XII. Колониальная эпоха (1521—1810 гг.)

Искусство Мексики. Каталог выставки

После Конкисты (завоевания) (1519—1521 гг.) на месте разрушен­ной испанцами индейской культуры начал создаваться новый мир. В Новой Испании начали воздвигаться многочисленные часовни и монастыри- крепости. Стремление быстро обратить в католицизм туземные массы под­сказывало новые архитектурные решения: были построены  «открытые» часовни, где можно было совершать религиозные обряды перед большими массами народа на открытом воздухе. Эти часовни вырастали на папертях церквей; случалось также, что часовни и церкви строились на туземных пирамидах.

С самого начала появилась необходимость прибегать к помощи местных ремесленников и мастеров для сооружения и украшения зданий. Следы их участия ясно видны в скульптурах из дерева и камня, во фресковой жи­вописи монастырей. В течение первых 50 лет господства испанцев стилем построек были романский и готический, потом появляется стиль платереско, завезенный в Новую Испанию испанскими и фламандскими архитек­торами и художниками. В этих произведениях нашло также свое отраже­ние ни с чем не сравнимое творчество туземцев.

В период наиболее активной колонизации (1550—1630) в архитектуре крупнейших соборов городов Мехико, Пуэбла и Мерида начало проявлять­ся влияние европейского Возрождения. Тогда появляются великолепные резные каменные фасады, в которых используются и разнообразные тради­ционные материалы индейцев, как например, текали, белый полупрозрач­ный мрамор.

В Испании в это время работали Эль Греко и Веласкес; в Мексике Возрождение нашло достойное отражение в творчестве художника Эчаве.

Сурбаран и Мурильо творили в метрополии, когда в Новой Испании сформировался стиль барокко (1630), достигший своего высшего развития и блеска в XVII и XVIII столетиях. Были воздвигнуты тысячи церквей и часовен, дворцов и жилищ из камня и дерева, скульптура ваялась, золо­тилась, покрывалась многоцветной росписью, воздвигались бесчисленные алтари совершенных пропорций и великолепные статуи.

Барокко времени расцвета в Мексике, так же как и в Испании, полу­чило название стиля чурригера (1730—1783 гг.). Эта эстетика роскоши совпала по времени с апогеем развития горной промышленности в Мек­сике. Мексика стала занимать выдающееся место в мире по добыче золота и первое место по добыче серебра, которое она не уступила и по сей день.

Наиболее яркими выразителями тенденций барокко в мексиканской живописи можно считать художников Артеага, Хуана Корреа, Хуарес, Вальялпандо и Мигеля Кабрера, подвергшихся значительному влиянию фламандских живописцев и Мурильо.

Стиль ультрабарокко в архитектуре достиг высокого развития, и можно утверждать, что мексиканцы превратили барокко в стиль ориги­нальный и своеобразный, отличающийся от заимствованного у Европы, и что нельзя говорить об искусстве барокко, не принимая во внимание того, что было создано в Мексике.

Из огромного количества образцов этого стиля следует выделить сле­дующие: часовня дель Росарио в Пуэбла, Ла Валенсьяна в Гуанахуато, бывший монастырь Тепоцотлан в штате Мехико (из алтарей которого здесь экспонируется только самый маленький), церкви Сан Франсиско Акатепек и Тонанцинтла в Пуэбла (последняя является классическим про­изведением народной мексиканской архитектуры), Саграрио Метрополитано и церковь Богоматери в городе Мехико, часовни Санта Роса и Санта Клара в Керетаро, собор в Сакатекас и церкви Санто Доминго в Оахаке и Саламанке (Гуанахуато).


РЕТАБЛО (архитектурное украшение алтаря) ИЗ ЧАСОВНИ «РАКА САН ХОСЕ». Барокко. XVIII в. Резьба по дереву, позолота; украшен пятью рез­ными и раскрашенными деревянными скульптурами.

873 РЕТАБЛО (архитектурное украшение алтаря) ИЗ ЧАСОВНИ «РАКА САН ХОСЕ». Барокко. XVIII в. Резьба по дереву, позолота; украшен пятью рез­ными и раскрашенными деревянными скульптурами. Размеры: 530 X 360 X X 80 см. Бывш. монастырь Тепоцотлан (штат Мехико).

