Новый подъем К'анту' в конце классического периода

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Следующий персонаж в истории К'анту', Тум-Йо'ль-К'инич, является загадочной личностью. Несмотря на то, что его принято обозначать как «Правителя VIII», остаются некоторые сомнения относительно того, был ли он настоящим царем, и даже по поводу того, что все упоминания данного имени относятся к одному лицу. Первое упоминание о нем сохранилось в пещере из Нах-Тунича, хотя, как и в случае с Ц'айах-К'ак'ом, отсутствие префикса «К'ухуль» в его титуле порождает некоторые сомнения по поводу его статуса. В дату, которая сложна для определения (это может быть 744 или 796 год), Тум-Йо'ль-К'инич участвовал в обряде «рождения огня», проходившем под руководством господина или правителя из Ишкуна – царства, расположенного в 32км к юго-западу от Хушвицы. Этот редкий обряд в других случаях упоминается только в самом Ишкуне в связи с войной. В некоем связанном с Тум-Йо'ль-К'иничем событии участвовал владыка Кануля. Все остальные упоминания имени Тум-Йо'ль-К'инич приходятся на правление поздних царей К'анту'.

Лишь в конце VIII века цари К'анту' снова начинают возводить собственные монументы и в какой-то мере восстанавливают свое влияние на соседние царства. Это позднее возрождение началось при новом правителе К'инич-Хой-К'авииле. Он реализовал новую строительную программу, в частности повелел соорудить площадку для игры в мяч в «Группе В». В пределах ее игровой центральной аллеи располагаются три резных маркера. На одном из них, Маркере 3, присутствует самая ранняя связанная с К'инич-Хой-К'авиилем дата 9.18.8.3.9, 9 Мулук 7 Муваан (7 ноября 798 года). Характер описанного на этом маркере события неясен. Надпись продолжается интервальным числом, которое отсчитывается назад от даты 9.18.8.3.9, 9 Мулук 7 Муваан и ведет к дате 8.14.13.10.4, 3 К'ан 2 Мак (15 января 331 года), ко временам правления «основателя» династии Те'-К'аб'-Чаака. Очевидно, писцы из Хушвицы стремились связать современные им события с историей царства.[xxviii] Но независимо от того, о каком событии говорится на Маркере 3, оно произошло еще до инаугурации К'инич-Хой-К'авииля,[xxix] так как на другом монументе с той же аллеи, обнаруженном в ноябре 2002 года Маркере 4, сообщается, что он воцарился в день 9.18.9.5.9, 6 Мулук 2 К'айаб (12 декабря 799 года).[xxx]

Алтарь 23, датированный 800 годом. Монумент посвящен празднованию пленения царей Б'италя и К'анвица, которые изображены сидящими на каменных алтарях со связанными за их спинами руками.
Алтарь 23, датированный 800 годом. Монумент посвящен празднованию пленения царей Б'италя и К'анвица, которые изображены сидящими на каменных алтарях со связанными за их спинами руками.

 

Самым важным монументом К'инич-Хой-К'авииля является установленный по случаю окончания десятилетия 9.18.10.0.0, 10 Ахав 8 Сак (19 августа 800 года) Алтарь 23. На монументе изображены в сидящей позе два связанных пленника, которых готовят к жертвоприношению. Из надписи становится понятно, что это правители К'анвица (Уканаля) и Б'италя. К'анвиц, столица которого располагалась примерно в 26 километрах от Хушвицы, играл в низменностях майя важную роль, хотя его история в настоящее время известна плохо. В течение всего классического периода это царство лишь несколько раз на какое-то время добивалось независимости, а затем снова попадало в сферу влияния могущественных владык Кукуля, Сааля или К'анту', которые соперничали за контроль над К'анвицем. Мелкое царство Б'италь помимо Караколя упоминается также в текстах из Наранхо. Очевидно, оно располагалось между Саалем и К'анту'.[xxxi] Вероятно, вскоре после воцарения или даже еще перед инаугурацией К'инич-Хой-К'авииль втянулся в войну со своими соседями и одержал над ними победу. В пользу такой интерпретации свидетельствует также титул К'инич-Хой-К'авииля, который на Стеле 11 из Караколя назван «Хозяином восьми пленников».[xxxii] Из надписи следует, что правителей К'анвица и Б'италя взял в плен некий Тум-Йо'ль-К'инич. То же имя и титулы присутствуют на Стеле 11, которую К'инич-Хой-К'авииль установил одновременно с Алтарем 23, в форме, дающей основания полагать, что Тум-Йо'ль-К'инич был отцом К'инич-Хой-К'авииля. Однако текст на Алтаре 23 создает проблемы для такого толкования. Цари К'анту' часто описывали деяния своих отцов, но на Алтаре 23 явно говорится о современном событии, главным героем в тексте выступает сам К'инич-Хой-К'авииль. Напрашивается вывод, что пленивший царей Тум-Йо'ль-К'инич был видным военачальником и, возможно, родственником правителя К'анту'.[xxxiii]

