Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Теотиуаканская курильница из жилого компаунда: интерпретация

Линда Мансанилья, Эмили Карреон
:::
Статьи и материалы
:::
Теотиуакан

Резюме

В данной статье описывается изящная «курильница театрального типа», найденная в захоронении раскопанного теотиуаканского жилого компаунда фазы позднего Шолальпана. Курильница имеет фигурку богато одетого человека, у которого прослеживаются связи с изображениями растений и пищи, облаков и цветов, а также символов бабочек. По контексту находки и ассоциированных с ней элементам, прослеживается связь курильницы с огнём, смертью и плодородием.


Без сомнения, одним из самых интригующих божеств, связанных с Теотиуаканом, был Бог бабочка. Он также встречается на урне из Монте-Альбана фазы IIIA, что указывает на сильное теотиуаканское влияние (Boos 1964:78). В формативном горизонте изображения этого божества не встречаются, их также нет и у майя (Franco 1959). Однако после классического периода данное божество довольно часто встречается у миштеков, тольтеков и ацтеков.

В классическом Теотиуакане изображения бабочек встречаются на adornos, декоративных пластинах для курильниц, печатях, сосудах с расписным или резным орнаментом и на фресках. Есть даже целый дворец (дворец Кецальпапалотля), который можно связать с божеством, в этом здании Акоста (1964:59-60) обнаружил камни с изображениями раковин, початков кукурузы и жадеитовых бус.

Среди самых впечатляющих предметов теотиуаканской керамики выделяются так называемые «курильницы театрального типа», на которых изображены некоторые символы, обычно связанные с центральной фигурой. Их могли использовать в домашних ритуалах. У курильниц есть два стандартных элемента, которые присутствуют всегда: бабочки и птицы (Sejourne 1959:113). Во время фазы Шолальпан (450-650 гг.) мы находили примеры подобного типа изделий в таких жилых компаундах, как Тетитла (Berlo 1984: Pis. 6, 9, 10, 19, 20, 23, 26), Ла-Вентилья (Berlo 1984: Pis. 7, 22, 83b) и Сакуала (Berlo 1984: PI. 15). Есть также примеры из Аскапоцалько (Berlo 1984: PI. 8), Каминальхуйю и Эскуинтлы в Гватемале (Berlo 1984: Pis. 80-82a, 85-87, 89-100, 106-115, 130). На большинстве из указанных курильниц встречаются изображения человеческого лица с носовым украшением в виде бабочки. К сожалению лишь некоторые из них были получены из хорошо описанного контекста, например, из захоронений в Тетитле и Тламимилольпе.

В рамках проекта «Старый город Теотиуакан; первые фазы урбанистического развития», которым руководила Линда Мансанилья (Barba and Manzanilla 1987; Barba, Ludlow, and Valadez 1987; Manzanilla and Barba 1990), были проведены раскопки теотиуаканского жилого компаунда фазы позднего Шолальпана в секторе N6W3 по карте Миллона (Millon 1973) (Рис. 1). Данный жилой компаунд был районом проживания «среднего класса» и он занимал 20% территории Тетитлы. Для того, чтобы определить какая деятельность протекала в комнатах компаунда, были проведены различные исследования – археологические, химические, археоботанические, анализ пыльцы, ископаемых растений и животных. В полу комнаты 21 (восточная секция) была выкопана Яма 6, в которой нашли захоронение молодого взрослого мужчины 22 или 23 лет в лежачем положении с согнутой спиной, его череп претерпел искусственную деформацию, приняв плоскую покатую форму, лежал он смотря на север (Civera 1988).

Рис. 1. Вид сверху на жилой компаунд, раскопанный в Остойоуалько, долина Теотиуакан.

Рис. 1. Вид сверху на жилой компаунд, раскопанный в Остойоуалько, долина Теотиуакан.

В данном захоронении (номер 8) была найдена разобранная курильница театрального типа, детали которой были разложены вокруг трупа: дымоход курильницы был с западной стороны тела; крышка и человеческое лицо курильницы – с восточной стороны черепа; украшения в виде представляющих экономическую ценность растений – на южной стороне; четырёхлистные цветы, перьевые кольца и слюда лежали с восточной и западной стороны. Линне (1942:172) находил в схожей манере разобранную курильницу театрального типа в Захоронении 1 в Тламимилольпе.

Рис. 2. Захоронение 8 в комнате 21 с разобранными частями курильницы, которые были сложены вокруг тела.

Рис. 2. Захоронение 8 в комнате 21 с разобранными частями курильницы, которые были сложены вокруг тела.

