Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Памятники культуры и искусства древней Америки [Путеводитель по выставке]

Кинжалов Ростислав Васильевич
:::
Континент
:::

Когда в пятницу 12 октября 1492 г. Христофор Колумб и его спутники вступили на почву небольшого островка Гуанахани (совр. группа Багамских островов), то никто из них, в том числе и сам Колумб, не подозревал, что результатом его экспеди­ции будет открытие громадного, дотоле неизвестного ев­ропейскому миру континента. Испанские мореплаватели были уверены, что ими открыт западный морской путь в страну неописуемых богатств и чудес — Индию; поэтому-то встретившиеся им при высадке туземцы и были названы индейцами, т. е. жителями Индии. Испанцам уже мерещились колоссальные барыши от торговли с индий­скими владыками и с великим ханом Катая (Ки­тая), о котором столько чудес рассказывалось в книге венецианского путешественника Марко Поло. В изобилии рассыпанные около побережья Центральной Америки острова поочередно принимались Колумбом за полусказочный остров Сипангу (Японию, о которой в Европе того времени имелись очень смутные представления).

Истина выяснилась значительно позже. Несмотря на то, что уже через несколько лет (в 1498 г.) португалец Васко де Гама открыл морской путь в подлинную Ин­дию, побывал в ней и вернулся оттуда с богатейшим грузом, Колумб до конца своей жизни не понял подлин­ного значения своего великого открытия. Только после дальнейших исследований, в которых значительную роль сыграл итальянский мореплаватель и ученый Америго Веспуччи (1451—1512), современникам стало ясно, что экспедиция Колумба открыла новый континент. В честь Веспуччи он был назван по имени этого исследователя Америкой.

* * *

Великий эволюционный процесс, превративший обезья­ну в первобытного человека, имел место не на террито­рии Америки, а в Старом Свете. Человек появился на Американском континенте, по остроумному выражению одного исследователя, уже в готовом виде и сравнительно поздно. Если развитие человечества на территории Ста­рого Света насчитывает несколько сотен тысяч лет, то в Новом Свете оно исчисляется только десятками тысяче­летий. Исследованиями антропологов, археологов и этно­графов выяснено, что первые насельники Америки пере­секли Берингов пролив и обосновались на территории приарктических областей Северной Америки около 30—25 тысяч лет тому назад (а может быть и несколько раньше). Это были кочевые группы первобытных охотников, посте­пенно передвигавшиеся в погоне за уходившими на север животными. Отправной точкой их странствий была се­веро-восточная Азия; этим обстоятельством в основном и объясняется антропологическое родство американских индейцев с представителями монгольской расы.

В течение последующих тысячелетий эти первоначаль­ные поселенцы Америки (продвигавшиеся в виде ряда по­следовательных волн) заселили весь огромный континент, начиная от Аляски и кончая Огненной Землей. Некоторые ученые полагают, что в заселении Америки, кроме при­шельцев, перебравшихся на континент через Берингов пролив, участвовали также обитатели тихоокеанских ост­ровов, достигшие американского материка морским пу­тем. Однако эта гипотеза пока еще не может быть под­тверждена достаточно убедительными доказательствами, хотя какая-то связь индейских народов Америки с наро­дами Океании в прошлом, видимо, все же существовала.

Первобытные насельники Америки к моменту своего появления на материке жили еще в условиях древнека­менного века — палеолита. Кочевая охотничья жизнь, при которой для успеха в добывании пищи людям приходи­лось разбиваться на отдельные обособленные группы, привела к образованию небольших по численности и изо­лированных друг от друга племен. А это, в свою очередь, влекло за собой появление в дальнейшем и различий не только в языке, но (учитывая разницу климатических условий) и в физическом облике.

Различные географические условия в отдельных зонах Американского континента породили у индейских племен различные уклады хозяйственной жизни, а следовательно, и виды культуры. В то время как у индейцев севера и крайнего юга Америки основным занятием так и оста­лась охота и собирательство дикорастущих злаков (а для жителей приморских областей — развитое рыболовство), племена и народности среднего пояса с умеренным и жар­ким климатом перешли от охоты к земледелию, представ­лявшему более надежный и постоянный источник питания.