Алтарь 13, датированный 820 годом. Монумент свидетельствует о тесных связях между К'анту' и К'анвицем в то время. В центральной сцене показаны царь К'анту' К'инич-Тооб'иль-Йо'паат и правитель К'анвица Папамалиль, а также пленник по имени Макаль-Те'
Алтарь 13, датированный 820 годом. Монумент свидетельствует о тесных связях между К'анту' и К'анвицем в то время. В центральной сцене показаны царь К'анту' К'инич-Тооб'иль-Йо'паат и правитель К'анвица Папамалиль, а также пленник по имени Макаль-Те'.

 

Самое позднее упоминание о К'инич-Хой-К'авииле на Маркере 4 датируется днем 9.18.12.10.14, 8 Хиш 7 Сип (11 марта 803 года). Дата его смерти неизвестна. Следующий царь К'анту', имевший длинное имя, обычно обозначается сокращенно как К'инич-Тооб'иль-Йо'паат. Наиболее вероятной датой воцарения этого владыки принято считать 9.18.13.10.19, 9 Кавак 7 Сип (10 марта 804 года). Ко времени его правления могут быть отнесены пять или шесть монументов, большинство из них расположены на площади «Группы В». На одном из самых ранних, Стеле 18, представлена большая и необычная скелетообразная змея или сороконожка. Вокруг ее изгибающегося тела начертан текст, в котором сообщается об окончании к'атуна 9.19.0.0.0, 9 Ахав 18 Моль (28 июня 810 года). На другом имеющем ту же дату монументе, Алтаре 22, изображены два связанных пленника из неизвестных городов – вероятно, это итог успешной войны. Впрочем, действующим лицом в тексте оказывается не К'инич-Тооб'иль-Йо'паат, а некий Сак-… . По случаю окончания десятилетия 9.19.10.0.0, 8 Ахав 8 Шуль (6 мая 820 года) К'инич-Тооб'иль-Йо'паат установил более традиционную по стилю, хотя и необычно высокую для Караколя (свыше 3,5 метров в высоту), Стелу 19, а также посвятил Алтари 12 и 13.[xxxiv]

Алтарь 12, датированный 820 годом. К'инич-Тооб'иль-Йо'паат (справа) ведет разговор со своим союзником Папамалилем, трон которого выполнен в виде топонима К'анвиц («Место желтого холма»). В сопровождающих сцену надписях подробно сообщается об отношениях между К'анту' и К'анвицем, в том числе, возможно, и о пленении правителя К'анвица, которое показано на Алтаре 23
Алтарь 12, датированный 820 годом. К'инич-Тооб'иль-Йо'паат (справа) ведет разговор со своим союзником Папамалилем, трон которого выполнен в виде топонима К'анвиц («Место желтого холма»). В сопровождающих сцену надписях подробно сообщается об отношениях между К'анту' и К'анвицем, в том числе, возможно, и о пленении правителя К'анвица, которое показано на Алтаре 23.

 

На двух монументах К'инич-Тооб'иль-Йо'паат показан в обществе господина, который был связан с К'анвицем и имел немайяское имя Папамалиль, а также пышный титул «западного калоомте'».[xxxv] Точный характер отношений между К'анту' и К'анвицем на данном этапе неясен, но они, безусловно, очень отличались от вражды времен правления К'инич-Хой-К'авииля. В марте 817 года К'инич-Тооб'иль-Йо'паат прибыл в K'анвиц и принял участие в обряде разбрасывания неких предметов. Правитель К'анту' и Папамалиль выступали в качестве союзников в успешной войне против Кукуля, происходившей летом того же 817 года, но подробности их походов неясны.

К'инич-Тооб'иль-Йо'паат известен также строительными работами по установлению границ комплекса Каана. «Храм В-18», возвышавшийся над западной пирамидой, был перестроен, и на его фасаде разместили ряд иероглифических медальонов из штука. Сегодня от них сохранились лишь фрагменты, в которых явно упоминается имя Папамалиль. Возможно, именно К'инич-Тооб'иль-Йо'паат установил у подножья смежного «Храма В-19» алтарь, на котором записана дата 7 Ахав, являющаяся частью записи об окончании бак'туна 10.0.0.0.0, 7 Ахав 18 Сип (15 марта 830 года) – событие, которому майя придавали огромное значение.

