Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Культура ацтеков. Обзор

Майкл Э. Смит
:::
Статьи и материалы
:::
ацтеки и науа

Это эссе основано на нескольких энциклопедических статьях, написанных мной на протяжении последних нескольких лет. Среди причин, почему оно оказалось опубликованным в сети Интернет является плохого качества страница «Ацтеки» в Википедии.

Культура ацтеков процветала в высокогорьях центральной Мексики с XII по XVI вв.

Как последние из ряда сложных урбанистических цивилизаций в Месоамерике, ацтеки переняли множество черт и институтов своих предшественников, например, майя и Теотиуакана. Ацтеки также сами совершили множество инноваций, в частности в экономике и политике.

Ацтекская цивилизация была уничтожена на пике своего расцвета вторгшимися в 1519 году испанскими конкистадорами во главе с Эрнандо Кортесом. Народ ацтеков, говоривший на языке науатль, выжил и перемешался с испанцами – сегодня до сих пор свыше одного миллиона человек говорят на этом языке в сельских районах центральной Мексики.

Источники

Современное знание об ацтеках мы получаем как в результате археологических работ, так и по историческим документам. Ацтеки, как многие другие месоамериканские культуры, использовали лимитированную форму письма, которая состояла из пиктографических записей, нарисованных на бумаге из коры дерева или кожи животных. До нас дошло лишь несколько аутентичных доиспанских манускриптов (называемых кодексами). В то же время в колониальный период писцы продолжали рисовать кодексы в индейском стиле.

Можно выделить три основных вида кодексов: исторические записи, ритуальный альманах и списки дани. Царские династии каждого ацтекского города-государства хранили записанные истории о делах своих предков. Также в кодексах записывались и другие важные события, при этом даты указывались по местному календарю. Большинство сохранившихся кодексов происходят из мешикского Теночтитлана, столицы ацтекской империи. Как результат, у нас намного больше информации по истории мешиков, а не других ацтекских городов-государств.

Ритуальные альманахи, например, Кодекс Борджиа и Бурбонский кодекс, были записаны с консультацией жрецов и их использовали для ритуалов и гадания. Эти документы были составлены с использованием второго 260-дневного ритуального календаря.

Списки дани использовались для учета выплат правителям, царям, а также имперской дани мешикской империи. Самый известный кодекс ацтеков – Кодекс Мендосы, это составной документ (собраны материалы с 1541 года) с исторической частью (разрисованы завоевания мешикских царей), записями дани (записана выплачиваемая каждой провинцией дань), а также с частью о повседневной жизни ацтекского общества от рождения до смерти.

Другими важными документами по культуре ацтеков являются труды конкистадоров Эрнандо Кортеса и Берналя Диаса дель Кастильо, систематические описания религии, традиций и других тем ранних испанских священников, например, Бернардино де Саагуна и Диего де Дурана, а также тома испанской административной документации колониального периода, записанные как на испанском языке, так и на языке науатль.

Поскольку испанские города были построены поверх руин покоренных ацтекских городов, то проводить в них археологические раскопки крайне сложно. Многие находки в Мехико, построенном на руинах мешикской столицы Теночтитлана, были совершены во время строительных работ. Так, в 1790 году была найдена одна из главных ацтекских каменных монументальных скульптур вместе с так называемым Календарным камнем. Нахождение в 1978 году гигантского камня Койольшауки привело к масштабным раскопкам главного пирамидального храма Теночтитлана – Темпло Майор. Таким же образом проходят раскопки и других ацтекских руин в Мехико, в частности их обнаруживают при прокладывании метро. За пределами Мехико в 30-е годы XX века было раскопано несколько больших ацтекских храмов, в т.ч. Тенайюка, Малиналько, Калиштлауака и Теопансолько. С 1980 года проводятся раскопки и исследования меньших по размеру ацтекских городищ, что обеспечивает нас информацией об ацтекской культуре в сельских и провинциальных районах.