В своей сельскохозяйственной практике индейские пле­мена Америки путем длительного отбора лучших образ­цов и культивирования их создали много чрезвычайно ценных и полезных растений. Среди них прежде всего следует назвать кукурузу или маис, бывший основным возделываемым злаком на Американском континенте. Освоение этого замечательного растения резко увеличило пищевые ресурсы древних обитателей Америки. Не слу­чайно знаменитый исследователь индейцев этнограф Л. Г. Морган писал: «Маис, ввиду его пригодности к употреблению как в зеленом, так и в зрелом состоянии, его высокой урожайности и питательности, оказался бо­лее богатым даром природы, содействовавшим началь­ному прогрессу человечества, чем все другие хлебные злаки, вместе взятые».[1] Только после открытия Америки испанцы, ознакомившись с кукурузой, привезли ее об­разцы в Европу. Индейским племенам Северной и Юж­ной Америки народы Старого Света обязаны знакомст­вом с картофелем, табаком, какао, авокадо, томатом (помидорами), махоркой, ванилью, ананасом, подсолнечни­ком, различными видами бобов, тыкв и земляного ореха. От индейцев европейцы узнали каучуковое дерево, мно­гие лекарственные растения, благодаря которым мы имеем хину, стрихнин, кокаин и др. Многие названия этих растений, взятые из индейских языков, и поныне бы­туют в нашей речи. Так, слова «шоколад» и «томат» взяты из астекского языка, «какао» и «сигара» — из языка майя, «кока» (отсюда производное — кокаин) —из языка индейцев Перу, «каучук» — из языка бразильских индейцев и т. д.

Из всех земледельческих племен Американского кон­тинента наивысшего этапа социально-экономического раз­вития достигли индейские народности южной части Се­верной Америки и северной части Южной. У них было развитое земледелие с искусственным орошением, обра­ботка металлов (кроме железа), чрезвычайно богатая и своеобразная культура и искусство. Памятники культуры и искусства этих народностей и показаны на эрмитажной выставке.

* * *

В хранилищах 1—3 выставлены образцы художествен­ного ремесла индейцев пуэбло. Племена тано, керес, хопи и зуньи, известные под общим названием племен пуэбло, занимали территорию юго-запада США (штаты Коло­радо, Аризона и Новая Мексика) еще в последние века до нашей эры. Первоначально, как и многие другие ин­дейские племена Америки, они были кочевыми охотниками, но впоследствии (приблизительно на рубеже н. э.) перешли к земледелию. Для орошения своих полей пле­мена пуэбло устраивали большие ирригационные каналы, дно которых было выложено каменными плитами. В ра­боте по проведению их участвовало все взрослое населе­ние общины.

Чаша с росписью. Культура пуэбло. Сев. Америка.

 

Племена пуэбло жили еще в условиях доклассового строя. Каждое племя делилось на несколько родов, во главе которых находились старейшины или вожди, пред­ставлявшие данный род на совете старейшин всего посе­ления.

Наивысший расцвет культуры племен пуэбло отно­сится к VII—XIII вв. н. э. В этот период племена пуэбло, жившие в каньонах больших рек, устраивали себе жилища в их обрывистых берегах, укрепляя входы в пещеры клад­кой из каменных плит или сырцового кирпича (см. фото­графии в зале). Пробраться в эти жилища можно было только по приставной лестнице. Когда обитатели жилища входили в него, то они поднимали вслед за собой и лест­ницу, и, таким образом, жилище становилось непри­ступным.

Еще более внушительными и интересными были по­стройки пуэбло, расположенные на равнинах, около ка­кого-нибудь водного источника. Они представляли собой огромные здания, сложенные из песчаниковых плит или сырцового кирпича, и вмещали по многу десятков семей. Характерным образцом такого строения является селение Бонито (штат Новая Мексика), выстроенное в XII в. Это здание, представляющее один дом, образовывало полу­круг, внешняя стена которого замыкала все селение, де­лая его совершенно неприступным для нападения. Внутри концентрическими дугами были расположены жилые по­мещения, поднимавшиеся в виде террас один ряд над другим. Таким образом, жилые помещения у внешней стены имели не менее четырех этажей, а во всем доме-селении Бонито было около 640 комнат. Именно такие исполинские здания, воздвигнутые коллективным трудом индейцев, имел в виду В. В. Маяковский, когда он писал:

Здесь

    из зыби озера

         вставал Пуэбло,

Дом-коммуна

      в десять тысяч комнат.

Сосуд с росписью. Культура пуэбло. Сев. Америка.

