Шукууп после 738 года. Попытки возрождения и окончательный коллапс царской власти

Стюфляев Максим ::: История царств майя

В 9.15.6.16.5, 6 Чикчан 3 Йашк'ин (11 июня 738 года), всего через 39 дней после казни Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля, состоялась коронация нового владыки Шукуупа К'ак'-Хоплах-Чан-К'авииля («Обжигает Небо К'авииль»). Таким образом, местная династия не была прервана. Тем не менее, поражение в войне 738 года имело для Шукуупа глубокие отрицательные последствия - в течение последующих семнадцати лет в его столице не устанавливались монументы и крупное строительство, кажется, было почти полностью приостановлено. В одном фрагменте второй части Иероглифической лестницы из Копана содержатся полные печали слова: «Гибель кремня и щита в Кок-Виц, нет пирамид, нет каменных алтарей, нет в нижнем селении царских статуй».[lxvii] Вероятно, это описание тех тяжелых для Шукуупа послевоенных времен. Отсутствие монументов является причиной того, что мы почти ничего не знаем о правлении К'ак'-Хоплах-Чан-К'авииля. Вероятно, ослабленный Шукууп на какое-то время попал в зависимость от своего бывшего вассала, царства Цу'. Дэвид Стюарт полагает, что К'ак'-Хоплах-Чан-К'авииль в день 9.15.15.0.0, 9 Ахав 18 Шуль (4 июня 746 года) посвятил так называемое «Сооружение 22-а», примыкающее к «Храму 22».[lxviii] Больше о правлении четырнадцатого владыки Шукуупа ничего неизвестно.

Портрет К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииля на Алтаре Q.
Портрет К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииля на Алтаре Q.

К'ак'-Хоплах-Чан-К'авииль умер в день 9.15.17.12.16, 10 Киб 4 Вайеб (4 февраля 749 года). В 9.15.17.13.10, 11 Ок 13 Поп (18 февраля 749 года) престол Шукуупа перешел к его сыну К'ак'-Йипйах-Чан-К'авиилю («Умножает Огонь в Небе К'авииль»). В начале его правления в Копане по-прежнему царит безмолвие, даже окончание к'атуна 9.16.0.0.0, 2 Ахав 13 Сек (9 мая 751 года), кажется, прошло неотмеченным. Но постепенно К'ак'-Йипйах-Чан-К'авиилю удалось хотя бы отчасти преодолеть последствия кризиса, вызванного войной 738 года, и возобновить в Хушвитике монументальное строительство.[lxix]

Самым важным проектом К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииля, несомненно, было строительство последней версии «Храма 26». Созданная при Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииле Иероглифическая лестница была перенесена из Эсмеральды в новый пролет и повторно посвящена в день 9.16.4.1.0, 6 Ахав 13 Сек (8 мая 755 года). Надпись на ней увеличили вдвое, продолжив изложение истории Шукуупа с того места, на котором завершился первоначальный текст. В таком окончательном виде Иероглифическая лестница из Копана состояла из 72 ступеней, имела около 21 метра в высоту и 8 метров в ширину. Общее количество иероглифов в надписи превышает 2200 – это самый большой известный иероглифический текст майя. К сожалению, еще в древности Иероглифическая лестница обрушилась, вследствие чего на первоначальном месте остались только 30 ступеней, а остальные образовали беспорядочную кучу около ее подножья. Восстановление их первоначального порядка дополнительно осложняется состоянием камней, многие из которых в настоящее время очень повреждены. Посреди ступеней на некотором расстоянии друг от друга были установлены статуи пяти шукуупских царей, представленных в полусидящих позах и в облике теотиуаканских воинов. На широких балюстрадах по бокам располагались изображения змеев и птиц, а у подножья – большой каменный алтарь в виде змеиной головы. Позднее по случаю окончания пятилетия 9.16.5.0.0, 8 Ахав 8 Соц' (12 апреля 756 года) К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииль установил у подножья Иероглифической лестницы Стелу М со своим собственным портретом. Обновление Иероглифической лестницы, несомненно, было очень символичным шагом. Этот созданный в два этапа грандиозный монумент связывал К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииля со временами расцвета Шукуупа, служил лучшей демонстрацией преемственности власти и возрождения царства.[lxx]

Фрагмент полнофигурной надписи из святилища «Храма 26». В обеих колонках записано имя Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля: справа майяская форма, а слева перевод мексиканизированными иероглифами.
Фрагмент полнофигурной надписи из святилища «Храма 26». В обеих колонках записано имя Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля: справа майяская форма, а слева перевод мексиканизированными иероглифами.

