Потребление алкоголя американскими индейцами и коренными жителями Аляски в США

Патрик Дж. Эбботт
:::
Статьи и материалы
:::

Резюме: алкогольные напитки до контакта с белыми впервые стали изготовляться на территории майя и ацтеков, а затем распространились по Юго-западу США. Удивительно, но существуют сообщения об использовании алкоголя среди других американских индейцев и коренных жителей Аляски. Напитки были двух видов – вино и пиво, среди которых встречаются следующие: бальче, пульке и вина «харен а питахайя» (haren a pitahaya), пиво тульпи и другие. Контакты с белыми привели к резким изменениям в области потребления и функций алкогольных напитков у американских индейцев и коренных жителей Аляски.


До контактов с белыми использование алкогольных напитков в США в основном ограничивалось группами американских индейцев Юго-запада. Однако встречалось потребление напитков и в других частях страны (Driver, 1969; Heidenreich, 1976). Среди разных племён по-разному относились к алкоголю – от отказа до его принятия. Некоторые из племён приняли алкоголь, чтобы расширить свои светские, социальные, религиозные и сверхъестественные практики. Другие поначалу отказывались, а затем распробовали алкоголь, в то время как первые стали отказываться от него (Heath, 1983; Heidenreich, 1976). У большинства американских индейцев и коренных жителей Аляски знакомство с алкоголем совпало с контактом с белыми (XVI-XVII вв.). Изначально торговцы, исследователи и ранние колонисты предлагали алкоголь встречающимся группам индейцев в качестве жеста дружбы и как что-то любопытное. Вскоре алкоголь стал ценным коммерческим товаром и использовался для обмена на меха, земли и сексуальные услуги. Именно во время первых контактов с европейцами берёт начало «миф огненной воды», т.е. миф о неспособности индейцев нормально переносить эффект от потребления алкоголя (Leland, 1976; MacAndrew & Edgerton, 1969). Существует 2 версии появления термина «огненная вода»: 1) по одной из них так называли алкоголь, смешанный с соком табака, горячим перцем или опиумом, по другой 2) термин связан с практикой проверки алкоголя на крепость путём сбрызгивания его на огонь, покупать стоило вспыхнувший на огне алкоголь (Williams, 1985; Anderson, 1988). К тому моменту, когда Льюис и Кларк путешествовали по США, многие американские индейцы, с которыми те контактировали, уже имели представление об алкоголе (Weibel-Orlando, 1986).

Основными алкогольными напитками аборигенов были пиво или вино, поскольку до контакта с белыми дистилляция, зачаточный её уровень, был известен только ацтекам (Bourke, 1894; LaBarre, 1938). Далее мы кратко расскажем историю производства и потребления алкоголя аборигенами до контакта с белыми. Мы проследили использование алкоголя от месоамериканского влияния через Юго-запад и до его проникновения в другие регионы США.

Южное влияние

Месоамерика была главным регионом становления сельского хозяйства и позднее производства и использования алкогольных напитков, которые были включены в различные религиозные комплексы. Самым влиятельным народом в этом регионе оказались майя. Они изготовляли напиток под названием «бальче» - это было вино, сделанное из мёда и коры дерева бальче (Loeb, 1943). Предполагается, что майя оказали влияние на питьевую культуру Мексики и Южной Америки и, что важно, на дальнейшее её распространение в Северной Америке, у ацтеков и северомексиканских племён. Свыше 40 различных алкогольных напитков, изготовленных в Мексике, использовали различные растительные субстанции, например, мёд, сок пальмового дерева, дикую сливу и ананас (Driver, 1961; Price, 1975).

Ацтеки и их предки, науа, развили сложные церемонии и социальные правила, регулируя правильное использование алкоголя. Многие способы изготовления алкоголя восходят к 300 году н.э. (Waddell & Everett, 1980). Ацтеки использовали магей (Агава американская), также известный как растение века, чтобы изготовлять пульке, мягкое вино из сока агавы (Waddell & Everett, 1980). Современным продуктом из этого растения является бренди мескаль или Текила, другое название (LaBarre, 1938). Согласно ацтекскому мифу, происхождение пульке было сверхъестественным и изначально было даровано богами с Майяуэль во главе. Поэтому использование этого священного вина было определённо предписано для религиозных церемоний, но никак не для светских или социальных целей (Paredes, 1975).

