Дос-Пилас при сыновьях Бахлах-Чан-К’авииля. Господство Южного Кукуля в долине реки Пасьон

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Личную жизнь царей авторы монументальных надписей майя, как правило, обходили стороной, поэтому в лучшем случае мы имеем лишь самое общее представление о составе семьи правителя. К счастью, семейство Бахлах-Чан-К’авииля выгодно выделяется на этом фоне. Как уже говорилось, его дочь Иш-Вак-Халам-Чан сыграла видную роль в истории Са’аля. На стеле 24 из Наранхо упомянуты родители царицы: «Священный Кукульский Владыка» Бахлах-Чан-К’авииль и мать по имени Иш-…-Булу’, которая носит высший в иерархии майя титул «западный калоомте’».[i] Хотя место ее происхождения прямо не указано, столь высокий статус наводит на мысль, что Бахлах-Чан-К’авииль взял себе супругу из могущественного Канульского царства.[ii] Такой шаг с его стороны выглядел бы вполне логично, ведь в политической практике майя влиятельные вассалы часто вступали в брак с дочерьми или другими родственницами сюзерена.[iii] Однако наследника престола владыке Южного Кукуля родила не Иш-…-Булу’, а другая женщина, царевна из Ицана – еще одного важного центра в долине реки Пасьон, расположенного в 25 км на северо-запад от Дос-Пиласа. Мы не знаем причин, по которым Бахлах-Чан-К’авииль заключил второй брак. Возможно, Иш-…-Булу’ рано умерла и не оставила наследника мужского пола, или же царь Южного Кукуля попросту был многоженцем. Так или иначе, от царевны из Ицана у него родились сыновья Ицамкокаах-Бахлам и Ицамкокаах-К’авииль, взошедшие на трон после смерти отца.[iv]

Что касается Ицамкокаах-Бахлама, то в настоящее время этот персонаж остается загадочной и малоизвестной фигурой в истории Южного Кукуля. Даже с самим фактом его существования согласны не все исследователи. В Дос-Пиласе сохранилось единичное упоминание о нем на иероглифической лестнице 2. В тексте присутствует имя самого Ицамкокаах-Бахлама, а также названы его родители: владычица из Ицана и Бахлах-Чан-К’авииль. К сожалению, шесть начальных блоков ступени стерты, поэтому дата и глагол события теперь утрачены. Также не поддается чтению блок между именем Ицамкокаах-Бахлама и титулом владычицы из Ицана. Если там стояла фраза «сын матери», то мы имеем дело с типичным изложением родословной правителя. В таком случае Ицамкокаах-Бахлама следует считать вторым царем Южного Кукуля и, вероятнее всего, старшим братом Ицамкокаах-К’авииля. Его правление не было долгим, ведь церемонию окончания двадцатилетия в 692 году проводил еще Бахлах-Чан-К’авииль, а уже в 698 году трон занял младший из братьев Ицамкокаах-К’авииль. Только в этом коротком промежутке и мог царствовать Ицамкокаах-Бахлам, который, вероятно, успел создать или завершить начатое при отце создание иероглифической лестницы 2 из Дос-Пиласа.[v] Стоит, однако, отметить, что, по причине утраты ключевых фрагментов надписи, нельзя полностью отбросить возможность альтернативного ее истолкования. Теоретически сочетание Ицамкокаах-Бахлам могло быть частью имени владычицы из Ицана, имя же ее сына, главного героя повествования, в таком случае приходилось на разрушенную часть текста.[vi] Если стать на такую точку зрения, то Ицамкокаах-Бахлама вовсе не существовало, а прямым преемником Бахлах-Чан-К’авииля, видимо, стал Ицамкокаах-К’авииль.

