Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Наранхо: предки и правители. Традиция преемственности и легитимности власти (по материалам эпиграфических источников)

Семакина Евгения Алексеевна
:::
Статьи и материалы
:::
майя

Основное внимание в данной работе уделено проблемам внут­риполитического и мировоззренческого характера: рассмотрению особенностей внутридинастических взаимоотношений в том виде, как они подавались широкой аудитории древнемайяского общества.

Последнее во многом объясняется специфическим характером источниковой базы. Ее преимущественно составляют иероглифи­ческие тексты на таких монументах, как стелы и алтари, а также надписи на керамических сосудах, т. е. источники, имеющие эли­тарную принадлежность и несущие информацию, которая облада­ет тенденциозностью вполне понятного рода.

Общеизвестной особенностью мезоамериканского материала, исключительно важной для широкого поля исследователей, явля­ется автохтонность и независимость возникновения и развития сложных политических образований на данной территории. По­этому обо всех типологических тождествах политического и идео­логического рода между древними обществами Старого и Нового света можно с полной уверенностью говорить, что это не более, чем совпадения.

Предметом особого интереса для автора в данном случае явля­ется анализ такого общего момента для зафиксированных динас­тических историй раннеклассовых государств обоих полушарий, как мифический предок - основатель династии, его роль, харак­тер, а также частота и сам контекст упоминаний о нем. Этот ана­лиз проводится на примере одного из крупнейших и наиболее изу­ченных городских центров майя классического периода.

Несомненно, что одной из наиболее важных задач как отдель­но взятого верховного правителя, так и правящей династии в це­лом было обеспечение идеологической базы своего правления. И в первую очередь верховная власть обязана была подтвердить леги­тимность своего правления. В данном контексте в рамках настоя­щего исследования рассматривается династическая история одного из крупнейших майяских центров классического периода - Наран­хо. История этого города сегодня сравнительно хорошо известна благодаря многочисленным эпиграфическим и археологическим источникам.

Целью данной работы является, как было упомянуто выше, выяснение характера внутридинастических отношений. В рассмот­рении этой проблемы присутствуют два аспекта: во-первых, осо­бенности взаимоотношений реальных исторических лиц-правителей царства Сааль, центром которого является городище с архе­ологическим названием Наранхо, - с мифическим основателем династии; во-вторых - характер взаимоотношений между предыдущими и последующими правителями, особенно в контексте из­вестных на сегодняшний день изменений в военно-политической ситуации в Наранхо.

Собственно городище Наранхо было открыто в 1905 г. извест­ным исследователем Теобертом Малером. Оно находится в регио­не низменностей майя, на южной стороне долины реки Холмуль - это территория современного департамента Петен в Гватемале. Как и у большинства городских центров майя, название Наранхо яв­ляется археологическим, присвоенным ему задолго до того, как стало возможным прочесть его реальное историческое наименова­ние. Сегодня известно, что царство, центром которого был данный город, называлось Сааль, сам же город - Машам, а также суще­ствовало еще одно название этой местности, связанное, по всей видимости, с его собственным политико-административным деле­нием - Вакчабналь (ранее - Хочабналь)542.

Эпиграфические источники городища датируются V-IX вв. Помимо монументов из самого Наранхо, для более полной иллюс­трации вышеназванных взаимоотношений привлекаются также и данные иероглифических надписей из городских центров сосед­них царств: Тикаля и Караколя543.

Различные аспекты истории Наранхо исследовались начиная с 1970-х годов544. Наиболее полно династическая история царства Сааль изложена в последней книге С. Мартина и Н. Грюбе, являю­щейся опытом реконструкции истории майя классического перио­да на основании эпиграфических данных545. В отечественной мезоамериканистике история Наранхо затрагивалась лишь косвенно546.

Сначала обратимся к первому блоку выделенной нами пробле­матики. На протяжении всей истории его существования в Наран­хо возводятся памятники скульптуры (стелы и алтарь), в иерогли­фических надписях которых упоминается персонаж, являющийся легендарным предком-правителем, основателем правящей динас­тии. Его предположительное имя - Ик’-Миин547, ранее в специаль­ной литературе он фигурировал под названием «Квадратноносый Зверь».

Самое раннее упоминание о нем встречается на алтаре 1, отно­сящемся к периоду правления Ах-Восаля (VI в. н. э.). Примеча­тельно, что сам алтарь был найден в одной из самых древних час­тей городской застройки (чтение и авторский перевод этого мону­мента даны в приложении).