«Очтли» (или пульке) был полезен в качестве мочегонного средства и лекарства против кишечных расстройств, его часто использовали как богатый микроэлементами напиток – в нём содержатся в средних количествах витамины В и С (Waddell & Everett, 1980). Церемониальное потребление пульке было в порядке вещей, но строго контролировалось. Все ацтекские церемонии тщательно контролировались, а пьянство считалось серьёзным преступлением, за исключением случаев на церемониях (Waddell & Everett, 1980; Paredes, 1975). Напиваться разрешалось только старикам, а напившихся не достигших преклонного возраста людей (если это случалось вне церемоний) жестоко наказывали.

Майяско-ацтекский «алкогольно-опьяняющий аграрно-ритуальный комплекс» распространился на север, достигнув земли племён пима/папаго (Waddell & Everett, 1980). На пути распространения алкогольных напитков многие индейские группы подверглись их влиянию, а затем эти народы донесли его до пима/папаго и апачей.

Тараумара занимают горные районы юго-западной части мексиканского штата Чиуауа. Известно, что они изготовляли пиво («тесвино», «тесгуино»). Тесгуино – название мексиканского кукурузного пива, который потреблялся большинством северомексиканских племён (Kennedy, 1963). Его изготовляли путём брожения кукурузы с добавлением семян местных растений. На все этапы приготовления уходило около 3 дней. Тесгуино определённо играл центральную и священную роль в культуре Тараумара. С ним проводилось большинство церемоний, например, «целительные церемонии» ради урожая, благополучия животных и людей, обряды инициации у мальчиков, свадьбы и похороны. Тараумара также использовали магей, однако это растение имело для них второстепенную важность. Апачи северного края Сьерра-Мадре имели контакты с тараумара по «коридору апачей» и таким образом тесгуино попал к ним (Waddell & Everett, 1980).

Юго-запад США и Большой Бассейн

Пима и папаго

Пима и папаго проживали на юге Аризоны и на севере штата Сонара. Они принадлежали к той же языковой группе, что и ацтеки с тараумара – к юто-ацтекская семье. Они разработали сложные сельскохозяйственные ритуалы с использованием опьяняющих напитков. Индейцы этих племён изготовляли вино из кактуса сагуаро («харен а питахайя») (LaBarre, 1938). В конце лета женщины племени собирали красный фрукт кактуса сагуаро, прорастающий в верхней части кактуса, который достигает в высоту 4,5-9 метров. Женщины использовали фрукты для приготовления варенья и желе. Оставшиеся фрукты шли на изготовление вина. Затем вино использовали в посвящённых дождю церемониях, которые проводились в день их Нового года, выпадающего на конец лета (Price, 1975; Waddell & Everett, 1980). И сегодня во многих деревнях папаго продолжают проводить эти священные церемонии.

Апачи

Апачи, наряду с навахо, имеют атапаскское происхождение. Они поздно пришли на Юго-запад – между 1000 и 1550 гг. (Josephy, 1991). Апачи проживали в Нью-Мексико, Аризоне и на севере Мексики. Они делятся на 4 основные группы: хикарилья, мескалеро, чирикауа и западные апачи. Всех их отличает от вышеупомянутых коренных народов основной вид занятий – они были охотниками-собирателями и сельским хозяйством занимались весьма ограниченно. Апачи также занимались приготовлением ферментированных напитков. «Тисвин», также известный под названием «тулапай» или «тульпи», изготавливался из забродившей кукурузы (Hrdlicka, 1904; LaBarre, 1938; Waddell & Everett, 1980). Способ изготовления, очевидно, был передан апачи чирикауа племенами северной Мексики, а затем от них он стал известен западным апачам. Тисвин готовили в основном для поддержания социальных и светских связей (Waddell & Everett, 1980). Однако его порой использовали и для церемониальных нужд.

Чирикауа апачи изготовляли не только тульпи, но и напитки из различных видов юкки, а апачи из Сан-Карлоса делали вино питахайя из кактуса сагуаро (LaBarre, 1938). Наконец, в племени мескалеро готовили опьяняющий напиток из коры ананасового дерева или смешивали его с тульпи (Hrdlicka, 1908).

Западные апачи контактировали с западными пуэбло хопи и зуни, и имели лишь ограниченные контакты с пуэбло Рио-Гранде. В распространении методов приготовления алкогольных напитков могли быть задействованы эти кочевые группы.

