Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Города конкистадоров: социальная стратификация и власть

Лыкова Елена Юрьевна
:::
История
:::

История городов Латинской Америки уходит корнями в далекое прошлое. В Мексике и в области Центральных Анд городские центры появились не позже начала I тыс. н. э., но вторжение белых завоевателей привело к исчезновению наиболее крупных индейских поселений. На их месте, рядом с их руинами, реже – на неосвоенных землях в XVI в. появлялись города, основанные выходцами из Испании, реже – из других стран Европы.

Каким образом пиренейские традиции колонизации и градостроительства, а также распределения властных полномочий внутри социума сказывались на развитии городов Испанской Америки? Какие группы превращались в элиту первых городских центров в заокеанских владениях Испании?

Поиск ответа на данные вопросы неразрывно связан с изучением таких проблем, как становление абсолютизма и управление удаленными от центра владениями. Обе проблемы характерны не только для стран Пиренейского полуострова и принадлежавших им заокеанских территорий, но и для других государств раннего Нового времени.

Сложность изучения городских элит Нового Света заключается в том, что на их формирование оказывали воздействие политические события двух континентов. Изменение ситуации в метрополии (например, восстание комунерос) неизбежно отражалось на ситуации в заокеанских владениях. В свою очередь, возрастание масштабов колониальной экспансии и значимости захваченных территорий побуждали пиренейскую монархию проявлять все более пристальное внимание к колониальным проблемам, изучать особенности различных регионов Испанской Америки, добиваться «обратной связи» с их обитателями, чтобы своевременно реагировать на возникающие конфликты.

Многообразные источники, в которых отображена жизнь первых испанских городов в Новом Свете, не содержат исчерпывающей информации по вопросу о формировании местных элит. Например, при включении очередного претендента в муниципальный список ни его место рождения, ни социальное происхождение, ни род занятий не обозначались. Подобные сведения, хоть и фрагментарные, встречаются в хрониках, переписке должностных лиц и учреждений, в материалах судебных процессов, в нормативных актах и иных документах эпохи. В целом, на их основе можно проследить основные тенденции развития колониального города в первые годы его существования и, в частности – пути формирования и особенности местной элиты.

Пиренейские традиции колонизации, выработанные в период Реконкисты, предполагали создание опорных пунктов на завоеванных территориях. Во многих случаях сначала на отвоеванных у мавров землях появлялась крепость, которая позже превращалась в город. До сих пор на земле Испании можно увидеть средневековые укрепления, под защиту которых направлялись переселенцы, готовые заниматься ремеслом, торговлей, сельским хозяйством. К концу XV столетия корона установила, что в каждом новом городе должно быть не менее 30 горожан-домовладельцев. Обычно первыми владельцами домов становились участники завоевательных походов, составлявшие военный отряд какого-либо знатного лица. По мере роста нового поселения изменялся его статус: либо городок обретал статус вольного поселения (villa), либо получал герб города (ciudad).

Перемещение «пограничной области», в пределах которой происходило основание городских поселений по указанной выше схеме, на американский континент в первый момент не привело к изменению модели колонизации в целом, хотя отдельные ее элементы трансформировались.

Корона, не располагавшая достаточными средствами для осуществления заокеанской экспансии, предпочла возложить бремя расходов и риска на завоевателей-добровольцев. Соответствующие положения включались в договоры-капитуляции, на основании которых действовали законопослушные конкистадоры. Даже в тех случаях, когда отряды завоевателей совершали экспедиции без дозволения короны, они старались следовать пусть не букве, но хотя бы духу законов, чтобы в дальнейшем обрести легальный статус первопроходцев и соответствующие привилегии.

В соответствии с договорами-капитуляциями, предводитель экспедиции был обязан в большинстве случаев не только обследовать какой-либо район, но и заселить его. Соответствующая формулировка (poblar) появилась уже в текстах первых капитуляций, и потом воспроизводилась в новых договорах с завоевателями[1]. Отказ от выполнения данного пункта соглашения мог обернуться утратой всех пожалований, оговоренных в документе, о чем свидетельствуют хроники и иные документы. Так, знаменитый летописец Инка Гарсиласо дела Вега, сравнивая результаты экспедиций во Флориду, в северные районы Мексики и в Перу, отметил, что в более выгодном положении оказались те из конкистадоров, кто основал поселения, даже если им достались не самые плодородные земли и покорились не самые богатые племена[2].