Помимо курильницы театрального типа в захоронении были найдены 7 миниатюрных сосудов, 2 миниатюрные тарелки, фрагменты сланца, раковина и 1 жадеитовая бусина.

Когда подношения были помещены в захоронение, яма была засыпана небольшими пирокластическими осколками (тесонтле) (Рис. 2 и 3), которые добывали в местных пещерах (вероятно, именно они и имитировались таким способом), а поверх был восстановлен штуковый пол.

Рис. 3. Захоронение 8 (уровень глубже).

Рис. 3. Захоронение 8 (уровень глубже).

Описание

По описанию Берло (1984:27-28) курильницы театрального типа состоят из следующих глиняных частей: (1) основание с двуконусным сосудом, где сжигали смолу (в нашем захоронении этого элемента не было), (2) коническая крышка с ручками по бокам, (3) труба (дымоход), прикреплённая к задней части крышки, (4) каркас, используемый для (5) дополнительных элементов (adornos) и (6) лицо (Рис. 4а-с).

Рис. 4. Курильница театрального типа, виды: (а) спереди, (b) сзади и (с) сбоку.

Рис. 4. Курильница театрального типа, виды: (а) спереди, (b) сзади и (с) сбоку.

Крышка имеет вид усечённого конуса с высотой 34,5 см. и диаметром основания – 20,5 см. Пористая глина имеет коричнево-красный цвет (Munsell 5YR 4/3) и была обожжена на огне с невысокой температурой, из-за чего она хрупкая. Усечённый, конусообразный дымоход, прикреплённый к задней части крышки сверху, имеет в длину 10,5 см. У него основание овальной формы с максимальной толщиной 9 см. и минимальной – 6,5 см. С боков крышки выступают 2 ручки. Они были прикреплены к крышке, когда глина была в состоянии «leather-hard»[1]. До установки дымохода в крышке сделали овальное отверстие, через которое выходил дым.

По данным Берло данная форма дымохода, широкая у основания и сужающаяся у вершины относится к последнему периоду производства курильниц, она назвала его «Инновационной фазой»: 450-700 гг.

Установив связь длины верхней части с высотой крышки, Берло разработала канонические стандарты для курильниц театрального типа. У исследуемой нами курильницы пропорция 1:6,5, которая соответствует Инновационной фазе (Berlo 1984:50).

Тело человеческой фигурки, лицо которой является центральной частью композиции, служит также своеобразными подмостками для головного убора и прямоугольных декоративных пластин, которые также выступают и в качестве подложки, к которой прикрепляют различные элементы (adornos). Декоративные пластины расположены спереди и параллельно дымоходу, окружая лицо, которое находится в углублении симметричного каркаса.

Человеческая фигурка имеет размеры 18,5 см. по высоте и 16 см. по ширине. Она стоит на крышке, ноги расставлены, пальцы ног смотрят вперёд, руки подняты на уровень груди и в каждой руке находится по прямоугольной декоративной пластине.

Важно отметить, что курильницы и изображения Бога бабочки (или его жреца) целиком с человеческим телом встречаются редко. Раскрашенный сосуд с Богом бабочкой, найденный в Каминальхуйю, был описан Киддером и о нём ещё писал Касо (1949:Fig. 11). У неё также была пектораль в виде бабочки.

Лицо фигурки кажется сделанным по шаблону, поскольку на оборотной стороне остались следы от пресса (см. Munera 1985). Черты, теотиуаканские по стилю, резкие и очерченные. Горизонтальная прямоугольная повязка закрашена розово-белым цветом и проходит через область глаз; слёзная и другие складки глаз очерчены чёрным цветом.

У фигурки есть следующие элементы: чёрные ушные вставки с приклеенными к ним кольцами; носовое украшение из тонкой полигональной пластины с чёрно-зелёными и жёлтыми краями, что является атрибутом специфического антропоморфного образа божества бабочки (von Winning 1987: vol. I, Chap. IX, Figs. 10-13; Berlo 1984: Pt. ii), которое звали йакапапалотль; ожерелья и браслеты из больших бусин со следами чёрной краски; юбка, которая достигает середины бедра (и которая на сосуде Киддера была определена Касо в качестве женского элемента одежды), и набедренная повязка, которая достигает колен; накидка, разделённая на две половины, поддерживаемые двумя похожими на лилии зелёными цветками с длинными цветоножками; раскрашенная в неяркий розовый цвет повязка с тремя колокольчиками, обвязанная вокруг икры; и сандалии с центральной кисточкой. Одежда, юбка, набедренная повязка и накидка украшены по краям мерлонами в теотиуканаском стиле, раскрашенными в розово-серый оттенок.