Особое внимание привлекает то, что в тексте упоминается дата воцарения Ик’-Миина (XXII тыс. до н. э.)548, что не может в дан­ном случае трактоваться как реальное историческое время. Все последующие правители Сааля называются его преемниками.

По своему характеру текст алтаря является династической ис­торией, изложенной в тезисном виде и сфокусированной на ини­циаторе ее написания - Ах-Восале, Создание такого монументаль­ного памятника несомненно связано с событиями и изменениями политического характера в масштабах данного царства.

Ах-Восаль - один из самых известных правителей Сааля. Он начал царствовать в возрасте не более 12 лет, дожил минимум до ста лет549, умер после 615 г. В надписи на алтаре 1 Ах-Восаль объяв­ляет себя 35-м по счету «божественным правителем Сааля».

То же событие, что и на вышеупомянутом монументе - воцаре­ние Ик’-Миина, мы встречаем на стеле 1, относящейся к периоду правления К’ак’-Тилиу-Чан-Чаака (693 - ок. 730). К’ак’-Тилиу- Чан-Чаак тоже называл себя преемником Ик’-Миина и был 38-м по счету правителем Сааля.

В период между царствованием 35-го и 38-го царей Сааль на­ходился под властью царства Канту с центром Хушвиц (Кара­коль)550. Преемник Ах-Восаля, основываясь на данных иероглифи­ческой лестницы из Наранхо, был умерщвлен правителем Кара­коля в 631 г., о 37-м правителе мы не имеем никаких сведений, воз­можно, именно в период его правления имел место кризис власти.

При К’ак’-Тилиу-Чан-Чааке Сааль переживает своеобразное возрождение, именно от периода его правления сохранилось наи­большее количество монументов. К’ак’-Тилиу-Чан-Чаак воцарился в 693 г. в возрасте 5 лет, а фактически от его имени правила его мать Иш-Вак-Чан-Вин-Ахау - дочь первого правителя Дос-Пиласа Бахлах-Чан-К’авииля.

«Женщина-воин» изображается на стелах отправляющей ос­новные календарные ритуалы либо попирающей пленников после удачных военных кампаний. Она публично выражала уважение (в произведениях монументальной скульптуры) двум предыдущим правителям Сааля - мифологическому и историческому: Ик’-Миину и Ах-Восалю. Вероятнее всего то, что неоднократные рефе­ренции к основным датам правления Ах-Восаля являются доказательством (или подтверждением) прав на престол ее сына, посколь­ку отец К’ак’-Тилиу-Чан-Чаака не фигурирует в известных нам текстах. Однако нет сомнения в том, что он был царских кровей, из Сааля, поскольку титул и верховная власть передавались по мужской линии, а Иш-Вак-Чан-Вин-Ахау принадлежала к другой династической линии.

Иш-Вак-Чан-Вин-Ахау умерла в 741 г. Вскоре после этого в 744 г., как повествует притолока из Тикаля (Храм IV), Вакчабналь, «место Ик'-Миина», пал. Это произошло во время правления Йаш- Майуй-Чан-Чаака (стела 5 из Тикаля).

Последний раз на монументальной скульптуре Ик’-Миин упо­минается во время правления К’ак’-Калом-Чан-Чаака (стела 2), сына К’ак’-Тилиу-Чан-Чаака, и Иш-Уне-Балам из Тубаля, воца­рившегося в 755 г.

Таким образом, мы видим, что мифический предок, именем ко­торого народ другого царства (в реальности - исторические враги) называет данную территорию, упоминается в текстах на памятни­ках, принадлежащих периодам правления отца и сына (как в случае с К’ак’-Тилиу-Чан-Чааком и К’ак’-Калом-Чан-Чааком), а также «официального» создателя династической истории Сааля - Ах-Восаля.

Последующие правители Сааля не упоминают в своих надпи­сях Ик’-Миина. Трудно сказать, с чем это может быть связано. Вероятно, подобные референции, появляющиеся в текстах в пери­оды отсутствия сюзеренитета со стороны более сильного царства, призваны создать и укрепить идеологическую основу правления, подтвердить преемственность и непрерывность царской династии.

Не исключено, однако, что появляется новая парадигма в идео­логии верховной власти, поскольку происходят изменения и в оно­мастическом принципе; наряду с Чааком выступает и Кавииль. Хотя следующий правитель в своем имени сочетает обоих богов. Им является Ицамнаах-К’авииль (он же К’ак’-Цухлах-Чан-Чаак), правивший с 784 г., сын К’ак’-Калом-Чан-Чаака. Последний из известных нам правителей Сааля также носит имя, в котором вместо Чаака предыдущих правителей упоминается Кавииль, его зва­ли Вашаклахун-Убах-К’авииль, период его правления начался в 810 г.