Происхождение и развитие

Корни ацтекской цивилизации уходят к огромному городу классического периода Теотиуакану (200-700 гг.). Теотиуакан находился в центральной Мексике – город был столицей империи. Его торговцы проводили свои операции по всей Месоамерике, в т.ч. в городах майя классического периода. Все строения в 150-тысячном городе были выстроены вдоль пересекающихся под прямым углом улиц, сориентированных по сторонами света. Коллапс Теотиуакана спровоцировал период войн и конфликтов (700-900 гг.), во время которого происходит расцвет ряда небольших укрепленных городов, включая Шочикалько, Какаштлу и Теотенанго. Затем наступил тольтекский период (900-1150 гг.). Тольтеки со столицей в Туле поддерживали торговые связи с отдаленными районами Месоамерики, хотя они и не превратились в доминирующее государство в центральной Мекскике, каким было государство их предков Теотиуакан. Коллапс Тулы совпал с прибытием в XII веке в центральную Мексику науатль говорящих ацтекских мигрантов. Ацтеки переняли множество черт ранних цивилизаций, существовавших в долине Мехико, в т.ч. богов, ритуалы, экономические институты, городскую планировку и элементы построения политической структуры царства.

В своих пиктографических историях ацтеки заявляли, что прибыли в центральную Мексику из места на севере, называемого Астланом. Это совпадает с происхождением языка науатль, основного языка в центральной Мексике, связанного с языками коренных народов северной Мексики и юго-запада США. Эти мигранты прибыли в центральную Мексику в то время, когда здесь была низкая плотность заселения и земли было довольно много. Люди расселялись по всей плодородной долине высокогорья, распространяя язык науатль. Этот поток мигрантов характеризует Ранний ацтекский период (1150-1350 гг.). Лидеры групп мигрантов основывали династии, которые вели свою родословную от тольтекских царей, что для них было подтверждением права на власть. В долине развилась сеть небольших городов-государств во главе с наследственным царем (тлатоани). В таких государствах была также наследственная знать, помогавшая царю и простолюдины, жившие в сельскохозяйственных районах вокруг столицы.

Ранние ацтеки подразделялись на ряд небольших этнических групп, каждая из которых проживала в своем районе центральной Мексики. Самыми известными из групп были мешики Теночтитлана, акольуа Тескоко, тепанеки Аскапоцалько. Были и другие группы, менее известные, в т.ч. чалька, шочимилька, тлауика и тлашкальтеки. Все эти ацтекские этнические группы говорили на языке науатль и разделяли общую центральномексиканскую ацтекскую культуру, которая выражалась в религии, экономике, социальных и политических институтах и традициях.

Начало Позднего ацтекского периода (1350-1520 гг.) отмечено резким ростом населения. Сначала ацтеков было ок. 500 тысяч, а к приходу испанских конкистадоров их было уже свыше 3 миллионов. Вся центральная Мексика была заполнена поселениями, также было развито интенсивное земледелие, питавшее растущее население. Конкуренция между городами-государствами возрастала и к 1400 году большая часть центральной Мексики была под контролем малых империй с центрами в Аскапоцалько, Тескоко, Куаунауаке и ряда других городов. Главная война здесь произошла в 1428 году – Теночтитлан сформировал с Тескоко и Тлакопаном Тройственный союз (Ацтекскую империю) и они разгромили войска Аскапоцалько. Империя сразу же начала военную экспансию. Ко времени прибытия Кортеса в 1519 году мешики стали доминирующей силой в империи и большая часть дани со всех частей северной и центральной Месоамерики текла непосредственно в Теночтитлан.

Социальная организация

Основой социальной организацией ацтеков было разделение общества на два класса – знати и простолюдинов. Знать состояла из передающих по наследству свой титул группы людей, которая занимала большинство важных политических должностей и контролировала большую часть экономических ресурсов в ацтекском обществе. Царь (тлатоани) был высшим представителем знати. Правители с титулом текутли были высокопоставленными главами, занимающие важные политические и военные позиции. Других представителей знати называли пили. Социальная иерархия внутри класса знати выражалась в разной степени обременения выплатами дани (знать низового уровня выплачивала дань царям) и разными размерами домов или дворцов. Знать формировала социальные и политические альянсы со знатью других городов посредством браков и других связей – вся ацтекская знать центральной Мексики была вовлечена в запутанную систему родства и связей, выходившую за существующие политические границы.