 

Индейцы племен пуэбло были искусными гончарами, их керамика пользовалась заслуженной славой среди всех окрестных племен. Это были самые разнообразные по на­значению, форме и величине сосуды, горшки, кувшины и чаши, расписывавшиеся черным геометрическим орнамен­том на белом фоне или красным и черным на оранжевом. В хранилищах 1—3 представлены лучшие образцы кера­мического производства пуэбло, относящиеся к VII— XIII вв. Все они были найдены при раскопках древних поселений пуэбло в штате Аризона.

В XIII в., возможно, в связи с крупными передвиже­ниями кочевых племен, имевшими место в этот период, индейцы пуэбло покидают свои большие поселения, рас­положенные на равнинах, и начинают строить жилища в гористых, менее плодородных, но зато более безопасных от нашествия врагов местах. Во второй половине XVI в. племена пуэбло были завоеваны появившимися в их обла­стях испанцами.

* * *

В долине Мехико (центральная часть Мексики) уже в первых веках до нашей эры имелись поселения оседлых земледельцев, занимавшихся разведением кукурузы, бо­бов и различных овощей. Для приготовления тканей ими возделывался хлопок и несколько видов агав. Керамика, орудия труда из камня, кости и дерева, разнообразные украшения показывают, что уже в то время племена до­лины Мехико находились на той ступени общественного развития, которая была достигнута другими американ­скими аборигенами, в частности племенами пуэбло, только в VII—XII вв.

В витрине 4 (правая часть) представлены части куль­товых статуэток того времени, в изобилии находимые археологами при раскопках древнейших селений.

Головки терракотовых статуэток архаического и тольтекского периодов. Мексика.

 

В IV в. н. э. одна из народностей долины — тольтеки — создала под своим руководством обширный союз племен, охвативший почти всю Центральную Мексику. Главный город тольтеков Теотихуакан имел грандиозные размеры: территория его равнялась 750 га. И в настоящее время замечательные архитектурные памятники Теотихуакана поражают зрителя своей монументальностью и величием. Большинство зданий тольтекской столицы, как и вообще всех древних построек на территории Центральной Аме­рики, было выстроено на больших искусственных возвы­шенностях, имеющих вид ступенчатой пирамиды. На усе­ченной вершине такой пирамиды и воздвигалось соб­ственно здание. Одним из таких сооружений Теотихуакана является так называемая «Пирамида Солнца» — величе­ственная трехступенчатая пирамида, на вершине которой некогда находился деревянный храм. Даже теперь, после многих веков разрушений и запустения, «Пирамида Солн­ца» имеет в высоту около 65 метров (см. фотографию).

Тольтекская каменная маска. Мексика.

 

Тольтеки были не только замечательными архитекто­рами (само слово «тольтек» впоследствии стало у наро­дов Центральной Мексики обозначать «строитель»). Заме­чательные памятники скульптуры и прекрасная фресковая живопись, найденная на стенах теотихуаканских зданий при раскопках, красноречиво говорят о достижениях тольтекских мастеров и в других областях изобразительного искусства. В витрине 4 (второй раздел справа) показаны терракотовые головки от статуэток божеств тольтекского периода и фрагменты керамики того же времени. В хра­нилище 7 (в центре) помещена лицевая маска из серо­зеленого мрамора с вставленными зрачками из черного обсидиана (природное вулканическое стекло). Подобные маски употреблялись при торжественных религиозных церемониях, а также привязывались к мумиям вождей и знатных лиц при похоронах.

В начале X в. в долину Мехико вторглись кочевые племена нахуа, разрушившие тольтекский союз. Находясь в постоянном соприкосновении с земледельческим населе­нием долины, эти племена начинают сами постепенно переходить к оседлой жизни и занятию земледелием. По­следующие три столетия заполнены ожесточенной борьбой различных племен нахуа между собой за преобладающее положение в долине. Памятники этого периода выстав­лены в хранилище 4 (центральная часть).

В начале XIV в. немногочисленное племя астеков, или теночков, основывает на маленьком островке озера Тескоко свое поселение — Теночтитлан (ныне столица совре­менной Мексиканской республики — город Мехико). По астекской легенде, Теночтитлан был основан именно на этом месте потому, что астеки увидели там большого орла, сидевшего на кактусе и державшего в когтях змею. Это было сочтено ими за благоприятное предзнаменова­ние. И теперь государственным гербом современной Мек­сики является изображение орла, сидящего на кактусе и разрывающего змею, а высший орден Мексиканской рес­публики носит название «Агила астека» — «Астекский орел».

