Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Боги крови и камня

Эрик Вэнс
:::
Статьи и материалы
:::
Теотиуакан

Теотиуакан - город БоговГде-то в XIV веке первые мешики появились в долине Теотиуакан. Мешики (часто в наше время неправильно именуемые ацтеками) были новичками в регионе. Агрессивные и амбициозные, пришедшие с севера люди вскоре стали доминирующей силой в высокогорной Мексике. Они завоевали территорию и отстроили могущественный город Теночтитлан, который быстро стал править огромной империей. Теперь на его месте расположен город Мехико. Только представьте первый исследовательский отряд – неустрашимые и непобедимые представители рождающейся супердержавы выходят на покрытый буйной растительностью и окружённый горами простор.

Воины идут по следу рассказов местных тольтекских племён, где говорится о месте в горах, где-то в 40 километрах от их нового дома, где когда-то жили боги. Затем, завернув за поворот, их бравада сменяется трепетом – вдали стал виден дом богов. Руины пирамид, высотой с 20-этажный дом, такие огромные, что изначально были ошибочно приняты за холмы. И огромная дорога, что проходит вдоль пирамид. Всюду, куда бы ни бросили взгляд исследователи, виднелись обвалившиеся храмы, рынки и остатки давно исчезнувшей цивилизации, у которой не осталось ни имени, ни письменности, ни истории. Лишь гигантский город, когда-то сиявший своим невообразимым величием, стоял покинутый всеми.

В итоге мешики отстроили свой Теночтитлан по подобию этого города-призрака и превратили его руины в своего рода летнее убежище для элиты. Они назвали древнюю улицу Дорогой мёртвых, а две самые большие пирамиды стали именовать пирамидами Солнца и Луны. Сам город был именован ими Теотиуаканом – местом, где родились боги. Где-то 200 лет спустя, в 1521 году, Мешикскую империю покорили испанские конкистадоры. И следующие несколько сотен лет Теотиуакан продолжал постепенно разрушаться. Когда в начале XX века археологи впервые приступили к раскопкам городища, то совсем не понимали, кто мог его построить – вероятно, мешики, думали они. Многие считали, что здесь было незначительное поселение, возведённое разрозненными племенами, которых позднее поглотили захватчики.

Сегодня учёным известно, что Теотиуакан на самом деле намного старше и гораздо более важный центр. Предыдущие исследователи об этом даже и не догадывались. Город был сердцем громадной империи, предшествовавшей высокогорным цивилизациям региона и распространившей своё влияние на территорию протяжённостью свыше 1000 километров. Это был город, соперничающий и, пожалуй, доминирующий над сильными царствами майя в Гватемале и Гондурасе. Однако без письменного текста археологи долгое время не имели понятия о жизни людей в нём. Проделывая туннели в монументах и осторожно раскапывая рядом расположенные меньшие по размеру строения, им удалось ответить на ряд вопросов. Их взору предстало процветающее, многонациональное сообщество с богатым социальным стратом, куда среди прочих входили торговцы и ремесленники со всей Мексики.

Менее понятно какая была в городе политическая структура. Есть две точки зрения. Одна из них гласит, что городом правил воинственный царь, непререкаемый и непогрешимый, который управлял государством железным кулаком. По другой точке зрения это было государство торговцев, где на политику осторожно влияли несколько семей, не имеющих единоличного контроля. Ныне в городище работают два проекта, которые должны разрешить данный спор и загадку. В то же время в одном все сходятся: Теотиуакан не был местом, где родились боги – это было место, где люди создали их из крови и камня, и место, где они их в конце концов стёрли в порошок.

