Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Александр Токовинин: о связях между Теотиуаканом и древними майя (интервью)

Токовинин Александр
:::
Статьи и материалы
:::
Теотиуакан
Александр Токовинин – майянист, эпиграфист, археолог

Мы продолжаем представлять читателям сайта «Мир индейцев» известных специалистов по доколумбовой истории Америки. На этот раз ответить на наши вопросы любезно согласился майянист и историк Александр Токовинин, который ещё совсем недавно читал лекции не где-нибудь, а в Гарварде.

Справка:

Александр Токовинин – майянист, эпиграфист, археолог; доцент (assistant professor) на кафедре антропологии Университета Алабамы. В 2008 году окончил Гарвардский университет, получив степень доктора философии по антропологии и до недавнего времени работал научным сотрудником в Музее археологии и этнологии Пибоди и преподавателем на кафедре антропологии Гарвардского университета.

Александр принимал участие в археологических исследованиях на городищах Хольмуль и Наранхо в Гватемале и Копан в Гондурасе, руководил полевыми экспедициями Корпуса иероглифических надписей майя, а также работал над публикацией музейных коллекций, в особенности собрания искусства древних майя Исследовательской библиотеки Думбартон-Окс в Вашингтоне.

Интервью (июль 2016 г.)

Вопросы редакции сайта «Мир индейцев»:

Прежде всего, мы знаем, что ученые не одно десятилетие вели дискуссии о характере контактов между майя и Теотиуаканом, а после успехов в дешифровке текстов майя появились и разные взгляды на войну 378 года. Можно ли сказать, что сегодня в этих спорах поставлена точка? Достаточно ли собрано доказательств того, что имело место именно вторжение чужеземцев из Теотиуакана, а не, например, внутренний конфликт между династиями майя?

Александр Токовинин:

Мы знаем, что смена политических режимов в 378 году произошла повсеместно в Южных низменностях. Каждый раз, когда мы находим новые эпиграфические свидетельства, как, например, прошлогодняя стела на городище Эль-Ачиоталь, выясняется, что очередной местный правитель был вассалом Сийях-К'ак'а. Очень сложно представить, как это могло произойти так быстро в силу какого-то внутреннего процесса. Благодаря новой интерпретации надписи на Hombre de Tikal, предложенной Дмитрием Беляевым, мы знаем, что Сийях-К'ак' прибыл в Тикаль "во второй раз" в 406 году, а значит, он никак не мог быть тикальским царем и резиденция его не была в Тикале. Очень важно понимать, что процесс однозначно коснулся как простолюдинов, так и элит. Например, новый дворцовый комплекс Ла-Суфрикайя, изучением которого занимался ваш покорный слуга, был возведен за год, с 378 по 379. Учитывая объем работ и оценки плотности населения в Хольмульском регионе, практически все население региона должно было участвовать в строительстве напрямую или обеспечивая работников всем необходимым. Такая мобилизация ресурсов беспрецедентна.

Часто можно слышать, что потенциальные теотиуаканские завоеватели не оставили существенных материальных следов. Но искать следы древних битв крайне сложно, тем более что длительного противостояния не произошло. Пока мы не нашли следов теотиуаканских колоний в покоренных майяских царствах, но это можно объяснить как малой выборкой (раннеклассические поселения погребены под более поздними и гораздо более многочисленными постройками, поскольку население в позднеклассический период выросло более чем в десять раз), так и тем, что мы не совсем себе представляем, кто и как в таких колониях жил. Бессмысленно, на мой взгляд, ожидать, что в Тикаль массово импортировали глиняную посуду из Теотиуакана. Это было бы крайне дорого и непрактично. Многие аспекты материальной культуры просто не сохранились. Приведу один замечательный пример. Всем понятно, что очень крупное городище Чунчукмиль было центром ремесла и торговли, поскольку крайне бедные почвы в его окрестностях просто не способны прокормить жителей. Но значимых материальных следов этой ремесленной и торговой деятельности немного. Например, говорят про производство соли (гипотетически где-то за городом), но почему город в 20 километрах от побережья? Это означает, что либо что-то не так с выборкой (несмотря на значительные исследования), либо наиболее важные аспекты экономики города просто не оставили материальных следов в силу плохой сохранности большинства материалов органического происхождения.

Нам не совсем понятна цель Теотиуакана и форма контроля. Если, скажем, задача была в том, чтобы взять под контроль посредников в мезоамериканской торговле, то наверное, массового переселения жителей Теотиуакана для этого не требовалось. Учитывая, что контакты с Теотиуаканом у майя длились больше века до завоевания, то нечего удивляться, что основными агентами влияния на местах были те же майя, а не засланные наместники. Следует принять во внимание, что период прямого политического вмешательства длился лишь пятьдесят лет и закончился к 30-м годам V века. Сийях-Чан-К'авиль уже не был вассалом и, по-видимому, с него начинается консолидация регионального контроля собственно царями Тикаля.