Благодаря передовой для того времени военной тех­нике и стратегически выгодному положению своего города астеки в скором времени одержали ряд крупных военных побед над своими соседями. Объединившись в оборони­тельный и наступательный союз с двумя другими круп­ными городами — Тескоко и Тлакопаном — жители Теночтитлана в 1429 г. разбили могущественное племя тепанеков, державшее в подчинении всю долину Мехико. Первоначально власть над племенами долины принадле­жала тройственному союзу в целом, но вскоре астеки захватывают в нем господствующее положение; Тескоко отходит на задний план, а Тлакопан совершенно исчезает с политической арены. Астекские войска выходят за пре­делы долины Мехико, и при правителе астеков Ауицотле (1486—1503) Теночтитлану платили дань уже почти все племена Центральной и Южной Мексики.

Богатая дань, получаемая астеками с побежденных племен, привела к быстрому развитию классовых противо­речий в их обществе. У астеков возникло примитивное рабовладельческое государство. Стоявший во главе пле­мени военный вождь превратился при новых условиях в неограниченного правителя. При преемнике Ауицотля Монтесуме II дальнейшее самостоятельное развитие астекского государства было прервано испанским завоева­нием в 1519—1521 гг.

Несмотря на то, что ряд технических достижений на­родов Старого Света не был известен астекским мастерам (основные орудия их были каменными и медными — см. витрину 5, правая сторона), они достигли больших успе­хов в скульптуре, архитектуре и живописи. Потрясающее впечатление произвел на испанских завоевателей сам го­род Теночтитлан с его зелеными садами и высокими бе­лого или красного цвета зданиями, возвышавшимися среди голубых озер, заключенных в кольцо высоких гор. Один из участников завоевания Берналь Диас дель Кас­тильо так описывает зрелище, которое увидели испанцы, поднявшись на вершину главного храма «озерной Вене­ции», как они нередко называли Теночтитлан:

«...Мы стояли, оглядывая все кругом, так как этот громадный проклятый храм возносился так высоко, что с него можно было очень хорошо обозреть все, и мы ви­дели все три дамбы, ведущие в Мехико... и акведук со свежей водой, проведенной из Чапультепека, снабжавший город, мосты и все три дамбы, построенные на некотором расстоянии друг от друга, и заметили на озере великое множество лодок, из которых одни подплывали с запа­сами продовольствия, а другие возвращались груженые товарами, и увидели, что из каждого дома этого боль­шого города и домов всех других городов, выстроенных на воде, было невозможно перейти к другому без дере­вянных подъемных мостов или лодок; и мы видели в этих городах „куэ“ [храмы] и часовни, похожие на башни и замки, и все сверкающей белизны, и это было поразитель­ное зрелище».

Статуэтка астекской богини Чальчиуитликуэ. Мексика.

 

Астекские мастера создали ряд замечательных скульп­турных произведений. Несмотря на присущую вообще астекской пластике известную скованность в передаче движений, многие из этих памятников привлекают и ра­дуют глаз даже современного зрителя своей простотой форм и правдивостью изображения (статуэтка богини воды Чальчиуитликуэ — хранилище 8). С другой стороны, в некоторых астекских скульптурах мы сталкиваемся с на­рочитым символизмом, перегруженностью деталями и изобилием фантастических, устрашающих образов. Та­кова, например, колоссальная (почти три метра в высоту) базальтовая статуя богини земли и плодородия Коатликуэ, «Владычицы в одежде из змей», матери верховного астекского божества Уицилопочтли, хранящаяся в Нацио­нальном историческом музее г. Мехико. Это изображение лишь очень отдаленно, по общим очертаниям напоминает человеческую фигуру, у нее нет, в строгом смысле этого слова, ни головы, ни рук, ни ног. Вся фигура как бы сос­тавлена из отдельных изобразительных элементов: куку­рузных початков, когтей и клыков ягуаров, черепов и раскрытых ладоней людей, плетенки самых различных видов, перьев, извивающихся змей, связок бобов какао, лапок орлов. Все это нагромождение элементов, объеди­ненных по принципу строгой симметричности и уравнове­шенности в грубое подобие человеческой фигуры, взято неслучайно и отнюдь не обозначает технической беспо­мощности скульптора. Не следует забывать, что Коатликуэ — богиня земли и плодородия, и каждый элемент статуи был призван подчеркивать в глазах ее почитателей те благодетельные или страшные для человечества силы, которыми повелевало это божество. Все скульп­туры подобного рода имели культовое назначение и, сле­довательно, отражают регилигозные представления астекского общества.