Ускользающий царь

Реконструкция политической структуры ушедшей в прошлое культуры задание не простое. Представьте округ Вашингтон 1400 лет спустя его коллапса, попробуйте понять его жителей. Может они поклонялись Аврааму Линкольну? Было ли это государство военизированным? Проводили ли они изысканные ритуалы в Зеркальном пруду? Кто из их правителей или жрецов проживал на вершине Монумента Вашингтона? Подобные вопросы задают Сабуро Сугияме из японского Университета префектуры Айти на протяжении 35 лет. Над городом доминируют три главных строения и пирамида Солнца среди них самая высокая, пирамида Луны, где заканчивается Дорога мёртвых – вторая по высоте, а самым маленьким является храм Пернатого змея, расположенный на той же стороне проспекта, что и пирамида Солнца (этот храм часто ещё именуют пирамидой Кецалькоатля, в честь бога мешиков, образ которого, возможно, был вдохновлён его предшественником). Несмотря на небольшой размер, многие считают, что это строение было самым значимым и было занято либо царём, либо жрецами.

Храм расположен прямо в центре города и состоял из двух пирамид, окружённых невысоким комплексом строений, ставших как бы стеной, ограждающей его от остальной территории города. В 1989 году Сугияма и археолог Рубен Кабрера Кастро из мексиканского Национального института антропологии и истории раскопали значимый ключ к разгадке истории Теотиуакана: возле храма были найдены тела принесённых в жертву 18 человек. Вскоре после этого исследовательский дуэт нашёл ещё тела, а после рытья тоннеля под пирамидой были найдены другие тела – в общей сложности их было свыше 100. Найденные ими костные останки принадлежали в основном мужчинам, по всей видимости, воинам из других стран, что говорит о воинственности общества, где правление задкреплялось кончиком острого обсидианового лезвия.

Сугияма начал выстраивать специфическое представление о том каким же был Теотиуакан в дни своего расцвета. Он представил себе царя с железным кулаком, чья власть в городе была непререкаемой. «Город был создан, материализован при помощи силы. Вы не можете просто так предложить свою идею, сказав “ей, ребята, давайте-ка построим кое-какие строения”, - говорит профессор. – Нужно убедить людей силой».

В небольшом городке за Теотиуаканом Сугияма сидит в своей лаборатории. В этом здании хранится свыше 2 миллионов предметов, найденных за десятилетия исследований с самого начала раскопок. Он ведёт себя тихо, задумчиво, но легко себе представить, каким он был странствующим хиппи в 70-х гг. прошлого века, когда решил оставить свою родную Японию, чтобы путешествовать по миру. В 1998 году, расстроенный тем, что до сих пор не нашёл гробницу или другое прямое доказательства существования царей в городе, Сугияма решил выкопать тоннель под гигантской пирамидой Луны. Это был амбициозный проект, но он же позволял лучше осознать структуру власти общества, к тому же здесь прекрасное место для поиска гробницы.

Как и любой другой крупный город, Теотиуакан строился поэтапно. Антропологи считают, что ок. 150 г. до н.э. различные группы объединились вокруг этого места и сформировали своего рода альянс. Они отстраивали свой город на эмоциональном подъёме – сначала в одном месте, потом в другом. Тоннель Сугиямы выявил, что пирамида Луны была одним из первых крупных строений, построенных в 100 г. н.э. Но они не отстроили её моментально. С 1998 по 2004 гг. Сугияма прокладывал тоннель сквозь 7 предыдущих этапов строения, взведённых один над другим, как матрёшка. При этом четвёртый этап, который по радиоуглеродному способу датировки определён началом III в., был в сравнении с предыдущими тремя самым грандиозным. Это было время роста и, возможно, даже рождения империи.

Несмотря на то, что Сугияме ещё предстоит обнаружить своего царя, его открытия рассказывают о периоде приобретения Теотиуаканом могущества. Вне зависимости был ли город под руководством царя или не был, отстроившись, он стал протягивать свои щупальцы. Где-то в 700 километрах на юго-восток, там, где сейчас находится штат Чьяпас, лежат руины небольшого городища под названием Лос-Горконес, который развился приблизительно в то же время. Даже на таком расстоянии от Теотиуакана Клаудия Гарсия Де Лаурье из Государственного политехнического университета Калифорнии в Помоне, проведя здесь раскопки, обнаружила явные следы метрополии.

