Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

О юноше, который побывал на небе

Сборник ::: Легенды и сказки индейцев Латинской Америки ::: Перевод с исп. И. Чежеговой

Жили-были муж и жена, и был у них единственный сын. Сажали они в поле картофель и круглый год им кормились. Земля в тех местах плодородная, картофель родился на диво крупный. Да и семенные клубни у хо­зяина были отборные, ни у кого таких не было. Но кар­тофельное поле было далеко от дома, и повадились туда ходить по ночам воры. Они вырывали ботву и обдирали самые крупные клубни. Забеспокоились мать с отцом, позвали своего сына и говорят ему:

— Сыночек, ты у нас молод и силен: покажи-ка этим разбойникам, как воровать у нас картофель. Спрячься возле поля и подстереги их.

Отправился юноша сторожить картофельное поле.

В первую ночь он глаз не сомкнул — все смотрел, не идут ли воры. А на рассвете сморил его сон, глаза сами закрылись. Воры — тут как тут: выкопали картофель, только их и видели.

Проснулся юноша, и такая его досада взяла! Пришел он домой, рассказал родителям о своей неудаче.

— Ну, на этот раз мы тебя прощаем, — сказали они ему. — Теперь смотри сторожи хорошенько.

Вернулся юноша на поле, и всю ночь, до самой зари не спускал он с поля глаз.

Правда, в полночь он на минутку задремал, но сразу же проснулся. Посмотрел он на поле: воров словно бы и не было, а кругом опять ботва валяется.

Возвратился он домой и жалуется родителям:

— Всю ночь караулил, на одну минутку глаза за­крыл — и опять меня воры провели.

Рассердились отец с матерью на сына, стали его бить и приговаривать:

— Ты что же думаешь, воры глупее тебя? Ты, видно, там с девушками забавлялся, а не поле стерег!

Долго они били его и бранили, а на другой день снова отправили сторожить поле и сказали ему:

— Ну, теперь ты научишься беречь свое добро!
Делать нечего, сел юноша на краю поля и стал ждать, не покажутся ли воры.

Ночь была лунная, луна блестела ярко-ярко. Всю ночь напролет смотрел он на поле, но под утро глаза его ста­ли слезиться от усталости, и он закрыл их. Сладкий сон охватил его, а в это самое мгновение целая стая прекрас­ных девушек в серебряных одеждах, с розовыми лицами и золотыми волосами слетела на картофельное поле. Они дружно принялись выдергивать картофель. Это были звезды, упавшие с небес на землю.

Открыл юноша глаза и обомлел:

— Ах! — воскликнул он. — Какие красивые девушки! Как же мне их поймать? И возможно ли, чтобы такие воз­душные и ослепительные создания воровали?

Сердце его готово было разорваться от восхищения. Тут подумал он: «Как бы мне поймать хоть одну краса­вицу?»

Выскочил он из своего укрытия и ну ловить прекрас­ных грабительниц; но они мигом поднялись на небо и рассыпались там, мерцая как огоньки. И только одна звез­дочка забилась в руках у юноши.

Он понес ее в хижину и по пути все бранил:

— Как не стыдно вам, звездам, воровать картофель с поля моего отца?

А потом и говорит девушке:

— Послушай, не улетай, будь моей женой!

Но девушка испугалась и стала просить юношу:

— Отпусти меня, отпусти! Сжалься надо мной! Смот­ри, мои сестры пожалуются родителям! Я тебе возвращу все, что мы у вас украли! Не принуждай меня жить на земле!

Но юноша не обращал внимания на ее мольбы и толь­ко старался покрепче держать ее. Он решил не возвра­щаться домой и остался с пленной звездой в хижине воз­ле картофельного поля.

Ждали, ждали родители сына, а он все не идет.

«Ну, — думают, — видно, опять этот простофиля упус­тил воров и боится нам на глаза показаться».

Когда совсем стемнело, пошла мать снести сыну по­есть да заодно поглядеть, что он там делает. А юноша с девушкой сидели в это время в хижине и смотрели, не идет ли кто. Только женщина показалась на краю поля, девушка и говорит юноше:

— Смотри не вздумай показывать меня своим родите­лям!

Поспешил юноша матери навстречу и еще издали стал кричать ей:

— Не ходи сюда! Жди меня там!

