«Квазиистория» или «квазимифология» в текстах о древнейших временах у древних майя

Беляев Дмитрий Дмитриевич
:::
Статьи и материалы
:::
майя

Развитая письменная традиция представляет собой одно из наивысших до­стижений мезоамериканской цивилизации в доколумбову эпоху. Вплоть до ис­панского завоевания на территории Мезоамерики существовало несколько ори­гинальных иероглифических систем письма - эпиольмекская, майя, сапотекская, теотиуаканская, миштекская, астекская и др. Из них наиболее изученной являет­ся письменность майя, существовавшая около 2000 лет - с последней трети I тыс. до н.э. до XVII-XVIII вв.[1]

Иероглифические надписи майя доклассического, или формативного, пери­ода (начало II тыс. до н.э. - III в. н.э.) малочисленны и плохо изучены. От клас­сического периода (III-X вв.) сохранилось большое число иероглифических тек­стов - царских коммеморативных надписей и владельческих надписей на кера­мике и предметах мелкой пластики. Царские надписи, как правило, высекались на каменных монументах, которые помещались на центральных площадях или внутри зданий. Все они имели «историческое» содержание и повествовали о де­яниях майяской элиты. В этом смысле они представляют собой материализован­ное величие царских династий [Беляев 2002].

Несмотря на установленную связь иероглифического майя - престижного языка письменности - с ритуальным языком, устным по своей природе [Давлетшин 2009], иероглифические надписи исторического содержания имеют яркую характерную особенность - гипертрофированную хронологическую систему, которая охватывала не только «историческую» эпоху, но и «мифологические» события. В дошедших до нас надписях I тыс. н.э. отсутствуют такие категории как «в начале времен», «давным-давно» и т.п. Все мифологические сюжеты, включая рождение и воцарение божеств или космологические события (напри­мер, победа над гигантским крокодилом, из тела которого был создан ныне су­ществующий мир) имели свои точные даты.

Паленке (конец VII - начало VIII вв.). Город Лакамха, известный нам под современным названием Паленке, с конца V в. был столицей царей Бакаля. В правление К’инич-Ханаб-Пакаля I (615-683), его сыновей К’инич-Кан-Балама II (684-702), К’инич-К’ан-Хой-Читама II (702-721) и К’инич-Акуль-Мо-Наба III (721 - ок. 735) была разработана сложная историко-мифологическая схема, в центре которой лежала связь между божествами-творцами, божествами-покровителями династии из так называемой «Паленкской триады» и царским домом (см. [Stuart 2005]). Она была изложена в ряде пространных надписей конца VII - первой трети VIII вв. («Храм Креста», «Храм Лиственного Креста», «Храм Солнца», Храм XIX) и выглядит следующим образом:

3309 г. до н.э. - воцарение «Бога I» из «Паленкской триады».

3298 г. до н.э. - «Бог I» обезглавил гигантского крокодила.

3121 г. до н.э. - родился Аканаль-Ишим К’ас-Муван-Мат, первый царь Матвиля.

3114 г. до н.э. - закончилась предыдущая календарная эпоха и начался ны­нешний календарный цикл из 13 «четырехсотлетий» (5126 лет).

3112 г. до н.э. - Аканаль-Ишим К’ас-Муван-Мат в возрасте 8 лет осуще­ствляет свой первый ритуал, «Бог I» спустился с небес.

2360 г. до н.э. - боги «Паленкской триады» родились в Матвиле.

2325 г. до н.э. - Аканаль-Ишим К’ас-Муван-Мат провел первый юбилей­ный ритуал и через 200 дней стал царем.

993 г. до н.э. - родился Укокан-Кан.

967 г. до н.э. - Укокан-Кан стал царем Бакаля.

252 г. до н.э. - Укокан-Кан освятил храм богов «Паленкской триады».

Сразу же за этим начинается история К’ук’-Балама и его потомков, правив­ших начиная с V в. н.э.

Пьедрас-Неграс (конец VII - начало VIII вв.). Город Мук’ихтун (Пьедрас- Неграс) стал столицей царей Йокиба в середине V в. В VII-VIII вв. бакальские и йокибские цари являлись соперниками и боролись за владычество над левобере­жьем р. Усумасинты. Примечательно, что «мифологическая история» Йокибского царства, записанная на Алтаре 1, началась раньше, чем история его соперни­ка.