Фигурка носит большой головной убор, состоящий из 6 секций: 2 боковые и 4 центральные (Части 1-4). Сначала мы опишем центральные секции (Рис. 5).

Части 1 и 2. Первые две части имеют выпуклую форму. У меньшей полукруглой секции (19 см. в ширину и 9 см. в длину) по краям показаны короткие чёрные перья, она прикреплена к дымоходу; большая секция (33 см. в ширину и 13 см. в длину) состоит из длинных зеленовато-чёрных перьев, формирующих полукруг.

Рис. 5. Части головного убора.

Рис. 5. Части головного убора.

Часть 3. Третья секция – это декоративная пластина (10,5 см. в длину и 9,5 см. в высоту) похожая по форме на то, что Лэнгли (1986:156, Fig. 45b) именует «Манта МС-типа». Данная декоративная пластина состоит из 4 регистров. На нижнем регистре у пластины 2 ромба с кольцами внутри и примыкающими по бокам 2 прямоугольниками и 3 прямоугольниками между ромбами (огненный мотив; см. Langley 1986:252; von Winning 1987: vol. II, Chap. 2, Fig. 5a-d) со следами чёрной и жёлтой краски (Munsell 7.5 YR 6/8). Второй регистр имеет мотив годового знака (von Winning 1987: vol. II, Chap. Ill, Fig. 2). В центральном регистре видны 6 колонн из небольших прямоугольников, окрашенных в разные цвета (справа налево: зелёный, чёрный, жёлтый, чёрный, белый, розово-серый). Последний регистр завершается перьями и тройным завитком со следами жёлтого, белого и розово-серого цветов. Лэнгли (1986:296) называет его «Трилистник G» и он может олицетворять три языка пламени (von Winning 1987: vol. II, Chap. 2, Fig. 4), а также дым. Тройной завиток также напоминает усики и хоботки бабочки.

Часть 4. Четвёртая секция головного убора (максимальная длина 15 см., минимальная длина 10,3 см., высота 8 см.) состоит из пяти горизонтальных полосок и завершается рядом коротких чёрных перьев; на нижней полоске изображён орнамент из двух фигур с прямыми углами, соединённых у вершины белой горизонтальной лентой, а на остальных полосках сохранились следы розово-серой краски (Munsell 7.5 YR 7/2).

Данные 4 центральные части накладываются друг на друга, формируя слои. Первые три части расположены позади головы фигурки, а четвёртая часть прикреплена ко лбу так, что скрывает декоративную пластину с ромбовидным орнаментом.

Две боковые секции головного убора довольно длинные и имеют волнистую форму. Они прикреплены ко второй части центральной секции. Внешние края обрамляют чёрные перья. С этих секций свисают две кисточки с перьями, которые скреплены вместе оригинальным теотиуаканским «цементирующим веществом».

Две прямоугольные декоративные пластины с трёх сторон завершают длинные выступающие чёрно-зелёные перья. Перья подпирает каркас из двух полос: внутренняя полоса жёлтого цвета, внешняя – розово-серого.

Рис. 6. Декоративная пластина из Подношения 38 (Тетитла).

Рис. 6. Декоративная пластина из Подношения 38 (Тетитла).

Для классификации и описания элементов (adornos) было проведено разделение между элементами, которые ассоциируются с фигуркой и теми, что связаны с крышкой. Данное разделение базируется на представлении о теотиуаканской культуре. Определённые элементы, имеющие ассоциации с человеческой фигуркой, всегда связаны с антропоморфными образами; тогда как прикреплённые к крышке элементы не связаны с фигурками, а всегда являются «средствами к существованию» («mantenimientos»), которые падают из рук важного персонажа (von Winning 1987: vol. II, Chap. IX, Fig. 2d) и с верхней части композиции (Sejourne 1966: Fig. 93), либо же являются центральным кластером (Langley 1986:106, 113). Интересно будет отметить, что некоторые из этих символов также появляются в связи с другими предметами, например, есть одна полихромная декоративная пластина, найденная в Подношении 38 из Тетитлы, где изображены тортилья, несколько тамалей и малиналли (переплетённая трава), которые связаны с другими символами (Рис. 6).

Элементы, ассоциируемые с фигуркой (Рис. 7)

1. Четырнадцать 4-лепестковых цветков с перьевыми кольцами и слюдой. Кольца различаются по диаметру: 1 большое кольцо (10 см.), 8 средних (8 см.) и 3 небольших (5 см.). Они могли бы быть частью головного убора, однако места там для них недостаточно, к тому же не было найдено следов скрепляющих их веществ.

