожден /120/ Ч’а…, до дня (8.19.19.11.17) 2 Кабан 10 числа месяца Чикин (9 августа 435 г.). 3 (дня) и 6 двадцаток от принятия белой диадемы /125/ на чело Ч’а… до того, как настал день (9.0.0.0.0) 8 Ахав 13 Чак Сихо’м (10 декабря 435 г.) , /130/ 9 множеств в Токтан.

18 (дней), 1 двадцатка были, 8 лет было и /135/ 1 двадцатилетие от того, как был рожден Буц’ах Сак Чи’к (в день 9.1.4.5.0, 12 Ахав 13 числа месяца Сак Сихо’м, 14 ноября 459 г.) до принятия белой диадемы /140/ на его чело в день (9.2.12.6.18) 3 Эц’наб 11 числа месяца Чикин (28 июля 487 г.) .

17 (дней), 7 двадцаток были, 16 лет и /145/ 1 двадцатилетие от того, как родился в день (9.1.10.0.0) 5 Ахав 3 числа месяца Касев (5 июля 465 г.) Ахкуль Мо Нахб /150/ до принятия белой диадемы на его чело в день (9.3.6.7.17) 5 Кабан установление месяца Сууц’ (3 июня 501 г.).

16 (дней), 6 двадцаток были, /155/ 19 лет и 1 двадцатилетие от рождения К’ан Хой Читама (в день 9.2.15.3.8, 12 Ламат 6 числа месяца Ик’ат, 3 мая 490 г.) до принятия белой диадемы /160/ на его чело в день (9.4.14.10.4) 5 К’ан 12 числа месяца К’анаси (23 февраля 529 г.) .

17 (дней), 4 двадцатки были, 2 года и /165/ 2 двадцатилетия от рождения (в день 9.4.9.0.4, 7 К’ан 17 числа месяца Моль, 3 сентября 523 г.) до принятия белой диадемы на чело соименного /170/ деду Ахкуль Мо’ Нахба в день (9.6.11.5.1) 1 Имиш 4 числа месяца Чакат (2 мая 565 г.) .

1 (день), 1 двадцатка была и /175/ 1 год от того, как родился соименный деду Ахкуль Мо’ Нахб, /180/ до рождения Кан Бахлама, от дня 7 К’ан 17 числа месяца Моль (до дня 9.4.10.1.5, 11 Чикчан 13 числа месяца Ик’ Сихо’м, 18 сентября 524 г.) .

7 (дней), 4 двадцатки были, /185/ 8 лет и 2 двадцатилетия от рождения Кан Бахлама в день (9.4.10.1.5) 11 Чикчан /190/ 13 числа месяца Ик’ Сихо’м, (18 сентября 524 г.), в течение которых 2 (дня), 8 двадцаток и 19 лет были8, до принятия /195/ белой диадемы на его чело.

Сцены на панелях "Храма Креста" в Паленке. Прорисовка Г.М. Робертсон.

Сцены на панелях "Храма Креста" в Паленке. Прорисовки М. Г. Робертсон.

Сцена:

В центре сцены изображен крестообразный объект – стилизованное изображение мирового дерева. На его вершине располагается космическая птица Ицамна’, на ветвях – двуглавый змей, корни образует одна из голов двуглавого космического ящера. Слева и справа от дерева две стоящие фигуры: слева – подростка (стоящего на особом символе), справа – взрослого мужчины. Подросток держит в руках инструмент для ритуальных кровопусканий и сосуд, из которого льется жидкость; мужчина подносит к дереву статуэтку бога царской диадемы Ху’на (“Jester God”). Под фигурами и деревом так называемая "небесная полоса", последовательность символов, олицетворяющих небесную твердь.

Надписи в сцене:

Надпись над левой фигурой:

/1/ В день (9.10.8.9.3) 9 Ак’баль 6 числа месяца Чикин (14 июня 641 г.) поднялся в (святилище) Баль Бох /5/ Тель юный Ах Пицлаль О’ль, подобие Бааклельского Оборотня, отпрыск К’инич Ханааб Пакаля, дитя /10/ Иш Ц’ак(буль) Ахав.

17 (дней), 8 двадцаток и 1 год были до дня (9.10.10.0.0) 13 Ахав 18 числа месяца Унив (3 декабря 642 г.) от того, как он спускался.

Надпись над правой фигурой:

/1/ В день (9.12.11.12.10) 8 Ок 3 числа месяца К’анаси (7 января 684 г.) принято белую диадему на чело /5/ К’инич Кан Бахлама, Ах Пицлаль Охля, подобия Бааклельского Оборотня.