«Фактически вы отстраиваете свою основную площадь для всего сообщества, чтобы так напомнить прогулку по Дороге мёртвых и выход с неё на большую открытую площадь – это действительно сильно. Вы стараетесь воззвать» к Теотиуакану.

Схожие черты незаметны, но не для опытного глаза, как отмечает Гарсия Де Лаурье. Судя по его планировке или стилю керамики, Лос-Горконес был либо военным аванпостом, либо близким торговым партнёром Теотиуакана. Что интересно, дорога, которую Гарсия Де Лаурье заподозрила в подражании Дороге мёртвых, никуда не ведёт – она обрывается у огромного валуна. И вот такой конец улицы создаёт впечатление, что кто-то вернулся из путешествия в родительский город и решил воссоздать его миниатюрную версию. «Он похож на Мекку в исламских сообществах, - говорит о Теотиуакане г-н Сугияма. – Он должно быть знавал паломников».

Схожие центры были обнаружены в последнее время по всей Мексике. Учёные сегодня подозревают, что Теотиуакан контролировал намного больший регион, чем кто-либо даже мог такое предположить до раскопок руин – он мог контролировать большую часть южной Мексики вплоть до Гондураса. С расширением государства в город со всех дальних уголком Месоамерики стали поступать такие товары, как известняк и перья. В западных джунглях, контролируемых легендарными царями майя, учёные нашли ссылки на таинственный горный город, расположенный на западе, где людей было столько же, сколько камыша в болоте. Теперь многие подозревают, что речь шла о Теотиуакане, который даже взял под свой контроль огромный майяский город Тикаль в Гватемале.

По данным из другого майяского города – Копана (Гондурас), известно, что некто из Теотиуакана убил царя города и установил своё собственное правление. Такой империи, говорит Сугияма, нужен сильный, харизматический царь. Он полагает, что один такой лидер жил ок. 219 года, следил за монументальным строительством и построил империю, просуществовавшую 500 лет. Затем во время раскопок в 4-й версии пирамиды Луны г-н Сугияма обнаружил отметку, оставленную империей – останки 12 человек (скорее всего пленников) и более 50 волков, ягуаров и орлов, которые были замысловато расположены. То, как их разложили сейчас напоминает миф о создании – здесь же в похожем на солнечные часы круге лежали ножи, указывая на север. «И снова мы нашли явное свидетельство государства – обезглавливание, ножи, - говорит учёный. – И снова мы не нашли тело правителя».

У древних майя под фронтальными ступенями практически каждого значимого строения лежат останки царя, которые были сохранены надлежащим образом и снабжены ценными камнями, а также кувшинами с чем-нибудь значимым. До сегодняшнего дня в Теотиуакане так и не был обнаружен царь.

Монархия или корпоративное общество?

Несмотря на отсутствие царя, Сугияма до сих пор убеждён, что Теотиуакан был монархией, как и Древний Египет, дополненный головой в божественном исполнении и военным аппаратом, сосредоточенном на поддержании порядка в многонациональном обществе.

Однако другие эксперты придерживаются другого взгляда. «В многонациональном обществе у вас не может быть единоличный правитель. Тогда у них постоянно совершались бы государственные перевороты, - настаивает археолог из Национального автономного университета Мексики Линда Мансанилья. – У Теотиуакана было корпоративное общество, отличное от того, что было у майя».

Полагаясь на свои собственные раскопки, г-жа Мансанилья утверждает, что Теотиуаканом правил не верховный лидер, а четыре властных дома, соперничавших друг с другом, как в «Игре престолов». Если предположение Сугиямы напоминает Древний Египет, то версия Мансанильи – Римскую республику, мощное государство, управляемое советом. Цари Теотиуакана были номинальными правителями и контролировались правящим классом 4-х домов, которые зафиксированы в иконографии Теотиуакана – дом Койотов, дом Пернатого змея, дом Ягуара и дом Орла. Каждый из домов контролировал четверть города и направлял своих представителей в центральный орган правления, где каждому дому присваивались определённые административные функции. Самыми сильными были дома Пернатого змея и Ягуара поэтому самые богато украшенные храмы (пирамида Солнца и пирамида Пернатого змея) были на их стороне Дороги мёртвых.

