Введение
Победа армии трех гарантий поставила больше вопросов, чем разрешила. Мексика была независима, но задача ликвидации учреждений, оставшихся по наследству от испанского правительства, и создания мексиканской национальности только начинала разрешаться. Следующие полвека были периодов анархии, революции и гражданской войны.
Власть поручили креолы, а метисы начали переходить в оппозицию. В политическом отношении Мексику до XX в. представляли именно эти две группы, а не три или четыре миллиона индейцев. Во время войны за независимость повстанцы называли себя американцами, а некоторые из них, несмотря на свое испанское происхождение, претендовали на звание наследников Монтесумы. Креольский интеллигент Карлос Мария де Бустаманте написал прокламацию, в которой призывал армию трех гарантий отомстить за битву при Отумбе и за резню в Чолуле. В Кортесе видели первого гачупина, и после победы Итурбиде леперос напали на его гробницу в Мехиканском соборе. Но хотя потомки конкистадоров выступали теперь в роли ацтеков, они все же принадлежали к народу-завоевателю, и в течение целого столетия индейцы ничего не выиграли от независимости. Некоторые индейцы сражались за Идальго и Морелоса, а впоследствии дрались в армиях либералов; но в либеральном учении с его верой в частную собственность и выборную демократию не было почти ничего, что могло бы улучшить их положение. Большинство индейцев продолжало говорить исключительно на своих языках, подчиняться своим касикам и работать на своих эхидос или в качестве пеонов на асиендах Ничего не зная о перевороте, изменившем политический строй Мексики, верные старым племенным связям, они продолжали считать всех белых своими врагами. Даже в XX в. в нескольких милях от Мехико были индейские деревни, жители которых не знали, что являются гражданами независимой республики. Индейцы майя, жившие в центральном Юкатане, и кочевники-варвары Чигуагуа и Соноры так и не были окончательно покорены. В XIX в. они продолжали совершать набеги на креольские города и восставать против господства креолов.
Несмотря на кастовое разделение и неграмотность, несмотря на недостаток политического опыта и продажность, ставшую обычным явлением, креольские адвокаты и интеллигенты надеялись создать в Мексике парламентарную демократию. В течение пятидесяти лет Мексика под руководством группы креолов, известных как «модерадос» (умеренные), экспериментировала с парламентарной системой. Результаты были катастрофические. Демократию делали невозможной в особенности два учреждения, оставшиеся в наследство от Испанской империи с ее авторитарными традициями: церковь и армия. Пока духовенство и генералы сохраняли независимость от гражданской власти, Мексика оставалась в состоянии анархии.
Церковь вышла из войны за независимость с окрепшими силами и увеличившимися поместьями. Права «патронато», в силу которого испанский король контролировал назначения на церковные должности, уже не существовало, так что церковь стала совершенно независимой от государства. Духовенство сохранило свои фуэрос, согласно которым священников-правонарушителей судили только церковным судом. Духовенство попрежнему было освобождено от налогов, а во время военной сумятицы оно приобрело новые земли и новые закладные. Но количество духовных лиц уменьшалось. Многие миссии и церкви в индейских деревнях были почти заброшены. В некоторых больших францисканских и доминиканских монастырях оставалось по нескольку человек монахов, проживавших доходы от прикрепленных к монастырям асиенд. Женские монастыри превратились в убежища для знатных дам. Во многие из них принимались только девушки из богатых семей. Монахини жили с удобствами, каждая имела своих личных служанок. Однако каждого политического лидера, касавшегося церкви хоть пальцем, встречали анафемой, отлучением от церкви, пророчествами о божьей каре и проповедью гражданской войны. Духовенство хотело не только сохранить свои доходы и привилегии, — оно стремилось также бороться со свободой мысли, со светским образованием — со всем, что могло подорвать ту власть над массами, которую давали ему невежество и суеверие.