В центр кольца был вставлен круг из слюды, который обрамляли 4 жёлтых лепестка, очерченных белой линией. Цветок, в свою очередь, обрамляют чёрные перья. Таубе (у Langley 1986:318) предполагает, что подобной формы предметы были зеркалами, которые носили на груди, на лбу или в качестве тецкакуитлапилли. Мецкуитлать – экскременты луны – так мешики именовали слюду (Sahagun 1963:235).

Рис. 7. Элементы, ассоциируемые с фигуркой.

Рис. 7. Элементы, ассоциируемые с фигуркой.

Крупнейший из них, вероятно, был центральным элементом бабочки, которая была частью пекторали человеческой фигурки и к которой были прикреплены крылья.

2. Два 4-лепестковых цветка. У них (2,5 см. в диаметре) не было обнаружено следов краски. По Лэнгли (1986:31, Nos. 160 and 107) они относятся к «четырёхлистникам». Хейден (1977:24) предположил, что элементы такой формы символизируют матку, указывают на плодовитость, сотворение, место, куда всё возвращается и где находится в покое, сравнивая их с пещерой под пирамидой Солнца.

3. Два глаза с перьями. Полукруглые элементы с чёрными зрачками внутри розовой радужной оболочки, частично обрамлённой чёрными перьями. Данные элементы схожи с теми, которые фон Виннинг идентифицировал как «птичий глаз» (1987: vol. II, p. 68) и, в частности, они похожи на глаз совы (von Winning 1987: vol. II, "Los glifos," Chap. I, Figs. 5e and 5f). Тем не менее, судя по различным изображениям, данные элементы являются глазами бабочек (Caso 1949:80; Boos 1964:78).

4. Два верхних крыла бабочки, трапециевидные декоративные пластины (5,5 см. в длину и 4 см. в высоту) обрамлены перьями с двух сторон. Белая подложка окружена приподнятым жёлтым краем с четырьмя полукруглыми формами и тремя вдающимися внутрь остроконечными формами. Лэнгли (1986:331) назвал такую форму «Объект О», указав на вероятную стилизацию крыла бабочки, отмеченную на нескольких теотиуаканских сосудах (т.е., von Winning 1987: vol. I, Chap. IX, Figs. 5, 7a, 7b, and 8). Данные элементы являются частью пекторали.

5. Два нижних крыла бабочки (Langley 1986:300; von Winning 1987: vol. II, Chap. I, Figs. 4a and 4b; Kubler 1967:43). По форме напоминают гриб с тремя хвостиками у основания; на белой подложке выделяются пересекающие элемент горизонтально волнистые линии. У вершины формы в подложку вдаётся небольшой завиток. Фон Виннинг (1987: vol. I, Chap. IX, Fig. 7a) определяет подобные формы как нижние крылья бабочки.

6. Четыре перьевые кисточки или усики бабочки. Данные элементы имеют полукруглую форму со следами розово-серой краски. Чёрные длинные перья скрепляет жёлтый узел. Фон Виннинг (1987: vol. 1, Chap. IX, Fig. 17) опознал в этих элементах усики бабочки.

7. Два символа с тремя горами или скопление облаков (von Winning 1987: vol. II, p. 11; Langley 1986:274). Эта форма состоит из трёх частей 3,8 см. в длину и 4 см. в ширину – боковые части меньше центральной; подложка элемента чёрная, её обрамляет белое окаймление. Тобринер (1972) указывает на то, что это символ плодородия горы.

8. Четыре тройных завитка. Данные элементы имеют ту же форму, что и тройные завитки, описанные у одной из трёх частей головного убора.

9. Две mantas МС-типа (Langley 1986:156). Данные элементы описаны ранее в нижнем регистре третьей части головного убора.

10. Одна маленькая птичка. Трёхмерная форма, схожая с представленным у Лэнгли (1986:303) изображением «дорсальной птицы»; он опознал в данной птице (как и Армиллас) сову. По фронтальной части Лэнгли определил, что данный элемент часто выступает в качестве adorno у курильниц для подношений.

 

Изучая пропорции adornos различных типов в коллекции Диего Риверы, у Сежурне (1959:119) получилось насчитать 475 перьев, 183 бабочки, 137 птичьих голов и 118 цветов.

Элементы, ассоциируемые с крышкой (Рис. 8 и 9.)

1. Четыре початка кукурузы (Рис. 9а). они раскрашены в розовый или белый цвета, а наружный слой, стянутый вниз – в зелёный. Ряды зёрен формируют конус (3,8 см. в высоту, 2,4 см. в ширину).

Рис. 8. Элементы, ассоциируемые с крышкой.