«Мир индейцев»:

Второй вопрос связан с предыдущим. В текстах из Тикаля и других городищ при описании событий конца IV века фигурируют два топонима, которые традиционно связывают с Теотиуаканом: Хо’нохвиц и Виинте’наах. На Ваш взгляд, как эти топонимы соотносятся друг с другом, в чем заключается различие между ними? Виинте’наах – это собственно город Теотиуакан, некое конкретное место внутри него или просто абстрактная прародина, место происхождения ряда династий майя?

Александр Токовинин:

Приятно, что вы заимствовали новое произношение топонима Виинте'наах. Как раз вышла моя с Франсиско Эстрада-Белли статья про «Здание А» в Хольмуле, где впервые встречается фонетическое уточнение, дающее согласный звук -н-. Собственно, новое чтение сразу же опровергает популярный перевод топонима как "дом прародины". В новой статье мы вновь обсуждаем, как этот термин инкорпорируется в титулатуры царей. Что касается значения топонима, то мое мнение не изменилось со времен публикации в соавторстве с Биллом и Барбарой Фаш. Мы предположили, что это так называемая «Пирамида Солнца» в Теотиуакане или даже ее "адосада". Похоже, интерпретация этого здания как места проведения огненных календарных ритуалов постепенно становится доминирующей.

"Город Теотиуакан" это наш современный термин и категория, которые не совсем точно передают автохтонные представления о ландшафте. Ни "альтепетль", ни "каб ч'еен" не тождественны слову "город". Вполне возможно, древние жители Теотиуакана думали о нем как о множестве мест, некоторые из которых играли ключевую роль в политическом дискурсе у майя. О Хо'нохвиц сложнее судить, поскольку этот топоним встречается гораздо реже.

«Мир индейцев»:

Что можно сказать в свете последних исследований о системе так называемого «Нового порядка», которая установилась в низменностях майя после 378 года? Насколько нам известно, среди исследователей в этом вопросе полного единства нет. Например,  хотя широко распространено мнение о доминировании Тикаля в V веке, С. Гюнтер в свое время подчеркивал, что Тикаль был лишь одним из ряда подчиненных по отношению к Теотиуакану центров и, например, Рио-Асуль ни в чем Тикалю не уступал. Какова Ваша точка зрения на эту проблему?

Александр Токовинин:

Стэнли Гюнтер успел сделать много противоречивых заявлений на эту тему. Пока тикальская династия остается единственной, кто напрямую породнился с чужеземцами. Остальные просто ходили на запад, как варварские цари в Рим. Так что, с одной стороны, тикалькие цари вассалы как все, но, с другой стороны, роль у них особая. Пока тикалький божественный предок (Сак-Хиш-Мут), номинальный владелец Тикаля, это единственное узнаваемое имя в майяских надписях на фресках в Теотиуакане (согласно исследованию Кристофа Хелмке).

«Мир индейцев»:

Что можно в свете изучения иероглифических текстов майя сказать о форме правления в самом Теотиуакане? Есть ли в этом вопросе противоречия между надписями майя и археологическими данными из Теотиуакана?

Александр Токовинин:

Мне кажется, что майяские надписи проливают очень мало света на этот вопрос. С точки зрения майя Хац'ом-Кух был "четвертым царем", но не выглядит ли это как переосмысление политического устройства Теотиуакана исходя из реалий общества майя? Мне, например, всегда было интересно, почему Йаш-Нуун-Ахиин изображен на тикальской стеле 31 дважды в двух разных головных уборах. И, конечно, не стоит недооценивать роль корпоративного начала у самих древних майя

«Мир индейцев»:

Можете ли Вы рассказать нашим читателям о каких-то интересных и важных последних находках или открытиях, связанных с проблемой связей между майя и Теотиуаканом?

Александр Токовинин:

Нам еще предстоит многое узнать о кризисе середины VI века, когда и Теотиуакан, и многие майяские царства пережили трудные времена. Последние открытия, к примеру, в Наранхо и Хольмуле касаются именно этого периода, но ключевыми действующими лицами становятся правители Канульской династии (кстати, сами весьма не чуждые теотиуаканской символике). Что до событий 378 года, то мне было приятно узнать, что последняя интерпретация возраста основателя копанской династии (на основе анализа предположительно принадлежащего ему скелета), утверждает, что ему было за двадцать лет в 378 году и первые боевые ранения он получил уже тогда. Это увеличивает вероятность того, что К'ук'-Мо' в современных и ретроспективных петенских надписях это именно он, а не тезка. Вышеупомянутая стела из Эль-Ачиоталя увеличила список известных вассалов Сийях-К'ак'а. Новое чтение Виинте'наах тоже важно, поскольку оно опровергает существующие переводы и заставляет задуматься о значении этого ключевого топонима. И, конечно, меня сильно впечатлила новая стела из Наачтуна. Если интерпретация Альфонсо Лакадены верна, в то время, как основная часть теотиуаканской армии шла к Тикалю через Эль-Перу с запада, еще одно войско под предводительством одного из капитанов (йахавте) Сийях-К'ак'а двигалось с севера через Наачтун. Это ли не масштабная военная кампания?