Подсолнух как пища и ритуальный предмет в индейских культурах

Дида С.
:::
Статьи и материалы
Статьи и материалы
:::

Подсолнечник (подсолнух) – название рода растений семейства Астровые, из которых наиболее известные подсолнечник однолетний и подсолнечник клубненосный (топинамбур).

Родина культурного растения

Всего в Америке насчитывается 3 основных очага растениеводства: Андийский (Южноамериканский) центр, Североамериканский центр и Центральноамериканский центр. А родиной подсолнечника как раз и является Америка, причём в Южной Америке всего только три вида подсолнуха, все остальные – из Северной Америки[1].

Древние очаги земледелия в Америке

Древние очаги земледелия в Америке

Ещё до одомашнивания дикий подсолнечник был весьма распространён в Северной и Центральной Америке, поэтому охотники-собиратели не упустили его из виду. Семена дикого подсолнечника были обнаружены во многих местах пребывания древнего человека в восточной части Северной Америке, куда он был привнесён с запада (откуда-то с плато Колорадо на юго-западе США). Так, в местечке Костер были обнаружены небольшие семена дикого подсолнечника, датируемые 6550-4050 гг. до н.э.*[2], а в местечке Хейес шт. Теннесси найдены уже более крупные семена вероятно культивируемого подсолнечника[3], которые датируются 2850 г. до н.э.* Среди других мест с найденными одомашненными семенами выделяются следующие: Наполеон Холлоу в центральном Иллинойсе (3850-2450 г. до н.э.*), Ривертон в восточном Иллинойсе (1850 г. до н.э.*), Ньют Кэш Холлоу в восточном Кентукки (1350 г. до н.э.*) и Марбл Блафф в Арканзасе (1264-912 гг. до н.э.*).[4]

Очаг земледелия в Северной Америке и стоянки с древнейшими следами доместикации подсолнуха

Очаг земледелия в Северной Америке и стоянки с древнейшими следами доместикации подсолнуха.

Таким образом, одомашнивание растения произошло не на западе, а на востоке Северной Америки, во внутренних областях. Это подтверждается и недавними генетическими исследованиями, указавшими, что в восточной Северной Америке 5-3,8 тысяч лет назад был независимый центр доместикации[5] как минимум 4 видов растений: тыквы обыкновенной (Cucurbita pepo L. var. oviferia), подсолнечника однолетнего (Helianthus annuus L.), циклахены (Iva annua L.) и мари Берландье (Chenopodium berlandieri Moq.)[6].

1)  Древние семечки подсолнуха  2) Древние семечки подсолнуха  3) Древние семечки подсолнуха

Древние семена подсолнуха:

1) стоянка Наполеон Холлоу: a - (5,01х1,72 мм.) b - (4,65х1,79 мм.) c - (3,93х2,14 мм.); стоянка Хейес: d - (5,3х2,1 мм.); стоянка Костер: e - (4,62х1,57 мм.); фото: David Asch, Nancy Asch Sidell и Gary Crites; 2) стоянка Ривертон, фото: Scott Whitaker; 3) стоянка Ньют Кэш (9,3х3,7 мм.), ок. 3300 л.назад.

Другие генетические исследования, сравнившие современные дикие и одомашненные виды подсолнуха показали, что самым близким родственником сорта культурного растения из США является дикий подсолнечник, произрастающий в центральной части американского запада[7]. Данные результаты не противоречат археологическим исследованиям мест культивирования подсолнуха, расположенных в восточной части США.

В то же время, у учёных появилось свидетельство того, что в Мексике был второй очаг доместикации подсолнуха, очевидно произошедшего независимо от североамериканского. Однако специалисты отметили, что предками современного подсолнечника однолетнего являются культивированные именно в Северной Америке древние подсолнухи[8]. Таким образом, найденное в 2001 году семя в Сан-Андресе (Табаско, Мексика) и датируемое ок. 2600 г. до н.э.*[9], возможно, является предком не дошедшего до наших дней ещё одного вида культурного подсолнечника[10]. Приблизительно в это время жители мексиканского штата Тамаулипас потребляли в пищу семена дикого подсолнечника – в пещере Окампо были обнаружены копролиты с семенами (2900-2200 гг. до н.э.*).