Что касается собственно титулатуры, ранние правители (из известных) носят титулы «сак чуен» (Наац-Чан-Ак и К’инич-Тахаль-Чаак). Те же титулы сохраняются вплоть до последнего из известных правителей данного царства - Вашаклахун-Убах-К’авииля.

Таким образом мы видим, что наряду с определенными изменениями в ономастике, которые не носят революционный харак­тер, а скорее отражают общую тенденцию характерного для того периода распространения и возвышения покровителя царской ди­настии бога К’авииля, наблюдается устойчивая историческая тра­диция в отношении титулатуры верховных правителей.


Приложение

 

Надпись на алтаре 1

 

Транслитерация

(А2) ta (В2) LAHUN?-‘OK (АЗ) WAXAKLAHUN-‘UN (В3) ‘AHAW-(ni) (А4) ‘IK’-MIN (А6) CHAN-WAXAKLAHUN551 WINIK (B6) ?-HAB-ya (A7) HUXLAHUN-WINAK-HAB (B7)

HUXLAHUN-PIH (A8) CHA’-?-pi (B8) ‘a-‘AHAW-ni-ya (A9) ‘IK’-mi-MIN (B9) ‘i-…-ha (A10) pu-chi (B10) pu-y(u)-‘AHAW (B11) ta-HUXLAHUN-HIX

(Cl) LAHCHA’-CHIKIN (Dl) ‘u-CHAB-hi (C2) SAK-CHUWEN (D5) WAK-CHAB-NAL (C6) ?-ni-bi (D6) ‘u-CHAB- hi-K’UH (C7) pu-chi-pu-’AHAW (D7) ‘u-ti (C8) ma-xa-ma (D8) ‘u-TS’AK-’a (C9) HUX-HUX-WINIK (D9) WAK-HAB (C10) CHA’-WINAK-HAB (D10) CHA’-PIH (C11) ? (Dll) ?-chi-pu-’AHAW (C12) u-TS’AK-’a (D12) HUK-CHABAN

(El) LAHUN-K’AN- ’a-si (F1) PAT-TUN-(ni) YAX-POP-NAH (Gl) ‘u-CHAB-hi (E2) u-HO’LAHUN-WINAK TS’AK-bu (F2) ‘IK’-MIN-‘AHAW (G2) ‘a-wo-sa-la (E3) ‘u-TS’AK-bu-li (F3) «БОГ-ЯГУАР» (G3) NAH-HO’-CHAN-YOK’IN (Е10) SAK- CHUWEN (F10) ‘u-TS’AK-’a (G10) HUKLAHUN-WINIK-ya (E11) BOLONLAHUN-HAB (F11) PAT-TUN-(ni) YAX-POP- NAH (G11) ma-xa-ma (E12) ?-AK’BAL (F12) BULUCH-SUTS’ (G12) WITS ‘u-JOL

(H1) NAB-CH’ICH’ (I1) na-CHAN/CHAN-na (H2) ko-... (I2) ‘u-CHAB (H3) ya-’AHAW-wa-te (I3) K’UH (H4) WAK-CHAB-NAL (I4) ‘a-wo-sa-la (H5) ‘u-K’AL-TUN-(ni) (I5) BOLON-‘AHAW (H6) HUX-WAY-HAB (I6) ‘u-WAK-WINAK-HAB (H7) u-K’AL-TUN-(ni) (I7) HUK-AHAW (H8) HUX-’UN-wi (I8) ‘u-HUK-WINAK-HAB (H9) ‘u-K’AL-TUN-(ni) (I9) HO’-‘AHAW (H10) HUX-IK’-SIHOM (I10) ‘u-TSUTS-wa (H11) ‘u-WAXAK- WINAK-HAB (I11) ‘a-wo-sa-la (H12) HUX-BULUCH-pi-‘AHAW (I12) ya-YAL

(J2) ‘IX-?-CHAN (J3) ‘a-bu-lu-pa-’a (К3) ‘u-NICH’AN (J4) pi-CHAN-’AK (K4) BOLON-TS’AK-bu-’AHAW (J5) mi-K’IN (K5) mi-WINIK mi-HAB (J6) LAHCHA’-WINAK-HAB (K6) TSUTS (J7) ho-mo (K7) ‘u-LAHUN-pi (J8) HUK-‘AHAW (K8) WAXAKLAHUN-CHAK-K’AT (J9) ‘u-to-ma (K9) ‘u-CHOK-wa? (J10) ‘a-wo-sa-la (K10) HO’-‘AHAW (J11) HUX-IK’-SIHOM