Оба лагеря, Мансанильи и Сугиямы, заявляют, что доводы оппонента беспочвенны. Как могут два человека, изучающих один и тот же город на протяжении десятилетий прийти к совершенно противоположным точкам зрения? Частично это могло произойти потому, что г-жа Мансанилья смотрит на Теотиуакан под другим углом. Там, где Сугияма исследовал теотиуакановский эквивалент Монумента Вашингтона, Мансанилья говорит, что она вела раскопки в теотиуакановском эквиваленте Джорджтауна. Её взгляд на Теотиуакан сформировался на базе её работ, которые она в последние 20 лет проводила в домах повседневного проживания жителей метрополии. В 1990-х гг. она проводила раскопки в Остойауалько, компаунде ремесленников, расположенном в северо-западной части города. Эта часть территории, как считает Линда Мансанилья, контролировалась домом Орла. В отличие от жилых комплексов майя, где было лишь одно святилище, в этом компаунде было множество святилищ различных традиций. Для Мансанильи это многонациональное качество определяет весь Теотиуакан. Она считает, что город мог процветать только потому, что богатые землевладельцы из-за рубежа контролировали торговые коридоры, а товары утоляли потребности растущего сообщества. С таким значительным количеством сильных фракций единоличному тирану было бы очень сложно контролировать население города. Когда жители объединились вместе в один город ок. 150 г. до н.э., считает Мансанилья, то ни у одной из групп не могло оказаться монополии на все ресурсы, как это было в случае с правителями майя. Она утверждает, что при строительстве империи правители Теотиуакана опирались на дань, поступавшую из провинций. А если так, то каждый «пайщик» должен был бы иметь рычаги управления властью. Те, у кого был контроль над самыми богатыми территориями, например, владельцы храма Пернатого змея, обладали сильнейшим влиянием над принятием решений. Подобного рода деление власти редко встречается в древнем мире, тем не менее, такие случаи известны. Рим и Греция, например, были, конечно же, республиками продолжительное время. Также Мохенджо-Даро, древний город в пакистанской части Индской долины в 2000 г. до н.э., по всей видимости, разделял власть с поселением Хараппа. В Южной Америке, в Боливии, Тиуанако на севере вплоть до 1000 г. н.э. разделял власть с Уари.

Однако, вы не будете возражать, что разделение власти с другим городом это не то же самое, что и разделение власти внутри города. Мансанилья признаёт, что у большинства древних цивилизаций был единоличный правитель, а предлагаемая ей модель немного выбивается из общей колеи. Она, однако, считает, что в любом регионе есть культуры, связанные друг с другом и экспериментирующие с совместным правлением. Но самым серьёзным доказательством, поддерживающим её идею, является, всё же, то, что ни она, ни кто-либо другой найти не смогли.

«Где же этот могущественный царь изображён? Где он похоронен? Где его дворец? Вы можете представить город, подобный Теотиуакану с населением в 125 тысяч человек с единоличным правителем? Тогда место его проживания и его гробница должны быть впечатляющими. Без сомнения. А этого мы не видим, - отмечает г-жа Мансанилья. – Вы бы увидели его на сосудах. На троне, на стеле, во дворцах».

Она же видит изображённый по всему городу цветок с четырьмя лепестками. Историк Альфредо Лопес Остин из Национального автономного университета Мексики говорит, что этот символ может отображать 4 дома, которые правили Теотиуаканом. Подобно Риму в таком месте кипела бы политическая жизнь. По мере расширения Теотиуакана и распространения его влияния, элита всё больше и больше приобретала контроль. Рынки были вымощены, а дорогостоящий известняк стал появляться по всему городу. Элита 4-х домов стала жадной и конфликтующей.