Профессор биологии Дэвид Ленц с индейцем тараумара. Фото: Robert Bye

Профессор биологии Дэвид Ленц с индейцем тараумара.

В Мексике знали и выращивали подсолнечник и в более поздние времена – так, например, в Куэва-дель-Гальо (Морелос, Мексика) были найдены 3 большие семечки в прекрасном состоянии. Их раскопали в пещере с сухим микроклиматом и одно семя, вероятно, было задействовано в ритуале или же было предметом подношения в захоронении культуры Тикуман – семя датируется ок. 290 г. до н.э.* Другие семена датируются поздним формативным периодом (330 г. до н.э.-250 г. до н.э.*)[11].

В ацтекском же главном храме Темпло Майор было найдено в качестве подношения как минимум 10 семян дикого подсолнечника однолетнего (поздняя постклассика, т.е. 1200–1521 гг. н.э.) – это говорит о большой ритуальной значимости подсолнуха у индейцев центральной Мексики.

Отмечаем также, что культурный подсолнечник выращивали в Сальвадоре в поздний формативный период (400 г. до н.э. – 250 г. н.э.) – об этом свидетельствует найденное семя в местечке Санта-Летисия (западный Сальвадор)[12].

Chrysanthemum Peruvianum из книги Hortus Floridus (Utrecht: Officina Calcographica Cr. Passaei, 1614).

Chrysanthemum Peruvianum из книги Hortus Floridus (Utrecht: Officina Calcographica Cr. Passaei, 1614).

Существовала версия и о том, что родиной подсолнуха является Перу. Так, в 1568 году известный фламандский врач и ботаник Ремберт Додунс предполагал, что подсолнечник происходит из Перу, что отразилось в названии растения, под которым он был известен в то время - chrysanthemum peruvianum. Известный немецкий натуралист и исследователь Александр фон Гумбольдт в 1918 году поддержал перуанскую версию. Видный американский ботаник Чарльз Хейзер так охарактеризовал данное заблуждение: «Приписку растений к “Перу” в ранних травниках не стоит воспринимать буквально, это всего лишь индикация того, что растение прибыло откуда то из Америки»[13].

Карта распространения подсолнечника однолетнего в историческое время.

Карта распространения подсолнечника однолетнего в историческое время.

Где бы ни был впервые одомашнен подсолнечник, в Северной Америке или в Мексике, в любом случае он был известен индейцам обоих регионов, правда, как второстепенная, вспомогательная культура. Прибывшие в Америку европейцы застали это растение культивируемым и уже к 1568 году оно стало появляться в садах Европы – сначала в Испании (1568 г.), затем в Бельгии (1576 г.), а к 1623 году в Италии и Германии[14].

Вскоре популярность подсолнечника в качестве декоративного растения стала возрастать. В начале XVIII веке в Великобритании задумались о производстве подсолнечного масла. Однако выращивание растения и изготовление масла в промышленных масштабах было налажено в России к концу XIX века после того, как был выведен подсолнух с увеличенными в размерах семенами и корзиной. Уже в начале XX века ведущим производителем подсолнуха стал СССР[15].

Этнографические и этноисторические данные об использовании подсолнечника в индейских культурах

Северная Америка

У подсолнечника долгая история использования его в качестве пищи. Семена растения как ранее употреблялись, так и продолжают сейчас потреблять в сыром, жаренном, высушенном и измельчённом виде. Некоторые народы их размалывали или толкли в муку и затем изготовляли кашу или хлеб. Семена дополняли многие другие блюда (супы и тушёные блюда), делали их насыщеннее.

В целом семена подсолнуха в качестве продукта питания весьма ценились народами Северной Америки, возможно потому, что в этом регионе не было равных ему по содержанию жиров растений.

Помимо употребления в пищу, подсолнух широко использовался у индейцев Северной Америки в медицине и религиозных церемониях

Индейцы нейтралы (самоназвание этноса история не сохранила), проживавшие на северном побережье оз. Эри, выращивали подсолнух и получали из его семян масло. Это отметили в 1626 году иезуиты – ими был описан процесс получения масла, при котором семена толкли в муку, а затем варили, попутно собирая всплывающее масло деревянными ложками[16].