В тот же день 9.16.5.0.0 состоялось посвящение последней фазы расположенного над Иероглифической лестницей «Храма 26», в настоящее время сильно разрушенного. В декоре храма всячески подчеркивались связи шукуупской династии с Теотиуаканом: его фасад был украшен мозаичными масками мексиканского божества Тлалока, а во внутреннем святилище сохранилась необычайная надпись. Она выполнена полнофигурными иероглифами и представляет собой один из лучших образцов писцового искусства майя. Интерес и внимание исследователей к этому тексту объясняются не столько его содержанием, сколько тем, что в нем сочетаются два типа знаков: в чередующихся столбцах наряду с традиционными иероглифами майя представлено такое же количество знаков, которые содержат элементы и фигуры теотиуаканского стиля и не имеют аналогов в корпусе надписей майя. Более того, эти столбцы читались по отдельности, а не в обычном для большинства текстов майя формате двойных столбцов. Таким образом, в одной надписи были представлены два отдельных, но параллельных и визуально переплетенных текста, из которых один «теотиуаканский», а второй – «майяский».[lxxi] Среди историков до сих пор продолжается дискуссия о природе «теотиуаканского» текста. Дэвид Стюарт полагает, что надпись из «Храма 26» в Копане содержит единственный известный пример теотиуаканской письменности с майяским «переводом».[lxxii] В то же время, Саймон Мартин и Николай Грюбе придерживаются точки зрения, что «теотиуаканские» иероглифы в действительности не являются письменностью, а лишь успешно создают иллюзию двуязычного текста.[lxxiii] В любом случае очевидно, что К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииль апеллирует к образу некогда могущественного, но к тому времени пришедшего в упадок Теотиуакана и пытается использовать его для восстановления мощи и престижа своего царства.[lxxiv]

Стела N из Копана, установленная в 761 году. Портрет К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииля.
Стела N из Копана, установленная в 761 году. Портрет К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииля.

По случаю окончания десятилетия 9.16.10.0.0, 1 Ахав 3 Сип (17 марта 761 года) К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииль установил перед расположенным по соседству с «Храмом 26» «Храмом 11» элегантную Стелу N. Через несколько лет после этого события К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииль умер, по крайней мере, в 763 году в Шукуупе воцарился новый владыка. Имеются веские основания полагать, что гробница пятнадцатого представителя династии до сих пор ждет своего открытия внутри «Храма 11». В одном из текстов этого храма, возможно, описано посвящение в 769 году погребальной святыни К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииля и связанного с гробницей «канала для души». Под пирамидой «Храма 11» действительно был обнаружен небольшой туннель – вероятно, «канал для души» - который ведет вниз к самому центру сооружения, но установить его предназначение можно будет только после дальнейших раскопок.[lxxv]

В день 9.16.12.5.17, 6 Кабан 10 Моль (2 июля 763 года) шестнадцатым царем Шукуупа стал Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат («Первое Утро Небесного Йо'паата»). Обстоятельства его воцарения неясны. Его отец Миик'(?)-Чаак(?)-Б'акаб' никогда не занимал престол и в текстах из Копана упоминается только один раз, в неясной записи из «Храма 22-а». Зато много внимания на монументах уделяется матери нового правителя, баакульской царевне Иш-Чак-Б'оок(?)-Йе'-Шоок. Именно мать давала Йаш-Пасах-Чан-Йо'паату основания заявлять о своем царском происхождении. Саймон Мартин и Николай Грюбе полагают, что шестнадцатый владыка воцарился еще ребенком, в возрасте около девяти лет. Все это явно свидетельствует о нарушении преемственности по мужской линии.[lxxvi]

Портрет Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата, держащего в руках блюдце для жертвоприношений с помещенной на нем головой К'авииля. «Храм 11», около 773 года.
Портрет Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата, держащего в руках блюдце для жертвоприношений с помещенной на нем головой К'авииля. «Храм 11», около 773 года.