Как видим, К'анту' первоначально удавалось извлекать выгоду из ослабления своих главных противников Кукуля и Сааля в конце классического периода. Однако это царство также не могло долго избегать последствий глубокого кризиса, который к тому времени охватил низменности майя. Монументы двух последних известных правителей К'анту' ярко свидетельствуют о надвигающемся упадке. В то время как прежде царские монументы устанавливались в центре Хушвицы, предпоследний царь К'анту' …н-О'ль-К'инич III в день 10.1.0.0.0, 5 Ахав 3 К'айаб (30 ноября 849 года) установил Стелу 17 и связанный с ней Алтарь 10 в окрестной жилой группе. Подобно его предшественнику К'инич-Тооб'иль-Йо'паату, царь показан на этих монументах вместе с другими господами, видными представителями знати. Видимо, единоличную царскую власть пытались приспособить к новым условиям, цари теперь считали необходимым согласовывать свою позицию с вельможами, власть которых была равна или даже превышала их собственную. Самый ранний монумент времен царствования …н-О'ль-К'инича III, датируемый 10.0.5.0.0, 13 Ахав 13 Во' (17 февраля 835 года), был установлен еще дальше, во второстепенном городище рядом с Хацкаб-Кеелем. Этот важный раннеклассический центр являлся одним из местных противников Хушвицы и был поглощен по мере укрепления позиций царей К'анту' в регионе. Усиление подчиненных центров, которое на исходе классического периода наблюдается на всей территории низменностей, несомненно, было связано с возрастающим ослаблением центральной власти.[xxxvi]

Стела 17, установленная в 849 году. В конце классического периода на многих монументах майя начали изображать пары правителей, которые ведут разговор либо исполняют какую-то совместную церемонию. Представление о царе как «священном владыке» и единственном источнике политической власти, похоже, было переосмыслено и всё большее число представителей элиты вовлекалось в управление обществом. На стеле представлен …н-О'ль-К'инич III (слева), смотрящий на господина с титулом ч'ок.
Стела 17, установленная в 849 году. В конце классического периода на многих монументах майя начали изображать пары правителей, которые ведут разговор либо исполняют какую-то совместную церемонию. Представление о царе как «священном владыке» и единственном источнике политической власти, похоже, было переосмыслено и всё большее число представителей элиты вовлекалось в управление обществом. На стеле представлен …н-О'ль-К'инич III (слева), смотрящий на господина с титулом ч'ок.

 

Последний известный царь К'анту', обозначаемый как «Правитель XIII» (его имя сохранилось лишь частично), установил иероглифическую Стелу 10, грубая резьба и сокращенная хронология на которой отличают ее от прежней классической традиции. Сохранившийся на этом монументе иероглиф дня 4 Ахав, кажется, является частью даты окончания десятилетия 10.1.10.0.0, 4 Ахав 13 К'анк'ин (9 октября 859 года). После этого никаких признаков существования центральной власти в Хушвице не наблюдается. И хотя небольшие поселения на месте прежней столицы сохранялись примерно до 900 года, политическая активность здесь полностью замирает.


Примечания:

[xxviii] Chase A., Grube N., Chase D. Three Terminal Classic Monuments… Р. 6

[xxix] Данное утверждение верно лишь в том случае, если принять представленную выше реконструкцию дат на Маркере 3, которую предложили Арлен Чейз, Николай Грюбе и Дайана Чейз. Кристофер Хельмке, Гарри Кеттунен и Стэнли Гюнтер выдвинули гипотезу, согласно которой запись даты 9 Мулук 7 Муваан на Маркере 3 соответствует «ранней» дате 8.14.13.12.9, 9 Мулук 7 Муваан (1 марта 331 года), а событие, связанное с К'инич-Хой-К'авиилем, датируется днем 9.18.13.5.14, 8 Хиш 7 Паш (26 ноября 803 года), то есть уже после его воцарения. Подробнее об этом см. Helmke С., Kettunen Н.,  Guenter S. Comments on the Hieroglyphic Texts of the B-Group Ballcourt Markers at Caracol, Belize // Wayeb Notes 23, 2006. Р. 14 http://www.wayeb.org/notes/wayeb_notes0023.pdf

[xxx] Helmke С., Kettunen Н., Guenter S. Comments… Рр. 4-6

[xxxi] Смотрите примечание 26 к очерку «Царство Сааль (Наранхо)».

[xxxii] Helmke С., Kettunen Н., Guenter S. Comments… Р. 7

[xxxiii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 97

[xxxiv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 98

[xxxv] По другой версии, Папамалиль был предводителем чужеземных наемников на службе у владыки K'анту'. См. Правители майя. Тикаль. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/lord-tikal.html

[xxxvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 98