Помимо употребления в пищу, подсолнух широко использовался у индейцев Северной Америки в медицине и религиозных церемониях. Об этом нам позволяют судить собранные этнографические данные (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Медицинское и религиозное применение подсолнуха у индейцев Северной Америки[17]

Этническая группа

Использование и употребление

Зуни

Свежий или высушенный корень растения разжёвывался знахарями перед высасыванием яда из места укуса змеи, а затем эта смесь использовалась в качестве припарки для раны; цветы использовались для церемоний[18]

Онандага

Подсолнух фигурирует в мифе о творении[19]

Кочити

Соком свежего размолотого стебля растения смазывали порезы и другие раны, затем поверх накладывали повязку, при этом информанты отмечали, что благодаря этому у них никогда не происходило заражения ран[20]

Чероки

Настой из листьев подсолнуха использовался для лечения почек

Дакота

Настой из подсолнуха использовался для лечения грудных болей и заболеваний лёгких

Гровантры, арикара, манданы

Использовали подсолнух в своих церемониях; масло, получаемое из семян, использовалось в качестве смазки и раскраски лица и тела; семена использовались в качестве стимулятора, их брали с собой в военный рейд или на охоту, чтобы снять усталость

Хопи

Использовали растение в своей «паучьей медицине» и в дерматологических целях; цветки дикого подсолнуха носились в волосах во время проведения религиозных церемоний[21]

Хидатса

Семена использовались в качестве стимулятора, их брали с собой в военный рейд или на охоту, чтобы снять усталость

Навахо

Ели семечки для стимулирования аппетита

Навахо-кайента

Использовали растение для церемонии рисования на солнечном песке; растение служило им дезинфицирующим средством для предотвращения пренатальной инфекции, якобы вызываемой солнечным затмением

Навахо-рамах

Использовали мазь из размельчённых семян и корня растения для предотвращения получения травм от упавшей на человека лошади; использовали мякоть для моксы, чтобы извлекать бородавки

Пайюты

Использовали отвар из корня подсолнуха для облегчения ревматизма

Пауни

Женщины съедали высушенный отвар из семян для защиты грудных детей

Пима

Прикладывали припарку из тёплого пепла к желудку как средство от глистов; отвар из листьев применяли при лихорадке и для промывки язв, образованных личинками мясной мухи

Томпсон (нлака-памукс)

Использовали измельчённые в порошок листья подсолнуха или же получаемую из этого порошка мазь для нанесения на язвы и опухоли

Индейцы также использовали получаемую из дикого подсолнечника пурпурную и чёрную краски для окрашивания материалов для плетения корзин. Для окраски корзин и своих тел индейцы хопи даже выращивали подсолнух с пурпурными семенами.

Широкое применение дикого подсолнечника было отмечено у чирикауа-апачей.

Месоамерика

Подсолнух был хорошо известен ацтекам, а прибывшие в XVI веке в Мексику испанцы отметили его связь у индейцев с солнечным культом и войной, что послужило причиной запрета использования растения после конкисты.

Сегодня подсолнечник культивируется во многих мексиканских штатах, например, Чиуауа, Синалоа, Сонора, Нуэво-Леон, Коауила и Тамаулипас. В одном недавнем исследовании учёные собрали информацию о местных названиях подсолнуха и способах его использования[22]. Специалисты предположили, что традиционное знание поможет указать на длительный обычай использования культурного растения – так, если у этнической группы данному растению присвоено оригинальное название, не схожее с испанским, и с ним связаны определённые традиции, то, вероятнее всего, это говорит в пользу длительной истории пользования подсолнухом. Было опрошено 14 индейских групп и у 11 из них (уастеков, михе, науа, отоми, пополука, рарамури, сери, тепеуа, тотонаков, цельталей и соке) были уникальные названия для подсолнуха.