До определённой степени данные говорят в пользу этого сценария. Учёные выяснили, что люди со всей Мексики переселялись в Теотиуакан, сохраняя на протяжении столетий своё этническое наследие. Прямо как Испанский Гарлем и Чайнатаун в Нью-Йорке, в Теотиуакане тоже были районы для людей из расположенной на юге Оахаки, для майя и других народов из соединяющего с Мексиканским заливом коридора. Например, взглянем на район Теопанкаско, расположенный южнее храма Пернатого змея. В начале нашего века г-жа Мансанилья проводила в этой части раскопки – здесь в основном проживала элита с торгового пути, ведущего в нынешний штат Веракрус, расположенный к востоку от Мехико, и по предположениям археолога их символом был Пернатый змей. С такой выгодной территорией они, должно быть, контролировали значительные богатства и таким образом могли позволить себе финансировать стоящий рядом храм со своим пернатым символом.

Работа Мансанильи показала, что элита «пернатого змея» декорировала свои одежды морскими раковинами и питалась 12 различными видами рыб из Мексиканского залива, как солёной, так и копчёной, при этом надо учитывать, что она доставлялась с их родины, расположенной в 200 километрах от Теотиуакана. «Между элитой шло соревнование, у кого из них лучше косметика, краска, шкуры, хлопковые одежды, наряды, головные уборы», - отмечает г-жа Мансанилья.

Самым захватывающим и впечатляющим образом соревнование проявлялось в захоронениях. С 2005 года Линда Мансанилья старательно анализирует несколько изумительных захоронений в Теопанкаско, где нашли своё последнее пристанище подростки – представители элиты. Тела детей были одеты в изысканной манере, покрыты киноварью, здесь же находились минералы зелёного цвета и слюда со всех концов империи, а также множество материалов, импортированных с территории их родины.

Богатые жили в расточительной манере веками, возводили свои дворцы, отделывали их камнями, которые должны были быть доставлены за много километров. Однако такая высокая жизнь не может длиться долго. В 350 году что-то случилось и всё резко изменилось. 29 представителей элиты были обезглавлены, при этом их головы были украшены в стиле, который был найден лишь в древнем Веракрусе. Мансанилья подозревает, что это был ритуал «завершения», знаменующий своего рода культурную трансформацию. В то же время храм Пернатого змея загородил другой храм с изображениями ягуаров. По сути именно с этого момента в городе больше не появляются пернатые змеи, что, по мнению Мансанильи, указывает на потерю серьёзного влияния людей из Веракруса.

Но они не исчезли, не ушли. После этого должно быть взошла новая линия элиты и, по всей видимости, она преуспевала в Теопанкаско ещё пару столетий. Затем в 550 году город Теотиуакан сгорел. И никто не знает почему. Мансанилья говорит, что признаков вторжения извне найдено не было. Однако явно резонирует контраст и пропасть между бедными и богатыми. Анализ человеческих костей со всего города указывает на то, что многие богатые были здоровыми, в то время, как бедные страдали от недостатка питания, имели проблемы со спиной из-за переноски тяжёлых грузов и даже страдали из-за недостаточного количества солнечного света – возможно, они были невольными работниками в некоторых мастерских. «Я предполагаю, что средний класс восстал против правящего, - говорит г-жа археолог. – Правящий класс постарался взять под контроль это движение слишком поздно. У этих людей уже было множество интересов, множество альянсов и они восстали».

После этого, рассуждает Мансанилья, раскаявшийся лидер сфокусировал свои строительные потуги на возведении жилья по всему Теотиуакану, а не на изысканных храмах. Прошёл ещё один век или чуть больше и город потерпел окончательный коллапс. Для элиты, говорит археолог, эта цепочка событий привела лишь к тому, что они собрали свои вещи и разошлись по разным уголкам империи к себе на родину.