874 ДВА АНГЕЛА. Барокко. XVIII в. Резьба по дереву, полихромная роспись по золотому фону. Высота соответственно: 133 и 131 см. Часовня «Доместика» бывш. монастыря Тепоцотлан.

САН ДИЕГО ИЗ АЛЬКАЛА. XVII в. Резьба по раскрашенному дереву; рес­ницы и зубы натуральные.

875 САН ДИЕГО ИЗ АЛЬКАЛА. XVII в. Резьба по раскрашенному дереву; рес­ницы и зубы натуральные. Высота: 40 см. Колл. Музея религиозного искусства (Мехико, Федеральный округ).

876 САН СЕБАСТЬЯН. XVII в. Резьба по текали туземных мастеров. Высота 68 см. Колл. Музея религиозного искусства.

877 САН ХУАН. Барокко. XVIII в. Резьба по дереву, роспись по золотому фону. Высота: 130 см. Колл. Музея религиозного искусства.

878 САН ХОСЕ И МАДОННА. Барокко. XVIII в. Резные деревянные фигуры с полихромной росписью по золотому фону. Высота обеих фигур: 29,5 см. Колл. Нац. исторического музея (Мехико, Федеральный округ).

879 АРХАНГЕЛ. Барокко. XVII в. Резьба по дереву, полихромная раскраска. Вы­сота: 140 см. Колл. Нац. исторического музея.

880 МАДОННА. Барокко. XVIII в. Резьба по позолоченному дереву; подставка из дерева. Высота: 109 см. Колл. Музея религиозного искусства.

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ. Барокко. XVIII в. Резьба по полихромной слоновой кости, подставка.

881 АРХАНГЕЛ МИХАИЛ. Барокко. XVIII в. Резьба по полихромной слоновой кости, подставка. Высота: 78,5 см. Колл. Музея религиозного искусства.

КРЕСТ С ГОЛОВОЙ ХРИСТА. Народное творчество XVII в. Резьба по дереву в полихромной оправе.

882 КРЕСТ С ГОЛОВОЙ ХРИСТА. Народное творчество XVII в. Резьба по дереву в полихромной оправе. Размеры: 200 X 156X 24 см. Колл. Музея про­винции Мичоакан (Морелия, Мичоакан).

883 АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ. Барокко. XVIII в. Резьба по камню. Высота 260 см. Частное собрание (Керетаро).

884 БАЛЬТАЗАР ДЕ ЭЧАВЕ ИБИА. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ. 1628 г. Дерево, масло. Размеры: 188X119 см. Колл. Галереи Сан Карлос (Мехико, Федеральный округ).

885 АЛОНСО ЛОПЕС ДЕ ЭРРЕРА. УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. 1622 г. Де­рево, масло. Размеры: 340 X 230 см. Колл. Галереи Сан Карлос.

886 ЛУИС ХУАРЕС. МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ. Первая половина XVII в. Дерево, масло. Размеры: 185 X 158 см. Колл. Галереи Сан Карлос.

ХОСЕ АЛЬСИБАР. СЕСТРА (монахиня) МАРИЯ ИГНАСИА ДЕ ЛА САНГРЕ ДЕ КРИСТО. XVIII в. Холст, масло.

887 ХОСЕ АЛЬСИБАР. СЕСТРА (монахиня) МАРИЯ ИГНАСИА ДЕ ЛА САНГРЕ ДЕ КРИСТО. XVIII в. Холст, масло. Размеры: 186 X 110 см. Колл. Нац. исторического музея (Мехико, Федеральный округ).

ИГНАСИО МАРИЯ БАРРЕДА. ДОННА ХУАНА МАРИЯ РОМЕРО. 1794 г. Холст, масло.

888 ИГНАСИО МАРИЯ БАРРЕДА. ДОННА ХУАНА МАРИЯ РОМЕРО. 1794 г. Холст, масло. Колл. Нац. исторического музея.