Таблица 2. Названия подсолнуха и его применение у индейцев Месоамерики

Этническая группа

Название подсолнуха

Перевод

Использование и употребление

Науа

Чимальшочитль (chi:malxo:chitl), чималакатль (chi:mala:catl)

Щит-цветок, щит-камыш

Цветок используется в качестве украшения в церквях и на алтарях; семена поедаются сырыми или жаренными с солью

Рарамури (тараумара)

Сеуатсари (sewátsari)

Цветок-семя

Семена жарят на комале[23], солят и съедают или размалывают и смешивают с водой, получая атоле[24]; семенами кормят кур; цветок используют в качестве украшения, срезанные цветки продают на местных рынках

Тепеуа

Тасаи (tásai)

Солнце

Семена размалывают и готовят атоле, используют против болей в желудке; выращивают в качестве декоративного растения

Сери

Сахкокта (za:h ko:kta)

Тот, кто следит за солнцем

Растения используют в медицинских целях; используют для подавления кашля

Тотонаки

Илхалхниа шанат (ilhalhnia xánat)

Жёлтый цветок солнца

Семена съедают сырыми или жарят на комале и затем размалывают для приготовления атоле

Отоми

Дя нукхя (dä nukhä)

Большой цветок, смотрящий на бога солнца

Семена едят сырыми или жаренными и при потреблении солят; размалывают и добавляют горячую воду или молоко для приготовления атоле; подсолнечное масло используют в кулинарии; цветки используют в религиозных церемониях; растение также используется в медицинских целях

Уастеки

Метал а кича (met' al a k'i:icha:)

Смотрящий на солнце

Семена жарят, размалывают, смешивают с водой для приготовления атоле; тёплый атоле смешивают с сахаром и используют в качестве лекарства от проблем с желудком

Цельтали

Пом те (pom te)

Растение фимиам

Цветы выращивают в качестве украшения, иногда продают на рынках; семена скармливают птицам

Михе

Эш таач тек пих (äx + ta'ach tek pij)

За обмоченной ногой / цветок-нога

Цветы выращивают в качестве украшения, продают на рынках; семена съедают птицы

Соке

Ама гахама (ama gahama)

Смотрит на солнце

Выращивают для коммерческих нужд, семена продают на рынке

Пополука

Ми чихв (mı chıjw)

Большое солнце

Для декоративных целей, продают на рынках, украшение в религиозных церемониях; семена едят сырыми; используется в качестве средства от ревматизма

Информанты проводимого исследования также сообщили о том, как они чаще всего употребляют семена подсолнечника – оказалось, что их предпочитают есть сырыми или же размалывать и добавлять в кашицу молоко или воду, получая, таким образом, напиток под названием «атоле». Индейцы науа чаще других упоминали, что само растение ими использовалось в качестве украшения в церквях или на кладбищах. У современных науа 2 названия для подсолнуха: чималакатль («щит-камыш») и чимальшочитль («щит-цветок»). Скорее всего, у науа сохранились доколумбовые названия подсолнуха.

У современных отоми название подсолнуха – «большой цветок, смотрящий на бога солнца» – явно указывает на доколумбовое поклонение солнцу. Антрополог Джеймс Доу отметил, что современные отоми в церквях часто украшают подсолнухами распятия. Он же отметил, что распятия во время проведения ритуалов всегда украшаются цветами и листьями, причём так, что они становятся больше похожими на доколумбовые лиственные кресты, чем на христианское распятие.

Иллюстрация подсолнуха в травнике Франсиско Эрнандеса, Книга 1. Источник: mexicolore.co.uk

Иллюстрация подсолнуха в травнике Франсиско Эрнандеса, Книга 1.

Среди этноисторических данных отмечаем упоминания о подсолнухе ранних испанских хронистов и исследователей. Они отмечали, что у ацтеков подсолнух был связан с войной и солнечным божеством, богом-покровителей ацтеков Уицилопочтли. Из трёх источников XVI века известны два названия данного растения: Чимальшочитль (chi:malxo:chitl, порой записанный как чимальсучитль) и чималакатль (chi:mala:catl). В словаре языка науатль Алонсо де Молины[25] 1571 года говорится, что чималакатль – это «растение большое и круглое». В медицинском травнике Франсиско Эрнандеса[26] дана детальная иллюстрация чималакатля и там же он отмечает, что подсолнух растёт на обрабатываемых полях и что некоторыми индейцами семена растения используются для приготовления хлеба. Ещё он сообщил, что чрезмерное употребление семян вызывало головную боль и имело действие афродизиака.