Как бы там ни было, об Ицамкокаах-К’авииле в источниках сохранилось гораздо больше информации, чем о его гипотетическом старшем брате. Он родился в день 9.12.0.10.11, 13 Чувен 19 К’айаб (28 января 673 года), когда в самый разгар «братской войны» его семья была вынуждена укрываться в Чаахкнаахе от преследовавшего их Нуун-Ухоль-Чаахка. Возможно, именно этим обстоятельством изгнания объясняется расхождение в записи даты его рождения. На стеле 8 из Дос-Пиласа она приведена по Долгому счету как 9.12.6.15.11 (7 апреля 679 года), но такой дате должен соответствовать Календарный круг 11 Чувен 4 Сип, а в блоках G5 и F8 явно записана другая комбинация. Ошибка допущена именно в Долгом счете, а не Календарном круге, поскольку далее в тексте говорится о воцарении Ицамкокаах-К’авииля. Сообщение об этом построено по традиционному для майя принципу: от даты рождения владыки отсчитывается интервальное число 1.5.9.9, ведущее к дате воцарения 9.13.6.2.0, 11 Ахав 18 Во (27 марта 698 года). Обратный отсчет 1.5.9.9 от дня 9.13.6.2.0, 11 Ахав 18 Во ведет к дате 9.12.0.10.11, 13 Чувен 19 К’айаб, которая точно соответствует записи Календарного круга в блоках G5 и F8 и может быть принята в качестве лучшего варианта исправления.[vii] Если предположить, что «ошибка» писцов в данном случае являлась преднамеренной, то ее можно объяснить желанием «перенести» рождение Ицамкокаах-К’авииля на 679 год, когда царская семья уже благополучно вернулась в Дос-Пилас.[viii]

Стела 8 из Дос-Пиласа, фрагмент текста. Фото с сайта «Месоамерика глазами русских первопроходцев»

Стела 8 из Дос-Пиласа, фрагмент текста. Фото с сайта «Месоамерика глазами русских первопроходцев»

Церемония коронации Ицамкокаах-К’авииля в 698 году, также описанная на стеле 8, прошла с необычайной пышностью. Новый владыка взял особый жезл шольте’ и овладел царским паланкином «пред глазами» «богов-гребцов» и К’ан-Туун-Чаахка.[ix] В начале своего правления он, судя по всему, оставался верен внешней политике отца, направленной на союз с Канулем против Кукуля. В Кануле в 698 году также сменилась власть и трон перешел к Йукноом-Тоок’-Кавиилю, который на стеле 8 из Дос-Пиласа упомянут в связи с неизвестным событием, произошедшим в день 9.13.10.11.12, 5 Эб 10 Сак (15 сентября 702 года). Более того, на первом же своем монументе, стеле 1 из Дос-Пиласа, Ицамкокаах-К’авииль сообщает о войне против Тикаля. В день 9.13.13.8.2, 1 Ик’ 5 Йашк’ин (21 июня 705 года) вражеский полководец («человек из Кукуля») был «повержен» и показан как униженный пленник под ногами царя-триумфатора. Примечательно, что сама победа в иероглифической надписи приписана не Ицамкокаах-К’авиилю, а «хозяину К’ин-Бахлама» – могущественному сановнику и военачальнику, будущему правителю Южного Кукуля. На другом монументе, Стеле 11 из Дос-Пиласа, сказано, что «хозяин К’ин-Бахлама» вместе с царем принимал участие в ритуальном танце по случаю окончания пятилетия 9.14.5.0.0, 12 Ахав 8 К’анк’ин (8 ноября 716 года), из чего ясно, что он обладал огромным влиянием при дворе задолго до своего восхождения на трон.[x]

Стела 11 из Дос-Пиласа. Прорисовка С. Хаустона

Стела 11 из Дос-Пиласа. Прорисовка С. Хаустона

Война 705 года – последнее известное нам сообщение о вооруженном конфликте между двумя ветвями кукульской династии. Можно предположить, что после этого поражения тогдашний царь Тикаля Хасав-Чан-К’авииль І прекратил попытки завоевать Дос-Пилас, а правители последнего, в свою очередь, отошли от активного вмешательства в ситуацию в Петене. В дальнейшем Ицамкокаах-К’авииль и его преемники сосредоточились на утверждении и сохранении господства Южного Кукуля над соседними царствами в Петешбатуне и долине реки Пасьон. Прежде всего, приобретает актуальность проблема отношений с династией Тамариндито, которая была сильнейшей в регионе вплоть до прибытия Бахлах-Чан-К’авииля. Как уже приходилось говорить, после 613 года царство Тамариндито на десятилетия исчезло из исторических записей. Хотя в источниках отсутствуют четкие упоминания о его войнах против Южного Кукуля в VII веке, такие косвенные факты, как умышленное разрушение стел из Тамариндито и Арройо-де-Пьедры, свидетельствуют в пользу предположения, что столкновение имело место. Цари Тамариндито, властвовавшие прежде в Петешбатуне, едва ли могли спокойно наблюдать за стремительным возвышением Дос-Пиласа, тем более если они действительно принадлежали к числу вассалов Кукуля-Тикаля, как считают С. Гронемейер и некоторые другие исследователи.

