Долина верхнего течения р. Уальяга

Башилов Владимир Александрович ::: Древние цивилизации Перу и Боливии

Долина верхнего течения р. Уальяга

Культура Котос

В 1960 г. экспедиция Токийского университе­та раскопала поселение Котос, расположенное в верховьях р. Уальяга, в 5 км от г. Уануко[171].

Строительные остатки. В толще жилого хол­ма были обнаружены перекрывающие друг друга горизонты зданий (от горизонта J вни­зу до А наверху). В самом нижнем было от­крыто сооружение, которому исследователи да­ли название «Храм скрещенных рук» по рель­ефу, найденному на стене. Над рельефом была ниша с костями животных[172]. Интерпретация этого здания как ритуального весьма вероятна. В этом горизонте, как и в следующем (I), не найдено керамики.

Выше «Храма скрещенных рук» шло восемь горизонтов построек. Во времена строительно­го горизонта Н холм состоял из двух плат­форм, ступенями поднимавшихся над окружа­ющей местностью[173]. Края платформ подпира­ли каменные стены. На платформах стояли ка- кие-то сооружения, скорее всего жилого типа. В некоторых из них найдены очаги (например, в помещении U-R21). Такая конструкция хол­ма была унаследована еще от горизонта I и продолжала существовать вплоть до горизон­та F (подпорные стены верхней платформы — U-W66, U-W59, U-W54 и U-W50 — совершен­но совпадают на плане) [174].

Во времена, к которым относятся горизонты D(E) и С[175], положение меняется. Существует только одна платформа. На ней располагают­ся здания. Вторая платформа появляется сно­ва только в горизонте В[176].

Тогда же, а может быть, несколько ранее, были застроены места, непосредственно при­мыкающие к первоначальному сооружению (горизонт К) [177].

Между платформами были устроены камен­ные лестницы. К горизонту D(E) относится дренажный канал из плоских плиток, шедший от центра поселения.

Культура Котос. Этап Уайра-хирка

Культура Котос. Этап Уайра-хирка

Реконструировать здания, стоявшие на плат­формах, почти невозможно, потому что их ос­татки обычно очень незначительны и хаотич­ны. Открыто несколько помещений типа квад­ратных или прямоугольных комнат самых раз­личных размеров[178]. Они тесно примыкают друг к другу. Выход прослеживается далеко не всегда.

При сооружении каждого следующего гори­зонта здания предыдущего обрушивали и за­сыпали. Поверх них намазывали глинобитный пол, на котором возводили новые дома. Сте­ны складывали из крупных камней, принесен­ных с речного берега. Их укладывали гладки­ми сторонами наружу без всякой подтески и скрепляли глиняным раствором. Для подпор­ных стен камни клали в один ряд в виде пан­циря. Иногда их покрывали глиняной обмазкой.

Внутри некоторых помещений найдены длинные прямоугольные (горизонт К) и квад­ратные (горизонт А)[179] каменные вымостки, примыкающие к стенам. Высота их 0,20— 0,40 м над уровнем пола. Они обычно обмаза­ны глиной.

Кое-где в комнатах горизонтов Н, F, D(E) встречены квадратные очаги, выложенные из камней[180]. В домах горизонта К специальных очагов не найдено, но встречены кострища.

Погребения. В толще холма Котос обнару­жено 46 погребений. Древнейшее из них отно­сится ко времени существования горизонтов Н и G (U-S22). Это каменный ящик, в кото­ром, однако, не найдено ни остатков костей, ни вещей. Два погребения синхронны горизон­ту F (U-S14 и U-S17).

С горизонтом D(E) связаны могилы, в кото­рых покойники похоронены сидя, лицом на за­пад[181]. Стенки могил выложены камнем.

Культура Котос. Этапы Котос и Чавин

Культура Котос. Этапы Котос и Чавин

Наибольшая группа погребений (11) син­хронна, по-видимому, горизонтам С и В. Умер­шие похоронены в каменных ящиках или ямах, закрытых камнями[182]. Они помещены в могилу сидя, лицом на восток. Часто вместе с ними положен один сосуд. В могиле L-S7 найдены кости животных.

В верхнем горизонте (А) появляются по­гребения нового типа. Это захоронение в яме, иногда выложенной каменными плитами[183]. Покойники скорчены на боку, лицом к восто­ку. Их сопровождают сосуды и украшения.

Керамика. С. Ицуми и Т. Соно разбивают ке­рамику, найденную на поселении Котос, на 14 групп[184].