а) Ритуал торговцев во Флорентийском кодексе Бернардино де Саагуна. а) подарки для знати: трубка для курения табака и цветки подсолнечника b) Ритуал торговцев во Флорентийском кодексе Бернардино де Саагуна. b) подношение трубки и цветка подсолнуха (в т.ч. др. цветка) Уицилопочтли.

Ритуал торговцев во Флорентийском кодексе Бернардино де Саагуна. а) подарки для знати: трубка для курения табака и цветки подсолнечника b) подношение трубки и цветка подсолнуха (в т.ч. др. цветка) Уицилопочтли.

Бернардино де Саагун во Флорентийском кодексе (1569 г.) зарисовал цветок растения и назвал его чимальсучитлем. Он описал ритуал торговцев, в котором использовались цветки подсолнуха в качестве символического «щита» (напомним, чимальшочитль переводится как «щит-цветок») и трубка для курения табака (символизировала копьё)[27]. Затем торговец, у которого проводился ритуал, совершал у пирамиды Уицилопочтли подношение богу из трубки и цветка подсолнуха, а после ночной церемонии на рассвете проводил обряд ритуального захоронения курительной трубки и подсолнуха.

Есть у Саагуна и иллюстрация того, как цветок подсолнуха использовали в качестве подношения – его вставляли в специальные держатели с украшениями на концах в виде ленточек (часто такое подношение состояло из ещё нераспустившегося цветка и цветка с открытым бутоном, что, возможно, символизировало как солнце на рассвете побеждает ночь).

Правитель города Тескоко Несауальпилли. Рисунок 108 Кодекса Иштлильшочитль (1580-е гг.).

Правитель города Тескоко Несауальпилли. Рисунок 108 Кодекса Иштлильшочитль (1580-е гг.).

Из манускриптов раннего колониального периода нам известно, что элита общества науа использовала цветок подсолнуха в качестве драгоценного украшения. Так, на рисунке 108 Кодекса Иштлильшочитль (1580-е гг.) изображён правитель города Тескоко Несауальпилли, в левой руке которого бутон красно-жёлтого подсолнуха [28].

В труде испанского историка, географа и натуралиста Хосе де Акоста «Естественная и нравственная история Индий» (Севилья, 1590 г.) подсолнух также был удостоен упоминания как «la flor que llaman del sol»[29].

Заключение

Многочисленные свидетельства указывают на многотысячелетнюю историю употребления и использования подсолнуха индейцами Месоамерики и восточной и западной Северной Америки. При этом возможно существование двух очагов одомашнивания дикого растения, однако до наших дней дошёл тот вид, который впервые был культивирован индейцами восточной части Северной Америки.

Следует отметить, что в качестве источника пищи семена подсолнечника получили большее распространение у жителей восточной части Северной Америки и в меньшей степени у жителей Месоамерики. Возможно, это связано с тем, что в восточной Северной Америке не было других растений, сравнимых с семенами подсолнуха по содержанию жиров вследствие чего он стал там незаменимым[30]. В Месоамерике, с другой стороны, подсолнух получил большее распространение в качестве декоративного, орнаментального элемента, имеющего ритуальные коннотации.

Также у многих коренных народов подсолнечник ценился как медицинское средство.



[1] https://en.wikipedia.org/wiki/Helianthus

[2] Здесь и далее калиброванные даты отмечены знаком «*». Калибровка дат – придание датировкам, полученным радиоуглеродным методом, исторического или календарного возраста. Необходимость калибровки вызвана тем обстоятельством, что количество изотопа 14С в атмосфере, гидросфере и биосфере не оставалось постоянным, а изменялось под воздействием ряда внешних условий, главное из которых – колебания в недавнем геологическом прошлом активности космических лучей, продуцирующих радиоуглерод http://hbar.phys.msu.ru/fat/dergach2.html и http://antropogenez.ru/article/373/

[3] До недавнего времени считалось, что одомашнивание подсолнуха произошло ок. 3 тысяч лет назад. На текущий момент археологические данные с различных стоянок древнего человека (см. карту) удревнили эту дату как минимум на 2 тысячелетия.