Рис. 8. Элементы, ассоциируемые с крышкой.

2. Плоды cucurbita (рис. 9b). Форма состоит из чёрного стебля, серовато-зелёной круглой сегментированной основной части и чёрной горизонтальной полоски под жёлтым цветком (3,1 см. в высоту и 4,8 см. в ширину).

Рис. 9. Элементы, ассоциируемые с крышкой.

Рис. 9. Элементы, ассоциируемые с крышкой.

3. Два цветка cucurbita (Рис. 9с). Данный съедобный цветок имеет волнистую, продолговатую форму, окрашенную в жёлтый цвет – цветоножка окрашена в бледно-зелёный цвет (5,1 см. в высоту и 5 см. в ширину).

4. Две хлопковые коробочки (Рис. 9d). Элемент состоит из трёх цветоножек, раскрашенных в жёлтый цвет. Из них проступает кручёный хлопок, формируя трёхдольную структуру. Центральная секция закручена по часовой стрелке, а боковые –внутрь формы. Поверхность глины имеет точечную текстуру. Лэнгли (1986:296) называет такую форму «трилистником Е, ссылка 696» и отмечает, что это открытая коробочка хлопка (4,7 см. в высоту и 3,3 см. в ширину).

5. Один неопределённый бутон. Данная форма напоминает хлопковую коробочку, однако она меньше и направления центральной спирали различаются. Следов краски не осталось.

6. Два перекрестившихся символа травы (malinalli) (Рис. 9е). Форма получена двумя переплетёнными полосками, одна из которых окрашена в жёлтый цвет, другая – в белый (4 см. в высоту, 2,5 см. в ширину).

7. Четыре элемента с изгибом, xonecuilli. Открытая форма «S» сужается на конце и окрашена в розово-серый цвет. Элемент может представлять собой один из видов хлеба, который использовали на своих фестивалях мешики:

ofrecian en su templo, o en las encrucijadas de los caminos, pan hecho de diversas figuras. Unos, como mariposas, otros de figura del rayo que cae del cielo, que llaman xonecuilli, y tambien unos tamalejos que se llaman xucuichtlamatzoalli, y maiz tostado que llaman ellos izquitl (Sahagiin 1985: Bk. I, Chap. X, 35).

Во Флорентийском кодексе встречаются изображения съедобных водяных червей, izcauitli, схожих по форме с описываемым выше элементом (Sahagun n.d.: Bk. XI, Chap. V, No. 33).

8. Три tamal (Рис. 9f). Элемент состоит из трёх вертикальных продолговатых форм белого, жёлтого и розового цветов с чёрной изогнутой сосудом-подставкой, у которого резные части окрашены в розовый цвет. Таубе (1989) указал на несколько изображений данного элемента.

9. Три диска (Рис. 9g). Розово-серые диски диаметром 3,3 см. Данные элементы могут изображать tortillas.

10. Три чаши для образования пены (Рис. 9h). Данный элемент сформирован из трёх секций: нижней повязки розового цвета; центральной повязки белого цвета и глины, сформировавшей окрашенную в жёлтый цвет верхнюю повязку с текстурой (3 см. в длину и 2,3 см. в ширину). Данная форма не была распознана, но мы считаем, что это могут быть чаши, в которых содержится пенистая жидкость, например шоколад или pulque, а может и семена huahtli. Фёрст (1974:201) предположил, что в данных сосудах могли находиться яйца пауков или насекомых.

Курильница, вероятно, была сделана следующим образом: сначала была смоделирована нижняя часть фигурки и её туловище; затем были прилажены юбка, руки и голова. После был сделан каркас для головного убора и декоративных пластинок, а затем изготовлены и прикреплены к фигурке и крышке различные элементы. Все декоративные пластины и элементы прикреплены к фронтальной части курильницы, т.е. она смоделирована так, чтобы все смотрели только на её переднюю часть. Задняя часть крышки и фигурки скорее всего не были украшены элементами, поскольку на них нет следов теотиуаканского «клея». За исключением четырёх элементов тройных завитков, которые были приклеены белым клеем, соединение других элементов с каркасом было выполнено при помощи жёлтого клея.