6 (дней), 13 двадцаток и 6 лет были от принятия белой диадемы /10/ до того, как зажжен алтарь огня Трех Божественных Близнецов (в день 9.12.18.5.16, 2 Киб 14 числа месяца Моль, 20 июля 690 г.) . На третий день заклинал его богов /15/ Нум(?) Йахав Чан, священнослужитель, повязавший диадемой К’инич Кан Бахлама, подобие Бааклельского Оборотня, /20/ священного Матавильского владыку9.

Надпись на левой панели

/1/ Десятая опора Ахкуль Ичийя, "Черепахи-Цапли"10, /5/ (начиная с) Укокан Чана, – К’инич Кан Бахлам, Бааклельский Оборотень, Ах Пицлаль Охль, сын /20/ К’инич Ханааб Пакаля, священного Матавильского владыки.

Комментарий:

Текст известен с начала исследований города. В настоящее время хранится в Национальном музее антропологии (Museo Nacional de Antropología) в Мехико.

Публикации: Maudslay A. P. Biologia Centrali-Americana. Archaeologia. London, 1889-1902. Vol. IV. Pls. 76, 78-79; Lounsbury F. Some Problems in the Interpretation of the Mythological Portion of the Hieroglyphic Text of the Temple of the Cross at Palenque // Third Palenque Round Table, 1978, Part 2. Austin, 1980. P. 102. Fig. 1 (в прорисовке Л. Шиле); Shele L. Notebook for VIIIth Maya Workshop. Austin, 1984 (переиздан в 1987 для XI-го семинара); Stuart D. The Palenque Mythology: Inscriptions and Interpretations of the Cross Group // Sourcebook for the 30th Maya Meetings, March 14-19. Austin, 2006. В последнем издании помещен английский перевод текста.


1. Альтернативный перевод – "Земли".

2. Как установил Ф. Лаунсбери, дата рассчитана таким образом, что отстоит от даты рождения паленкского царя К’инич Ханааб Пакаля, отца заказчика надписи, на интервал 9.18.16.9.0, то есть 1 359 540 дней, отрезок времени, кратный ряду важнейших календарных циклов майя:

5229-ти 260-дневным циклам;

3735-ти ритуальным 364-дневным годам (употребляются в Дрезденской иероглифической рукописи);

1734-м ритуальным 780-дневным циклам, связанным с движением Марса (известны в Дрезденской рукописи);

1660-ти календарным 819-дневным циклам;

747-ми циклам из 1820 дней (5 лет по 364 года, употребляются в Дрезденской и Парижской иероглифических рукописях);

11620-ти 117-дневным циклам, близким к синодическому периоду Меркурия (известен в Дрезденской рукописи).

Кроме того, он равен 71 "календарному кругу" по 18980 дней минус период в 11960 дней, известный в Дрезденской рукописи как цикл лунных полугодий и затмений (Lounsbury 1976: 218).

3. Альтернативные переводы: "обновлен образ" или "обновлено подножие".

4. Знак Т910 (предположительное чтение – YOKET) на странице 71а Мадридской иероглифической рукописи представлен вместе с "небесной полосой", знаками солнечных затмений и изображением черепахи (зодиакальное созвездие, аналогичное европейским Близнецам), откуда можно предположить, что он обозначает некий астральный объект.

В соответствии с детализированным сообщением о событиях начала эры майя в надписи на восточной стороне "Стелы С" из Киригуа в день 4 Ахав 8 Бишохль произошло обновление вселенского очага из трёх камней, один из которых был поставлен на легендарной прародине Нах Хо Чан, "где ягуаровый престол", так называемыми "Богами - Гребцами", другой – по всей видимости в подземном царстве, "где змеиный престол", а третий – в небесах, "где дождевой престол".

5. Расчет неясен: интервал 2.1.7.11.2 ведет назад к дате 12.18.12.17.0, а не 12.19.13.4.0, указанной как день рождения Муваан Мата.

6. Альтернативный перевод: "повязано".

7. Ошибка, должно быть "16".

8. Неясно, какое событие произошло в день 9.4.10.1.5 + 19.8.2 = 9.5.9.9.7, 6 Маник 0 Мак.

9. В параллельном тексте на центральной панели из "Храма Лиственного Креста" записано: "заклинал богов Нум (?) Йахав Чан, священнослужитель, во время своего покаяния/поста и ночного бдения, повязывающий диадемами богов К’инич Кан Бахлама".

10. Изображение существа, сочетающего черты черепахи и цапли, помещено в головном уборе изображенного на панели Кан Бахлама II. Он действительно являлся десятым правителем Паленке, начиная с Укокан Чана (если исключить Иш Йохль Ик’наль и К’ас (?) Муваан Мата).