Введение
ЧЕРНОЕ И КРАСНОЕ: ОБСИДИАНОВЫЕ БИФАСЫ В РИТУАЛЬНЫХ ТАНЦАХ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ КАЛИФОРНИИ[1]
Среди самых выдающихся ретушированных изделий в Америке, да и в мире в целом — обсидиановые пластины из Калифорнии, наиболее крупные из которых превышают 30 дюймов в длину и в то же время отличаются удивительной симметрией и совершенством обработки.
У. Холмс, 1919
Введение
Калифорния — одна из десяти историко-культурных областей, выделяемых на территории Северной Америки (рис. 1). Специалисты по-разному определяли границы этой области (напр. [Powers 1877; Holmes 1919; Kroeber 1925, 1936; Murdock 1960; Driver 1961]), но во всех вариантах они достаточно близко совпадают с современной территорией штата Калифорния. Речь идет о пространстве от гор Сьерра-Невада на востоке до Тихого океана на западе и от границы штата Орегон до Мексики. Климат, ландшафт, природные ресурсы Калифорнии разнообразны: морское побережье, леса, пустыни, горы, большие и малые реки.
Рис. 1. Калифорния. Карта расселения индейских народов. По [Handbook of North American Indians 1978]
По самым скромным оценкам, до прихода европейцев на территории калифорнийского историко-культурного ареала обитало около 300 тыс. индейцев [Merriam 1905], представлявших более 50 этнических групп («племен»), которые говорили на 80 языках и занимались охотой, морским и речным рыболовством, собирательством. Исключительно яркими являются искусство калифорнийских индейцев, их декоративные стили (керамика, плетение, украшения), а также сфера ритуалов, прежде всего сезонных. Последние привлекали (и привлекают) внимание нескольких поколений этнологов, историков, фольклористов и специалистов по мифологии.
Северо-западная часть региона располагает оптимальным для проживания человека набором биоресурсов. Она сочетает в себе побережье (морепродукты), лесные массивы (три вида желудей), речную систему (огромные нерестилища тихоокеанского лосося). Самые крупные племенные группы северо-запада Калифорнии — юрок (нижнее течение р. Кламат), карок (верхнее течение р. Кламат), хупа (р. Тринити), толова (побережье и устье р. Рог) и вийот (залив Гумбольдта). В языковом отношении толова и хупа являются атапасками, юрок и вийот — ритва (родственны алгонкинам), а карок — хока. Все они представляют оседлый или полуоседлый вариант культуры охотников-собирателей и специализированных рыболовов [Gould 1985].
Один из интереснейших и в то же время малоизвестных отечественным специалистам сюжетов — изготовление и использование в ритуально-обрядовой практике индейских племен северо-запада Калифорнии огромных двусторонне обработанных изделий из обсидиана (вулканического стекла). В современной археологической литературе их называют бифасами, но в конце XIX — начале XX в. подобные предметы именовали «плоскими кусками», «пластинами», «лезвиями», «наконечниками копий» и др.[2] Этот сюжет связывает социальные, ритуальные и технологические сферы культуры калифорнийских индейцев и их соседей. Отечественные исследователи археологии, этнографии и мифологии к обсидиановым изделиям до сих пор не обращались.
Нет ни одной полноформатной публикации, посвященной анализу этого феномена и в зарубежной литературе, информация крупицами разбросана по десяткам книг и статей, тезисов докладов, альбомам, каталогам частных собраний и музейным путеводителям по индейским древностям. На сегодняшний день нами накоплен достаточно богатый описательный и иллюстративный материал[3], работа по его сбору продолжается, многие выводы и предположения нуждаются в дополнительной аргументации. В нескольких предыдущих публикациях мы лишь кратко касались данного сюжета [Табарев 1997, 2001а, 2001b, 2002], поэтому настоящая статья является первой посвященной «калифорнийским бифасам» значительной работой, подготовленной с привлечением разнообразных данных по истории, этнографии, археологии и мифологии американских аборигенов.
[1] Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (проект № 09—06— 00006—а) «Центрально-азиатские и дальневосточные истоки древних миграций в тихоокеанском бассейне».
[2] Бифас — двусторонне оббитое или ретушированное изделие, пластина — продукт расщепления нуклеуса. При чтении старых публикаций, не сопровождающихся иллюстративным материалом, довольно часто возникают затруднения в типологической идентификации артефакта.
[3] К сожалению, многие фотографии из статей конца XIX — XX в. достались нам в ксерокопиях не самого лучшего качества, и в ряде случаев мы заменяем их прорисовками и реконструкциями.