Коауильтеки

Коауильтеки из южного Техаса и северо-восточной Мекскики изготовляли опьяняющие напитки из растения агавы (Waddell & Everett, 1980; Newcomb, 1969). Этот напиток смешивали с красными бобами горного лавра благородного. Коауильтеки не использовали этот напиток в своих религиозных церемониях – вместо этого они использовали пейот. В схожей манере потребляли опьяняющие напитки и окружающие их племена, например, каранкава, хумано и липан-апачи.

Юман

В западной части Аризоны вдоль реки Колорадо к югу от Большого каньона проживали следующие говорящие на языке юман племена: хавасупаи, валапай, явапаи, мохаве, халчидома, марикопа, юма и кокопас. Они жили в небольших, разбросанных по территории речных низин сообществах и занимались сельским хозяйством (за исключением валапай и явапаи, которые не занимались земледелием). Индейцы марикопа не изготовляли вина из кактуса агавы и пива из побегов кукурузы (Spier, 1933). Однако они и другие юман изготовляли вино из плодов сагуаро. Занимались они этим в середине июня и, возможно, переняли данную практику у пима и папаго (Waddell & Everett, 1980; Spier, 1933). Когда вино из сагуаро было готово, приглашались соседние деревни и их жители принимали участие в праздниках и танце. Танец назывался как и вино - «xatca». Во время танцев совершались оформление альянсов и подготовка к рейдам против врагов (Spier, 1933).

Племя мохаве не изготовляло своих алкогольных напитков (Devereux, 1948). Очевидно, река Хила была северо-западной границей территории, где занимались приготовлением алкогольных напитков (Kroeber, 1931). Первое знакомство с европейскими алкогольными напитками произошло в середине XVI века, но значительного влияния алкоголь не оказывал вплоть до XIX века. Именно в это время в регион вместе с железными дорогами проникают белые американцы, а позже была построена дамба Паркера. Несмотря на внешнее воздействие, социокультурная сплочённость индейцев мохаве осталась неизменной.

Пуэбло

Есть свидетельства о том, что в ряде пуэбло у реки Рио-Гранде изготовлялись опьяняющие напитки до контакта с испанцами в 1540 году. В одном сообщении о Сан-Хуан-Пуэбло г-ном Ортисом (1969) описывается церемония «пробуждения почек», где подавался напиток из забродивших зёрен. Данная церемония является формальным переходом племени с зимнего «графика» на летний и служит сигналом о начале сельскохозяйственного цикла (Ortiz, 1969). Помимо этого, следует отметить, что ранние исследователи этого региона описывали потребление опьяняющих напитков древними пуэбло – для их изготовления в ход шли такие растения, как питахайя, алоэ, кукуруза, магей, опунция, а также дикий и культивируемый виноград (Cherrington, 1925).

Далее к западу от пуэбло Рио-Гранде находились пуэбло зуни – это пуэбло одно из первых вошло в контакт с испанцами. Существуют многочисленные документы, где описывается наличие здесь опьяняющих напитков до контактов с белыми. Ваддель и Эверетт (1980) так описывают их ранние практики потребления напитков:

«(а) они знали и употребляли местные напитки, например, вино мескаль, о котором они узнали благодаря соседям, однако эти вина потреблялись только в социальном контексте, они не было частью важных сельскохозяйственных и других церемоний; (b) они переняли многие правила социального потребления напитков у племён, которые входили в контакт с их деревнями, а после они переняли дистиллированные спиртные напитки белых и использовали их в тех же целей во время массовых сборищ, при этом в последние годы такие случаи происходили всё чаще; и (с) они также использовали безалкогольные напитки различных видов, в т.ч. во время церемоний, которые в основном проводились ради очищения (стр. 24)».

Индейцы зуни также изготовляли напитки из кукурузы, которые использовали на церемониальных празднествах – если в этих напитках и содержался алкоголь, то он был в минимальном количестве (Cherrington, 1925).

Хопи

К северо-западу от зуни жили индейцы хопи, у которых существовали разнообразные способы потребления алкогольных напитков (Waddell & Everett, 1980). Поскольку они были посредниками для других групп, потреблявших алкогольные напитки, то вероятнее всего хопи знали о них, однако они никогда не использовали эти напитки в церемониальных или социальных целях. После контактов с белыми потребление алкоголя оставалось под запретом и совершавшиеся возлияния проходили скрытно.