Ольмекская статуэтка ягуароподобного божества. Мексика.

 

Бытовые изделия астекских ремесленников отличались большими художественными достоинствами, будь то кера­мика (хотя ее лепили от руки, так как гончарный круг был им не известен), ткани или предметы из резного де­рева и камня (см. хранилища 5, 6 и 7). Золотые изделия астекских мастеров превосходили, по признанию самих испанских завоевателей, работы ювелиров Испании. Вот, что писал о ювелирах Теночтитлана один из первых иссле­дователей Мексики Торибио де Мотолинья: «они могут отлить птицу с движущимися языком, головою и крыль­ями и отлить обезьяну или другое животное с подвижной головой, языком и ногами и руками, а в руку вложить иг­рушку, так что кажется, что она танцует с ней. Более того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина из серебра, и отливают рыбу со всеми ее чешуйками, при­чем одна чешуйка золотая, а другая — серебряная».

К сожалению, все эти замечательные произведения искусства были переплавлены завоевателями в слитки. Уцелевшие экземпляры, исчисляющиеся единицами, сос­тавляют гордость крупнейших музеев мира. Одна из таких уникальных вещей — золотой знак отличия в виде фигур­ного колокольчика, которым награждались наиболее от­личившиеся в бою воины, — хранится в Особой кладовой Государственного Эрмитажа. Большое впечатление про­извели на испанцев и мозаичные изделия из перьев, ка­кими славились обитатели одного из пригородов Теноч­титлана.

* * *

Сосуд в виде обезьяны. Перу.

 

На территории Южной Мексики, полуострова Юкатан, Гватемалы и Гондураса обитал до испанского завоевания целый ряд других индейских народностей, также обладав­ших высоко развитой и своеобразной культурой. У жив­ших в Гватемале и на полуострове Юкатан народов майя практические потребности земледелия обусловили значи­тельное развитие астрономии; так, их определение длины солнечного года превосходило по своей точности тот ка­лендарный год, которым мы пользуемся теперь. Кроме солнечного и лунного календарей, майя пользовались также календарем, основанным на движении Венеры; высокого уровня достигли они и в области математики.

Майя создали наиболее совершенную на всем Амери­канском континенте систему иероглифического письма. Долгое время она не поддавалась попыткам прочтения, и многочисленные надписи этого народа оставались не­понятными для исследователей. Только в последние годы, благодаря работе молодого советского ученого Ю. В. Кнорозова, тайна загадочных письмен была разрешена, и ученые получили надежный ключ к изучению древнейшей истории обитателей Гватемалы, Гондураса и Юкатана.

Памятники архитектуры, живописи и скульптуры майя (см. фотографии) могут быть охарактеризованы, как про­изведения зрелого искусства, не уступающие по своему уровню памятникам искусства народов Древнего Востока. Замечательны обнаруженные недавно (в 1946 г.) на сте­нах храма в небольшом селении Бонампак росписи майяских художников. Эти фрески изображают подготовку к нападению на врага, ожесточенную битву двух отрядоз и, наконец, торжественный праздник в ознаменование победы. Главным моментом праздника было принесение в жертву предводителей вражеского войска. Все эти сцены изображены живописцами живо и реалистично, в богатой красочной гамме (см. цветные копии фресок).

До нас дошло несколько литературных произведений майя, записанных вскоре после испанского завоевания уже латиницей. Наиболее важным и интересным из них является эпос «Пополь-Вух», повествующий об истории одного из народов майя — киче.

Фигурный сосуд мочика в виде горбатой старухи. Перу.