Несмотря на это, Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат всячески подчеркивал свою связь с родом К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' и проявлял заботу о памяти своего предшественника. Первым его важным проектом стало завершение строительства «Храма 11» над погребением К'ак'-Йипйах-Чан-К'авииля. В мае 769 года был завершен портал на южной стороне храма, в марте 773 года – панели во внутренних коридорах, а в день 9.17.2.12.16, 1 Киб 19 Кех (26 сентября 773 года) состоялось посвящение святилища. Его крыша была украшена космическими скульптурами, а по сторонам от лестницы главного, северного, фасада располагались большие статуи «держателей небес». Каждый из четырех дверных проемов был оснащен двумя иероглифическими панелями, вырезанными непосредственно в стенах, причем половина в редко встречающемся «зеркальном стиле», когда текст написан в обратном порядке. На каменной платформе-ступени перед входом в сооружение было изображено воцарение Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата: владыка получал знаки власти от К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' в присутствии еще четырнадцати царей-предков и четырех богов-покровителей династии.[lxxvii]

Алтарь Q. Был посвящен Йаш-Пасах-Чан-Йо'паатом в 776 году. На монументе запечатлены первые 16 царей Шукуупа, каждый из которых «восседает» на своем именном иероглифе.
Алтарь Q. Был посвящен Йаш-Пасах-Чан-Йо'паатом в 776 году. На монументе запечатлены первые 16 царей Шукуупа, каждый из которых «восседает» на своем именном иероглифе.

Помимо «Храма 11» Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат около 776 года завершил последнюю версию «Храма 16», расположенного над гробницей К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. В его скульптурной программе, как и следовало ожидать, делался акцент на «теотиуаканские» мотивы и изображения основателя династии. У основания «Храма 16» Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат в день 9.17.5.0.0, 6 Ахав 13 К'айаб (29 декабря 775 года) поместил Алтарь Q – один из главных источников по династической истории Шукуупа. Тогда же в связанный с храмом склеп положили останки пятнадцати жертвенных ягуаров, по одному на каждого царского предшественника.[lxxviii]

Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат по каким-то причинам отказался от установки полнофигурных стел, заменив их небольшими кубоподобными каменными глыбами, так называемыми «алтарями». В его правление было создано семнадцать алтарей и только две стелы.

До нас дошли свидетельства, о, по крайней мере, трех танцах с участием шестнадцатого владыки: в 767 году он совершил танец «в уборе Шу'», в 775 году – танец Чалахуун-Пат, а около 800 года воинственный танец.[lxxix]

Одна из особенностей правления Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата заключается в том, что на его монументах рядом со священным владыкой часто изображается группа «спутников». Эти персонажи ведут себя подобно царям: на монументах указаны даты их инаугурации, они совершают обряд «разбрасывания» и имеют полные или измененные «эмблемные иероглифы». Среди историков до сих пор нет единого мнения, были ли это родственники царя, с которыми Йаш-Пасах-Чан-Йо'паату пришлось разделить власть, или собрание его личных богов.[lxxx]

Акрополь Копана. Реконструкция его окончательного вида около 800 года. На рисунке в разрезе показаны более ранние сооружения, которые впоследствии были скрыты поздними постройками.
Акрополь Копана. Реконструкция его окончательного вида около 800 года. На рисунке в разрезе показаны более ранние сооружения, которые впоследствии были скрыты поздними постройками.

В любом случае, в 770-780-х годах в Шукуупе происходит усиление местной знати. Самые статусные ее представители обустраивали свои дома иероглифическими скамьями, столь же хорошими, как в сооружениях самого царя. Особым влиянием при дворе Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата, кажется, обладал «ах к'ухуун» Мак'аб'-Чан. В 776 году по его заказу был создан Алтарь W, а спустя пять лет Мак'аб'-Чан построил в своей резиденции, расположенной на месте современного археологического района Лас-Сепультурас (в полукилометре на северо-восток от столицы), замечательный дворец (так называемый «Дом Бакабов»). Внутри дворца находится Иероглифическая ступень, запись на которой сделана парадными полнофигурными иероглифами. К 800 году Лас-Сепультурас состоял из примерно 50 домов, расположенных вокруг семи главных дворов.[lxxxi]