[4] Lentz, D., Pohl, M., Alvarado, J. L., Tarigaht, S., Bye, R. 2008. Sunflower (Helianthus annuus L.) as Pre-Columbian Domesticate in Mexico. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 107(17): 6232-6237. Accessed via JSTOR database. Accessed 23 April 2011. // http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2359819/

и

The domestication of Helianthus annuus L. (sunflower), Bruce D. Smith. In Vegetation History and Archaeobotany. January 2014, Volume 23, Issue 1, pp 57-74 // DOI 10.1007/s00334-013-0393-3 // http://anthropology.si.edu/archaeobio/cm/Smith%20Sunflower%202014.pdf

[5] Согласно недавно опубликованным результатам исследования, одомашнивание растений и переход к земледелию на востоке Северной Америки произошли вследствие ухудшения климатических условий – тогда полагавшееся на охоту и собирательство и увеличившееся количественно в благоприятные годы население этой области было вынуждено искать другие источники пропитания для себя после того, как климат стал холоднее, а диких растений и их плодов, а также животных уже не было в достаточном для нужд древнего человека количестве. Population growth as a driver of initial domestication in Eastern North America. The Royal Society. Elic M. WeitzelBrian F. Codding. August 3, 2016. // http://dx.doi.org/10.1098/rsos.160319

[6] The domestication of Helianthus annuus L. (sunflower), Bruce D. Smith. In Vegetation History and Archaeobotany. January 2014, Volume 23, Issue 1, pp 57-74 // DOI 10.1007/s00334-013-0393-3 // http://anthropology.si.edu/archaeobio/cm/Smith%20Sunflower%202014.pdf

[7] Origin of extant domesticated sunflowers in eastern North America. Harter A.V., Gardner K.A., Falush D., Lentz D.L., Bye R.A., Rieseberg L.H. Nature. 2004 Jul 8; 430(6996):201-5.

Chloroplast DNA variation confirms a single origin of domesticated sunflower (Helianthus annuus L.). Wills D.M., Burke J.M. J. Hered. 2006 Jul-Aug; 97(4):403-8.

[8] Другое генетическое исследование подтверждает это утверждение. Т.е. масштабное исследование однозначно указало на североамериканское происхождение современного культурного растения, не исключая вероятность того, что разновидность найденного в Сан-Андресе древнего растения просто не дошла до наших дней. Учёные отметили, что для прояснения этого вопроса необходимо проводить дальнейшие генетические исследования с древними семенами, которые будут обнаружены во время археологических раскопок. Benjamin K. Blackman, Moira Scascitelli, Nolan C. Kane, Harry H. Luton, David A. Rasmussen, Robert A. Bye, David L. Lentz, and Loren H. Rieseberg. Sunflower domestication alleles support single domestication center in eastern North America. Proceedings of the National Academy of Sciences, August 15, 2011 DOI:10.1073/pnas.1104853108

[9] Lentz, D., Pohl, M., Alvarado, J. L., Tarigaht, S., Bye, R. 2008. Sunflower (Helianthus annuus L.) as Pre-Columbian Domesticate in Mexico. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 107(17): 6232-6237. Accessed via JSTOR database. Accessed 23 April 2011. // http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2359819/

[10] Здесь ещё предстоит провести генетический анализ, однако для этого необходимо найти в Сан-Андресе ещё семена, поскольку современная технология генетического анализа образцов предполагает их уничтожение.

[11] Lentz, D., Pohl, M., Alvarado, J. L., Tarigaht, S., Bye, R. 2008. Sunflower (Helianthus annuus L.) as Pre-Columbian Domesticate in Mexico. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 107(17): 6232-6237. Accessed via JSTOR database. Accessed 23 April 2011. // http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2359819/

[12] Там же.

[13] Heiser Jr., Charles B. 1951. The Sunflower among the North American Indians. Proceedings of the American Philosophical Society. 95(4): 432-448.

[14] Там же.