889 ИГНАСИО МАРИЯ БАРРЕДА. ПОРТРЕТ ДОННЫ МАНУЭЛЫ ЭСКИ- ВЕЛ И СЕРРУТО. 1794 г. Холст, масло. Размеры: 78 X 66 см. Колл. Нац. исторического музея.

Фрай ПАБЛО ДЕ ХЕСУС. СИЯТЕЛЬНЕЙШИЙ ГРАФ ДЕ ГАЛЬВЕС. 1796 г. Холст, масло.

890 Фрай ПАБЛО ДЕ ХЕСУС. СИЯТЕЛЬНЕЙШИЙ ГРАФ ДЕ ГАЛЬВЕС. 1796 г. Холст, масло. Размеры: 222 X 218 см. Колл. Нац. исторического музея.

891 НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ПОРТРЕТ МАТЕРИ КОРРЕХИДОРА В ДЕТСТВЕ. XVIII в. Холст, масло. Размеры: 53X 42 см. Колл. Нац. исто­рического музея.

892 НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ФРУКТОВАЯ ЛАВКА. XVIII в. Раз­меры: 250 X 195 см. Холст, масло. Колл. Нац. исторического музея.

893 НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ПОРТРЕТ ДАМЫ С ВЕЕРОМ, БАН­ТОМ И БУКЕТОМ РОЗ. XVIII в. Холст, масло. Размеры: 125 X 110 см. Колл. Нац. исторического музея.

894 Фрай МИГЕЛЬ ДЕ ЭРРЕРА. ПОРТРЕТ ДЕВОЧКИ МАРИИ ХОСЕФЫ АЛЬДАКА. 1746 г. Холст, масло. Размеры: 180 X 133 см. Колл. Нац. исто­рического музея.

895 БОЛЬШАЯ ОПРАВА с зеркалом. Барокко. XVIII в. Резное позолоченное дерево. Размеры: 249 X 198 см. Колл. Нац. исторического музея.

896 РАМКА. Барокко. XVIII в. Резное позолоченное дерево. Размеры: 175 X 118 см. Колл. Музея религиозного искусства.

897 ЛАРЕЦ. Барокко. XVIII в. Резьба по дереву, на крышке выточены отличи­тельные епископские знаки; металлические кованые застежки. Размеры: 63 X 97 X 57 см. Колл. Нац. исторического музея.

898 АНАЛОЙ. Барокко. XVIII в. Красное дерево, инкрустированное перламутро­выми раковинами. Колл. Музея религиозного искусства.

899 ПЮПИТР. Барокко. XVIII в. Резьба по дереву. Размеры: 160 X 1ЮХ 125 см. Колл. Музея религиозного искусства.

900 КУВШИН. Барокко. XVIII в. Чеканное серебро с чернью. Высота 33 см. Колл. Музея религиозного искусства.

901 РУКОМОЙНИК. Барокко. XVIII в. Червленное и чеканное серебро. Высота 36 см. Колл. Музея религиозного искусства.

902 СВЕТИЛЬНИК. Барокко. XVIII в. Червленное и чеканное серебро. Высота 39 см. Колл. Музея религиозного искусства.

903 ДАРОНОСИЦА. XVII в. Чеканка по червленному позолоченному серебру. Высота 69 см. Колл. Музея религиозного искусства.

904 БЛЮДО. XVIII в. Чеканка по червленному серебру. Диам. 38 см. Колл. Му­зея религиозного искусства.

905 БЛЮДО. XVIII в. Чеканка по червленному серебру. Диам. 33 см. Колл. Музея религиозного искусства.

906 РЕЛИКВАРИЙ. XVIII в. Чернь по серебру. Высота 40 см. Колл. Музея религиозного искусства.

907 ЧАША. XVII в. Чеканка по червленному позолоченному серебру. Высота 26 см. Колл. Музея религиозного искусства.

908 КОРОБКА ДЛЯ ЕЛЕЯ. XVIII в. Серебро. Высота 13 см. Колл. Музея религиозного искусства.

909 КРЕСТ С ОРНАМЕНТОМ НА ТЕМУ СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ. Народ­ная поделка XVII в. Розовый камень. Найден в церкви Ацакоалько (штат Мехико).