В слоях, относящихся к строительным гори­зонтах Н и G, найдена керамика групп IX—XI, а также VII, XIII и XIV. В это время широко распространены горшки со слегка припухлым венчиком, иногда немного отогнутым, и с яйце­видным, по-видимому, туловом (формы 3, 4, 25, 26 и 28) [185]. Встречаются сосуды с почти вертикальными стенками и утолщенным венчи­ком (формы 40, 43).

Ряд форм характерен только для того вре­мени. Овальный ладьевидный сосуд с припод­нятыми концами (форма 54) имеет венчик, от­тянутый в нескольких местах в виде неболь­ших выступов. Такие же детали есть и на вен­чиках круглых сосудов (форма 30). Удлинены пропорции и у «почковидного» сосуда, одна из сторон которого как бы вдавлена внутрь (фор­ма 61). В ходу были и треугольные в плане сосуды с высоко поднятыми углами (форма 53), и различного рода миски.

Культура Котос. Этап Сахара-патак - Сан Блас

Культура Котос. Этап Сахара-патак - Сан Блас

Посуду украшали нарезным орнаментом, образующим на боках сосудов полоски, ром­бы, квадраты и треугольники, заштрихован­ные внутри частой нарезкой. Встречаются и ряды полукружий[186]. Очень широко применя­лось заполнение нарезки краской после об­жига сосуда. Особенно характерно для того времени употребление красного, желтого и бе­лого цветов.

Во времена существования строительного горизонта F сохраняются все описанные кера­мические группы, хотя количество керамики групп IX—XI сокращается. Особенно широко распространяется керамика группы VII, поя­вившаяся еще в предыдущий период. Харак­терные формы этого времени — широкие и глубокие мискообразные сосуды с расходя­щимся венчиком, вогнутыми стенками и округ­лым дном (формы 59, 62) [187]. Иногда посредине тулова идет ребро (форма 58). В этом же го­ризонте найдено много различных мисок (фор­мы 31, 57, 64). Своеобразна глубокая миска с прямыми расходящимися стенками и слегка опущенным «карнизом», идущим вокруг все­го сосуда ниже венчика (форма 60). По-прежнему применяются треугольные сосуды с под­нятыми углами.

Появляются и совершенно новые, не имею­щие прототипов в керамике предшествующего времени формы — бутылка с округлым, изред­ка цилиндрическим туловом и высоким узким горлом (формы 7, 17) и сосуд со стремевидным горлом (форма 19).

Культура Котос. Этап Игерас

Культура Котос. Этап Игерас

Посуда украшена широкой нарезкой и точ­ками. По четыре таких точки помещено обычно в ромбы, четверка которых образует большой ромб. Иногда точки находятся в по­лосах, треугольниках, квадратах и других фи­гурах[188]. Часто встречаются дуги, примыкаю­щие друг к другу, образуя узор, напоминаю­щий чешую рыбы. В центре каждой чешуй­ки — точка[189]. Очень характерно украшение со­судов с вогнутыми стенками (формы 59, 62) человеческими личинами. На стенках помеща­ются выпуклости с нанесенными нарезкой гла­зами, ртом и ноздрями, переданными парой точек[190]. Прическа или головной убор изобра­жаются в виде нимба.

На стенке одной бутыли обнаружено изображение початка кукурузы[191]. На одной из мисок — схематический рисунок сидящего ко­шачьего хищника, выполненный в своеобраз­ной манере[192]. На тулове двух сосудов нанесе­но антропоморфное изображение, причем сде­лана явная попытка подчеркнуть его формы профилировкой[193]. Горлышки обоих сосудов отбиты, но можно предположить, что они бы­ли моделированы в виде человеческой головы. Это первый шаг к созданию фигурной кера­мики.

Орнамент нанесен широкой нарезкой, кото­рая заполняется трехцветной или одноцветной пастой.

Особенно характерно употребление черной краски («графитная роспись»), покры­вающей значительные части поверхности сосу­да.

Состав керамического материала, связанно­го с горизонтом D(E), почти не изменяется по сравнению с предшествующим временем. К нему только добавляется керамика группы

VI, которая появляется внезапно и в доволь­но большом количестве[194]. Для нее характерны плоские миски (формы 35, 37, 41), глубокие мискообразные сосуды с выпуклыми стенками (форма 36) и сосуды с широким и невысоким горлом, идущим раструбом (форма 12). Ши­роко распространяются бутылки (формы 7, 18) и сосуды со стремевидным горлом.