Градостроительную деятельность направлял глава экспедиции, которому оказывали посильную помощь его соратники. Город Мехико был основан на руинах ацтекской столицы Теночтитлан по распоряжению Э. Кортеса, столица Перу Сьюдад де лос Рейес (Лима) была заложена по приказу Ф. Писарро. Своим появлением на землях Чили г. Сантьяго дель Нуэво Экстремо обязан конкистадору П. де Вальдивии. Закладкой города Сантьяго де лос Кабальерос де Гватемала руководил П. де Альварадо, возглавлявший отряд первопроходцев.

В отличие от Испании, в Новом Свете завоеватели редко возводили фортификационные сооружения, во многих случаях ограничиваясь палисадами, постройкой одного или нескольких укрепленных зданий или, позже, монастырей с мощными стенами. В первые годы существования создаваемые конкистадорами поселения более походили на военный лагерь и строительную площадку одновременно. Постройки возводились на скорую руку, из самых доступных и часто непрочных материалов[3]. Возле строений паслись столь необходимые завоевателям лошади и другой домашний скот, завезенный из Европы. Животные могли себя чувствовать настолько вольготно, что иногда заходили даже в церкви[4]. Тем не менее, и в отчетах конкистадоров, и в хрониках, и в королевских указах такие поселения громко именовались городами.

Первыми горожанами становились участники завоевательных походов. Представителям коренного населения, кроме индейской аристократии, было запрещено селиться в основанных испанцами городах, хотя первопроходцы Америки позволяли себе игнорировать запрет, если нарушение сулило им какие-либо выгоды. Существовали ограничения и в отношении иностранцев. Если во времена Карла V в колонии получали доступ все его подданные, то в другие периоды неиспанцы могли въехать в заморские владения короны при наличии специальной лицензии. Маврам, иудеям, позже – протестантам строжайше запрещалось переселяться в Новый Свет.

Однако этнический состав горожан Испанской Америки не был однородным. Если в начале XVI в. основную массу горожан составляли испанцы, то к концу века – креолы и лица смешанного происхождения. Кубинский исследователь установил, что в Гаване к концу столетия среди горожан было несколько метисов и 1 мулат. Они занимали муниципальные должности и считались полноценными членами самых влиятельных фамилий. Незначительное количество португальцев, евреев, немцев и других выходцев из стран Европы осело в городских центрах испанских владений в Новом Свете[5].

В соответствии с Пиренейскими традициями и нормативными документами эпохи[6], полноценными горожанами признавались лица, получившие специальный статус (vecino) и внесенные в муниципальные списки. Как следует из содержания ряда актов[7], обретение статуса было сопряжено с домовладением – поселенец должен был возвести дом (casa poblada). Любой испанец, его дочь или сын, его внуки и родственники, владевшие домом, наделялись определенными правами и обязанностями. Иногда в документах встречались оговорки. В качестве дополнительного условия от потенциального горожанина подчас требовалось состоять в браке. Иногда требование быть женатым для желающих поселиться в Америке включалось в текст капитуляций. Как показывает анализ правовых источников и хроник, статус горожанина могла обрести и женщина-домовладелица, кем бы ни был ее супруг.

Ограничения, налагаемые на горожанина, также были связаны преимущественно с домовладением. Если на выделенном под застройку участке в установленный срок не появлялись строения, горожанина штрафовали. Лишиться статуса горожанина и привилегий могло лицо, письменно изложившее соответствующее пожелание, либо осужденное королевским судьей. В обоих случаях в муниципальные списки вносилась соответствующая запись.

