Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Победитель из Брода Ягуара

Сборник ::: Вопросы этнической семиотики. Забытые системы письма ::: Ершова Г.Г., Кнорозов Ю.В.

Многоцветный сосуд. Чама, Гватемала. Музей Пеннсильванского университета, Филадельфия, США. Ко1 (см. рисунок).

Многоцветный сосуд. Чама, Гватемала. Музей Пеннсильванского университета, Филадельфия, США.

Победная сцена, надписи около фигур

Фиг. 1. Начальник, красный, нос горбатый, головная повязка с блестками и веерообразными большими цветами. Длинные воло­сы свисают за спиной до пояса. В ухе круглая нефритовая серьга. На шее шнурок с прямоугольной нагрудной подвеской. Набедрен­ная повязка с узорными концами. На щиколотках и под коленями браслеты. В правой руке веер, опущенный вниз, в левой — цветок и конец шнура от шеи пленника (фиг. 2). Вертикальная надпись за спиной.

1) А1. 281:116           к’ан-ил           чтимый

2) А2. Ill: х—х           (Ко: 643)        ош ч’уук к’аак’         часто обследующий

3) А3. 585а     ав        селения

Фиг. 2. Пленный начальник, красный, нос прямой, пятнистая головная повязка. Волосы связаны небольшим узлом на затылке. В ухе зубчатая раковина. На шее шнурок с нагрудной подвеской — большой зубчатой раковиной со знаком 551 (циновка, символ вла­сти). Конец шнурка держит стоящий позади начальник (фиг. 1). Набедренная повязка с узорными концами. В правой руке рукоять потухшего факела. Конец рукояти виден под мышкой. Кисть левой руки сложена как знак 671, чи, и протянута вперед (просьба о милости). Надпись перед лицом.

4) B1.  1053а  шиб     исчезающий

5) C1.  И (=265).        558      (Ко:     501)     чул бу             назначенный начальником

6) В2.  К005 лиц       (Ко:     х)         най      предводитель

Фиг. 3. Начальник, красный, низкий, нос горбатый, пятнистая головная повязка с перьями. В ухе серы а. На шее шнурок с кресто­образной нагрудной подвеской. Набедренная повязка с узорными концами. В правой руке опущенный вниз веер. Левая рука поднята, у локтя кольцо. Надпись над головой.

7) D1.  558      (Ко:     501)     бу        начальник

8) D2.  563а(Ко: 216:99)       пок-о  очистивший даль [от врагов]

9) D3.  502 ( = 533—558)      лаб (ла-бу)     воитель

Фиг. 4. Начальник, черный, нос крючковатый. На голове сетка с узлом. На затылке короткие косички. Сбоку головы пластинка с шнурком и вставкой. В ухе серьга-погремушка. Набедренная по­вязка с узорными концами. В правой руке горящая сигара, зажжен­ный конец у затылка пленника (фиг. 5). Левая рука поднята в приветственном жесте к наконечнику колья правителя (фиг. 6). Надпись над головой справа налево.

10) El. 11 ( = 265).281.116    чул к’ан-ил    ставший чтимым

11) Е2.            1023.245         тоо-тоо           очиститель [от вра­гов]

Фиг. 5. Пленник, с морщинистым лицом, лысый, однако на спине показаны пряди волос. В ухе втулка. На носу и лбу шипы, рот раскрыт. У шеи знак 721, пирамида (место жертвоприношения). В ушной втулке показан обломок зубчатой раковины. Правая рука охватывает шею. Отрубленная кисть лежит у ног фиг. 4. В левой руке рукоять опущенного вниз потухшего факела. Набедренная по­вязка с волнистой вертикальной линией (как у фиг. 7). Стоит на одном колене перед правителем (фиг. 6). Надпись у ног.

12) F1.            756—110 (Ко: 758)   оч-ут               приход

13) F1.            93.1053а (Ко: 758?)   чух шиб         жертвы исчезающей

14) F3.            563а : 563а ( Ко: 216:216) пок-пок искупителя

15) G.  59 (Ко: 15). VIII: 548           ти 8 тун          в восьмой год

Фиг. 6. Правитель в образе черного бога Тош, идущего широким военным шагом, в плаще из шкуры ягуара, скрепленной бантом на груди. На голове волос и украшений нет, рот раскрыт. У шеи жезл. В правой руке копье с бахромой у наконечника с зубчатым лезвием и знаком 526, чаб, сила. В левой руке веер. Виден узорный конец узкой набедренной повязки. На руках, щиколотках и у колен брас­леты. Перед головой надпись.