Так или иначе, во времена владычества Ицамкокаах-К’авииля цари Тамариндито согласились на роль вассалов и младших партнеров Южного Кукуля, хотя сохранили за собой некоторое влияние. Давайте проследим ход событий. В надписи на иероглифической лестнице 3 из Тамариндито Ицамкокаах-К’авииль и местный царь Ах-Ик’-Волок упомянуты вместе как участники некоего действия или действий. К большому сожалению, дата и глагол события не сохранились.[xi] Зато можно прочесть имена и титулы родителей Ах-Ик’-Волока. Его мать происходила из местности Никте’наах и носит титул владычицы Чакха’. Как мы знаем, на рубеже VI-VII веков правитель Тамариндито уже брал себе в жены царевну из Чакха’, то есть можно говорить о продолжении давней традиции. Отец Ах-Ик’-Волока Ах-Акан-Наах был, как и сын, царем Тамариндито, хотя кроме этого единичного упоминания мы ничего о нем не знаем. Для исследователей особый интерес представляет указание его точного места в династической последовательности как двадцать пятого преемника легендарного Миин-Мо’-Эк’а.[xii] Царствование Ах-Ик’-Волока относят к началу VIII века, из чего можно приблизительно определить время правления и его отца. Возможно, именно Ах-Ик’-Волок в честь окончания двадцатилетия 9.14.0.0.0, 6 Ахав 13 Муваахн (5 декабря 711 года) установил стелу 7 из Арройо-де-Пьедры, от которой сохранились лишь мелкие фрагменты. Примечательно, что на этом монументе упомянут Ицамкокаах-К’авииль.[xiii]

Стела 14 из Дос-Пиласа, еще один портрет Ицамкокаах-К’авииля. Прорисовка С. Хаустона

Стела 14 из Дос-Пиласа, еще один портрет Ицамкокаах-К’авииля. Прорисовка С. Хаустона

Хотя неясно, о каком событии шла речь на иероглифической лестнице 3 из Тамариндито, можно, во всяком случае, допустить, что Ах-Ик’-Волок поддерживал с Южным Кукулем мирные союзнические отношения. С течением времени эти связи лишь окрепли. Дата смерти Ах-Ик’-Волока неизвестна, но его преемник Мо’-…-Бахлам женился на кукульской владычице, по-видимому, сестре или другой родственнице Ицамкокаах-К’авииля.[xiv] В дальнейшем ребенок от этого брака Чак-Би…-Ахк, двадцать восьмой потомок Миин-Мо’-Эк’а, в день 9.15.0.0.0, 4 Ахав 13 Йаш (22 августа 731 года) установил стелу 2 из Арройо-де-Пьедры, на которой прямо назвал себя подчиненным владыкой Ицамкокаах-К’авииля, к тому времени уже скончавшегося.[xv] Нам такая преданность может показаться необычной, но подчиненные цари или знатные сановники майя сохраняли личную связь со своим повелителем даже после его смерти.[xvi] Чак-Би…-Ахк, видимо, взошел на трон еще при Ицамкокаах-К’авииле, поэтому оставался его вассалом до конца дней своих.