Вне зависимости от этнической принадлежности и социального статуса все горожане обретали определенные права и обязанности. Исследователь Ф. Домингес Компаньи подразделяет права городского населения на три группы: политические, экономические и социальные. В первую группу он включает право избирать и быть избранным на любые муниципальные должности. Во вторую – право заниматься различными видами хозяйственной деятельности, пользоваться выделенными городу землями, расположенными в пределах указанных границ источниками, дорогами, мостами и т. п. В социальной сфере горожанин обретал определенное место в иерархии, иногда мог надеяться на получение дворянства за верную службу. Тот же исследователь выделяет две группы обязанностей горожанина: экономические и военные. Жителю города приходилось нести бремя расходов на общие нужды, иногда – выделять «подопечных индейцев для участия в общественных работах. Сам домовладелец был обязан иметь оружие, верховых лошадей и участвовать в обороне города и в иных военных мероприятиях (velas, rondas, sobre-rondas)[8].

По-видимому, случались ситуации, когда города и горожане существовали только на бумаге. Запись книги городского совета столицы Гватемалы свидетельствует, что среди соратников покорителя страны нашлось 100 человек, желавших обзавестись домовладением в Центральной Америке. Они и стали первыми обитателями будущего города[9]. Однако ситуация в регионе оказалась настолько напряженной, что вскоре завоеватели покинули избранное для создания поселения место и в течение нескольких месяцев жили в военном лагере, разбитом где-то на горе. Тем не менее, в книгу вносились записи о решении «городских» проблем, таким образом первопроходцы утверждали собственные права над еще не «умиротворенными» землями[10].

Минимальное количество потенциальных домовладельцев, необходимое для основания города, оставалось прежним – 30 человек. Не стоит удивляться столь скромной цифре. Отряды первопроходцев были немногочисленными, многие их участники уже являлись официально жителями каких-либо городских центров и не могли считаться домовладельцами в закладываемых на их глазах городах. Жителям выделялась территория размером в 4 квадратные лиги, причем один город от другого должен был отстоять минимум на 5 лиг[11]. Окончательно статус города населенный пункт приобретал тогда, когда корона обнародовала соответствующее распоряжение, утверждая герб для поселения и наделяя горожан рядом привилегий[12].

Социальный состав городского населения в колониях, как и в городах Испании, был неоднородным. Но в метрополии были свои особенности, а в колониях – свои.

Значительную часть городского населения Испании, особенно – севера, составляли дворяне (hijosdalgos, caballeros). Они, в отличие от земледельцев, ремесленников, торговцев (собирательно – pecheros), не платили налогов, поскольку несли ратную службу. В XV и особенно в XVI вв. дворянство постепенно оттесняло налогоплательщиков-печеро от участия в городском самоуправлении, тем самым, превращаясь в местную элиту[13].

Привилегированной группой горожан в Испанской Америке оказывались участники завоевательных походов, которым удалось приобрести расположение предводителя и воспользоваться пожалованиями короны (benemeritos). Им в первую очередь удавалось получить энкомьенды и занять места в городском совете.

Энкомьенда (encomienda) – форма эксплуатации аборигенов Нового Света, введенная королевским указом 1503 года, согласно которому номинально свободные индейцы передавались на «попечение» завоевателям – энкомендеро. Последние получали с покоренных общин оброк, часть которого (обычно 1/4) вносились в королевскую казну. Кроме того, они имели право распоряжаться трудом индейцев в течение установленного срока, но, в свою очередь, были обязаны приобщать подопечных к христианству, защищать их, постоянно иметь «коня, шпагу и другое наступательное и оборонительное вооружение», чтобы в случае военных действий выступить в сопровождении индейского отряда[14].

Энкомендеро не имели права селиться среди подвластных им индейцев. Местом жительства обладателей энкомьенды обязательно становились города, к которым «приписывались» соответствующие селения аборигенов. Например, в 1528 г. конкистадоры ознакомились с предписанием, согласно которому все «попечители» индейцев были обязаны стать жителями (vecinos) ближайших городов[15]. В 1584 г. соответствующие распоряжения были систематизированы. «Обязанность энкомендеро – иметь дом в городах, к которым относятся их энкомьенды (ciudades cabezas de sus encomiendas)», за исполнением распоряжения следили королевские чиновники–фискалы[16]. В ряде документов эпохи фигурировали термины, с помощью которых выделяли владельцев энкомьенд (vecinos encomenderos) среди прочих горожан (vecinos domiciliarios).