(L) ts’o? -ВАК (M) ‘AKAN-(na) (N) CHAM (O) YAX-BOLON-TS’AK-bu-’AHAW

 

Транскрипция:

ta lahu’n ‘Ok waxaklahu’n ‘Uniw ‘ahawaan Ik’ Miin ... chan waxak (huk)lahu’n winik hux lahu’n winakhaab huxlahu’n pih cha ?-pih ‘ajawniiy ‘Ik’ Miin ‘i-...-ah ...-chi Puy ‘Ahaw ta huxlahu’n Hix lahcha’ Chikin ‘u-chabhi sak chuwe’n ... wakchabnal... ‘u-chabhi k’uhul ...-chi Puy ‘Ahaw ‘ uhti Maxam ‘u-ts’aka’ hux hux winikhiiy wak ha’biiy cha’ winak-haab cha pih …chi-Pu- ’Ahaw ‘u-ts’aka’huk Chaban lahu’n Kanasi pat-tuun Yax-Pop-Naah ‘u-chabhi ‘u-ho’lahu’n-winak ts’akbuul ‘Ik’Miin ‘Ahaw ‘Ah Wosal ‘u-ts’akbuul (Бог-Ягуар) Naah Ho’ Chan уok ’in sak chuwe’n ‘u-ts’aka’huklahu’n-winikhiiy bolonlaku’n-haab pat-tuun Yax Pop Naah Maxam ... Akbal bolon Suuts’ wits u-jol nab-ch’ich’ Na-Chan Ко-... ‘u-chab yahawte’ k’uhul Wakchabnal Ah Wosal ‘u-k’al- tuun bolon Ahaw hux Way-haab ‘u-wak-winal-haab ‘u-k’al-tuun huk ‘Ahaw hux ‘Uniw ‘u-wuk winak-haab ‘u-k’al-tuun chan ‘Ahaw hux ‘Ik’sihom ‘u- tsutsuw ‘u-waxak-winak-haab ‘Ah Wosal hux bolon pik-’Ahaw у-al ‘Ix- ...-Chan ‘Ah Bubulpa’ ‘u nich’an Pih-Chan-’Ahk huk ‘Ahaw mih k’in mih winik mi haab lahcha’ winak-haab tsuhts-o’m ‘u-lahu’n-pih huk ‘Ahaw waxaklahu’n Chak’at ‘ uhto’m ‘u-chokow ‘Ah Wosal chan ‘Ahaw hux Ik 'siho’m

Ts’o-Bak ‘Ahkan Cham yax bolon ts’akbuul ‘ahaw

 

Перевод:

В день 12 Ок, 18 числа месяца Униу стал царем Ик’-Миин… … ... 4 дня, 17(18) недель ... 18 двадцатилетий 13 четырехсотлетий 2 восьмисотлетия с тех пор, как стал царем Ик Миин, и затем был... ... ? Чи-Пуй-Ахау, в день 13 Хиш 12 числа месяца Шуль. Это пове­лел искусный ремесленник … … … … … … Вакчабналь... это повелел божественный ? Чи-Пуй-Ахау; это случилось в Машаме. Счет - 3 дня, 3 недели, 6 лет, 2 двадцатилетия, 2 пиха с тех пор как... ? Чи-Пуй-Ахау. Счет до дня 7 Кабан, 5 число месяца Канаси освящение дворца Йаш-Поп-Наах; это повелел 35-й преемник владыки Ик’- Миина Ах-Восаль, преемник Бога Ягуара, йокина Нах-Хо-Чана, искусного ремесленника. Счет - 7 дней, 10 недель, 19 лет от освя­щения Йаш-Поп-Наах в Машаме, в день ? Акбаль 11 числа месяца Сууц нагромоздились горы черепов и пролились моря крови... На’- Чана (из) Ко ...; это повелел владыка, божественный правитель Вакчабналя Ах Восаль. Воздвижение стелы в день 9 Ахау, 3 день месяца Вайхаб, 6-е двадцатилетие (22.03.554). Воздвижение сте­лы в день 7 Ахау 3 числа месяца Униу, 7-е двадцатилетие (07.12.573). Воздвижение стелы в день 5 Ахау 3 числа месяца Ик-сихом, он завершил 8-е двадцатилетие (24.08.593) - Ах Восаль, владыка многих 8000, сын Иш ... Чан из Бубульпа, сын Пих Чан Ака, владыки многих поколений. Через 0 дней, 0 недель, 0 лет, 12 двадцатилетий завершится 10-й пих в день 7 Ахау 18 числа месяца Чаккат это случится (15.03.830). Он разбрызгал капли (крови) Ах-Восаль в день 5 Ахау, 3 числа месяца Ик’-сихом (24.08.593).