Берло (1984:33-34) определил два способа производства курильницы: 1) необожжённые каркас и элементы соединены мягкими клеевыми шариками. Сама глина при этом имеет твёрдое состояние (leather-hard). Затем всю конструкцию обжигают. Линне (у Berlo 1984:47) отмечал, что мягкими клеевыми шариками является глина жёлтого цвета, которая затем становится скрепляющим веществом – всё это указывает на то, что отдельные части были собраны вместе и уже затем обжигалась вся курильница; 2) каркас и элементы обжигались отдельно, а после обжига они соединялись при помощи «известково-штукового клея». Берло исследовал сотни элементов (adornos) и определил, что известково-штуковый «клей» является «белым известковым составом». Исследуемая нами курильница имеет следы клейких субстанций обоих типов – можно предположить, что изделие изготовлялось в два этапа, во время которых прикреплялись различные элементы.

Сохранение курильницы происходило по правилам, установленным международными соглашениями по сохранности древних предметов (см. Carta de Venecia 1964), где отмечается, что предмет должен восприниматься единым целым, а не набором составляющих. Курильница является композицией, которая может быть (и на самом деле была) физически разделена; в то же время её части не существуют отдельно сами по себе, а являются элементами цельной композиции. Каждая из них имеет свою ценность, а в совокупности они создают единую композицию со значением. Курильница была найдена при проведении контролируемых раскопок, при этом данные позволяют провести правильную реставрацию для восстановления изделия. Следы скрепляющих веществ позволяли определять места склеивания (при этом отметины на курильнице сравнивались с отметинами на оборотной стороне декоративных пластин adorno). Там, где не было возможности определить по следам клея места крепления элементов, они не были скреплены с композицией и демонстрировались отдельно.

Интерпретация

Божество бабочки

Фигурка на курильнице связана с теотиуаканским божеством бабочки, описанным фон Виннингом (1987: vol. I, Chap. IXb, p. 117, Figs. 9-11) и Касо (Boos 1964) (Рис. 10). Присущие бабочкам характеристики и функции позволяют графически отобразить различные значения. Полностью бабочку изображают только на фресках. На керамике различные части тела бабочки (крылья, грудь, голова, хоботки и усики) схематизированы (von Winning 1987:117). Данные схематичные керамические формы соединяются друг с другом, образуя различные композиции, которые, в зависимости от ассоциации элементов, могут относиться к смерти или к плодородию.

Рис. 10. Одна из возможных реконструкций фигурки. Не все элементы прикреплены к композиции.

Рис. 10. Одна из возможных реконструкций фигурки. Не все элементы прикреплены к композиции.

У рассматриваемой нами курильницы есть 2 специфических элемента, которые указывают на комплекс бабочки: носовая декоративная пластина в форме, которую Зелер (у von Winning 1987:119) определил как yacapapalotl, и пектораль, выполненная при помощи двух наборов крыльев и большого кольца с перьями и слюдой в центре (рис. 11). Два глаза с перьями поверх лица фигурки также были определены Бусом в качестве глаз бабочки (1964:78).

Рис. 11. Пектораль в виде бабочки, которая могла быть прикреплена к груди фигурки.

Рис. 11. Пектораль в виде бабочки, которая могла быть прикреплена к груди фигурки.

Символизм огня и смерти

Кублер (1967:9) упоминает комплекс бабочки, который обычно имеет ассоциации с цветком и горными элементами; данные элементы воспринимаются Кублером как имеющие связь с погребальным символизмом и жизнью после смерти, предполагается, что бабочка может олицетворять душу, как это было в постклассическое время.

По современным верованиям масатеков, бабочка связана с душами умерших (Cowan 1953:93) и это верование является часто встречающимся в Европе, Японии, островах Тихого океана и на американском континенте (F & C Standard Dictionary of Folklore 1949:94). У некоторых народов Северной Америки, например у хопи, бабочка является родовым символом, связанным с дождевыми облаками. Чероки связывают бабочку с огнём (Franco 1959:202). Вполне естественно, что ночная бабочка itzpapalotl (Rothschildia orizaba), обсидиановая бабочка, связана с огнём, который получен посредством кремния (Hoffmann 1931).

Фон Виннинг (1987: vol. I, p. 115) сравнивает цвета и хрупкость крыльев бабочек с цветком, а Агилера (1988) отмечает схожесть между движениями жёлтой бабочки и мерцанием пламени, таким образом объясняя почему у божества огня символом является бабочка. Зелер (1961:714) отмечал, что бабочка, как существо Бога огня, является олицетворением мёртвых. Зелер (1961:715) также добавил, что cihuateteo (женщины, умершие при родах) и воины, убитые во время сражений, жили в Тамоанчане в виде бабочек.

Саагун (1985: Bk. XI, Chap., V, p. 657) описывал различные виды бабочек. По данным Бойтельшпахера (у Valle 1988) бабочка в этом эссе определена как дневное существо, вероятно Papilio multicaudatus, которую можно часто встретить на центральном мексиканском плато в умеренных и холодных регионах. По современному мифу из Мичоакана бабочки-монархи считаются душами умерших; так объясняется ноябрьский прилёт в этот регион полчищ бабочек – ноябрь является тем месяцем, когда празднуется День всех святых.