В первые годы после конкисты наличие энкомьенды гарантировало, что у конкистадора, обладавшего ею, появится достаточно благоустроенный дом, который регулярно будет снабжаться всем необходимым. Работы для энкомендеро (сельскохозяйственные, ремесленные, по дому, на рудниках и т. п.) будут выполнять его «подопечные» индейцы. Борьба за распределение и перераспределение энкомьенд продолжалась до середины XVI столетия. Например, конкистадоры из отряда П. Давила, осевшие в Никарагуа, опасались, что переход провинции под руку П. де Альварадо лишит их «права на опеку» над индейцами, о чем сообщили в метрополию. Несколько лет спустя они же обратились к короне с жалобой на губернатора Р. де Контрераса, который распределил наиболее богатые селения между своими родственниками и приближенными[17].

Быстрое сокращение численности автохтонного населения в первые годы после конкисты приводило к тому, что постепенно экономическое значение энкомьенды снижалось, однако далеко не все «попечители» индейцев располагали иными источниками доходов. Попытка короны постепенно отказаться от института энкомьенды путем введения в действие так называемых Новых Законов Индий вызвала бурю возмущения в колониях. В Перу разгорелась гражданская война, в Мексике и Центральной Америке напряжение нарастало до тех пор, пока монархия не пошла на уступки[18].

Энкомендеро отнюдь не всегда были дворянами. Несмотря на страстное желание участников военных экспедиций приобрести гербы, корона раздавала их отнюдь не так щедро, как это происходило в эпоху Реконкисты на Пиренейском полуострове. В XVI в. монархи и их советники не забывали о том, что в Испании и так высок процент лиц, свободных от уплаты налогов (10% населения, согласно современным данным). Короли, боровшиеся за утверждение абсолютистских порядков, сталкивались с проявлениями феодального сепаратизма в метрополии и не желали повторения ситуации в Новом Свете. Кроме того, на протяжении многих десятилетий жители страны страдали от действия разбойничьих шаек, которые пополняли отпрыски благородных семейств, лишенные источников доходов. В результате, количество дворян среди первопоселенцев было невелико[19].

Привилегированной группой среди горожан Испанской Америки оказались конкистадоры, попавшие в городские советы (кабильдо). Корона признала, что они обладали преимущественным правом на занятие муниципальных должностей. Поскольку формирование первого состава городского совета производилось в момент закладки поселения участниками какой-либо экспедиции, причем, согласно договорам-капитуляциям, предводитель отряда мог назначить своих ставленников, то неудивительно, что на ключевых постах оказывались его доверенные лица, часто – родственники. Им же нередко выделялись и энкомьенды.

Выгоды от участия в работе городского совета были ощутимыми. Члены кабильдо занимались распределением участков под застройку внутри городской черты, тем самым могли выделить или унизить кого-то из своих соратников. В их же руках сосредотачивалось право распоряжаться землями в пригороде, которые выделялись горожанам для разных хозяйственных нужд. Как показывают записи в книге городского совета Гватемалы, домовладельцы весьма ревниво наблюдали за тем, кому какие угодья будут предоставлены. В случае смены власти мгновенно появлялись заявления от лиц, считавших, что их имущественные права были ущемлены прежним составом кабильдо[20].

В число функций муниципального совета входило установление цен на товары и услуги и контроль над исполнением соответствующих распоряжений. Если учесть, что конкистадорам было нужно подковывать лошадей, ремонтировать оружие и обмундирование, позже – возводить дома и обставлять их в соответствии с духом времени, то становится понятным, что первопроходцев связывали не простые взаимоотношения с ремесленниками и торговцами. Возможность диктовать свои условия последним была важной привилегией, с которой члены кабильдо не желали расставаться.

Немногочисленной, но влиятельной и обеспеченной группой, в первых городах Испанской Америки были лица свободных профессий. По мнению одного из исследователей[21], с первых дней существования городов в нее попадали писцы-секретари, медики, священники. Причем, первые не только вели записи городских советов, но и составляли петиции и другие документы, т. е. выполняли функции адвокатов. Первопоселенцам в течение жизни приходилось неоднократно обращаться к секретарям, чтобы составить те или иные официальные бумаги[22]. Нельзя забывать и о том, что даже руководители завоевательных экспедиций, легендарные первопроходцы Америки за редким исключением не только не имели университетского образования, но часто не умели писать и читать и были не в состоянии поставить подпись под документом. Известно, что покоритель Перу Ф. Писарро, получивший титул маркиза и прочие пожалования, до конца жизни так и не овладел грамотой.