Вместе с новыми формами появляются и но­вые приемы орнаментации сосудов. На кера­мике группы VI часты узоры стиля Чавин, на­несенные широкой нарезкой, и зоны, ограни­ченные нарезкой и покрытые оттисками ша­гающего зубчатого штампа[195].

Мотивы орнамента различны. Очень широ­ко распространены кружки с точкой или ма­леньким кружком в центре[196], S-образные знач­ки[197] и изображения сильно стилизованных элементов кошачьего хищника и кондора, ко­торые так характерны для искусства Чавин[198]. В отдельных случаях это полное изображение птицы с распростертыми крыльями[199]. На неко­торых обломках встречены изображения почат­ка кукурузы[200]. Очень интересно граффити на одном из черепков, где нарисован зверь с го­ловой, выполненной в типично чавиноидной манере[201]. Изредка сосуды украшены малень­кими овальными налепами с нарезкой[202]. Налепными были и головы птиц, расположенных у края сосуда. Их распростертые крылья и туловище переданы нарезкой [203].

В целом керамика группы VI выглядит чу­жеродной и не имеющей корней в материале предшествующих горизонтов холма Котос.

В следующих горизонтах (С и В) процент этой керамики тоже незначителен. Исчезают здесь и группы IX—XI. Зато встречается посу­да групп III—V и в небольшом количестве группы I. Сосуды групп III—V тесно связаны между собой. Многие их формы генетически, по-видимому, восходят к керамике группы VII, которая также встречается в слоях того вре­мени, хотя и в гораздо меньших количествах. Это прежде всего относится к мискообразным сосудам с расходящимися стенками (формы 42, 44), которые типологически связываются с характерными сосудами предшествующего вре­мени. Кроме них известны глубокие округлые миски (формы 24, 34, 46, 47, 50, 51) и округлые сосуды с венчиком раструбом (форма 9 и, может быть, 13). Горлышко раструбом вообще характерно для того времени (формы 10, 11) и, возможно, восходит к аналогичным формам группы VI, так же, как и сосуды с прямыми или чуть выпуклыми сторонами (форма 39). С простой гладкой посудой предшествующих периодов можно, по-видимому, связать и боль­шие яйцевидные горшки (форма 23). Своеоб­разны глубокие сосуды с уступом (форма 52). Бутылки и сосуды со стремевидным горлом ис­чезают совершенно.

Керамике того времени свойственна специ­фическая орнаментика. Однако некоторые ее черты восходят к декоративным мотивам пред­шествующего периода. Наиболее часты поло­сы вдоль венчика, ограниченные нарезкой и заполненные точками, кружками, небольшими горизонтальными вдавленнями. Эти элементы встречаются и с горизонтальными линиями (чаще всего парными) с точками на концах[204]. Нередко полоса дополняется свисающими тре­угольниками или полукружиями, заполненными точками. Эти элементы попадаются и отдель­но[205]. Часто на керамике начерчены повторяю­щиеся зигзаги, квадраты и другие геометриче­ские фигуры[206]. Орнамент наносится нарезкой, наколами и оттисками штампа. Роспись не применяется.

Помимо геометрической изредка встречает­ся и сюжетная орнаментика. На одном из со­судов нарезкой изображена схематическая че­ловеческая фигура, держащая в руках головы двух животных, одно из которых, несомненно, змея[207]. На двух черепках, относящихся к ке­рамической группе IV, найдено изображение птиц с рельефно выделенными головой и туловищем[208]. Они по схеме также повторяют изо­бражения предшествующего периода, но го­раздо грубее и схематичнее. От них сильно от­личается фигура птицы с распростертыми крыльями en face на стенке одного из сосу­дов[209]. Скульптурные птичьи головки en face, возможно от аналогичных украшений посуды, довольно часто встречаются в слоях горизон­тов С и В[210].

Сосуды с горлом часто бывают украшены ан­тропоморфной личиной с выступающим носом и круглыми глазами[211]. Личина сходного вида встречена и на отдельном обломке[212]. На не­которых сосудах имеются зооморфные руч­ки[213].

Очень интересно изображение растения, про­черченное на обломке сосуда[214]. С. Ицуми и Т. Соно считают, что это маниок.

С верхним горизонтом (А) поселения Котос связана керамическая группа I. Обломки ке­рамики этой группы встречаются еще в слоях горизонтов С и В, составляя 10—12% всей ке­рамики в слое. В слоях горизонта А на их до­лю приходится 36,74%. Продолжают встре­чаться и черепки, относящиеся ко всем груп­пам предшествующего времени.