Ещё одним связывающим со смертью элементом является сова, которая в нашем случае представлена в трёхмерной форме. Здесь нам следует упомянуть, что обсуждаемая курильница была найдена в погребении, таким образом устанавливая явные связи с загробным миром. Также напомним, что пирокластические обломки, заполнившие погребальную яму, из того же материала, что и пещеры в долине Теотиуакан. Поэтому мы можем прийти к выводу, что, закапывая умершего и связанные с ним подношения этими камнями, теотиуаканцы так воспроизводили пещеру.

Акоста (1964:62) также считает, что в Теотиуакане бабочки имели ассоциации с птицей кецаль, а в Монте-Альбане они были связаны с ягуаром.

Плодородие

Комплекс бабочки ассоциируется не только со смертью, но и с плодородием (von Winning 1987; Pasztory 1976:157). Среди прикреплённых к крышке элементов встречаются растения, обработанные продукты питания и предметы большой экономической важности. Таким образом, элементы, которые как бы выпадают из рук фигурки и вообще из верхней части крышки, повторяют концепцию плодородия.

Рис. 12. Курильница со всеми элементами.

Рис. 12. Курильница со всеми элементами.

Пещера и подземный мир тесно переплетены с концепцией плодородия – это видно по изображениям семян внутри пещеры под главной фигурой фрески «Тлалокан» из Тепантитлы.

Комплекс смерть-плодородие, основной посыл которого представлен курильницей, отсылает нас к гимну Ометеотлю, который был отмечен информантами Саагуна во Флорентийском кодексе. Гимну, который Пасстори (1976) связывает с главным божеством «Тлалокана» из Тепантитлы:

Madre de los dioses, padre de los dioses, el dios viejo,

tendido en el ombligo de la tierra,

metido en un encierro de turquesa.

El que esta en las aguas color del pajaro azul,

el que esta encerrado en nubes,

el dios viejo, el que habita en las sombras

de la region de los muertos,

el sefior del fuego y del aflo.

(Leon-Portilla 1961)

Резюме:

Este articulo describe un incensario "tipo teatro" hallado alrededor de  un entierro en un complejo residencial de la fase Xolalpan tardia que fue excavado en Teotihuacan. Consiste de una figura humana ricamente ataviada, asociada con representaciones de plantas y alimentos, nubes y flores, y simbolos de mariposa. Su contexto y los elementos asociados a dicho incensario evocan simbolismos de fuego, muerte y fertilidad.

Цитируемая литература

Acosta, J.R.

1964 El Palacio de Quetzalpapdlotl. Memorias del INAH X. Mexico.

Aguilera, C.

1988 Los volatiles en el Tonalamatl de Aubin. Revista Mexicana de Estudios Antropologicos XXXIV(l): 141-146.

Barba, L., and L. Manzanilla

1987 Superficie/excavacion. Un ensayo de prediccion de rasgos arqueologicos desde la superficie en Oztoyohualco. Antropologicas 1:19-46.

Barba, L., B. Ludlow, L. Manzanilla, and R. Valadez

1987 La vida domestica en Teotihuacan. Un estudio interdisciplinario. Ciencia y desarrollo 11, ano XIII, noviembre-diciembre: 21-32.

Berlo, C.J.

1984 Teotihuacan Art Abroad. A Study of Metropolitan Style and Provincial Transformation in Incensario Workshops, parts i and ii. BAR International Series 199, Oxford.

Boos, F.H.

1964 El dios mariposa en la cultura de Oaxaca. Una revision del estado actual del conocimiento. Anales del Instituto Nacional de Antropologia e Historia, vol. 16, pp. 77-97.

Brandi, C.

1963 Teon'a del restauro. Edizione di Storia e Litteratura, British Museum, Roma, Italy.

Carta de Venecia

1964 Carta de Venecia. Carta internacional del restauro. l lo Congreso Internacional de Arquitectura y Tecnicos en Monumentos Historicos, Reunion del 25 al 31 de mayo de 1964, Venecia, Italy.

Caso, A.

1949 Una urna con el Dios Mariposa. El Mexico Antiguo 7:78-95. Civera, M.

1988 Informe osteologico del material recuperado durante la temporada de campo PACT 87 en Oztoyohualco, Teotihuacan. Unpublished manuscript on file. Universidad Nacional Autonoma de Mexico.

Cowan, G.M.