Положение ремесленников различных специальностей было иным. Хотя обладатели энкомьенд получали продукцию сельского хозяйства и промыслов, им были необходимы «европейские» изделия, которые аборигены производить еще не умели. В первые годы после конкисты потребность в труде ремесленников-европейцев была столь велика, что в ряде мест оружейники и плотники, портные и сапожники требовали предоставления энкомьенд. Так, в 1529 г. в г. Гватемала единственному оружейнику под угрозой отъезда в Мексику удалось убедить городской совет выделить ему индейцев[23].

По мере насыщения местных рынков продукцией, привозимой из метрополии или производимой в Новом Свете, социальный статус ремесленников снижался, хотя они играли немаловажную роль в экономической жизни города. Цехи, способные защитить интересы ремесленных слоев, только зарождались на американской земле. Соответственно, они не обладали достаточным авторитетом и влиянием, как в городах Испании. Непрестижность ремесленного труда в глазах первопоселенцев способствовала тому, что уже к концу XVI в. во многих городах Испанской Америки ремеслом занимались не столько «белые», сколько метисы, мулаты, негры.

Что касается купцов, то нужно отметить, что в первой половине XVI в. внутренняя торговля в колониях была еще слабо развита, а трансатлантическая торговля оказалась в руках купечества, проживавших в портовых городах Испании.

Помимо домовладельцев в городах Нового Света проживали конкистадоры, которые еще не избрали место жительства или не обзавелись семьей и потому (в определенные годы) не могли претендовать на соответствующие пожалования. Постепенно возрастало количество служителей церкви и чиновников колониальной администрации, которые, в зависимости от ранга, сана или чина могли претендовать на высокие места в иерархии города, хотя номинально немногие из них являлись горожанами.

Как следует из анализа, проведенного на материалах центральных районов Колумбии, политическая и экономическая власть в городах сосредотачивалась в одних и тех же руках[24]. Наибольшим влиянием пользовались ближайшие сподвижники руководителя военной экспедиции, который последовательно отстаивал интересы своих людей в конфликтных ситуациях. К сходным выводам приводит анализ источников, характеризующих ситуацию в г. Гватемала в первые годы его существования.

Лица, занимавшие ключевые посты в системе муниципального самоуправления, всеми возможными путями стремились сохранить за своими семьями власть-собственность. Исследование, осуществленное на материалах городского совета Лимы, подтверждает факт замыкания правящей группировки. В частности, в Лиме, столице вице-королевства Перу, на должность рехидоров и алькальдов избирались представители определенных фамилий. Кабильдо превратился к концу XVI века в семью семей (familia de familias).

Аналогичная картина наблюдалась и в Гватемале. Там власть захватили родственники и ближайшие сподвижники покорителя страны П. де Альварадо. После кончины знаменитого конкистадора его соратники даже решились назвать губернатором супругу завоевателя[25]. Епископ в посланиях к короне просил вручить бразды правления в регионе ближайшим родственникам погибшего первопроходца.

И в Испании, и в ее заокеанских владениях в середине XVI в. городскую элиту составляли лица, служившие короне оружием. Но, если в городах метрополии власть захватывало дворянство, то в колониях – конкистадоры, многие из которых не могли похвастаться ни знатными предками, ни гербами. Скромное происхождение и нехватка образования закрывали большинству первопроходцев Америки путь наверх. Пределом их карьерного роста становилось обретение статуса энкомендеро, домовладельца и члена городского совета в колониях. Предводители завоевателей, опираясь на пиренейские традиции и поддержку соратников, используя временную слабость центра, сосредотачивали бразды правления в новоприобретенных землях в своих руках. Таким образом, они открывали доступ к власти-собственности ближайшим сподвижникам и родственникам. Данная немногочисленная прослойка городского населения колониальных владений превращалась в местную олигархию, отстаивая собственные привилегии в борьбе с абсолютизмом и с претензиями представителей иных социальных групп колониального города.