В 781 году правитель Бама (Лос-Игос) установил собственную стелу, что может свидетельствовать о росте самостоятельности вассалов Шукуупа. Усиление знати совпало по времени со спадом строительной активности в Хушвитике. В день 9.18.12.5.17, 2 Кабан 15 Паш (4 декабря 802 года) Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат отпраздновал второе двадцатилетие своего пребывания у власти, а в день 9.18.15.0.0, 3 Ахав 3 Йаш (24 июля 805 года) отметил окончание пятнадцатилетия, но сообщения об этих событиях содержатся на грубо сделанных каменных курильницах. Это последние четкие даты от правления шестнадцатого владыки в надписях из Копана. На фасаде и скамьях из «Сооружения 1B-1» в Киригуа сообщается, что в день 9.19.0.0.0, 9 Ахав 18 Моль (28 июня 810 года) Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат вместе с владыкой Цу' К'ак'-Холов-Чан-Йо'паатом отпраздновал окончание к'атуна и совершил обряд разбрасывания курений. Трудно дать надежную интерпретацию этого события в политическом контексте. Возможно, совместная церемония свидетельствует о том, что недавние враги были вынуждены объединить свои усилия перед лицом некой новой общей угрозы.[lxxxii]

Одна из четырех внутренних колонн «Храма 18». На монументе изображен Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат, совершающий военный танец.
Одна из четырех внутренних колонн «Храма 18». На монументе изображен Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат, совершающий военный танец.

Красноречивым свидетельством уменьшения возможностей Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата в последние годы правления является его погребальная святыня, скромный «Храм 18». Это сооружение было посвящено в день 9.18.10.17.18, 4 Эц'наб 1 Сак (12 августа 801 года). Его лестница ведет к склепу внизу (разграбленному еще в древности), а святилище наверху украшают четыре панели, на которых царь изображен в необычной для Копана сцене военных танцев, потрясающий копьем и щитом. У основания «Храма 18» была найдена расколовшаяся на две части Стела 11. Этот монумент некогда был частью колонны, которая поддерживала единственный широкий дверной проем храма. Стела украшена рельефами (неясно, правда, созданными в 801 году или позднее), на которых изображен бородатый Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат в облике пожилого Бога Маиса и с факелом во лбу, стоящий на челюсти, которая служит входом в подземный мир. Прослеживаются явные параллели со знаменитой крышкой саркофага К'инич-Ханааб'-Пакаля, и вряд ли они случайны, принимая во внимание родственные связи Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата с Баакулем.[lxxxiii] Текст Стелы 11 все еще по большей части неясен, но в нем содержится весьма интересная запись: «обвалился Витенаах, пришел факел». Неясно, идет ли здесь речь о гибели Теотиуакана (он действительно был сожжен неизвестными врагами, но еще за полтора столетия до создания надписи), о сожжении некоего святилища, посвященного памяти предков, или же о падении местной «витенаахской» династии.[lxxxiv]

Стела 11 из Копана. Ранее была частью колонны, поддерживавшей единственный широкий дверной проем «Храма 18». Стела украшена рельефами, на которых изображен бородатый Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат в облике пожилого Бога Маиса и с факелом во лбу, стоящий на челюсти, которая служит входом в подземный мир.
Стела 11 из Копана. Ранее была частью колонны, поддерживавшей единственный широкий дверной проем «Храма 18». Стела украшена рельефами, на которых изображен бородатый Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат в облике пожилого Бога Маиса и с факелом во лбу, стоящий на челюсти, которая служит входом в подземный мир.

Как последнее здание Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата, «Храм 18», несомненно, отражает беспокойные времена его строительства. Во второй половине VIII века царство Шукууп переживало глубокий кризис. Традиционно одной из основных его причин принято считать стремительный рост населения в долине и вызванное им усиление эксплуатации природных ресурсов, прежде всего, беспощадную вырубку лесов. Как пишут по этому поводу Саймон Мартин и Николай Грюбе: «Уже в VI веке население превысило производные возможности долины и полагалось на получение продуктов питания и других предметов первой необходимости извне. Анализ пыльцы показывает, что к тому времени долина лишилась своего лесного покрова, в конечном итоге были вырублены даже сосны горных пиков».[lxxxv] Между тем, в 2009 году группа экспертов подвергла эти выводы сомнению. Результаты новых исследований свидетельствуют о том, что в поздний классический период (600-900 гг.) долина Копана была покрыта более густым лесным покровом, чем в раннюю классику (400-600 гг.). Хотя по мере роста населения, вероятно, действительно сокращалась площадь пригодных для земледелия незастроенных земель, есть свидетельства того, что жители Шукуупа использовали обширные пространства за пределами долины.[lxxxvi]