Навахо

Вокруг индейцев хопи проживали атапаскские родственники апачей – индейцы навахо. Сегодня они второе по численности индейское племя США (219 198 чел.), занимающее резервацию размером с Западную Вирджинию (Reddy, 1993). Когда-то они проживали в северной части Нью-Мексико и занимались охотой и собирательством – лишь недавно их экономика стала базироваться на разведении овец. В отличие от апачей они до контактов с белыми не потребляли алкоголь. Впервые опьяняющие напитки проникли в пуэбло и деревни, расположенные на восточной границе резервации (Heath, 1964). После постройки в 1880-х гг. железной дороги Санта-Фе, в регионе усилилось влияние белых, сюда проникли спиртные напитки и приграничный стиль потребления алкоголя. В сравнении с хопи, употреблявших напитки скрытно, навахо пили открыто и вплоть до опьянения (Kunitz & Levy, 1974).

Большой Бассейн

Территория Большого Бассейна занимает обширную часть земли к северу от юго-западных племён и находится между Сьеррой-Невада и Скалистыми горами. Она включает в себя штаты Юта, Невада и земли окружающих штатов. Основным языком на территории был юто-ацтекский, а среди прочих племён отметим юта, шошонов и пайютов. Сельским хозяйством на этой земле не занимались; пищи здесь мало и она добывалась посредством постоянного занятия охотой и собирательством. Это был один из самых засушливых и наименее пригодным для жизни регионов страны. То, что на Юго-западе знали и изготовляли алкоголь никак не сказалось на этом регионе – здесь не знали о нём вплоть до первых контактов с белыми в XVIII-XIX вв. Возможно было лишь одно исключение – г-н Парк сообщает, что пайюты (павиотсо) изготовляли «напиток брожения из похожего на тростник растения» (LaBarre, 1938). Однако эта практика не получила широкого распространения.

Северо-восточные племена США

В лесистой местности северо-востока США проживало большое количество индейских групп, говорящих преимущественно на трёх языках: алгонкинском, ирокезском и языке сиу (Josephy, 1991; Spenser, et al., 1977). Разные племена зависели от разных форм добычи пропитания – кто-то занимался охотой, кто-то – рыбалкой, а были те, кто создавал огромные сельскохозяйственные комплексы. Проживали эти группы к югу от Майне и долины реки Огайо. Одним из сельскохозяйственных комплексов была культура Хоупвелл – это было самое сложное сообщество в средней Америке. Об употреблении алкоголя в этом регионе редко упоминается. Есть ряд свидетельств о том, что гуроны изготовляли из кукурузы некрепкое пиво (Cherrington, 1925). Очевидно они использовали несозревшую кукурузу, помещая её в ёмкость со стоячей водой, оставляли всё нетронутым на несколько месяцев, после чего получалась забродившая кашица. Этот напиток потребляли на племенных праздниках. Есть также упоминания о «кленовом вине» и «сассафрасском пиве», однако, по всей видимости, эти напитки потребляли ещё не забродившими (Heath, 1983). Французские, голландские и английские колонисты быстро заселили эти земли, соблазнённые её богатыми ресурсами. В завязавшейся торговле, алкоголь стал важным и часто приносящим беды товаром.

Иммигрировавшие из Европы колонисты считали алкогольные напитки весьма важной составляющей своей жизни. «Пуритане отправились в Новый Свет с 14 тоннами воды, 42 тоннами пива и 10 000 галлонами вина» (Anderson, 1988, preface). Самосет из племени вампаноагов помогал пилигримам в первую зиму и с увлечением принял участие в потреблении алкоголя на их первый День благодарения (Lender & Martin, 1982). Эта праздничная атмосфера быстро изменилась, когда новые поселенцы стали отмечать, что индейцы не выдерживают их спиртные напитки – так возник переживший века «миф огненной воды» (Leland, 1976). Результатом этого мифа стали многочисленные попытки колоний, а затем и США запрета продажи алкогольных напитков американским индейцам. Всё это окончательно вылилось в принятие в 1832 году Закона об отношениях с индейцами, который просуществовал вплоть до 1953 года.

Юго-восточные племена США

К югу от Теннесси вплоть до Мексиканского залива и восточного берега реки Миссисипи проживали многие племена, в основном мускогской ветви семьи языков Мексиканского залива (Josephy, 1991). Они проживали в небольших аграрных общинах, занимаясь выращиванием различных культур: кукурузуы бобов, дыни и табака. Также они занимались сбором орехов, ягод и подсолнуха. Первый контакт этих индейцев с европейцами произошёл в 1513 году, когда Хуан Понсе де Леон обнаружил Флориду. На наличии в этом регионе алкогольных напитков до контактов с белыми указывает ограниченное количество свидетельств, однако следует отметить, что недостатка ингредиентов для этого здесь нет; занятие сельским хозяйством юго-восточных племён идеально подходит для изготовления алкоголя. Есть также предположение о том, что индейцы Месоамерики могли иметь ранние контакты с племенами миссисипской долины; этого можно было достичь, проплыв по Мексиканскому заливу (Josephy, 1991). Если действительно так и было, тогда месоамериканские индейцы могли поделиться своими знаниями приготовления алкоголя.