1953 El motivo 'mariposa' en la cultura mazateca contemporanea. Yan 2:92-95. Mexico.

Fewkes, J.W.

1910 The Butterfly in Hopi Myth and Ritual. American Anthropologist 12:576-594.

Franco C.

1959 Representaciones de la mariposa en Mesoamerica. El Mexico Antiguo 9:195-244.

Furst, P.T.

1974 Morning Glory and Mother Goddess at Tepantitla, Teotihuacan: Iconography and Analogy in Pre-Columbian Art. In Mesoamerican Archaeology: New Approaches, edited by Norman Hammond, pp. 187-215. University of Texas Press, Austin.

Heyden, D.

1977 Economia y religion de Teotihuacan. Cuadernos de Trabajo 19, mimeografo. Instituto Nacional de Antropologia e Historia, Mexico.

Hoffmann, C.C.

1931 Las mariposas entre los antiguos mexicanos. Anales del Museo Nacional de Arqueologia, Historia y Etnografia VII:422-425.

Kubler, G.

1967 The Iconography of the Art of Teotihuacan. Dumbarton Oaks, Washington, DC.

Langley, J.C.

1986 Symbolic Notation of Teotihuacan. Elements of Writing in a Mesoamerican Culture of the Classic Period. BAR International Series 313, Oxford.

Leon-Portilla, M.

1961 Los antiguos mexicanos a trave's de sus cronicas y cantares. Fondo de Cultura Economica, Mexico.

Linne, S.

1942 Mexican Highland Cultures. Ethnographic Museum of Sweden, Pub 7. Stockholm, Sweden. Teotihuacan censer in a residential context 307

Manzanilla, L., and L. Barba

1990 The Study of Activities in Classic Households. Two Case Studies from Coba and Teotihuacan. Ancient Mesoamerica 1:41-49.

Millon, C.

1973 Painting, Writing, and Polity in Teotihuacan. American Antiquity 38(3):294-314.

Millon, R.

1973 Urbanization at Teotihuacan, Mexico, vol. I. The Teotihuacan Map. University of Texas Press, Austin.

Munera Bermudez, L.C.

1985 Un taller de ceramica ritual en la Ciudadela teotihuacana. Tesis de licenciatura, Escuela Nacional de Anthropologia e Historia, Mexico.

Pasztory, E.

1976 The Murals of Tepantitla, Teotihuacan. Garland Publishing, New York.

Rattray, E.C.

1991 The Teotihuacan Ceramic Chronology: Early Tzacualli to Metepec Phases. University of Texas Press, Austin.

Sahagiin, Fray B. de

n.d. Codice Florentino. Manuscrito en microfilm, Libros I-III.

1963 Florentine Codex. Part XII, Book 11, Earthly Things. University of Utah Press, Utah.

1985 Historia general de las cosas de Nueva Espana. Editorial Porriia, Mexico.

Sejourne, L.

1959 El culto a Xochipilli y los braseros teotihuacanos. El Mexico Antiguo 9:111-124.

1966 Arqueologia de Teotihuacan: La ceramica. Siglo XXI, Mexico.

Seler, E.

1961 Die Tierbilder der mexikanischen und der Maya-Handschriften. Gesammelte Abhandlungen zur Amerikanischen Sprach- und Altertumskunde, Vierter Band, pp. 453-758, Akademische Druck-U. Verlagsanstalt, Graz.

Taube, K.A.

1989 The Maize Tamale in Classic Maya Diet, Epigraphy, and Art. American Antiquity 54:31-51.

Tobriner, S.

1972 The Fertile Mountain: an Investigation of Cerro Gordo's Importance to the Town Plan and Iconography at Teotihuacan. XI Mesa Redonda, pp. 103-115. Sociedad Mexicana de Antropologia, Mexico.

Valle, P.

1988 Papalotl del mito y de la realidad. Revista Mexicana de Estudios Anthropologicos XXXIV(l): 111-121.

Winning, H. von

1987 La iconografia de Teotihuacan. Los dioses y los signos, 2 vols. Universidad Nacional de Mexico, Mexico.

 

Источник - Linda Manzanilla and Emilie Carreón (1991). A Teotihuacan Censer in a Residential Context: An Interpretation. Ancient Mesoamerica, 2, pp 299-307 doi:10.1017/S0956536100000614



[1] Leather-hard clay - состояние глиняной поверхности, когда та была частично высушена до того момента, когда закончилась усадка. На этой стадии глиняный черепок содержит ок. 15% влаги, он ещё заметно влажный, но уже достаточно высохший, чтобы иметь возможность быть обработанным без деформации. Прим. переводчика.