Духовенство пропагандировало и оплачивало реакцию, но главным источником его силы была армия — та армия, которая во время войны за независимость сражалась под знаменами Испании, а в 1821 г. под командованием Итурбиде оказалась вершительницей судеб Мексики. После провозглашения независимости боеспособность армии сильно упала. Рядовые состояли из индейцев-новобранцев, которых вербовали путем набегов на индейские горные деревни и в цепях привозили в испанские города. Это были необученные солдаты, снабженные самым устарелым оружием или вообще невооруженные. Нередко они маршировали босые, полуголые — на них не было почти ничего, кроме одеял. Их сопровождали орды женщин — «солдадерас» (солдаток), заменявших интендантскую службу. Эти солдаты, которые во внезапной схватке могли проявить энтузиазм, во время длительной кампании пользовались всякой возможностью, чтобы дезертировать. Офицеры были креолами. Они интересовались главным образом петушиными боями, картами, лошадьми и пурпурными мундирами, богато расшитыми золотом. Подобно духовенству, они пользовались фуэро судиться только в офицерских судах. На практике эта привилегия означала, что они были свободны от всякой обязанности уважать права гражданского населения. Во время войны эти офицеры привыкли пренебрегать законом, расстреливать всех по первому подозрению и конфисковать имущество по собственному произволу. После провозглашения независимости они были расквартированы в различных областях Мексики под начальством восемнадцати комендантов-генералов и попрежнему продолжали убивать и грабить гражданское население. Оии восставали против всякой серьезной попытки ограничить их власть, провозглашая лозунг «religión у fueros» (вера и привилегии), но шли также против всякого консервативного правительства, которое не предоставляло им достаточного количества почетных должностей, и некоторые из них по временам боролись за власть, выступая в роли либералов. Тридцать лет, последовавшие за провозглашением независимости, были эпохой военных переворотов — «пронунсиаменто» и «куартеласо». Группа генералов под руководством своего вождя «каудильо» восставала против правительства и составляла «план», в котором, не скупясь на патриотическую риторику, осуждала существующее правительство и обещала реформы. Посулами разделить плоды победы эта группа нередко привлекала на свою сторону войска, которые высылались против нее. Самым неразборчивым мастером «пронунсиаменто» был Санта-Ана. В течение тридцати лет история Мексики состояла из одних только «революций» Санта-Аны.
Ключом к разрешению политической проблемы были финансы. Генералам нужно было платить. Чиновники также получали жалованье из государственной казны. Место в бюрократическом аппарате было в Мексике, стране «empleomanía»[1], главным предметом честолюбивых устремлений людей среднего класса. Человек, интересующийся политикой, как правило, добивался для себя какой-либо должности. Правительство, которое платило своим генералам и чиновникам, могло продержаться у власти очень долго. Несбалансированный бюджет означал переворот. К несчастью, двенадцать лет партизанских войн привели мексиканскую экономику в состояние полного развала. Благосостояние страны всегда зависело главным образом от рудников. Именно продукция рудников снабжала вице-королевскую администрацию излишками, а сельское хозяйство и промышленность — рынком. Во время войны перевозка серебра стала почти невозможной, много машин на рудниках было сломано. В 1821 г. рудники были затоплены, а продукция их сократилась до ничтожных размеров. Прекращение работы рудников подорвало всю экономику страны. Чтобы снова открыть рудники, нужен был капитал, но капитала, за исключением сокровищ церкви, было так мало, что ростовщики могли брать за ссуды по три процента в месяц. Две трети светского капитала было прежде собственностью гачупинов, но многие из них вернулись в Испанию, забрав деньги с собой, а остальное были обвинены в заговоре с целью восстановления испанской власти и изгнаны в 1829 г. В результате расходы правительства нередко вдвое превышали его доходы. До 1894 г. в Мексике ни разу не был сбалансирован бюджет. Между 1821 и 1868 г. ежегодный доход правительства составлял в среднем 10,5 млн. песо, а расход — 17,5 млн. Как указал Франсиско Бульнес, всегда, когда дефицит превышал 25%, происходил переворот.
Положение требовало реорганизации всего общественного порядка. Нужно было сократить расходы путем исключения ряда генералов из платежных ведомостей правительства, увеличить доходы путем конфискации церковных имуществ и дать толчок развитию экономики, для чего пустить в обращение церковные богатства. Но креолы — будь то реакционеры или «модерадос» — не хотели об этом и слышать. Вместо того они обращались к более простым, но и более опасным средствам. В Мексике появилась новая профессия «ахиотисты». Ахиотиста одалживал правительству деньги на короткие сроки и с высокими процентами, получая в залог государственное имущество или таможенные пошлины. Когда наступал срок выкупа залога, ахиотисты собирали свои барыши, государственные доходы падали, и правительство обычно свергалось в результате заговора. Выгодно используя дефицит в государственной казне, ахиотисты старались поддерживать беспорядок и вступали в союз с каудильо, главарями военных мятежей.