Для группы I характерны новые формы, рас­пространившиеся в Котос именно в последний период его существования. Прежде всего это сосуды с округлым туловом и широкими, при­поднятыми кверху ручками по бокам (формы 14—16). Они имеют или короткий отогнутый венчик, или широкое горло раструбом. Найден также асимметричный сосуд с туловом, напо­минающим птичье, и ручкой (форма 68). Кро­ме того, встречаются глубокие миски с ручка- ми-налепами по бокам и широкие плоские мис­ки[215]. К тому же периоду относятся кувшин с грушевидным туловом[216]. и фигурные тетраподы с двумя ушками для подвешивания (фор­ма 56).

Керамика этого времени украшена наколами и различными налепами. Горло-раструб часто оформлено в виде человеческого лица. Глаза, нос, рот и уши переданы налепами с углубле­ниями или нарезками[217]. Линия волос, совпадающая часто с краем венчика, передана ва­ликом с поперечной насечкой. В одном случае таким валиком обозначены очертания лица (скулы, подбородок). Валики с насечкой, как горизонтальные, так и вертикальные, встреча­ются довольно часто[218].

Некоторые налепы на боках сосудов имеют зооморфный облик[219]. Фигурные тетраподы ук­рашены двумя расходящимися головами зве­ря на длинной шее[220].

Керамические изделия, найденные в Котос, не ограничиваются посудой. Из глины дела­лись бусы и подвески [221], ложки[222] и плоские, круглые, изредка зубчатые пряслица[223]. Иног­да они выточены из обломков стенок сосудов. В нижних слоях холма пряслиц немного. Чис­ло их возрастает, начиная со строительного горизонта F.

С этим же горизонтом С. Ицуми и Т. Соно связывают и большую часть найденных ими глиняных человеческих фигурок[224]. Их немно­го и почти все они разбиты. Единственный це­лый экземпляр [225] представляет собой сидящую человеческую фигуру с непропорционально большой головой. На щеках — две полоски, идущие вниз от круглых глаз. Прическа пере­дана резными линиями. На шее — ожерелье. Руки сложены на груди. На спине — выпуклое изображение какого-то зверя с распластанны­ми лапами. Большая часть статуэток, найден­ных в обломках, близка к описанной прежде всего по трактовке черт лица и по другим де­талям [226].

Фигурки встречаются и в более поздних сло­ях, но они немногочисленны и довольно аморф­ны [227].

Каменный инвентарь. Среди каменных ору­дий культуры Котос выделяются массивные Т- образные топоры[228]. Они достигают 30 см в длину и 3 см в толщину. По обеим сторонам обушка — выступы, направленные к лезвию и служившие, по всей вероятности, для крепле­ния топора в рукояти. Изредка встречаются и небольшие экземпляры (длиной 8—15 см). На поверхности заметны следы полировки, но не слишком тщательной. Такие топоры встречены в строительных горизонтах С и А и в слоях 4—1 у подножия холма.

Найдены и другие каменные орудия. Это клиновидный полированный топор[229], проушной молот или кирка[230], трапециевидный нож [231] и орудия с лезвием, которые С. Ицуми и Т. Соно определяют как ножи или долота [232].

Наконечники метательных копий или дроти­ков встречены во всех слоях, причем для стро­ительных горизонтов Н, G и F характерны кремневые, а для горизонтов D(E), С, В, А и слоев у подножия холма — сланцевые. Крем­невые наконечники имеют различные формы. Наиболее распространены лавролистные[233] и треугольные со слегка выпуклыми сторонами и прямым основанием [234]. Встречаются нако­нечники с пильчатым черешком [235].

Все они отретушированы с двух сторон и по лезвиям. Сланцевые наконечники имеют фор­му высокого (высотой до 7 см) равнобедрен­ного треугольника с несколько выпуклыми бо­ками и прямым основанием [236]. Они тонкие и хорошо отполированы. Лезвия заточены.

В каменном инвентаре культуры Котос важ­ное место занимают навершия палиц. Чаще всего они имеют сферическую форму[237], но бывают круглыми кольцеобразными [238], «звезд­чатыми»[239] и «с пояском»[240]. Почти все навер­шия последних трех типов найдены в слоях горизонта А. Известны и круглые каменные шары — «болас»[241].

В верхних горизонтах (В, А) встречены зер­нотерки и куранты[242].

Из камня, кроме того, изготовлялись бу­сы [243], подвески [244] и кольца для ушей[245]. Най­дены и зеркала из гагата [246].