Большинство ацтеков (свыше 90%) были простолюдинами и, как и в случае со знатью, в рамках их класса также существовали различия по статусу и богатству. Большинство простолюдин принадлежали кальпуллям, организованным по территориальным признакам социальным группам, чьи представители кооперировались друг с другом экономически и социально. Землей владела знать, однако сельские кальпулли были ответственны за распределение участков между своими членами. В отличие от членов кальпулли, другие простолюдины были подчинены до определенной степени непосредственно знати и у них было меньше свободы распоряжаться своей судьбой, во многом они были схожи с европейскими феодальными крепостными. В нижней части иерархии находились рабы (тлакотин), группа не передающих по наследству свой статус людей, обычно вовлеченных в оказание персональных услуг своему владельцу. Простолюдины не могли стать знатью, однако существовало несколько способов социальной активности, при помощи которой можно было повысить свой статус в обществе. Успехи на поле боя приносили статус и привилегии, торговцы могли улучшить свое финансовое положение и стать богатыми людьми, а жрецы могли повысить свой статус.

Экономика

Ацтекская экономика базировалась на сельском хозяйстве. Основными продуктами были маис, бобы, амарант и тыква. Быстрый рост населения в Поздний ацтекский период был охарактеризован интенсификацией в аграрной сфере по всей центральной Мексике. В гористой местности были возведены каменные террасы, на реках были построены дамбы с ирригационными каналами, а неглубокие болотистые озера южной долины Мехико были превращены в очень плодородные приподнятые поля (чинампы). Несмотря на увеличение урожая, в Поздний ацтекский период постоянно случается голод и нехватка продуктов питания. Все это выразилось в периоды социальных беспорядков и общей для всех простолюдин нехватки питательных элементов. Были задействованы альтернативные источники питания, включая рыбу, водоросли и личинки насекомых.

Ремесленники ацтеков производили большое разнообразие утилитарных товаров и предметов роскоши. Хлопковый текстиль производился женщинами всех социальных классов – это был повсеместно распространенный ремесленный продукт, и по количеству и социально. Помимо того, что текстиль использовался для изготовления одежды, это была основная статья дани, к тому же он служил эквивалентом денег на рынках. Повсюду в ацтекском государстве изготовлялась керамическая кухонная утварь, а также ритуальные объекты. Примечательным ремеслом в древней Месоамерике была обработка вулканического стекла обсидиана. Из обсидиана ремесленники, используя сложный метод, получали острейшие из известных науке лезвий. Изделия из обсидиана имели различное применение и они были важной торговой статьей в ацтекской экономике.

Товарами торговали по всему государству. Занимались этим профессиональные торговцы, покупавшие и продававшие товары на рынках. В каждом городе и каждой деревне была рыночная площадь, где периодически в рамках 5-дневной недели проходили торговые дни. Центральный рынок находился в Тлателолько (городе-близнеце Теночтитлана). Здесь торговля велась ежедневно, а 60 тысяч его участников однажды произвели глубокое впечатление на Кортеса и его солдат. Хлопковый текстиль служил валютой для покупок дорогих предметов, а какао-бобы, завозимые из тропических районов, были эквивалентом денег для совершения недорогих покупок. Несмотря на то, что экономика ацтеков была сильно коммерциализирована, земля и труд не были предметами купли-продажи.

Города-государства и империя

Основной политической единицей у ацтеков был город-государство, альтепетль, где правил царь, тлатоани. Цари выбирались высшим советом знати, которые отбирали их из кандидатов-представителей царской семьи мужского пола. Лишь доказавшие свои воинские качества лидеры могли стать царем, а вновь избранные цари до полного вступления в должность должны были предпринять удачную завоевательную кампанию. Как ранее было отмечено, большая часть ацтекских городов-государств были основаны в Раннем ацтекском периоде и они продолжали оставаться важными центрами вплоть до испанского завоевания. Даже будучи покоренными более сильными политиями или мешикской империей, города-государства оставались важными местными политическими единицами. Обычно царей оставляли править городами, а на местном правительстве перемены практически не отражались. Даже после испанского завоевания города-государства сохранили многие функции местного управления, а испанцы спроектировали свою систему территориальной организации по модели существовавших до их прихода ацтекских городов-государств.

