Этническая интеграция

Луис Дуке Гомес ::: Золото Колумбии. Ювелирное искусство индейцев

В настоящее время на территории Колумбии известно несколько этниче­ских групп.

Чибча

Субстрат чибча, по-видимому, был наиболее важным элементом в процес­се этнической и культурной интеграции Колумбии в доиспанские времена как благодаря своей древности, плотности населения, так и благодаря тем социально-экономическим, магическим и религиозным формам, которых достигла эта культура. Все указывает на то, что в те далекие времена чибча занимали почти всю андскую зону и что их отдельные группы проникали даже в низинные и равнинные восточные районы. Эти племена занимали территорию площадью около 500 тыс. км2 от уровня моря до высот порядка 3000 м, практически расселяясь во всех высотных кли­матических зонах высокогорья и смежных с ним долинах и равнинах.

Остатки народов языка чибча в районе залива Ураба (куна), в Сьерра-Неваде в Санта-Марта (аруаки), на границе с Венесуэлой (некото­рые группы мотилонов), на границе Бояки и Льяноса (тунебо), на юге (паэс, гуамбьяно, коайкер) ясно указывают на значительную протяжен­ность древних владений этой большой лингвистической семьи центрально- американского происхождения. Время прихода ее в Колумбию еще точно не определено, но уже в V веке н. э. чибча полностью господствовали на холодных высокогорьях Кундинамарки и Бояки (как свидетельствуют данные радиоуглеродного анализа образцов, происходящих из археологи­ческих раскопок в этой зоне).

Племена другого происхождения, также как араваки и особенно карибы, противостояли в XVI веке объединениям чибча и смогли им противостоять, заставив частично отступить в районы, где легче было защищаться и оказывать сопротивление наступлению врагов, которые в XVI веке поднимались из долины Магдалены по склонам Восточных Кордильер, угрожая поселениям чибча.

Чибча Кундинамарки и Бояки, называемые также муиски, достигли в своем развитии сложной социально-экономической структуры и созда­ли обширный пантеон божеств, что являлось наглядным свидетельством высокого уровня их культуры и цивилизации. Хотя они не оставили нам архитектурных памятников (как инки или племена Месоамерики), фор­мы их социальной организации и их религиозное мышление отражают высокий уровень культурного процесса, который в XVI веке создал важные институты, регулируемые действующими нормами законности, убедительным доказательством которой является законодательство поли­тико-военных вождей Немекене и Сагуанмачика.

Карибская группа

Это была вторая после чибча группа, наиболее интенсивно участвовавшая в процессе этнической и культурной интеграции на нашей территории в доколумбов период. Необходимо точно установить различие, которое

существует между словом «кариб», которым сегодня обозначают языко­вую семью, преобладавшую на северо-западе Южной Америки (их ми­грационные волны дошли до атлантического побережья, затем проник­ли в долины рек Каука и Магдалена), и словом «карибе», которым ис­панцы называли все индейские племена, оказавшие отважное и упорное сопротивление завоевателям.

Ныне известно, что основной центр распространения карибских племен находился в северо-восточной части Южной Америки, точнее, в долинах рек Тапажос и Шингу в Бразилии, откуда они эмигрировали в Венесуэлу, Гайану и на Антилы. Затем эти племена дошли до равнины атлантичес­кого побережья Колумбии, проникли в Тьеррадентро, поднявшись по течению больших рек. Следы их миграций внутрь континента сохранились в названиях многих мест на склонах Кордильер. Это послужило основани­ем для причисления к этой группе таких племен, как пихао, мусо, колима, чоко, и других индейских племен, живущих по берегам рек. Эти племена участвовали в кровопролитных сражениях с европейцами и оказывали им упорное сопротивление даже в поздний колониальный период. Среди племен карибской группы, еще живущих в Колумбии, сохранились не­которые группы индейцев мотилонов и племена чоко, занимающие зна­чительную часть среднего и верхнего течения рек, стекающих к Ти­хому океану.

Араваки

Вероятно, менее глубоким по сравнению с чибча и карибами было аравакское влияние. Эта языковая группа была представлена не только в Колумбии, но и в других районах Южной Америки и на Антилах. К ней принадлежат современные индейцы гуахиро. Некоторые исследователи предполагают, что определенные археологические черты — наскальная жи­вопись, употребление погребальных урн без кремации и основная часть предметов гончарного искусства из района Кимбайя — являются следами пребывания здесь аравакских племен в доколумбовы времена (хотя точной датировки нет). Однако эта рабочая гипотеза изменяется по мере тог о, как продвигаются археологические исследования. Они указывают на то, что влияние аравакских племен проявляется в последние фазы развития индейских культур, возникших на берегах и в долинах рек Каука и Магдалена.

Кечуа

В настоящее время точно не установлено распространение языка племен кечуа в доиспанский период. Влияние этого языка, существовавшего в Эквадоре и Перу, проявляется в названиях местности и в многочисленных названиях родов юга страны, а также в проникновении слов кечуанского происхождения в разговорный испанский язык этих районов. Большин­ство исследователей полагают, что это влияние усилилось в период после испанского завоевания, когда кечуа, как и некоторые другие южноаме­риканские языки, стал считаться «языком цивилизации». Миссионеры изучали кечуа и обучали ему другие племена, чтобы облегчить процесс транскультурации. Именно поэтому язык кечуа вышел за пределы своего первоначального очага распространения.