Есть информация о том, что крики из Джорджии изготовляли некрепкий опьяняющий напиток из ягод, однако о том, что они занимались чрезмерным употреблением до контактов с белыми информации крайне мало (Scomp, 1888). Также известно, что индейцы юго-востока изготовляли напиток из хурмы, однако они его употребляли ещё до брожения (Driver, 1969; MacAndrew & Edgerton, 1969). Наконец, чероки, проживавшие в штатах Юж. и Сев. Каролины в ограниченных количествах изготовляли забродившие напитки из плодов (Cherrington, 1925).

«Чёрный напиток» изготовляли индейцы побережья Атлантического океана. Это была безалкогольная чёрная жидкость с эффектом слабительного. Её изготовляли из листьев кустарника кассины и использовали для духовного очищения, преодоления психических расстройств и восстановления физических сил. Как уже говорилось, этот напиток не содержал алкоголя, однако вызывал рвоту и имел стимулирующий эффект за счёт содержания коффеина в небольших количествах.

Прерийные индейцы

Индейцы равнин занимали огромную территорию между рекой Миссисипи и Скалистыми горами, которая на севере доходила вплоть до Канады, а на юге – до северного Техаса (Josephy, 1991). У этих индейцев различное культурное происхождение. Среди равнинных групп индейцев встречались частично занимавшиеся сельским хозяйством (на востоке) и те, кто занимался охотой на бизонов (на западе). Именно последние стали стереотипными «американскими индейцами». Первый контакт с европейцами в этом регионе произошёл, когда в 1541 году экспедиция Коронадо добралась до уичита в Канзасе. В XVII веке в этот регион начали проникать французы, англичане и голландцы. Многие северные племена укрепили свои контакты с белым населением в 1804-1806 гг. после обследования этих мест Льюисом и Кларком – к тому времени многие племена уже имели представление об алкогольных напитках (Weibel-Orlando, 1986). Нет никаких свидетельств того, что алкоголь изготовляли здесь до контакта с белыми. Также нет данных о том, что во время церемоний они в ритуальных целях потребляли безалкогольные напитки, как это делали в юго-восточных племенах.

В XIX веке усилился контакт между белыми и индейцами, что привело к интенсивной торговле, предметом которой часто выступал алкоголь. Трапперы и торговцы всё глубже проникали на территорию, а следом за ними шли военные, золотоискатели и первые поселенцы (Winkler, 1968). Часто торговля была нечестной – белые торговцы предлагали индейцам выпить и, подождав пока те опьянеют, безжалостно использовали их состояние в своих целях. Нередко это приводило к насилию, что, в свою очередь, приводило к запрету для торговцев посещать лагеря индейцев (Winkler, 1968).

Коренные жители Аляски

Коренных жителей Аляски можно разделить на 5 основных групп: алеуты, северные эскимосы (инупиаты), южные эскимосы (юиты), индейцы внутренней территории (атабаски) и индейцы юго-восточного побережья (тлинкиты и хайда) (Langdon, 1989). На сегодняшний день насчитывается ок. 70 000 коренных жителей Аляски, проживающих на территории в 533 000 кв.милей. Это обширный участок земли с огромными расстояниями между поселениями. В результате этих и других географических и климатических барьеров коренные жители этого региона впервые вошли в контакт с белыми позже большей части других индейцев – алеуты в 1750-1780 гг.; южные эскимосы в 1780-1840 гг.; северные эскимосы в 1850-1870 гг.; индейцы внутренних территорий в 1840-1860 гг.;, а индейцы юго-восточного побережья в 1775-1800 гг.