Вещи из кости и раковин. Костяные предме­ты широко распространены в культуре Котос. Это иглы с круглым ушком [247], шилья, иногда с лопаточкой на другом конце[248], булавки с круглыми и цепочкообразными навершиями[249], различного рода лопаточки[250] и ложечки[251]. Найдены также два свистка[252], гребень или скорее гребенчатый штамп[253] и другие мелкие предметы. Многочисленны бусы и подвески из кости и раковин[254]. Их форма очень разнооб­разна.

Металл. Все металлические предметы найде­ны в слоях и погребениях горизонта А. Среди них медная игла и мелкие медные подвески, свернутые в виде колокольчика[255]. Особенно интересны булавки. У некоторых из них навер­шия круглые с маленьким отверстием у осно­вания, но встречаются и булавки с навершием, на котором изображена человеческая фигура в пышном головном уборе, с двумя животны­ми по бокам[256].

Периодизация. В основу периодизации куль­туры Котос, предлагаемой С. Ицуми и Т. Соно, положена стратификация строительных гори­зонтов, с которыми они связывают те или иные керамические группы. Однако эти исследова­тели опираются на учет только целых или поч­ти полностью реставрированных сосудов и их связи с тем или иным горизонтом[257]. Черепки посуды привлечены только как вспомогатель­ный материал[258]. Это заставляет авторов свя­зывать каждую керамическую группу только с тем горизонтом, где найдены целые сосуды этой группы[259]. Находки черепков этой же группы в других слоях они считают результа­том перемешивания при перестройках. Одна­ко распределение керамики по горизонтам[260] показывает, что такой подход вряд ли прави­лен. Например, керамика группы I встречает­ся во всей толще холма. Но в четырех нижних горизонтах — Н, G, F, D(E) —она составляет самое большее 3,37% всей керамики, а в трех верхних—С, В и А — соответственно 10, 13,39 и 36,74%. Сходное положение и с керами­кой групп III, IX и X. В то же время черепки группы VII встречаются в довольно значитель­ных количествах (от 12,4 до 51,5%) во всех го­ризонтах. Везде, хотя и в несколько других со­отношениях, прослеживаются керамические группы XIII и XIV.

Процентное соотношение керамики по сло­ям у подножия холма (раскоп L) позволяет сопоставить слои 1 и 2 с горизонтом А, 3 и 4— с горизонтами В и С, а слои 5 и 6 считать при­близительно одновременными горизонту D(E) и отчасти F.

С.     Ицуми и Т. Соно выделяют пять основ­ных периодов существования памятника[261]: Котос Уайра-хирка (горизонты Н, G; керами­ческие группы IX—XI); Котос Котос (горизонт F; керамические группы VII и VIII); Котос Ча­вин (горизонт D(E); керамика группы VI); Котос Сахара-патак и Котос Сан Блас[262] (го­ризонты С и В и керамические группы III—V) и Котос Игерас (горизонт А и керамическая группа I).

Авторы раскопок совершенно правильно рассматривают все эти периоды как этапы раз­вития одной и той же культуры. Это особенно подчеркивается тем, что гладкая неорнаментированная керамика групп XIII и XIV (по-ви­димому, бытовая) встречается в довольно зна­чительном количестве во всей толще холма.

Наиболее ранние из раскопанных горизон­тов (J и I) — бескерамические. Поэтому уста­новить преемственность их материала с куль­турой периода Котос Уайра-хирка очень труд­но. Керамика здесь появляется сразу и в та­ком развитом виде, который позволяет пред­полагать, что она уже прошла значительный путь эволюции.

Кроме холма Котос, эта керамика встрече­на только в подъемном материале на близле­жащем памятнике Уайра-хирка.

Керамический комплекс следующего перио­да — Котос Котос — по всей вероятности, вос­ходит к керамике Уайра-хирка, хотя некото­рые формы исчезают или сильно трансформи­руются. Появляются новые формы, такие, как бутылки и сосуды со стремевидным горлом. Их появление можно расценивать как влияние культуры Чавин.

Очень большие изменения происходят в на­чале периода Котос Чавин. В это время преры­вается традиция двухступенчатой постройки холма. Подпорные стены, которые в каждом из предыдущих строительных горизонтов над­страивались, разрушаются. Сменяется обряд погребения. Покойников помещают в могилу сидя, а не лежа, как в предшествующее вре­мя. На смену кремневым наконечникам дро­тиков приходят сланцевые. Появляется со­вершенно новая и своеобразная керамика группы VI. Широко распространяются чавиноидные формы сосудов и мотивы орнаментации. Все это можно объяснить лишь вторжением носителей культуры Чавин, подчинивших жи­телей поселения Котос, которые, однако, не были полностью ассимилированы пришельца­ми, так как состав керамики (за исключением появления группы VI) практически не изме­нился. Это говорит и о том, что период Котос Чавин вряд ли был продолжителен. Скорее все­го его следует рассматривать как заключи­тельную фазу Котос Котос.