Взял он у матери еду и понес девушке. А мать вер­нулась домой и рассказывает отцу:

— А сын-то наш поймал воровку. Она, оказывается, с неба упала. Держит он ее в хижине и хочет на ней же­ниться. И даже близко никого к хижине не подпускает.

Между тем юноша все думал, как бы ему показать девушку своим родителям. И вот говорит он ей однажды:

— Как стемнеет, пойдем ко мне домой.

А девушка ему опять:

— Я не могу встретиться с твоими родителями. Они не должны меня видеть.

Но юноша решил обмануть ее и стал уговаривать:

— Да ты не бойся, я живу совсем в другом доме.

Ночью привел он девушку в родительский дом и про­тив ее воли показал отцу с матерью. Подивились они на звезду, которая была красоты несказанной. Девушка им полюбилась, и стали они о ней заботиться. Ну, конечно, пускать никуда не пускали. И никто из чужих ее не ви­дел.

Шло время, а звезда все жила у родителей юноши. За­тяжелела она и родила, но ребенок умер непонятно от­чего.

Звездное одеяние ее лежало теперь под замком, и она носила обычное женское платье.

Как-то раз юноша отправился работать на дальнее поле, а звезда притворилась, что хочет прогуляться вокруг дома, вышла и пропала. Она возвратилась на небо.

Пришел юноша домой, спрашивает про жену, а ее нет. И как услышал он, что она исчезла, так залился горькими слезами.

Говорят, долго блуждал он по горам, не разбирая доро­ги и заливаясь слезами, пока на одной скале не повстре­чался с Великим кондором.

— О чем ты так горюешь, юноша? — спросил его кон­дор.

Тот рассказал ему свою историю и говорит:

— Сеньор, моя жена была самая красивая из всех звезд. Не знаю, где мне ее теперь искать. Я заблудился, а она, боюсь, возвратилась к себе на небо.

И сказал ему на это кондор:

— Не печалься, юноша. Это правда — твоя звезда уле­тела на небо. Но если ты так несчастен, я могу отнести тебя туда; только ты должен сначала достать мне двух лам: одной я пообедаю сейчас, а другая мне будет на до­рогу.

— Я согласен, сеньор, — ответил юноша, — подождите меня здесь, и я вам их доставлю.

Он отправился домой и, едва переступив порог, сказал отцу с матерью:

— Я иду искать свою жену. Мне покажут, где она, но в награду за эту услугу я должен отдать двух лам.

Притащил он лам кондору. С одной кондор мигом рас­правился — он отдирал мясо от костей острым клювом, а другую с помощью юноши заготовил на дорогу.

Он велел юноше взвалить ламу на плечи и подняться с нею на вершину скалы. Потом строго-настрого приказал ему:

— Закрой глаза и не смей открывать их. Как только я крикну тебе: «Мясо!» — сразу же клади мне в клюв кусок.

Юноша, повинуясь ему, крепко зажмурился. Когда кондор требовал мясо, он отрезал куски и совал ему в клюв. Но на полпути мясо кончилось. А ведь кондор пре­дупреждал юношу: «Смотри, если я крикну тебе: «Мясо!», а ты не положишь мне в клюв кусок, то, как бы высоко мы ни летели, я тут же тебя сброшу».

Испугался юноша, что кондор выполнит свою угрозу, и стал срезать ему кусочки мяса со своих ног. Так ценой своей крови добрался он до неба.

Говорят, целый год понадобился им, чтобы подняться так высоко.

Передохнул немного кондор, потом снова поднял юно­шу в воздух и принес его на берег дальнего моря. И гово­рит ему:

— Выкупайся в этом море, друг.

Юноша последовал его совету, и кондор выкупался вместе с ним.

Они прилетели на небо грязные, обросшие, постарев­шие, а вышли из воды свежими и молодыми. Тогда сказал кондор юноше:

— На том берегу моря стоит величественный храм. Там сегодня будет богослужение. Ступай и жди у ворот. В такие дни туда слетаются все звезды — их великое мно­жество, и все они сходны лицом с твоей женой. Станут они проходить мимо тебя — ты ни с одной из них не за­говаривай. Та, которую ты ищешь, пройдет последней и толкнет тебя. Тут ты ее хватай и держи покрепче.

Юноша так и сделал. Он стал у ворот храма и увидел длинную вереницу девушек, похожих друг на друга. Од­на за другой проходили они мимо него в ворота храма, и он не мог догадаться, которая из них его жена. Но вот одна из девушек, замыкавших процессию, задела его лок­тем и вошла в ворота храма.

