Затмения

Приймак Елена ::: Значение Солнца в культурах древней Месоамерики с точки зрения археоастрономии

Коснемся еще одного интересного солнечного явления – затмений. В Дрезденском кодексе майя затмение показано как солнечный диск, пожираемый чудовищем (кайманом). Ацтеки считали, что во время затмения Солнце пожирают демоны (цицимиме). У древних жителей Месоамерики затмение рассматривалось как дурной знак. Считалось, что в это время силы хаоса врываются в нашу реальность, в данном аспекте затмения можно сравнить с пятью несчастливыми днями, которые в конце каждого года прибавляли к своему календарю майя и ацтеки. В Дрезденском кодексе изображение затмения символизирует завершение эры.[1] В одном из описаний во время затмения люди громко стенали и плакали, то ли от испуга, то ли это было специально наигранно. В такие дни люди, как правило, приостанавливали свою обычную деятельность, более того, считалось, что даже у животных может измениться характер.[2]

 

Затмение, Дрезденский кодекс

Затмение, Дрезденский кодекс

 

Затмение, кодекс Нэттол

Затмение, кодекс Нэттол

Древние, похоже, могли знать, что затмения происходят с определенной периодичностью. Как утверждает Авени, «в письменах майя имеются свидетельства того, что они использовали цолькин для предсказания времени появления Венеры и наступления затмений».[3] Высказываются предположения, что майя знали сарос – период, когда затмения повторяются в прежнем порядке (233 синодических месяца, 18 лет, 10 1/3 или 11 1/3 дней, 6585,78 дней), а также период, равный 173,31 дням, это период благоприятных положений небесных тел, когда могут наблюдаться затмения (период прохода через узел орбиты).[4] В некоторых рукописях имеются циклические таблицы на 11960 дней, возможно, использовавшиеся для предсказания затмений. Такие таблицы периодически обновлялись.[5] В Дрезденской рукописи майя есть таблица предсказания затмений, где несчастливые дни, в которые вероятность затмения наиболее высока, называются и сопровождаются ремарками «Горе кукурузе!», «Горе беременной женщине!».[6]

Археоастрономия Месоамерики

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что мы коснулись здесь лишь вершины айсберга. Есть еще много вопросов, на которые археоастрономы пока не получили ответа. Помимо Солнца, многие другие небесные явления и объекты также оказали заметное влияние на формирование культур жителей древней Месоамерики, в частности Луна и Венера. Но так как наши знания об астрономических аспектах доколумбовых цивилизаций остаются фрагментарными, хотелось бы уберечь читателя от категоричных выводов относительно всего, о чем было изложено в данной статье. Вполне возможно, что со временем будут выявлены новые подробности, которые послужат отправной точкой к пересмотру некоторых из указанных в этой работе положений. Для данной дисциплины это вполне нормальная практика.



[1] Gabrielle Vail. Iconography and Metaphorical Expressions Pertaining to Eclipses A Perspective from  Postclassic and Colonial Maya Manuscripts\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica

[2] Milbrath, Susan. Star gods of the Maya: astronomy in art, folklore, and calendars

[3] Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр. 221

[4] Victoria R. Bricker and Harvey M. Bricker. Some Alternative Eclipse Periodicities in Maya Codices\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica; John Justeson. Modeling IndigenousMesoamerican Eclipse Theory\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica

[5] Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр. 238

[6] Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр. 221