В следующий период, Котос Сахара-патак — Сан Блас, верх берут местные традиции в ке­рамике, что выражается в продолжении ряда форм, восходящих к посуде периода Котос Ко­тос. Чавиноидные бутылки и сосуды со стре­мевидным горлом исчезают из употребления. Но вторжение носителей культуры Чавин не прошло бесследно. Отголоски его чувствуются в орнаментике посуды. К нему восходят, по- видимому, и некоторые религиозные представ­ления, так как покойников продолжают хоро­нить сидя. Но и здесь нет полной преемствен­ности с предшествующим периодом. В Котос Чавин умерших хоронили в каменных ящиках без вещей, в сидячем положении, лицом к за­паду, а в период Котос Сахара-патак — Сан Блас их усаживают лицом к востоку и ставят с ними сосуд, возможно, с погребальной пи­щей.

Керамика этого периода найдена на поселе­нии Сахара-Патак, километрах в 15 от Котос, и на памятниках к югу от Котос, в районе озе­ра Хунин [263].

В последний период жизни памятника — Ко­тос Игерас — его обитатели снова испытывают сильное влияние соседних культур. С ним свя­заны широкое распространение керамической группы 1[264] и новое изменение погребального обряда (покойников хоронят в скорченном по­ложении на боку). Источник этого влияния не ясен, но скорее всего оно шло со стороны по­бережья и связано с распространением куль­тур с керамикой, расписанной белым по крас­ному. Это подтверждается и находками на па­мятнике КЗ, в 300 м от поселения Котос. Здесь обнаружены кольцевые каменные выкладки диаметром 5—6 м неизвестного назначения [265]. В подстилающем их культурном слое вместе с керамикой группы I найдены черепки, расписанные белым по красному (керамическая группа II).

В период Котос Игерас появляются изделия из металла, причем в очень развитой форме например булавки с антропоморфным изобра­жением). Поскольку в более ранних слоях холма металла не найдено совсем, можно счи­тать, что его появление связано с упоминав­шимся влиянием со стороны побережья. Одна­ко и в материале последнего периода просле­живается целый ряд черт, восходящих к древ­ним традициям культуры Котос. Поэтому гово­рить о полном изменении этнического состава населения памятника не приходится.

Материалы, найденные в Котос, позволяют сделать некоторые выводы о хозяйстве жите­лей этого поселения. С. Ицуми и Т. Соно, на основании находки костей ламы в нише «Хра­ма скрещенных рук» предполагают, что до­машние ламы были уже во времена строитель­ного горизонта J[266], но такой материал недо­статочен. Большое количество костей, в том числе и обожженных, найдено в слоях, относя­щихся к периоду Котос Котос. Здесь же встре­чены и рыбьи кости. Это говорит об употребле­нии в пищу рыбы и мяса ламы, но вопрос о до­местикации животных остается открытым до проведения остеологических исследований.

Время Котос Котос и Котос Чавин ознаме­новано знакомством жителей поселения с ку­курузой. По-видимому, это связано с влияни­ем, а затем и появлением здесь носителей культуры Чавин. Недаром именно на бутылке чавиноидного облика встречено изображение початка — одно из первых свидетельств о ку­курузе в Южной Америке. Но только в период Котос Сахара-патак — Сан Блас широко рас­пространяется возделывание этого злака, о чем свидетельствуют многочисленные зернотерки и терочники, находимые в слоях того времени.

Если правильно мнение С. Ицуми и Т. Соно о том, что на черепке из строительного гори­зонта В изображен маниок, то можно предпо­лагать, что жители верховьев р. Уальяга воз­делывали и это растение, столь характерное для земледельческого очага тропических об­ластей Амазонки.

Археологический материал поселения Котос не дает возможности сделать какие-либо до­стоверные выводы о социальных отношениях у носителей этой культуры. Следы имуществен­ной дифференциации в погребениях всех пе­риодов не заметны.


[171] The Scientific Expedition..., 1962; S. Izumi and T. Sono, 1963.

[172] S. Izumi and T. Sono, 1963, цв. табл. 1; табл. 15, b; 16. Это нижний из раскопанных горизонтов, ибо в центральной части холма раскопки не были доведе­ны до материка.