[15] Вкратце историю см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Подсолнечник_однолетний

[16] Бабкин Ярослав. «О бедном гуроне замолвите слово, или несоюзные ирокезы» // http://www.mezoamerica.ru/indians/north/wendet_yar.html

[17] ANNUAL SUNFLOWER Helianthus annuus L. Plant Guide. U.S. Department of Agriculture (USDA), Natural Resources Conservation Service (National Plant Data Center) - https://plants.usda.gov/plantguide/pdf/cs_hean3.pdf

За исключением ряда отдельно отмеченных случаев, в таблице использованы данные из Moerman, D.E. 1986. Medicinal plants of Native America. Research Reports in Ethnobotany, Contribution 2, University of Michigan Museum of Anthropology Technical Reports, Number 19. 534 pp.

[18] Stevenson, Matilda Coxe (1915) Ethnobotany of the Zuni Indians. SI-BAE Annual Report #30

[19] Gilmore, M.R. 1977 (1919). Uses of plants by the Indians of the Missouri River region. Lincoln: University of Nebraska Press. Reprint of a work first published as the 33rd Annual Report of the Bureau of American Ethnology. Washington, D.C.

[20] Heiser, C.B. Jr. 1976. The sunflower. University of Oklahoma Press. 198 pp.

[21] Там же.

[22] Lentz, D., Pohl, M., Alvarado, J. L., Tarigaht, S., Bye, R. 2008. Sunflower (Helianthus annuus L.) as Pre-Columbian Domesticate in Mexico. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 107(17): 6232-6237. Accessed via JSTOR database. Accessed 23 April 2011. // http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2359819/

[23] Комаль – посуда, глиняная «сковорода» у народов доколумбовой Месоамерики (ею продолжают пользоваться и в наши дни), на которой готовили тортильи (кукурузные лепёшки) и др. еду.

[24] Атоле – кашица (или напиток), получаемая путём добавления в муку (чаще кукурузную) воды и последующего размешивания. Атоле был традиционным блюдом в доколумбовой Месоамерике, оно продолжает оставаться таковым у некоторых современных индейцев Мексики и Гватемалы.

[25] Алонсо де Молина (1513/1514 – 1579 или 1585) – францисканский монах, составивший опубликованный в 1571 году знаменитый словарь языка науатль. В 1522 году, будучи ещё ребёнком, он приплывает в Мексику, где на улицах захваченного испанцами Теночтитлана играет с говорящими на науатле и пока ещё не знающими испанский индейскими детьми – благодаря этому Молина вскоре освоил язык науатль и прекрасно его знал.

[26] Франсиско Эрнандес де Толедо – натуралист, врач при дворе короля Испании Филиппа II. В 1570 году был командирован королём в Новый Свет в экспедицию, целью которой было изучение местных медицинских трав. Проведённое исследование считается первой научной экспедицией в Новом Свете. В августе 1571 года Эрнандес с сыном отплывает из Испании, в феврале 1572 года он высаживается в Веракрусе и последующие 3 года проводит в путешествиях по Мексике и Центральной Америки, собирая и классифицируя ботанические образцы. Он также изучал медицинские достижения индейцев науа. В 1577 году он возвращается в Испанию. По результатам своей экспедиции им был составлен хорошо иллюстрированный огромный труд «История растений Новой Испании» куда вошли описания свыше 3000 растений и 500 животных, существовавших на территории Мексики.

[27] Торговцы в ацтекском обществе во время своих зарубежных походов воспринимались как своего рода воины. Часто они выполняли функцию разведчиков (шпионов) за что порой платили своими жизнями. Убийство ацтекского торговца давало повод государству начать военные действия против того, кто его совершил.

[28] Уместно вспомнить, что в обществе науа восхвалялось творческое начало и, в частности, занятие поэзией, эпитетом которой был дифразизм «ин шочитль ин куикатль» («цветок и песня»). Поэзией предавались и представители высшей знати, как, например, известный правитель города Тескоко Несауалькойотль.

[29] The Mystery of the Domestication of Helianthus annuus L.: Is the Sunflower Still North America’s Only Domesticate? Kristine Lalic // http://prizedwriting.ucdavis.edu/past/2010-2011/the-mystery-of-the-domestication-of-helianthus-annuus-l-is-the-sunflower-still-north-america2019s-only-domesticate

[30] В Месоамерике проблем с источниками жира не было: авокадо, сапоте, какао, амарант, чиа и др.