 

Ольмеки, обитавшие в первых веках до нашей эры на атлантическом побережье Мексики (современные мек­сиканские штаты Вера Крус и Табаско), были одним из древнейших культурных народов Центральной Америки. Памятники этой замечательной, но еще мало исследован­ной культуры были обнаружены только в недавнее время благодаря археологическим раскопкам. Среди них наи­более интересны гигантские каменные изваяния (высо­тою около двух с половиной метров и весом более трид­цати тонн), изображающие юношескую голову в плотно прилегающем к ней шлеме с наушниками (см. фотогра­фию). Эти изваяния, несомненно, имели какое-то культо­вое назначение; на это указывают небольшие чашеобраз­ные углубления на вершине, возможно служившие вме­стилищами для жертвенной крови.

Среди других памятников ольмекской скульптуры выделяется группа небольших по размеру статуэток, изо­бражающих божества. Наиболее характерной чертой у некоторых из них является большой рот с опущенными уголками и с толстой верхней губой, подобранной кверху, так что видны два больших клыка. Эти фигурки, по-види­мому, изображают какое-то ольмекское божество, связан­ное с культом ягуара. В Государственном Эрмитаже хра­нится уникальная ольмекская статуэтка из темно-зеленого серпентина, изображающая такое ягуароподобное боже­ство (хранилище 7).

На Эрмитажной выставке представлены памятники и других племен и народностей древней Мексики: тотонаков (сменивших на атлантическом побережье ольмеков) и миштеков (хранилище 5).

* * *

Другой крупный центр культурного развития индей­ских народов находился в северной части Южной Аме­рики, на территории современных южноамериканских республик Колумбии, Перу, Эквадора и Боливии. Две, идущие параллельно тихоокеанскому побережью цепи Андов делят эти области на три совершенно различных географических района. Первым является низменная бе­реговая полоса, почти лишенная осадков, вторым — пло­скогорье, также сухое, но более прохладное по климату, и третий район — полоса тропического леса, изобилую­щая осадками. В каждом из этих районов или зон раз­вивалась своя особая характерная для этой области культура.

Сосуд мочика в виде рыбы. Перу.

 

Племена, жившие на тихоокеанском побережье и пло­скогорье, перешли к земледелию еще во втором тысяче­летии до н. э. Археологические раскопки, проведенные учеными на территории Перу, выявили, что в первом тысячелетии до н. э. население низменной береговой по­лосы уже проводило большие каналы для искусственного орошения посевов, воздвигало каменные храмы и знало употребление драгоценных металлов. Из сельскохозяй­ственных растений древние обитатели Перу, кроме куку­рузы, возделывали также картофель, имевший местом своего происхождения именно эту область Американского континента. С III—IV вв. н. э. передовую роль в развитии культуры начинают играть племена, жившие в централь­ной части побережья Перу. Они овладевают употребле­нием меди. Обитатели поселений Моче, Чан-Чана и Виру создали в IV в. племенной союз, объединивший под своим руководством почти все племена центральной части тихо­океанского побережья.

Сосуд мочика в виде совы. Перу.

 

Искусство в этот период получает новое успешное раз­витие. В архитектуре появляются постройки типа ступен­чатой пирамиды, используемые здесь, в отличие от Цент­ральной Америки, только как погребальные сооружения (древние племена Южной Америки бальзамировали тела умерших). Скульптурные памятники мочика (ведущего народа в этом союзе) отличались реалистическим направ­лением (см. хранилище 11, сосуд в виде горбуньи). Не­которые керамические изделия мочика (например, сосуды в виде человеческих лиц) позволяют даже говорить о воз­никновении у них портретных изображений.

В X в. центр культурного развития индейских народ­ностей Андского плоскогорья перемещается с приморских долин на горные плато Боливии. Здесь, на высоте 4000 метров над уровнем Тихого океана, народность колья или аймара создала в своем главном поселении Тихуанаку целый ряд замечательных памятников архитектуры и скульптурных произведений. Под влиянием искусства Тихуанаку сильно изменяется керамика и прибрежных народностей.

В XIII в. Тихуанаку внезапно становится мертвым го­родом. Причины, вызвавшие запустение этого колоссаль­ного по масштабам того времени города, остаются для ученых неизвестными. Правда, отважный норвежский ис­следователь Тур Хейердал, переплывший на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан, утверждает, что древние обита­тели Тихуанаку, пользуясь такими же плотами, пересели­лись некогда на острова Тихого океана. Но это не что иное, как домысел, не подтверждающийся никакими фак­тами. Загадка Тихуанаку, как и многие другие тайны истории древней Америки, еще ждет своего разре­шения.

Сосуд с рельефным изображением пумы. Тихоокеанское побережье Перу.