4710 г. до н.э. - первое событие в Йокибе (возможно, воцарение первого правителя).

4691 г. до н.э. - первый юбилейный ритуал в Йокибе.

3114 г. до н.э. - царь Йокиба присутствует на церемонии окончания преды­дущей календарной эпохи.

297 г. н.э. - царь Йокиба завершает очередной календарный период и уста­навливает монумент.

Тикаль (середина VIII в.). Город Кукуль, или Йашкукуль (Тикаль) - один из древнейших памятников культуры майя, развитие которого началось в VII-VI вв. до н.э. Вплоть до конца IX в. он был столицей одного из самых могуще­ственных государств майя. В случае с Кукулем мы видим эволюцию «историко­мифологической» традиции.

Судя по всему, основатель династии Кукуля Йаш-Эб-Шок (I в. н.э.) был ре­альной исторической фигурой. С него начинается «династический счет» прави­телей Кукуля, насчитывающий 34 царя, правивших до конца I тыс. н.э. В ранне­классический период (III-VI вв.) ни о какой истории за пределами династиче­ской эпохи ничего не известно. Встречаются лишь упоминания легендарного владыки Сак-Хиш-Мута, которому символически «принадлежал» город. Однако в грандиозной надписи, высеченной в 730-е годы на кровельном гребне и фасаде Храма VI по повелению Йик’ин-Чан-К’авиля (734 - около 755) и дополненной его сыном в 765-766 г., выстраивается стройная схема «додинастической исто­рии».

1142 г. до н.э. - первый царь Кукуля проводит юбилейный ритуал «пред ликом» Сак-Хиш-Мута, «священного царя Кукуля».

455 г. до н.э. - освящение святилища в честь Сак-Хиш-Мута.

156 г. до н.э. - юбилейный ритуал «пред ликом» Сак-Хиш-Мута.

514 г. н.э. - юбилейный ритуал «пред ликом» Сак-Хиш-Мута.

 

Три проанализированных традиции демонстрируют одну ключевую общую черту: события отдаленного «мифического» прошлого описываются тем же язы­ком, что и события «исторические». С одной стороны, «мифические» события задали норму для последующих правителей - как божества и первые цари отме­чали юбилейные ритуалы, устанавливали монументы и приносили жертвы, так и их далекие потомки проводят те же действия. С другой стороны, не вызывает сомнений, что образцом для конструирования «мифологической» истории на самом деле была династическая и ритуальная практика классического периода. События древнейшего прошлого в иероглифических надписях майя предстают скорее как «квазиистория» (либо «квазимифология»). Они были расположены вокруг 3114 г. до н.э. в связи с тем, что эта точка была начальной в хронологи­ческой системе, заимствованной майя у эпиольмеков. В этой концепции факти­чески нет места «мифологическому времени», которое зачастую считается уни­версальной характеристикой архаических мифологий.

Литература

Беляев 2002 - Беляев Д. Д. Древние майя (III-IX вв.) // Цивилизационные модели политогенеза. М., 2002.

Давлетшин 2009 - Давлетшин А. И. Язык иероглифических надписей майя как язык ритуальный или об устной природе иероглифического майя // Слово устное и слово книжное. М., 2009.

Кнорозов 1952 - Кнорозов Ю. В. Древняя письменность Центральной Америки // Советская этнография. 1952. № 3.

Кнорозов 1995 - Кнорозов Ю. В. Система письма древних майя. М., 1955.

Lacadena 2008 - Lacadena A. Regional Scribal Traditions: Methodological Implications for the Decipherment of Nahuatl Writing // PARI Journal. 2008. Vol. 8. № 4.

Stuart 2005 - Stuart D. The Inscriptions from Temple XIX at Palenque: A Commentary. San Fransisco, 2005.


Источник: Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа. Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 27–29 ноября 2014 г. / Сост. О. Б. Христофорова, Д. И. Антонов, М. В. Ахметова, Н. В. Петров. М., 2014. – 149 с.


[1] Иероглифическая письменность майя была дешифрована в 1950-е гг. Ю. В. Кнорозовым [Кнорозов 1952; 1955]. В последнее время благодаря работам А. Лакадены была заверше­на дешифровка астекской письменности, см. [Lacadena 2008] и другие его работы.