Тепанкаско показал срез жизни в Теотиуакане вне огромных пирамид. Город был многообразным, но он не был плавильным котлом. Он был больше похож на лоскутное одеяло, где каждая культура сохраняла свою идентичность и стремилась к власти и престижу в жёсткой конкуренции с соседними районами. Такая мешанина может объяснить почему в городе не было единого письменного языка и образов царей, как это встречается у майя. В этом случае стало бы понятно, что чаша весов качнулась в сторону одного из домов.

Возможно самым замечательным аспектом теотиуаканской археологии является возможность сосуществования двух теорий сразу – и версия Мансанильи, и версия Сугиямы могут быть правдой. Почётный профессор Университета штата Аризона Джордж Каугилл предположил, что Теотиуакан нерешительно склонялся, то к одной модели, то к другой, становясь царством, когда какой-нибудь правильный правитель захватывал всю власть. Ни Мансанилье, ни Сугияме, однако, такой компромисс не нравится.

Комната секретов

Археологи возможно никогда не узнают наверняка, кто же правил Теотиуаканом. Но очень скоро Серхио Гомес Чавес может найти важный кусочек этого пазла. Гомес Чавес, археолог Национального института антропологии и истории, занимается раскопками в Теотиауакане на протяжении десятилетий, при этом он работает, как в жилых домах общинников (например, Оахакского района), так и в огромных храмах. Так, он проводил работы в храме Пернатого змея, где занимался восстановлением дренажной системы для защиты строения от повреждений от воды во время штормов. Древняя дренажная система, по всей видимости, работала превосходно. Но Гомес Чавес обнаружил намеренно помещённые сюда безрукие и безногие тела количеством до 50 человек. Кто же строит дренаж для церемониальных нужд? Гомес Чавес знал, что блокирование дренажной системы произошло приблизительно во время постройки четвёртой версии храма Луны. А что если это было сделано по случаю? А что, если натурализованные жители города хотели подтапливать эту территорию ежегодно, как в случае с Зеркальным прудом в Вашингтоне (известно, что теотиуаканцы знали, как поворачивать реки и проводили в жизнь другие водные проекты)? И вот в один из таких периодов наводнения, в судьбоносный четверг октября 2003 года археологи совершили своё самое потрясающее открытие.

«Я пришёл сюда работать, как и в любой нормальный день, а [рабочий] сообщил мне, что образовалась большая дыра» у храма, вспоминает Гомес Чавес. Он примчался к месту и удостоверился, что прошедший ночью дождь вскрыл идеально круглый тоннель, ведущий вниз прямо в бездну тьмы. Он не колебался. Попросил рабочего найти верёвку. Не будучи опытным альпинистом, он повязал вокруг себя верёвку и несколько рабочих спустили его вниз. Отверстие, на 30 или 60 сантиметров шире размаха его плеч, вело вниз на глубину ок. 15 метров. Это было похоже на колодец пока Гомес Чавес не очутился на дне. Здесь он обнаружил, что земля и камни стен были не плотными, как будто их сюда приладили, чтобы запечатать горизонтальный тоннель, ведущий в обе стороны. На вершине этой «пломбы» был проём, через который ему удалось заглянуть дальше. «Я не мог спать неделю, потому что не знал, что же там внутри», - вспоминает археолог.

Казалось, что прямой, горизонтальный тоннель, идущий перпендикулярно шахте, был давным-давно засыпан камнями и землёй, чтобы навеки быть запечатанным. Один конец тоннеля вёл к церемониальному центру позади него и был долгое время скрыт от взоров. Другой конец, как вскоре узнал Гомес Чавес, уходил глубоко под храм Пернатого змея. Колодец, что был обнаружен исследователями, вероятно, служил для вентиляции или для освещения, а может и для наблюдения за звёздами. Без него тоннель мог бы остаться навсегда скрытым от глаз. Так начались 10-летние работы по расчистке тоннеля с целью обнаружения, что же он скрывает. Сам тоннель был засыпан приблизительно в III ключевом веке экспансии. Используя радар и сонар, Гомес Чавес выяснил, что он ведёт к серии из трёх камер, расположенных под самым центром пирамиды. И так он шаг за шагом пробирался к ним. Сегодня он уже почти добрался до конца.