[173] S. Izumi and Т. Sono, 1963, рис. 24. См. также про­филь на рис. 14.

[174] Там же, рис. 22—25.

[175] Строительные остатки этих горизонтов трудно рас­членить.

[176] S. Izumi and Т. Sono, 1963, рис. 20, 21.

[177] Остатки построек более раннего времени, открытые под строительными остатками горизонта К, чрезвы­чайно незначительны (горизонт L). Найденная здесь керамика синхронна материалу горизонта F.

[178] S. Izumi and Т. Sono, 1963, табл. 2 на стр. 68.

[179] Там же, рис. 31; табл. 24, а, b.

[180] Там же, рис. 28—30; табл. 24, с — е. Только очаг, относящийся к горизонту I,— круглый (Там же, табл. 25, b, с) и имеет совершенно другую конст­рукцию.

[181] S. Izumi and Т. Sono, 1963, табл. 31,f; 33, е.

[182] Там же, рис. 39; 40; табл. 31, а — е; 33, d.

[183] Там же, рис. 36; 37.

[184] С. Ицуми и Т. Соно пишут о том, что эти группы, которые они называют типами, были выделены на основе анализа теста, примесей, обжига, отделки по­верхности, украшения, формы и т. д. (Там же, стр. 105). Практически же при их выделении основное внимание было обращено на отделку поверхности и технику нанесения орнамента. Некоторые формы встречаются в различных группах, и каждая группа включает сосуды различных форм. Только очень спе­цифические формы прочно связываются с той или иной группой. Это создает большие трудности при пользовании публикацией японских археологов.

Керамические группы имеют свои названия и латин­ские номера: I. Игерас красная (Higueras Red); II. Котос белая по красному (Kotosh White-on-Red); III Котос красная лощеная (Kotosh Red Polished); IV Котос зонами без росписи (Kotosh Zoned Unpa­inted) ; V . Котос шоколадно-коричневая (Kotosh Cho­colate Brown); VI. Котос сильно лощеная (Kotosh Well Polished); VII. Котос выемчатая (Kotosh Grooved); VIII. Котос чернолощеная нарезная (Ko­tosh Black Polished Incised); IX. Котос нарезная (Kotosh Incised); X. Котос блестящая (Kotosh Bur­nished); XI. Котос мелконарезная (Kotosh Shallow Incised); XII. Котос с нарезным краем (Kotosh Rim Incised); XIII. Котос гладкая одноцветная (Kotosh Monochrome Plain); XIV. Котос гладкая коричне­вая (Kotosh Brown Plain).

Из-за громоздкой терминологии в дальнейшем из­ложении все группы фигурируют под их латинскими номерами.

[185] См. таблицу форм сосудов: S. Izumi and Sono, 1963, рис. 44 и стр. 90—96.

[186] Там же, табл. 81—84.

[187] В небольшом количестве эти формы начинают появ­ляться еще в предшествующий период.

[188] S. Izumi and Т. Sono, 1963, цв. табл. 2; табл. 45, f; 72.

[189] Там же, табл. 45, g; 47, f; 75, а; 76, al5, Ь7, 8, 13, 16—19.

[190] Там же, цв. табл. 3; табл. 46, а, с, d; 95, а, b1, 4, 6, 7; 130

S. Izumi and Т. Sono, 1963, табл. 44, а; 135, 2. Дис­куссию о происхождении этого своеобразного изобра­жения см.: М. D. Сое, 1962; Он же, 1963; Е. P. Lan­ning, 1963b.

[192] S. Izumi and T. Sono, 1963, табл. 57. 67—9; 135, 1.

[193] Там же, табл. 44, b, d; 135, 4, 5.

[194] 20,1 % всей керамики строительного горизонта D (Е). У подножия холма (участок L) в слоях 6 и 5 она со­ставляет около 10%.

[195] S. Izumi and Т. Sono, 1963, табл. 42, d; 68; 69.

[196] Там же, табл. 43, b, к; 64, а, b11—14, 16—22.

[197] Там же, табл. 65, al—10, b10-12.

[198] Там же, табл. 42, b; 43, с — g, і; 65, аІЗ—15, 17, 20—22, b1.

[199] Там же, табл. 65, a18, 19.

[200] Там же, табл. 66, b3, 5.

[201] Там же, табл. 66, b12.

[202] Там же, табл. 67, b1—13.

[203] Там же, табл. 66, а9, 18; 127, 4.