Стела 2 из Арройо-де-Пьедры. Портрет Чак-Би…-Ахка. Фото с сайта «Месоамерика глазами русских первопроходцев»

Стела 2 из Арройо-де-Пьедры. Портрет Чак-Би…-Ахка. Фото с сайта «Месоамерика глазами русских первопроходцев»

Для налаживания тесных отношений с вассалами и укрепления собственных позиций в регионе Ицамкокаах-К’авииль активно прибегал к практике проведения совместных церемоний. Особенно сложное и масштабное действо такого рода, описанное на стеле 15 из Дос-Пиласа, было совершено в ознаменование окончания десятилетия 9.14.10.0.0, 5 Ахав 3 Мак (13 октября 721 года). Тогда владыка Южного Кукуля сначала разбросал комочки ароматной смолы в Дос-Пиласе, а затем в тот же день «представил образ» (вероятно, фигурку или статую) «G1»-К’авииля в расположенном в 27,5 км на восток Сейбале и установил стелу «G1»-К’авииля в К’иничпа’вице (Агуатека).[xvii] По-видимому, эта церемония с объездом подконтрольных территорий помимо собственно ритуального имела и политический смысл: Ицамкокаах-К’авииль отчетливо продемонстрировал, кому принадлежит верховная власть в регионе. Спустя восемьдесят дней празднество продолжили установлением стелы в К’инха’нале и ритуальным танцем на Главной площади Дос-Пиласа. Юбилейным танцам Ицамкокаах-К’авииль вообще придавал огромное значение: они упомянуты сразу на трех его стелах.[xviii]

Стела 15 из Дос-Пиласа. Прорисовка С. Хаустона

Стела 15 из Дос-Пиласа. Прорисовка С. Хаустона

Если Бахлах-Чан-К’авииль свои усилия как строитель сосредоточил в центральной части Дос-Пиласа, то Ицамкокаах-К’авииль основное внимание уделял расположенной примерно в километре на восток группе К’инха’наль, называемой сегодня Эль-Дуенде. Там на вершине естественного холма построили пирамиду, а его более низкие склоны преобразовали в ряд поддерживающих террас, создавая впечатление единого массивного сооружения (все это располагалось над естественной пещерой). На платформах террас были установлены пять стел с парными алтарями, в текстах на трех из них (стелы 11, 14 и 15) описаны календарные обряды и военные успехи Ицамкокаах-К’авииля.[xix]

Реконструкция пирамиды Эль-Дуенде (а) и топоним К’инха’наль (b). Реконструкция А. Демареста, прорисовка топонима С. Хаустона

Реконструкция пирамиды Эль-Дуенде (а) и топоним К’инха’наль (b). Реконструкция А. Демареста, прорисовка топонима С. Хаустона

Ицамкокаах-К’авииль скончался в день 9.14.15.1.19, 11 Кавак 17 Мак (26 октября 726 года) и был похоронен в ночь на 30 октября «посреди Дос-Пиласа», что «видели двадцать восемь владык». Оказывая дань уважения этому успешному правителю, его преемник …н-Ти’-К’авииль установил стелу 8 из Дос-Пиласа, в длинной и изящной надписи на которой в частности перечислены такие события, как рождение, воцарение, смерть и погребение Ицамкокаах-К’авииля. Монумент располагался на восточной стороне Главной площади перед разрушенным теперь «Сооружением L5-1», поэтому археологи провели там раскопки с целью найти царскую гробницу. Поиски увенчались успехом: на уровне 9 м ниже вершины здания был обнаружен сводчатый склеп, в котором лежало тело, одетое в тяжелый жадеитовый воротник и браслеты, окруженное прекрасной расписной керамикой и почти четырьмя сотнями фрагментов мозаики из раковин, бывших некогда украшением сложного головного убора. Хотя не удалось найти никаких сопровождающих текстов, подтверждающих личность покойного, все прочие доказательства указывают на это погребение как на место упокоения Ицамкокаах-К’авииля.[xx]

А. Демарест рассматривает останки правителя и подношения, найденные в гробнице внутри «Сооружения L5-1»

А. Демарест рассматривает останки правителя и подношения, найденные в гробнице внутри «Сооружения L5-1»

