Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Отвергнутый союз

Кинжалов Ростислав Васильевич, Белов Авраам Моисеевич ::: Падение Теночтитлана

Едва он уладил это дело, как возникла новая опасность, еще более серьезная.

Кортес не мог не заметить, что отношение рядовых тлашкаланцев к испанцам отнюдь не столь дружелюбное, как отношение знати. Тысячи семейств оплакивали своих близких и родных, павших в Теночтитлане. Они погибли, защищая своих новоявленных «друзей», защищая совершенно чуждые им интересы белых завоевателей. Не были забыты и жертвы, которыми ознаменовалось вступление испанцев в Тлашкалу. Теперь же приходилось еще кормить и содержать на всем готовом этих чужеземцев, которые принесли сюда столько горя. Не лучше ли их выпроводить вон? – рассуждали рядовые жители столицы.

Нашелся видный и влиятельный, полководец, который разделял их мнение. То был Хикотенкатль‑младший, который в свое время больше всех настаивал на продолжении борьбы с испанцами и дольше всех вел ее.

В это время в Тлашкалу прибыло посольство из Теночтитлана. Послы принесли в дар правителям страны бумажные ткани и соль, в которой население Тлашкалы очень нуждалось. Новый повелитель ацтеков Куитлауак предлагал забыть вековую вражду и объединить свои силы против испанцев.

– Не отпускайте белых живыми из вашей страны! – говорили послы. – За гостеприимство и дружбу они платят черной неблагодарностью. Вспомните кровавую бойню, устроенную в Большом Теокалли. Так они отблагодарили Монтесуму за всё, что он сделал для них. Их сила – в нашей разобщенности. Только взаимная вражда племен и народов позволила пришельцам хозяйничать в Мексике, как в собственном доме. Наша дружба положит конец истреблению индейцев и порабощению наших стран.

На военном совете, где были выслушаны послы, их горячо поддержал Хикотенкатль и некоторые другие молодые военачальники. Но восторжествовало мнение стариков, не сумевших побороть в своих сердцах чувство недоверия и ненависти к ацтекам, впитанного с молоком матери.

– Слова ацтеков ничего не стоят, – говорили они. – На устах у них мед, а в сердцах – злоба.

– Ацтеки – наши братья, – возражал им Хикотенкатль. – Они говорят на одном с нами языке и почитают таких же богов. Почему мы должны отвергать их дружбу и верить алчным испанцам, которые толкуют о своем всепрощающем и любвеобильном боге, а в действительности поклоняются только золоту?

– Ацтеки боятся испанцев и потому заигрывают сейчас с нами. Но, как только опасность минует, они отомстят нам за все свои обиды и поражения.

Так говорил Хикотенкатль‑старший, отец прославленного полководца. И союз с ацтеками был отвергнут.

Страшная опасность, нависшая над Кортесом, миновала. Сейчас он мог полагаться на дружбу Тлашкалы больше, чем когда‑либо ранее.