Несколько месяцев назад Гомес Чавес пригласил меня осмотреть тоннель. И теперь я здесь, в городе, у подножия храма Пернатого змея на площади, которую, как считает Гомес Чавес, ежегодно затапливали. Пройдясь по тоннелю меня поразило насколько здесь зябко. На дворе жаркий осенний день, но там внизу влажно и прохладно. Гомес Чавес говорит, что когда теотиуаканцы пользовались этим тоннелем, горизонт грунтовых вод был прямо им по щиколотку. Это, как он думает, должно быть и послужило причиной сооружения тоннеля на такой глубине. Холодное, тёмное место с водой должно быть олицетворяло подземный мир. В нескольких местах я заметил остатки специальной глины, которую они использовали для выравнивания тоннеля. С разбросанным повсюду пиритом глина выглядит так, как будто вокруг мерцают звёзды. «Это уже не храм, посвящённый Кецалькоатлю, а храм, увековечивающий начало мифического времени», - говорит археолог.

Гомес Чавес и его коллеги уже извлекли из тоннеля почти 1000 тонн грунта. Раскапывая, он то и дело обнаруживал запечатанные отсеки. Он их распечатывал и находил ещё более примечательные подношения, среди которых были маски, оружие и даже тростниковые маты, которые могли бы быть тронами. «Концентрация материала просто потрясает. Вещи, которые он находит невероятны», - отмечает г-н Сугияма. Пустые уже отсеки выглядят как ямы в полу тоннеля. Проходя по деревянным доскам, я должен быть осторожным, чтобы не соскользнуть с них и не угодить в одну из таких ям.

Весной 2013 года при использовании робота Гомес Чавес проник в две из трёх главные камеры, расположенных в конце тоннеля. В одной находились десятки кварцевых сфер, а в другой – пиритовые зеркала. Ни у кого нет никаких мыслей по поводу увиденного. Стоя у этих камер, я присел на корточки и уставился на последнюю камеру, которая всё ещё была запечатана. До неё рукой подать. «Там очень влажно, - говорит Гомес Чавес. – Эта грязь и вода вынуждает нас продвигаться очень медленно».

Гомес Чавес представляет это место как изысканную ритуальную площадку, где люди на миг оставляли земной мир и ощущали себя царями. Сугияма, слегка раздраженный тем, что во время своих раскопок ему не удалось найти этот тоннель, говорит, что лучшего места для царской гробницы не найти. Даже Мансанилья соглашается, что нахождение царской гробницы было бы величайшим событием для Теотиуакана. Она настаивает – это не разрушит её теорию, ведь всё зависит от того, что внутри.

Тем временем г-жа Мансанилья ведёт поиски улик на своём участке – Шалле. Здесь были найдены пять строений, расположенных недалеко от пирамиды Солнца и выстроенные в форме бриллианта, прямо как цветок с четырьмя лепестками, со святилищем посередине. Это, как считает археолог, был административный центр, куда каждый из четырёх домов направлял своих эмиссаров, чтобы те следили за их бизнесом.

В любом случае, докажет ли Мансанилья свою теорию о распределённой власти или же Гомес Чавес найдёт всемогущего царя, похороненного в конце тоннеля, сам город Теотиуакан уже не будет таким, как прежде. Наконец, жизни его жителей, как выплывающие из тумана корабли, потихонечку рассказывают нам о своей жизни, пробуждаясь от 1300-летнего забвения.


Источник – сайт Эрика Вэнса

Статья и иллюстрации: Erik Vance, “Gods of Blood and Stone”, Scientific American, july 2014