Империя мешиков покорила свыше 500 городов-государств в северной и центральной частях Месоамерики и заставила их выплачивать им дань текстилем, продуктами питания и другими товарами (описанные в Кодексе Мендосы). Мешики следовали политики непрямого правления своими провинциями. Пока покоренные цари признавали верховенство мешикского императора и выплачивали ему дань, их оставляли у власти. На самом деле мешики даже поддерживали местных царей, сотрудничавших с империей. Главной целью ацтекского империализма была экономика – генерация выплат дани и поощрение коммерции.

Мешики не смогли покорить всех своих врагов. К востоку от долины Мехико располагался непокорный регион Тлашкала, который империя окружила со всех сторон. Когда сюда прибыли испанцы, тлашкальтеки были на грани покорения ацтеками. Самым сильным врагом ацтеков была империя тарасков, мощное государство к западу от центральной Мексики с центром в Цинцунцане. В одном важном сражении тараски нанесли ацтекам поражение и с тех пор обе империи стали сооружать вдоль своих границ серию фортификационных сооружений. Вплоть до прихода испанцев конфронтация между государствами выливалась в ряд небольших стычек. Однако, несмотря на вражду, ацтеки и тараски продолжали торговать друг с другом и это подтверждается находками тараскских предметов в ацтекских городах и наоборот.

Планировка поселений

Ацтеки проживали в поселениях различного типа. Расположение домов и деревень зависели от методов возделывания земли и демографии. В Ранний ацтекский период люди расселялись в лучших для возделывания землях. По мере роста населения в Позднем ацтекском периоде поселения стали появляться в менее благоприятных гористых районах. Во многих сельских районах дома крестьян были разбросаны по обрабатываемым ими участкам террасовых полей. Археологические остатки таких поселений указывают на то, что они существовали продолжительное время. В других природных зонах крестьяне жили в деревнях и городах. Домами простолюдин были небольшие простые жилища из кирпичей адобы. В некоторых местах группа из 3-4 домов образовывала патио – внутренний дворик. В большинстве поселений между домами было довольно большое пространство, на котором, вероятно, разбивался сад.

В ацтекских городах находилось несколько кластеров домов простолюдин, расположенных вокруг зоны с большими по размеру домами и изящными строениями. В центре таких урбанистических поселений находилась площадь с храмом-пирамидой в восточной её части. Высота пирамиды указывала на политическую и религиозную значимость поселения. С одной из сторон площади располагался дворец, где проживала семья высшей знати. У ещё одной стороны площади часто располагалась площадка для игры в мяч. Саму площадь и здания вокруг неё тщательно планировали и часто они располагались в соответствии со сторонами света. Вне центральной части ацтекских городов планировки особо не придерживались. Когда мешики стали главной силой в XV веке, то перестроили свою столицу по подобию древних имперских городов Теотиуакана и Тулы и она перестала напоминать ацтекские города.

Религия

Ацтеки придерживались политеизма, однако боги не были отдельными, легко распознаваемыми личностями. Сотни поименованных богов и божеств были больше силами или духами, каждый из которых обладал какими-то своими чертами в одежде и регалиями. Каменные или глиняные скульптуры одевали в одежду определенного бога и так статуя становилась олицетворением божества. Божеств и их атрибуты рисовали в ритуальных кодексах, но часто их непросто было определить, поскольку разные боги обладали многими схожими атрибутами. Часто ученых с толку сбивает и то, что многие божества были близко связанными трансформациями друг друга. Самыми известными божествами были Тескатлипока, могущественный бог-творец и покровитель царей, Кецалькоатль, бог знаний и покровитель жрецов, Тлалок, древнее центральномексиканское божество дождя, Уицилопочтли, бог-покровитель мешиков.