Сельское хозяйство никто на Аляске не выбрал в качестве основы своей жизни – здесь занимались преимущественно охотой и рыболовством. Существует ряд свидетельств о производстве алкоголя до контакта с белыми. Приводим пример сведений об алеутской деревне со слов Берремана (1956):

«Это история о деревне, которая когда-то находилась возле Никольски и чьи жители нашли пустую бочку, занимаясь мойкой на пляже. Они наполнили её ягодами и отнесли на склад. Когда наступила зима две девушки-прислуги были направлены туда, чтобы принести ягоды. Однако в бочке была лишь жидкость. Они её попробовали и принесли с собой часть напитка жителям деревни, которые всё выпили. После нескольких заходов на склад, все стали вести себя странным образом, в т.ч. девушки, и никто не знал почему. Во время последнего захода, испытывающая головокружение девушка опрокинула лампу с тюленьим маслом на травяной пол и подпалила склад, который сгорел вместе со всеми запасами на зиму. По данным информантов такой крепкий напиток больше не изготовлялся до прихода русских» (стр. 504).

Ещё одно свидетельство исходит от Давыдова (1977), который заявлял, что коняги, южные эскимосы (юиты), изготовляли алкогольный напиток из забродившей малины и сока черники (Cherrington, 1925; Horton, 1943). Эти коренные жители Аляски проживали на острове Кадьяк и на близлежащей территории полуострова Аляска, в той её части, что примыкает к территории алеутов. Группа жителей юго-восточной Аляски, которых русские называли колошами, возможно, потребляли некую опьяняющую субстанцию из корней, которую они жевали во рту (Anderson, 1988). Вскоре после контакта с белыми многие группы коренных жителей разузнали как готовить свои собственные алкогольные напитки.

Первые контакты с белыми произошли у алеутов с русскими моряками, которые привезли с собой, а после и изготавливали, напиток «квас». Это был алкогольный напиток, изготавливаемый из зерна, яблок или корней – считалось, что он предотвращает цингу (Fortuine, 1989). Изначально алкоголь был проблемой русских моряков, однако после он стал серьёзной проблемой для алеутов. Коренные жители этого региона тоже узнали как изготовлять квас, также они получили доступ к контрабандному виски.

Затем алкоголь попал к тлинкитам (ок. 1790 г.) – сначала их с ним познакомили французские торговцы, а затем русские. В ранний период американской колонизации тлинкиты узнали как дистиллировать спиртовой напиток «хуч», именованный так по названию деревни Хучину Куцнаху на Адмиралтейском (Адмиралти) острове.

В 1850-х гг. русские торговцы вошли в контакт с коренными жителями Нортон Саунд и вскоре после этого потребление алкоголя распространилось на север (Fortuine, 1989). Последним регионом, куда проник алкоголь, стала внутренняя территория Аляски. Атабаски внутренней части региона познакомились со спиртными напитками в 1870-е гг. после прибытия сюда американских торговцев и старателей (Fortuine, 198). Как и в других частях США начало потребления алкоголя, а после и злоупотребления, происходило вскоре после контакта коренных жителей Аляски с европейцами и американцами из поселений на Аляске.

Племена северо-западного побережья и Плато

На узкой полоске земли вдоль северо-западного побережья между Принс Уильям Саунд и северной Калифорнией существуют различные группы коренных американцев: тлинкиты на узком выступе, хайда на острове Королевы Шарлотты; цимшиан, белла-кула и квакиутли на побережье Британской Колумбии; различные группы салишей и другие индейцы побережья штатов Вашингтона и Калифорнии (Josephy, 1991). Ни у одной из этих групп не было развито сельское хозяйство – они жили за счёт богатств моря и соседних лесов. Сообщалось, что квакиутли острова Ванкувер изготовляли алкогольный напиток из сока ягоды бузины, чёрного хитона (панцирного моллюска) и табака – эта смесь приводила к лёгкому опьянению (Lemert, 1954). Лишь у этой группы данного региона зафиксировано изготовление алкоголя до контакта с европейцами или американцами. А первые контакты с белыми были в XVIII веке, когда сюда пришли русские торговцы пушниной; следом за ними в том же веке сюда пришли испанцы, англичане и американцы. После контакта с белыми произошли культурные перемены. Одним таким уникальным обычаем, который, к сожалению, принял иную форму стал потлач (слово «патшатл» на яз. Нутка означает «дарение») (Josephy, 1991). Так назывался праздник, который проводился по особым случаям, во время которого тот, кто его проводил раздавал приглашённым гостям своё богатство. Этот праздник был запрещён во многих племенах в 1884 году и был, к сожалению, замещён «Праздником виски», когда главным подарком стал алкоголь (Jilek-Aall, 1974).

К востоку от северо-западного побережья между Каскадес и Скалистыми горами находились различные племена, среди которых были говорящие на языке салишей, атабасков и кутенаи (Josephy, 1991). Они жили за счёт рыболовства, занимаясь дренажем рек Колумбия и Фрэзер. Индейцы указанных племён не изготовляли алкогольных напитков до контакта с белыми, который произошёл позже, чем у бОльшей части индейских групп континента.