Между тем экономическая деятельность постепенно начала оживать — однако не в результате энергии или предприимчивости самих мексиканцев, а в результате иммиграции и капиталовложений из-за границы. Мексику взяли на откуп иностранные банкиры и промышленники. К зловещей троице, состоящей из помещика-асендадо, епископа и генерала, присоединилось четвертое лицо — иностранный капиталист, власть которого имела очень слабую опору в самой Мексике, но за спиной которого стояли пушки иностранных правительств. Рудники открылись вновь, и развилось производство новых сельскохозяйственных культур, но значительная часть прибылей потекла в карманы иностранных капиталистов. А когда поток дивидендов прерывала революция, возникала угроза иностранной интервенции.
Пока у власти стояли креолы, Мексика казалась обреченной на распад. Модерадос могли мечтать о конституционной демократии, а клерикалы — о самодержавном правительстве по старому испанскому образцу, но ни те, ни другие не обладали достаточной честностью и способностями, чтобы создать устойчивую политическую систему. Однако в это время на сцену выходит новая группа, одаренная большей энергией и более сильным чувством мексиканского национализма,— метисы. Предводимые либеральными интеллигентами «пурос» (крайними), они были поборниками социальной революции. Они требовали отмены фуэрос духовенства и офицерства, конфискации церковного имущества, уничтожения кастовых различий. Их руководители, ученики Руссо, Джефферсона и Морелоса, мечтали о свободной республике, основанной на широком распределении собственности. Подобная программа соответствовала интересам метисов. Стремясь к богатству и власти, они жаждали для себя церковных имуществ и хотели захватить места в бюрократическом аппарате. Но эта программа была также единственным средством спасения от банкротства и анархии. Когда в войне за реформу метисы добились власти, в Мексике стали возможны мир и прогресс.
Силы консерваторов сосредоточивались в городе Мехико и в центральных провинциях, где испанское господство было наиболее прочным. Либералы преобладали в горах юга и на северных территориях — в Сакатекасе, Дуранго и Сан-Луис-Потоси, где собственность была распределена более равномерно, где было меньше асиенд и больше ранчо и где индейские племена были более воинственны. В этих областях развился новый, метисский касикизм, родственный тому, который попрежнему господствовал среди индейцев. Появились новые вожди, которые могли располагать повиновением масс, которые при случае поднимали массы на партизанскую войну, а в мирное время управляли ими — с санкции правительства или без нее; иногда это были вымогатели и тираны, иногда — люди подлинно честные. К благороднейшим из них принадлежал
Хуан Альварес, старый последователь Морелоса, в течение пятидесяти лет бывший касиком гор Юга. Говорили, что на всей этой территории без его согласия не шелохнется ни один лист. Самый непреклонный из либеральных военачальников во время гражданской войны, Альварес жил, как ранчеро, и гордился тем, что сам пашет свою землю. Провинциальные касики были основой либеральной партии, ее защитниками от креольских каудильо регулярной армии. Поэтому конфликт между консерваторами и либералами превратился в конфликт между централистами и федералистами. Консерваторы стояли за централизованное правительство, подобное правительству вице-королей, которое дало бы Мехико возможность господствовать над провинциями, либералы — за систему местной автономии по образцу федеральной системы Соединенных Штатов, которая легализовала бы власть касиков. Касикизм был, по крайней мере в течение ста лет, той формой, которую принимала в Мексике демократия. После войны за реформу либералы, подобно модерадос, продолжали верить в конституционное правительство, но в Мексике административная машина всегда контролировалась достаточно тщательно для того, чтобы обеспечить на выборах большинство тем, кому требуется. Ни одно правительство в истории Мексики еще не было свергнуто вследствие поражения у избирательных урн. В действительности за парламентскими формами всегда скрывалось господство отдельных лиц. После войны за реформу, а затем после революции 1910 г. Мексика в теории была парламентарной демократией, но на практике ее правительство всегда было диктаторским. Президент республики был национальным касиком.