Таким образом, основные положения теории, объясняющей упадок государственности в долине Копан экологическими причинами, были в последнее время оспорены. Тем не менее, для местных жителей во второй половине VIII века, несомненно, наступили непростые времена. Анализ погребений VIII века показывает, что недоедание случалось все чаще, а младенческая смертность резко возросла. Болезни затронули все слои общества, как крестьян, так и знать, поскольку эпидемии распространялись даже на тех, кто лучше питался. Подношения в гробницах становились все более скромными, а обслуживанию церемониальных сооружений уделялось меньше внимания.[lxxxvii] Как отмечает Виктор Талах, активная ритуальная деятельность последних шукуупских царей отчасти может быть объяснена их стремлением улучшить положение с помощью магических практик. Но направление значительных средств на обрядовые действа лишь углубляло кризис.[lxxxviii]

Алтарь L из Копана. На монументе изображена инаугурация Укит-Тоок'а в 822 году, новый царь (слева) сидит напротив своего предшественника Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата. Алтарь не был завершен. Сцена инаугурации должна была быть только одной из четырех сторон завершенного камня, еще на одной стороне резчик успел наметить очертания фигур, но довести свою начатую работу до конца он так и не смог.
Алтарь L из Копана. На монументе изображена инаугурация Укит-Тоок'а в 822 году, новый царь (слева) сидит напротив своего предшественника Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата. Алтарь не был завершен. Сцена инаугурации должна была быть только одной из четырех сторон завершенного камня, еще на одной стороне резчик успел наметить очертания фигур, но довести свою начатую работу до конца он так и не смог.

Последним достоверно известным владыкой Шукуупа был некий Укит-Тоок' («Хозяин Кремня»). Его единственный монумент, Алтарь L, в значительной степени является имитацией Алтаря Q, новый владыка показан на нем перед своим предшественником Йаш-Пасах-Чан-Йо'паатом, оба сидят на именных иероглифах и удерживают символы власти. Между правителями располагается текст, в котором содержится дата воцарения Укит-Тоок'а, 9.19.11.14.5, 3 Чикчан 3 Во (10 февраля 822 года). Но власть нового царя была настолько скоротечной, что ее конец наступил еще до того, как удалось завершить монумент. Сцена инаугурации должна была быть только одной из четырех сторон завершенного камня, еще на одной стороне резчик успел наметить очертания фигур, но довести свою начатую работу до конца он так и не смог. Мы не знаем, что стало конкретной причиной падения царской власти. История Шукуупа обрывается буквально на полуслове. После краха государственности каждое поселение в долине начало жить своей жизнью, население еще более сократилось, культурные достижения были утрачены. Позднее крестьяне извлекали из древних храмов и дворцов камни для насыпей, на которых ставили свои лачуги.[lxxxix]


Примечания:

[lxvii] Перевод дан по: Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 6

[lxviii] Stuart D. Copan Archaeology and History… Р. 24

[lxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 207

[lxx] Martin S., Grube N. Chronicle… Рp. 207-208; Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 7

[lxxi] Stuart D. The «arrival of strangers»: Teotihuacan and Tollan in Classic Maya history // Mesoamerica’s Classic Heritage: From Teotihuacan to the Aztecs, edited by David Carrasco, Lindsay Jones and Scott Sessions - Boulder: University Press of Colorado, 2000, Pp. 496-497

[lxxii] Stuart D. The «arrival… P. 497

[lxxiii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 208

[lxxiv] К аналогичному приему в Кукуле несколькими десятилетиями ранее прибегал Хасав-Чан-К'авииль І. Смотрите об этом в главе «Возрождение могущества Кукуля в VIII веке» очерка «Кукульское царство».

[lxxv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 208

[lxxvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 209

[lxxvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 209; Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 8

[lxxviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 210

[lxxix] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 8

[lxxx] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 210

[lxxxi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 211; Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 9

[lxxxii] Martin S., Grube N. Chronicle… Pp. 210-212; Looper M. Lightning Warrior… Р. 198

[lxxxiii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 212

[lxxxiv] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 10

[lxxxv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 213

[lxxxvi] Cameron L. McNeil, David A. Burney, Lida Pigott Burney. Evidence…

[lxxxvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 213

[lxxxviii] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 10

[lxxxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 213; Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 10