Коренные жители Калифорнии

В Калифорнии проживало свыше 350 000 человек на момент контакта с белыми. Здесь насчитывалось свыше 105 различных групп, говоривших на 6 различных языках с многочисленными диалектами (Josephy, 1991). В основном индейцы занимались охотой, рыболовством и собирательством. Сельским хозяйством они не занимались, поскольку пищи здесь и так было много. Многие группы использовали жёлуди в качестве одного из основных продуктов своей диеты. Отмечалось, что некоторые калифорнийские племена изготовляли сидр из забродивших ягод толокнянки дубильной (LaBarre, 1938). Однако это слабо документировано. Американские индейцы этого региона использовали другие вызывающие опьянение субстанции в своих ритуальных практиках. Например, употреблялся дурман, наркотическое растение. В рамках культа чингичнич употребляли дурман, чтобы достичь галлюцинаций – это было необходимо для контакта со сверхъестественным миром (Josephy, 1991).

В 1796 году испанцы первыми колонизировали это регион, а в 1848 году Калифорния перешла к США. Последовавшая золотая лихорадка была катастрофой для многих групп американских индейцев. К концу XIX века индейское население сократилось до 15 000 человек. Многие племена были полностью выкошены болезнями или уничтожены людьми.

Вывод

Зарождение алкогольных напитков прошло в Центральной Америке, но быстро распространилось на север Мексики и оттуда на Юго-запад США. В основном производство и потребление алкогольных напитков происходило в этом регионе. Однако существует и ряд свидетельств об использовании опьяняющих напитков на территории США до контактов с белыми. По большей части, но не во всех случаях, потребление алкогольных напитков связано с сельским хозяйством. Причина этого во многих случаях кроется в том, что алкогольные напитки изготовляли из культивируемых растений, однако есть примеры использования для этого дикой флоры (Driver, 1969).

Обычно чрезмерное употребление напитков у аборигенов исключалось, поскольку это контролировалось и происходило во время исключительных ритуальных событий. Более того, в сообщениях о потребляемых аборигенами впервые напитках не упоминается о безрассудном или несдержанном поведении. В первом письменном свидетельстве об угощении американских индейцев алкоголем говорится о Жаке Картье (1545 г.) – тогда всё завершилось без происшествий и как точно отметили Макэндрю и Эдгертон (1969), «когда североамериканские индейцы впервые попробовали алкоголь и не было ожидания чего-то несоответствующего, то и результатом этого было отсутствие попрошайничества или эпических пьяных увечий и вообще пьянства» (стр. 114).

Именно с продолжительным контактом с белыми связано приобретение разрушительных характеристик. Причины это находятся за рамками данной статьи, их перечисляют и детально обсуждают в других работах (MacAndrew & Edgerton, 1969). Существует несколько версий с чем это скорее всего связано: 1) алкоголь стал более доступным с развитием пушной торговли и коммерцией в целом; 2) у индейцев теперь не было необходимости выделять на приготовление алкогольных напитков ценные продукты питания; 3) содержание алкоголя в напитках резко возросло в связи с использованием дистиллированного спирта, который был по большей части неизвестен американским индейцам за исключением ацтеков, у которых были некоторые зачатки знаний о процессах дистилляции (Bourke, 1894); и, наконец, наиболее вероятная версия 4) произошли масштабные социальные и культурные перемены в результате внешнего воздействия. Из-за этих перемен произошло изменение социальных правил, которые регулировали сферу потребления и культуру питья. Алкоголь стал угрозой и не только потому, что был в новинку, он стал выражением драматичных социокультурных перемер.

Патрик Дж. Эбботт, доктор медицины

Центр алкоголизма, злоупотребления наркотиками и дурных привычек

2350, Аламо СЕ

Альбукерке, NM 87106

Цитируемая литература

Anderson, T. I. (1988). Alaska Hooch. Fairbanks, AK: Hoo-Che-Noo.

Berreman, G. D. (1956). Drinking patterns of the Aleuts. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 17, 503-514.

Bourke, J. G. (1894). Distillation by early American Indians. The American Anthropologist, 7, 297-299.

Cherrington, E. H. (1925). Aborigines of North America. In E. H. Cherrington (Ed.), Standard Encyclopedia of the Alcohol Problem, VoL /(pp. 3-42). Westerville, OH: American Issue.