Любопытно, что о смерти Ицамкокаах-К’авииля сообщалось не только на стеле 8 из Дос-Пиласа, но и на одной из украшенных тонкой резьбой костей, найденных в гробнице Хасав-Чан-К’авииля І внутри «Храма I» в Тикале. Возможно, интерес, проявленный в Тикале к этому событию, объясняется кровным родством двух кукульских царей. При этом, однако, Ицамкокаах-К’авииль, по вполне понятным причинам, назван не «Священным Кукульским Владыкой», а лишь «человеком из Дос-Пиласа»: две ветви династии продолжали оспаривать друг у друга право использовать кукульский царский титул, хотя напряженность в отношениях между ними, видимо, постепенно снижалась.[xxi]

Если попытаться кратко подвести итоги правления Ицамкокаах-К’авииля, то можно сказать, что из сухих и лаконичных монументальных надписей возникает образ талантливого политика и умелого дипломата. На первых порах он шел по стопам отца и сохранял верность союзу с Канулем. Однако после поражения в войне 695 года Канульская держава ослабла, поэтому, насколько можно судить, Ицамкокаах-К’авииль вскоре высвободился из-под опеки и перенял на себя роль регионального гегемона в долине реки Пасьон. При этом на своих стелах он редко пишет о военных достижениях. Помимо победы над полководцем Хасав-Чан-К’авииля І в 705 году, мы знаем лишь о двух кампаниях Ицамкокаах-К’авииля в 717 и 721 годах, которые, по всей видимости, были направлены против малозначительных врагов, ясные упоминания о которых в других надписях отсутствуют. Основным способом подтверждения лояльности вассалов и укрепления единства внутри созданного объединения стало совместное участие в различных церемониях.


[i] Надпись на стеле 24 из Наранхо переведена на русский язык В. Талахом и доступна в публикации: Талах В. Н., Куприенко С. А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. и пер. В. Н. Талах, С. А.  Куприенко. – Киев: Видавець Купрієнко С. А., 2013. – С. 30-32. URL: http://kuprienko.info/talah-v-n-kuprienko-s-a-amerika-pervonachal-naya-istochniki-po-istorii-majya-naua-astekov-i-inkov/

[ii] Там же

[iii] Смотрите об этом: Martin S. Wives and Daughters on the Dallas Altar // Mesoweb Articles, 2008. URL: http://www.mesoweb.com/articles/martin/Wives&Daughters.pdf

[iv] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 57-58.

[v] Guenter S. The Inscriptions of Dos Pilas… P. 29-30.

[vi] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 58.

[vii] Mathews P. Notes on the Inscriptions on the Back of Dos Pilas Stela 8 // The Decipherment of Ancient Maya Writing / Ed. by S. Houston, O. Chinchilla, D. Stuart. – Norman: University of Oklahoma Press, 2001. – P. 397-398.

[viii] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 58.

[ix] Перевод надписи на стеле 8 из Дос-Пиласа на украинский язык смотрите в: Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична iсторiя держави майя Баакаль за матеріалами корпусу епіграфічних джерел Паленке (Лакамха'): дис. … кандидата іст. наук: 07.00.03. – Київ, 2012. – С. 523-527.

[x] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 58; Беляев Д. Д. Династическая история Дос-Пиласа и Агуатеки. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/dos_pilas.html

[xi] С. Гронемейер на основании того факта, что имени Ах-Ик’-Волока предшествует традиционное в политической риторике майя выражение «он повелел это», пришел к заключению, что царь Тамариндито руководил действием, которое совершил правитель Южного Кукуля, то есть занимал по отношению к нему доминирующую позицию сюзерена. Впрочем, поскольку важнейшие части надписи теперь утрачены, представляется рискованным делать на ее основании столь далекоидущие выводы. Отметим лишь, что в том же тексте Ицамкокаах-К’авииль носит высший в иерархии майя титул калоомте’, поэтому едва ли он мог в данном случае выступать в качестве вассала Ах-Ик’-Волока. Смотрите также: Gronemeyer S. Monuments and Inscriptions of Tamarindito… P. 17-18. 