[204] Там же, табл. 40, b, d — f; 41, a, d; 53, al — 19,21,22, b1 — 21, 24—28, 34, 35; 54, al — 3, 8, 11, 12, 14; b1 — 15, 17, 19, 20, 25, 26; 56, а, b15, 16; 58, а, b3, 4,10, 11; 59; 60, а, b1 —13, 15, 16,18—24; 61; 62; 63, b.

[205] Там же, табл. 52; 53, а20, 23, b22, 23, 29—33; 54, а4—7, 10, 17, 19, b18, 22, 23, 30; 56, b1—12; 63, а7.

[206] Там же, табл. 55, al, 3—7, 11, 13.

[207] Там же, табл. 41, с; 122, 17.

[208] Там же, табл. 57, b2, 3.

[209] Там же, табл. 38, g; 141, 1.

[210] Там же, табл. 93, b6—11; 151, 18—22.

[211] Там же, табл. 38, f; 121, 4.

[212] Там же, табл. 38, b; 153, 11.

[213] Там же, табл. 38, а; 93, 65; 119, 1; 151, 17.

[214] Там же, табл. 57, b1; 144, 53.

[215] Там же, табл. 36, а, с—h.

[216] Там же, табл. 35, d.

[217] Там же, табл. 37, а, с; 92, al—16, 18, 19, Ь4; 116, 1—3.

[218] S. Izumi and Т. Sono, 1963, табл. 92, Ы—3, 6, 8, 16, 17.

[219] Там же, табл. 36, а; 92, а17; 93, а, b1—3.

[220] Там же, табл. 37, d, f.

[221] Там же, табл. 98, аб—17.

[222] Там же, табл. 98, с; 99, al.

[223] Там же, табл. 97.

[224] Там же, стр. 151.

[225] Там же, табл. 100, с; 152, 8.

[226] Там же, табл. 99, d3, 4, el; 100, а; 152, 2—4, 6; 153, 3—10.

[227] Там же, табл. 100, b, d; 152, 1, 5, 7; 153, 2.

[228] Там же, табл. 104; 105, а, b.

[229] S. Izumi and Т. Sono, 1963, табл. 106, 62; с2.

[230] Там же, табл. 105, cl. 2.

[231] Там же, табл. 106, c1.

[232] Там же, табл. 106, b1, 4.

Там же, табл. 107, 63; с10, 11, 15.

[234] Там же, табл. 107, с12.

[235] Там же, табл. 107, b1; СІ7.

[236] Там же, табл. 107, а, b4; cl—9.

[237] Там же, табл. 108, с, d; 109, 6.

[238] Там же, табл. 108, а6; 109, al—4.

[239] Там же, табл. 108, а4, 5, 8, 9; b1, 2.

[240] Там же, табл. 108, al—3; b3.

[241] Там же, табл. 109, cl, 2; 112, d.

[242] Там же, табл. 112, а, b, с.

[243] Там же, табл. 110, b1—8, 11—14, 16—21, 35.

[244] Там же, табл. 110, а, b9, 10, 15, 22—28, 32—34.

[245] Там же, табл. 110, 629—31.

[246] Там же, табл. 106, b10, 11, d4.

[247] Там же, табл. 101, 65; 102, b6—17.

[248] Там же, табл. 101, b1, 4; 102, а.

[249] Там же, табл. 101, b6; 102, b1—5.

[250] Там же, табл. 101, а, B2, 3, с.

[251] Там же, табл. 101, d3—6.

[252] Там же, табл. 103, 65, 12.

[253] Там же, табл. 103, b3.

[254] Там же, табл. 103, а.

[255] Там же, табл. 113, el, 5—11.

[256] Там же, табл. 113, а — d, е3.

[257] Там же, табл. 5 на стр. 132

[258] Там же, стр. 105.

[259] Там же, табл. 6 на стр. 134.

[260] Там же, табл. 7 на стр. 135.

[261] Бескерамические слои здесь не рассматриваются.

[262] Эти два периода не расчленяются.

[263] G. A. Nomland, 1939, стр. 61—66; A. L. Kroeber, 1944, стр. 96—97, табл. 43, А — I.

[264] Керамика этой группы начинает появляться еще в период Котос Сахара-патак — Сан Блас (10% в го­ризонте С и 13,39%—в горизонте В). Но в период Котос Иерас ее доля возрастает до 36,74%.

[265] S. Izumi and Т. Sono, 1963, стр. 76—83.

[266] S. Izumi and Т. Sono, 1963, стр. 153. Остеологические анализы костных остатков, по-видимому, не произво­дились.