Davydov, G. I. (1977). Two Voyages to Russian America, 1802-1807. Kingston, Ontario: Limestone Press.

Devereux, G. (1948). The function of alcohol in Mohave society. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 9, 207-251.

Driver, H. E. (1961). Indians of North America. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Driver, H. E. (1969). Indians of North America. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Fortuine, R. (1989). Chills and Fever. Anchorage, AK: University of Alaska Press.

Heath, D. B. (1964). Prohibition and post-repeal drinking patterns among the Navajo. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 25, 119-135.

Heath, D. B. (1983). Alcohol use among North American Indians: A cross-cultural survey of patterns and problems. Research Advances in Alcohol and Drug Problems, Vol. 7. New York: Plenum Publishing Co.

Heidenreich, A. (1976). Alcohol and drug use and abuse among Indian-Americans: A review of issues and sources. Journal of Drug Issues, 6,(3, Summer), 256-272.

Horton, D. (1943-1944). The functions of alcohol in primitive societies: A crosscultural study. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 4, 199-320.

Hrdlicka, A. (1904). Method of preparing tesvino among the White River Apaches. American Anthropology, 6, 190-191.

Jilek-Aall, L. (1974). Psychosocial aspects of drinking among Coast Salish Indians. Canadian Psychiatric Association Journal, 19,357-361.

Josephy, A. M. (1991). The Indian Heritage of America (Rev. Ed.). Boston, MA: Houghton Mifflin Co.

Kennedy, J. G. (1963). Tesquino complex: The role of beer in Tarahumara culture. American Anthropologist, 65, 621-639.

Kroeber, A. L. (1931). The Seri. Southwest museum papers, 6, Los Angeles. Kunitz, S. J., & Levy, J. E. (1974). Changing ideas of alcohol use among Navajo Indians. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 35, 243-259.

LaBarre, W. (1938). Native American beers. American Anthropologist, 40, 224-234.

Langdon, S. J. (1989). The Native People of Alaska (Rev. Ed.). Anchorage, AK: Greatland Graphics.

Leland, J. (1976). Firewater myths North American drinking and alcohol addiction. New Brunswick, NJ: Rutgers Center of Alcohol Studies.

Lemert, E. M. (1954). Alcohol and the Northwest Coast Indians. University of California Publications in Culture and Society 2, No. 6. Berkeley, CA: University of California Press.

Lender, M. E., & Martin, J. K. (1982). Drinking in America. New York: The Free Press.

Loeb, E. M. (1943-1944). Primitive intoxicants. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 4, 387-398.

MacAndrew, C., & Edgerton, R. B. (1969). Drunken comportment a social explanation. Chicago, IL: Adeline.

Newcomb, W W. (1969). The Indians of Texas. Austin, TX: University of Texas.

Ortiz, A. (1969). The Tewa world. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Paredes, A. (1975). Social control of drinking among the Aztec Indians of Mesoamerica. Journal of Studies on Alcohol, 36,(9), 1139-1152.

Price, J. A. (1975). An applied analysis of North American Indian drinking patterns. Human Organization, 34,(1, Spring), 17-26.

Reddy, M. A. (Ed.). (1993). Statistical record of Native North Americans. Detroit, MI: Gale Research Inc.

Scomp, H. A. (1888). King alcohol in the realm of king cotton. Chicago, IL: Blakeley.

Spenser, R. F., Jennings, J. D., Johnson, E., King, A. R., Stern, T., & Steward, K. M. (1977). The Native Americans ethnology and background of the Native American (2nd ed.). New York: Harper and Row.

Spier, L. (1933). Yuman tribes of the Gila River. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Waddell, J. 0., & Everett, M. W. (1980). Drinking behavior among Southwestern Indians. Tucson, AZ: University of Arizona Press.

Weibel-Orlando, J. (1986). Indians, ethnicity, and alcohol. In L. A. Bennett & G. M. Ames (Eds.), American Experience with Alcohol (pp. 201-226). New York: Plenum Press.

Williams, M. (1985). Alcohol and ethnic minorities: Native Americans — an update. Research reports. Alcohol and Research World, Summer, 66-67.

Winkler, A. M. (1968). Drinking on the American frontier. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 29, 413-445.2


Источник: Patrick J. Abbott, M.D. «American Indian and Alaska Native Aboriginal Use of Alcohol in the U.S.» / Centers for American Indian and Alaska Native Health. Colorado School of Public Health/University of Colorado Anschutz Medical Campus (www.ucdenver.edu/caianh)