То был лучезарный храм солнца и луны — отца и ма­тери всех звезд и светил. Там собирались небесные суще­ства, каждый день приходили сюда светила поклониться солнцу. Звезды и светила, легкие, прекрасные, пели в его честь восторженные гимны.

Богослужение кончилось, и девушки, одна за другой, стали покидать храм. Они проходили мимо юноши и, как прежде, равнодушно смотрели на него. И опять он не узнал своей жены. Но вот одна из девушек снова толкну­ла его локтем и пустилась было бежать. Но на этот раз юноша крепко ее держал.

Она повела его к себе домой, говоря: — Зачем ты прилетел сюда? Я бы к тебе непременно вернулась.

Подошли они к дому, и тут юноша почувствовал, что умирает с голоду. Заметила это девушка и дала ему не­много киноа [Киноа — перуанский рис.].

— Вот, — сказала она, — возьми и приготовь себе по­есть.

Юноша приметил, откуда она доставала киноа, и по­думал: «Разве я наемся несколькими зернами киноа? Ведь у меня целый год во рту крошки не было».

- А Я ненадолго пойду к моим родителям, — продолжа­ла девушка, — но тебя я не могу взять с собой. А ты по­ка свари похлебку.

Только за ней закрылась дверь, юноша побежал в кладовую, отсыпал добрую пригоршню киноа и насыпал в горшок. Тут вдруг забурлила похлебка, заклокотала и полилась через край. Юноша уже до отвала наелся, а похлебки вроде не убавилось. Тогда он вылил ее из горш­ка и засыпал землей. Но и под землей похлебка продол­жала клокотать и юноша испугался и не знал, что ему делать. В эту минуту вернулась девушка.

— Ах, — воскликнула она, — разве так можно варить у нас похлебку? Зачем тебе понадобилось еще брать ки­ноа? Ведь я же тебе оставила, сколько было нужно.

Она помогла юноше как следует засыпать кипящую похлебку землей, чтобы ее родители, когда вернутся, ни­чего не заметили. А потом и говорит ему:

— Мои родители не должны тебя видеть. Я тебя спря­чу хорошенько и буду приходить к тебе и приносить еду.

Так прожили они целый год. Но однажды звезда ска­зала юноше:

— Пора бы уже тебе уйти отсюда, — исчезла и боль­ше не появлялась. Она покинула юношу.

Весь в слезах пришел он снова на берег моря. Вдали кружился кондор. Кинулся юноша к нему навстречу, и кондор опустился возле него. Взглянули они друг на дру­га: одряхлевший кондор и юноша, превратившийся в ста­рика, и в один голос воскликнули:

— Что с тобой приключилось, друг?

Рассказал юноша кондору про свою жизнь в доме у звезды и горько пожаловался:

— Моя жена меня оставила, сеньор. Теперь уже на­всегда.

Сильно опечалило кондора горе юноши.

— Бедный мой друг, — сказал он ему, — и надо же было случиться такому несчастью! — и он стал утешать его и нежно гладить своими крыльями.

Тут юноша взмолился:

- Сеньор, отнесите меня на землю, я хочу вернуться домой, к родителям.

- Хорошо, — ответил кондор, — только давай сначала выкупаемся в море.

Выкупались они в море, и вышли они из воды совсем молодыми.

Кондор и говорит юноше:

- Я отнесу тебя на землю, но за мой труд ты мне должен дать еще двух лам.

- Сеньор, — ответил юноша, — донесите меня только до родительского крова, а уж я в долгу не останусь!

Посадил кондор юношу себе на спину и полетел. Лете­ли они долго — целый год и наконец добрались до земли. Отдал юноша кондору обещанных лам, а сам поспешил домой.

Вошел он в дом и увидел двух дряхлых стариков — это были его отец с матерью. Они горько оплакивали сво­его единственного сына.

И сказал им кондор:

— Возвращаю вам вашего сына. Утешьте его роди­тельской заботой и лаской.

А юноша прибавил:

— Жена моя осталась на небе, а другую мне уже не полюбить. Теперь я буду жить с вами, пока не придет за мной смерть.

И старики ответили:

— Хорошо, сынок, поступай как знаешь. Мы будем о тебе заботиться.

С тех пор стал юноша жить в родительском доме, но сердце его было разбито.