Позднеклассический Ичкантихо’

Талах Виктор Николаевич ::: Классический и послекласический Юкатан по данным письменных источников

Одновременно с Талолем Укит Кан Леека на крайнем северо-западе Юкатана наблюдается возвышение политии Ичкантихо’. Этот город (с названием в форме Ичкансихо’) многократно упоминается в «Книгах Чилам Балам» как один из важнейших политических центров Юкатана. Обычно его отождествляли с современной Меридой, расположившейся на месте индейского Тихо’, однако, иероглифические надписи с упоминанием Ичкантихо’ обнаружены не там, а в соседнем Ц’ибильчальтуне. По всей вероятности, полития Ичкантихо’ имела по меньшей мере две столицы, сначала на месте Ц’ибильчальтуна, а затем там, где находится современная Мерида. Самая ранняя дата из города, по мнению некоторых исследователей, соответствует еще 515 году[1], однако его подъем произошел в позднем Классическом периоде. Основой благосостояния Ичкантихо’ на рубеже VIII-IX веков была разработка прибрежных соляных полей и торговля солью, которая приобрела тем более важное значение, что соляные месторождения юга, в частности на побережье Белиза и в верховьях  реки Пасьон к тому времени пришли в упадок. Население города в пору расцвета достигло, по оценкам археологов, 25 тысяч человек и больше[2], на городище и в прилегающих метностях обнаружены остатки более 8,4 тысяч строений, в том числе пирамида с «Храмом Семи Кукол», «Сооружение 44» с фасадом 120-метровой длины и тридцатью пятью дверями, «Стоящий храм». Надписи на стелах упоминают священного владыку Ичкантихо’ по имени Калоомте’ Ук’уув Чан Чаахк. По всей вероятности его погребение было обнаружено под полом «Сооружения 42». На основании данных керамики оно датируется примерно 800 г.

«Храм Семи Кукол». Фото Л. Шиле

«Храм Семи Кукол». Фото Л. Шиле

Стела 1 из Ц’ибильчальтуна. Фото Л. Шиле

Стела 1 из Ц’ибильчальтуна. Фото Л. Шиле

Стела 19 из Ц’ибильчальтуна. Прорисовка Л. Шиле

Стела 19 из Ц’ибильчальтуна. Прорисовка Л. Шиле



[1] Дата 6 Эб 5 Йашк’ин из «Настенной Росписи», которую отец и сын Эндрюсы интерпретируют как 9.4.0.14.12 (Andrews IV, E. Willis and E. Willis Andrews V. Excavations at Dzibilchaltun, Yucatan, Mexico // Middle American Research Institute, Publ. 48. New Orleans, 1980. P.102). Х. Гарсиа Кампильо считает такую интерпретацию недостаточно обоснованной (García Campillo, José Miguel. Antroponimia y toponimia … P. 340), таким образом, она может относиться к более позднему Календарному кругу.

[2] Sharer, Robert J. and Loa P. Traxler. The Ancient Maya. Sixth edition. Stanford, 2006. P.549.