15) Н1. 756(Ко: 753)             оч                    приход

16) I1. 502(= 533—558)        лаб (ла-бу)     воителя

17) I2. 25:558 (Ко: 501)        ка бу               нашего начальника

18) I3. 141 (= 687а. 687а):    цил-цил         шул     разящего копьем

757 ( Ко : 758а)

Фиг. 7. Жрец, красный, стоит позади правителя. Головная по­вязка с большим цветком спереди. В ухе серьга в виде такого же цветка. На шее шнурок с прямоугольной нагрудной подвеской (по­казана сдвинутой вправо). Кисть правой руки с выставленным ука­зательным пальцем у левого плеча показывает назад и вверх (види­мо, место, куда отправится жертва). В правой руке короткая трех­хвостая плеть с крючками на концах. В левой руке горизонтально большой цветок (такой же, как на головной повязке). Под мышкой веер. Набедренная повязка с узорными концами (волнистые верти­кальные линии, символизирующие струи дождя). Под коленями и на щиколотках браслеты. Перед лицом надпись.

20) J1. 669Ь.116        к’а-ил             в изобилии

21) J2. 582—95.578               мо-хек’ му     вызывающий черных туч

22) J3. 756(Ко: 758): 110      оч-ут               приход

23) J4. 434 (=544 лиц) (Ко: х) кинг                        жрец

В погребении в г. Чама найдено несколько расписных сосудов,2 в том числе рассматриваемый сосуд Кэри. Маленькое городи­ще Чама находится в верховьях р. Салинас (Чишой) примерно в 250 км к юго-западу от Наранхо. В Чама сосуд попал, очевидно, в качестве военного трофея при разгроме Наранхо, как и сосуд из Небаха (Ко, N 19). Эти сосуды, сделанные с большим мастерством, входили в состав парадного дворцового сервиза и, конечно, не по­гребального инвентаря. Сосуд со сценой из биографии умершего изготовлялся значительно позже, по случаю возвращения его при­зрака из преисподней для возрождения (воплощения в новорож­денном младенце).

Эмблемой противников Наранхо была зубчатая раковина, хо­рошо видная на груди фиг. 2. В сцене изображен правитель (фиг. 6) и три его соправителя (фиг. 1, 3,4). Такой же состав повторяется в сцене на сосуде из Небаха, на фресках Бонампака и т. д. Первона­чально речь шла о главах 4 родов, поочередно сменяющихся у власти. Однако такой порядок сохранился только в мифологии, где власть переходит поочередно к одному из 4 богов. В рассматривае­мой сцене (как и в других аналогичных сценах) изображены члены кабинета правителя с разными функциями — ведающий посева­ми (фиг. 1), военачальник (фиг. 3). Это не мешает им иметь внеш­ность богов из правящей мифологической четверки. Пятым непре­менным членом кабинета правителя был верховный жрец (фиг. 7), главный советник.

Художники майя умело комбинировали в одной фигуре и даже в одном лице черты мифологических образов богов с индивиду­альными чертами. Фиг. 1 приданы черты бога Солнца, фиг. 3 — бога Ицамна, фиг. 4 — бога охоты и войны VII — Пух, фиг. 6 — черного бога Тош, фиг. 7 — бога дождя Тит-Соот.3

Пленный военачальник имеет черты бога-ягуара, второй плен­ник — жрец, фиг. 5 — черты бога-опоссума. Отношение к ним различное. Пленный военачальник сохраняет одежду и все регалии, пленный жрец, возможно считавшийся подстрекателем, изуродо­ван и подвергается пыткам.


1. Сое M.D. Lords of the Underworld. Princeton, 1978. N 9.

2. Dicseldorff E.P. A pottery vase with figure painting from a granc in Chaîna. Washington, 1904. (Bureau of Amer. Ethnol. Bull. 28); Gordon G.B., Mason J.A. Exampler of Maya pottery in the Museum and other collections. University Museum. Philadelphia, 1925-1928.

3. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. Л., 1963. Табл. XII.