 

В XIII—XV вв. после гибели Тихуанаку ведущая роль снова возвращается к приморским областям. К этому времени относится керамика народностей побережья, вы­ставленная в хранилище 11. Большинство этих богато раскрашенных сосудов изображает различных животных, птиц и рыб; все они переданы мастером с большой наблю­дательностью, живо и выразительно. Некоторые из вы­ставленных сосудов имеют сложное внутреннее устрой­ство, благодаря которому воздух, вытесняемый вливае­мой в сосуд или выливаемой из него жидкостью, со свистом вырывается наружу. Таков, например, сосуд, украшенный скульптурным изображением двух сидящих рядом птичек (хранилище 11, нижняя полка). Сосуды с таким устройством употреблялись в ритуальных целях, при совершении жертвоприношений.

В начале XV века на территории горной части Перу (около современного г. Куско) зарождается новый пле­менной союз. Входившие в него племена говорили на языке кечуа. Пользуясь появлением у них бронзового оружия, кечуа завоевывают приморские области и соз­дают примитивное рабовладельческое государство. Во гла­ве его стояла династия инков, ведшая, по перуанским сказаниям, свое происхождение от бога солнца. Успеш­ными завоевательными действиями инки создают огром­ное государство, охватывавшее в период своего расцвета территорию современных южноамериканских государств Перу, Эквадора, Боливии и частично Чили. Скульптура, ювелирное мастерство и в особенности архитектура по­лучают в инкский период новое успешное развитие. Осо­бенно характерным для этого периода в связи с военной экспансией является строительство мощных крепостей в Саксахуамане, Ольянтайтамбо, Макчу-Пикчу и др., воздвигнутых из массивных каменных плит; вес некото­рых глыб в кладке достигает 150 тонн (см. фотографию).

Двойной сосуд мочика с изображением демона, держащего в руках птицу. Перу.

 

В 1532—1534 гг. немногочисленный отряд испанских авантюристов под руководством Франсиско Писарро, за­хватив обманным образом в плен повелителя Перу, инку Атахуальпу, завоевывает страну и кладет начало коло­ниального господства Испании в Южной Америке.

* * *

Испанское завоевание в первой половине XVI в. пре­рвало дальнейшее самостоятельное развитие древних индейских народов Центральной и Южной Америки. Ран­нерабовладельческие государства астеков, майя, сапотеков и кечуа были разгромлены армиями конкистадоров, а героическая борьба этих народов за свою свободу и не­зависимость потоплена в потоках крови. Успехам завое­вателей способствовало в первую очередь наличие противоречий и вражды между отдельными индейскими народностями. Только натравливая их друг на друга и используя огнестрельное оружие, незнакомое индейцам, испанцам удалось поодиночке поработить их.

Фигурный сосуд, изображающий сидящего правителя. Чанкай. Перу.

 

Тысячи алчных авантюристов, нахлынувших в Мексику и Перу при завоевании, под предлогом насаждения «истинной веры среди язычников» зверски уничтожали и превращали в рабов коренное население страны. Истин­ные же стремления и желания конкистадоров прекрасно охарактеризовал один из первых историков Нового Света Бартоломей Лас Касас: «Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце». Сопровождав­шие войска конкистадоров католические монахи не усту­пали в жестокости и изуверстве испанским солдатам. Они ревностно уничтожали памятники древней культуры этих народов — как рукописи литературного и исторического содержания, так и произведения изобразительного искус­ства, видя в них «козни и прельщения диавола». Сноси­лись и разрушались замечательные древние сооружения, статуи и рельефы разбивались или закапывались в землю, тончайшие ювелирные изделия переплавлялись в массив­ные слитки золота и серебра. Поэтому только благодаря многолетним кропотливым историческим и археологичес­ким исследованиям удается представить себе подлинный уровень культуры и искусства народов древней Америки до испанского завоевания.

Но индейские народы Центральной и Южной Америки не погибли. Они продолжают жить и развиваться. Память о былой культуре, о героических борцах за свободу и счастье народа жива в них.


Источник – «Памятники культуры и искусства древней Америки», Кинжалов Р.В. Издательство Государственного Эрмитажа, Ленинград, 1958 г. 32 с.

OCR – Sam (www.IndiansWorld.org), 2013.

 


[1] Л. Г. Морган. Древнее общество. Госполитиздат, 1935, стр. 18.