[xii] Беляев Д. Д. Правители Тамариндито. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/lord-tamarindito.html

[xiii] Houston S. Hieroglyphs and History at Dos Pilas… P. 114. Полной уверенности в тождественности правителя стелы 7 из Арройо-де-Пьедры Ах-Ик’-Волоку нет, поскольку большая часть надписи с этого монумента, в том числе имя местного владыки, утрачена. С. Гронемейер в своей реконструкции династической истории Тамариндито обратил внимание на фрагмент ступени иероглифической лестницы из этого городища. От оригинального текста на ней сохранилось лишь несколько блоков, в которых упомянут «Священный Владыка Тамариндито» Ха’-…-Эк’ и, видимо, сказано о воцарении его преемника, имя которого начиналось с компонента К’инич. По мнению Гронемейера, в данном случае названы цари, правившие какое-то недолгое время после Ах-Ик’-Волока и перед коронацией Мо’-…-Бахлама. Такое толкование остается, однако, весьма спорным. Прежде всего, в надписи, о которой идет речь, отсутствуют даты, поэтому не исключено, что там ретроспективно говорилось о легендарных или ранних владыках. Хотя царский список Тамариндито нам известен далеко не полностью, династический счет не оставляет места для лакун в первой четверти VIII века. Отец Ах-Ик’-Волока считался двадцать пятым царем, а Чак-Би…-Ахк был двадцать восьмым. Между ними как раз располагались два правителя: сам Ах-Ик’-Волок и Мо’-…-Бахлам. Смотрите также: Gronemeyer S. Monuments and Inscriptions of Tamarindito… P. 19-20.

[xiv] На воздвигнутой его сыном стеле 2 из Арройо-де-Пьедры Мо’-…-Бахлам обозначен титулом без традиционного прилагательного «священный», что, возможно, говорит о его подчиненном статусе. Также он назван «человеком из Чакха’», то есть мы имеем очередное свидетельство тесных родственных связей династии Тамариндито и Арройо-де-Пьедры с этим загадочным царством.

[xv] Перевод надписи на стеле 2 из Арройо-де-Пьедры на украинский язык смотрите в: Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична iсторiя… С. 543-544. Д. Беляев полагает, что на стеле 14 из Дос-Пиласа повествуется о том, как в день 9.14.5.3.14, 8 Хиш 2 Кумк’у (21 января 717 года) Ицамкокаах-К’авииль одержал победу над Никте’наахом, родиной матери Ах-Ик’-Волока. Если так, это может означать, что силами Южного Кукуля в царстве Тамариндито был осуществлен переворот, в результате которого к власти пришел послушный ставленник Ицамкокаах-К’авииля, женатый на его родственнице. Но, хотя название побежденного противника на стеле 14 действительно напоминает топоним в титуле царицы Тамариндито, полной уверенности относительно их тождественности пока нет. Смотрите: Houston S. Hieroglyphs and History at Dos Pilas… P. 111; Беляев Д. Д. Правители Тамариндито. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/lord-tamarindito.html

[xvi] Смотрите: Martin S., Grube N. Chronicle… P. 183.

[xvii] «G1»-К’авииль – сложное божество, видимо, сочетавшее атрибуты богов «G1» и К’авииля и высоко почитавшееся в ряде царств долины реки Пасьон. Смотрите: Беляев Д. Д. Династическая история Дос-Пиласа и Агуатеки. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/dos_pilas.html

[xviii] Смотрите подробнее: Looper M. To Be Like Gods: Dance in Ancient Maya Civilization. – Austin: University of Texas Press, 2009. – P. 22-28.

[xix] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 58.

[xx] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 59.

[xxi] Там же. Любопытную альтернативную интерпретацию данного факта предложил С. Гюнтер. По его мнению, на костях из «Храма I» Ицамкокаах-К’авииль упомянут как один из злейших врагов Хасав-Чан-К’авииля І, смерть которого, как считали в Тикале, была вызвана действиями могущественных и зловещих духов, подвластных кукульскому владыке. Если этот исследователь прав, то вражда между двумя ветвями династии вовсе не затихла. Смотрите: Velásquez E. Los vasos de la entidad política de ‘Ik’: una aproximación histórico-artística. Estudio sobre las entidades anímicas y el lenguaje gestual y corporal en el arte maya Clásico. Tesis de doctorado en Historia del Arte. México: Universidad Nacional Autónoma de México, 2009. – P. 96, Note 24.