Профессиональные жрецы надзирали за многими публичными и частными ритуалами, проводимых в честь богов. По ацтекским мифам боги предложили свою кровь и некоторые из них пожертвовали собой, чтобы создать землю, луну и людей. Поэтому люди теперь должны были отплачивать тем же. Способом выплаты долга стали подношения и жертвоприношения. Чаще всего подношением служила пища, копал (смола) и другие предметы. Жрецы активно принимали участие в ритуалах саможертвоприношения, во время которых они протыкали различные части своего тела и так получали жертвенную кровь. Часто её сбрызгивали на бумажные полоски и затем сжигали.

Человеческие жертвоприношения также практиковались ацтеками и весьма часто, однако оценить действительный размах и назвать точное количество приносимых в жертву людей крайне сложно, поскольку первые испанцы систематически его преувеличивали, чтобы ацтеки казались в глазах других жестокими дикарями. Самой распространенной формой жертвоприношения было извлечение сердца из разреза на груди лежащей на алтаре высокого храма-пирамиды жертвы. Вынимал и подносил богам сердце специальный жрец, затем тело сбрасывали вниз по ступеням пирамиды. Большинство жертв были вражескими солдатами, которых пленили в бою. Их наряжали в одежды богов и последнюю неделю их жизни они были почитаемы как божества, которых они олицетворяли. Само жертвоприношение было представлением, воспроизводящим миф или ряд мифов, и поэтому жертву воспринимали не просто человеком, а богом. Черепа принесенных в жертву людей затем демонстрировали публике – их нанизывали на длинные шесты, которые размещали на платформах цомпантли. Помимо религиозной составляющей человеческих жертвоприношений этот ритуал также имел социальное и политическое значение – так велась пропаганда и наводился ужас на представителей низшего класса и вражеских городов-государств.

Человеческие жертвоприношения были важной составляющей двадцати ежемесячно проходящих церемоний. Они затрагивали все сектора ацтекского общества. Каждую церемонию организовывал и следил за ней жрец. К ним подготавливались заранее и они длились по несколько дней. В рамках ритуала проводили парадное шествие с проходящей по улицам одетой как бог жертвой. Шествие сопровождалось танцами и музыкой, театральными представлениями и речами, а также многочисленными подношениями. Кульминацией ритуала было совершение ряда человеческих жертвоприношений на вершине центральной городской пирамиды. Помимо публичных религиозных ритуалов ацтеки активно проводили семейные, домашние церемонии, которые, к сожалению, ускользнули от глаз большинства испанских хронистов. Археологические раскопки ацтекских домов выявляли домашние алтари, разного вида курильницы и глиняные фигурки, которые, вероятно, использовали в целительных церемониях и других домашних ритуалах.

Искусство и науки

По большей части ацтекская наука служила практическим целям. Технологические достижения использовались в таких областях, как изготовление обсидиановых инструментов, сельском хозяйстве и строительстве. Письменность ацтеков была формой пиктографического представления и её использовали ограниченно, в основном в ритуальных, исторических и экономических трудах. Астрономические наблюдения привели к детальным описаниям небес и развитию нескольких календарей. Ацтекское представление о здоровье и медицине основывалось на религиозных и магических поверьях, однако медицинская практика все же полагалась на эмпирические знания. Лечение ран, многих болезней и сломанных костей было высокоэффективным и первые испанцы вскоре перестали обращаться к своим докторам, заменив тех на ацтекских медицинских специалистов.

У ацтеков было развито несколько форм художественного выражения, среди которых особо выделялись каменные скульптуры. Многие монументальные государственные скульптуры сохранились и до наших дней, в том числе и так называемый Календарный камень – эта скульптура и многие другие находятся сейчас в мексиканских музеях. Ещё больше было скульптур меньшего размера – в храмах, домах и др. местах. Изобразительное искусство в стиле Миштека-Пуэбла нашло свое отражение в кодексах и настенной живописи. Испанские священники записали ряд прекрасных и выразительных ацтекских поэм, речей и ритуальных песен. Из музыкальных инструментов ацтеки пользовались барабанами, флейтами, трещотками и др. Музыка сопровождала многие ритуалы, но, к сожалению, нам мало что известно об исполняемых мелодиях.