[1] Например, Capitulacion otorgada a Vicente Yanes Pinson para ir a poblar a la isla de San Juan, 1505 // Milagros del Vas Mingo. Las capitulaciones de Indias en el siglo XVI. Madrid, P. 148.

[2] Garcilaso de la Vega, El Inca. La Florida del Inca. Madrid, 1970. Lib. 6. Cap. XVII–XXI.

[3] Amerlink M. C. Las Catedrales de Santiago de los caballeros de Guatemala. Mexico, 1981. P. 18.

[4] Libro viejo de la fundacion de Guatemala y papeles relativos a D. Pedro de Alvarado. Guatemala, 1934. P. 79.

[5] Dominguez Company, F. Estudios sobre las instituciones locales hispanoamericanas. Caracas, 1981. Р. 121, 123.

[6] Recopilacion de leyes de los reinos de Indias (Далее – Recopilacion de leyes). 4 t. Madrid, 1973. T. 1. Lib. VII. Tit. I-III; Contribuciones a la historia municipal de America. Mexico, 1951. P. 46–47; Libro Viejo. P. 9.

[7] Recopilacion de leyes. Lib. IV. Ley VI, Tit. IX; Ley VII. Tit. III. Lib. V; Ley VI. Tit. V. Lib. IV.

[8] Dominguez Company, F. La vida en las pequenqs ciudades hispanoamericanas de Conquista (1494–1549). Madrid, 1978. Р. 35.

[9] Libro Viejo. P. 5, 7–8.

[10] Actas de Cabildo de Santiago de Guatemala en 1524 // Libro Viejo. P. 5–9; Memorial de Solola. P. 129–130; Pesquisa seguida en Mexico en 1529 // Libro Viejo. P. 137–270; Remesal A. de. Historia de la provincia de S. Vicente de Chiapa y Guatemala. Madrid, 1959. Lib. 1. Cap. II.

[11] Recopilacion de leyes. Lib. IV. Ley VI. Tit. V. Cap. VI.

[12] Nobiliario de Reinos, Ciudades y Villas de la America Espanola // Colecccion de documentos ineditos para la historia de Hispanoamerica. 20 t. Madrid, s. f. T. III. P. 237–238, etc.

[13] Tunon de Lara M. La Frustracion de un Imperio. 13 reimp. Barcelona, 1993. P. 53–58, 177, etc.

[14] Las Leyes de Burgos // Konetzke R. Coleccion de documentos para la Historia de la Formacion Social en Hispano America, 1493–1810. 3 vol. Vol. 1. Madrid, 1962. P.46–49; Три века колониальной Америки. Л., 1991. С. 33.

[15] Libro Viejo. P. 43.

[16] Recopilacion de leyes. Ley X, Titulo IX, Libro VI.

[17] Cartas de Cabildos. Audiencia de Guatemala. (Catalogo). Sevilla, 1984. Doc. 472, 504–508.

[18] Morales Padron. Teoria y leyes de la Conquista. Madrid, 1979. P. 422–436.

[19] Nobiliario Hispano-Americano del siglo XVI // Coleccion de documentos ineditos para la historia de Hispanoamerica. 20 t. Madrid, s. f. T. II. P. 67–74, etc.

[20] Libro Viejo. P. 37–38, 73, 90–91.

[21] Dominguez Company, F. La vida en las pequenqs ciudades hispanoamericanas. Р. 91.

[22] Возрастание роли секретарей можно проследить по записям в книге городского совета г. Гватемала. Libro Viejo. P. 39, 46, 57–58, 68–69, 81.

[23] Libro Viejo. P. 85–87.

[24] Lucena Salmoral M. Bogota y las tres huestes. Estudio comparativo del reparto de oficios concejiles y encomiendas // Estudio sobre la ciudad Iberoamericana. Madrid, 1975. Р. 139–160.

[25] Diaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de Nueva Espana. Barcelona, 1975. Cap. CCXIV.


Автор: Е. Ю. Лыкова
Саратовский Государственный Университет.
Источник - СГУ