Бог Ц’обаак-Ахкан-Чам, первый многих поколений владыка.


ПРИМЕЧАНИЯ

542 См.: Martin S., Grube М. Chronicle of the Maya Kings and Queens. London, 2000. P. 78-79

543 Тикаль: стела 5, притолока храма 4; Караколь: фасад здания В-ХVIII.

544 См.: Berlin Н. Beitrage zum Verstandnis der Inschriften von Naranjo // Bulletin de la Sodete Suisse des Americanistes. 1973. T. 37. P. 7-14; Proskouriakoff T. Maya History. Austin, 1993; Houston S.D. Warfare between Naranjo and Ucanal // Contributions to Maya Hieroglyphic Decipherement. 1983. Ms 1. P. 31-39; Class M.D. The Dynastic History of Naranjo: The Early Period // Estudios de Cultura Maya. Мйхко, 1984. T. 15. C. 77-96; Idem. The Dynastic History of Naranjo: The Middle Period //4th Palenque Round Table. San Francisco, 1985. P. 65-78; Idem. Dynastic History of Naranjo: The Late Period // Word and Image in Maya Culture: Explorations in Language, Writing and Representation. Provo, 1989. P. 224-254; Scheie L., Freidel D. A Forest of Kings: The Untold Story of the Ancient Maya. N.Y., 1990; Martin S. Tikal’s «Star War» Against Naranjo // Eighth Palenque Round Table, 1993. San Francisco, 1996. P. 223-235; Stuart D. A Study of Maya Inscriptions. Ph. D. Dissertation, Vanderbilt University, 1995; Grube JV., Skele L. Naranjo Altar 1 and Ritual of Death and Burial // Texas Notes 54. Austin, 1993; Boot E. A New Naranjo Area Toponim: Yo:tz’// Mexicon. 1999. Vol. 21, № 2. P. 39-42.

545 Cм.: Martin S., Grube N. Op. cit.

546 См.: Давлетшин A.И.. On «Square-Nosed Beastie Glyph» [в рукописи]; Беля­ев Д.Д. Борьба Тикаля и Наранхо за гегемонию: «Первая Петенская война» // Развитие цивилизации и Новый Свет: Первые Кнорозовские чтения: Материалы научной конференции 20-21 октября 1999 г. М., 1999. С. 54- 57; Он же. Древние майя (III—IX вв.) // Цивилизационные модели политогенеза. М., 2002. С. 140- 143; Беляев Д.Д., Пакт Л.В. Перспективы компаративного исследования майя Петена (по материалам классического и постклассического периодов) // Исто­рия и семиотика индейских культур Америки. М., 2002. С. 116-128.

547 См.: Давлетшин А.И. Указ. раб. [В рукописи].

548 См.: Беляев Д.Д. Древние майя... С. 142.

549 На стеле 27 он назван «столетний владыка».

550 См.: Martin S., Grube N, Op. cit. P. 72.

551 Знак сбит, возможно, это HUKLAHUN.

552 В 1698 г. ахау (царь) Кан-Эк’ и его кузен верховный жрец Ах-К’ин Кан-Эк’ рассказали испанцам следующее: «В прошлые годы они имели четыре битвы с аийк’алями [аик’алями] (которые суть мопаны), чинамитами и тулумк’и, и таш-чинчанами [тахчинчанами], сакуанами [сакабами], к’икчанами, ахаками, чикуйями, чамайями, цакалями, к’инами, тесукунами, чемами, камалями... заявили, что все эти народы живут на востоке и от этого острова [на озере Петен-Ица] до них девять дней пути...» (Jones G.D. The Conquest of the Last Maya Kingdom. Stanford, 1998. P. 20-21),

553 Webster D. Warfare as Status Rivalry: Lowland Maya and Polynesian Comparisons // Archaic States. Santa Fe, 1998. P. 313. См. также: Webster D. The not so Peaceful Civilization: A Review of Maya War // Journal of World Prehistory. 2000. Vol. 14, №1. P. 65-119.


Источник - Семакина Е.А. Наранхо: Предки и правители: Традиции преемственности и легитимности власти (по материалам эпиграфических источников) // Древние цивилизации Старого и Нового Света: Культурное своеобразие и диалог интерпретаций. М., 2003. С. 184-191.