После испанской конкисты

Развитие ацтекской цивилизации прервал Эрнандо Кортес и его армия, вторгшаяся на территорию империи в 1519 году. Основной причиной поражения ацтеков можно считать появившуюся здесь из Испании оспу – миллионы ацтеков умерли в течение последних месяцев сопротивления в 1521 году и в последующие пять десятилетий колониального периода. Мешикская империя и имперские институты, в т.ч. и ритуалы жертвоприношений были быстро ликвидированы испанцами, однако жизнь простых крестьян продолжалась без особых изменений и в колониальное время. Сегодня на языке науатль до сих пор разговаривают в сельской местности центральной Мексики, а многие традиционные деревенские обычаи уходят корнями в ацтекские времена.

Автор - Майкл Э. Смит, Университет штата Аризона (2006)

Источник - "Aztec Culture: An Overview"

Литература

Berdan, Frances F. and Patricia Reiff Anawalt (1997) The Essential Codex Mendoza. University of California Press, Berkeley.

Berdan, Frances F., Richard E. Blanton, Elizabeth H. Boone, Mary G. Hodge, Michael E. Smith and Emily Umberger (1996) Aztec Imperial Strategies. Dumbarton Oaks, Washington, DC.

Brumfiel, Elizabeth M. (1998) Huitzilopochtli's Conquest: Aztec Ideology in the Archaeological Record. Cambridge Archaeological Journal 8:3-14.

Charlton, Thomas H., Deborah L. Nichols and Cynthia L. Otis Charlton (2000) Otumba and its Neighbors: Ex Oriente Lux. Ancient Mesoamerica 11:247-266.

Díaz, Gisele and Alan Rogers (1993) The Codex Borgia: A Full-Color Restoration of the Ancient Mexican Manuscript. Dover Publications, New York.

Durán, Fray Diego (1964) The Aztecs: The History of the Indians of New Spain. Translated by Fernando Horcasitas and Doris Heyden. Orion Press, New York.

Durán, Fray Diego (1971) Book of the Gods and Rites and The Ancient Calendar. Translated by Fernando Horcasitas and Doris Heyden. Univ. Oklahoma Press, Norman.

Kellogg, Susan (1995) Law and the Transformation of Aztec Culture, 1500-1700. University of Oklahoma Press, Norman.

León-Portilla, Miguel (1963) Aztec Thought and Culture: A Study of the Ancient Náhuatl Mind. Univ. Oklahoma Press, Norman.

Lockhart, James (1992) The Nahuas After the Conquest: A Social and Cultural History of the Indians of Central Mexico, Sixteenth Through Eighteenth Centuries. Stanford University Press, Stanford.

Matos Moctezuma, Eduardo (1988) The Great Temple of the Aztecs. Thames and Hudson, New York.

Nichols, Deborah L. (2004) The Rural and Urban Landscapes of the Aztec State. In Mesoamerican Archaeology: Theory and Practice, edited by Julia A. Hendon and Rosemary Joyce, pp. 265-295. Blackwell, Oxford.

Olivier, Guilhem (2003) Mockeries and Metamorphoses of an Aztec God: Tezcatlipoca, "Lord of the Smoking Mirror". University Press of Colorado, Boulder.

Sahagún, Fray Bernardino de (1950-82) Florentine Codex, General History of the Things of New Spain. 12 books. Trans & ed. By A. J.O. Anderson & C.E. Dibble. School of American Research & the University of Utah Press, Santa Fe & Salt Lake City.

Smith, Michael E. (1997) Life in the Provinces of the Aztec Empire. Scientific American 277(3):56-63.

Smith, Michael E. (2003) The Aztecs. 2nd ed. Blackwell Publishers, Oxford.

Smith, Michael E. (2003) A Quarter-Century of Aztec Studies. Mexicon 25:1-10.

Solís Olguín, Felipe R. (editor) (2004) The Aztec Empire. Guggenheim Museum, New York.

Townsend, Richard F. (2000) The Aztecs. revised ed. Thames and Hudson, New York.

van Tuerenhout, Dirk R. (2005) The Aztecs: New Perspectives. Understanding Ancient Civilizations. ABC-Clio, Santa Barbara.