Источники и история изучения. Часть 1.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Культура древних майя

ГЛАВА I

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ

1

Источники по истории и культуре древ­них майя крайне разнообразны. Прежде всего это публикации результатов археологических экспедиций, дающие неоценимый материал по всем сторонам жизни древних народов Месоамерики. К сожалению, такого рода исследования проведены далеко не везде, существует целый ряд «белых пятен»: остаются необсле­дованными иногда довольно большие районы. К этой группе источ­ников в известной мере можно отнести и сочинения путешествен­ников, посещавших в XVIII—XIX вв. Мексику и Гватемалу. Величественные развалины майяских городов неизменно привле­кали их внимание; только благодаря этому обстоятельству в ряде случаев сохранились описания погибших или исчезнувших впо­следствии памятников, пусть сделанные несовершенно или не вполне профессионально. Наконец, не следует забывать, что именно та­кого рода публикации пробудили научный интерес к далекому прошлому центральноамериканских стран.

Не менее важными являются письменные источники XVI— XVII вв. Они подразделяются на две группы: к первой относятся написанные на индейских языках, ко второй — на испанском. Об их научном значении, думается, много говорить не приходится. Однако и здесь можно отметить досадные пробелы: далеко не все важные документы изучены как следует или даже опубликованы. В этой области исследователям, так же как и в археологии, еще предстоит значительная работа.

Большой интерес представляют собой и материалы по этно­графии современных народов майя. Изучение их во многом помо­гает лучше понять сведения, имеющиеся у нас по доиспанскому периоду[6]. В настоящее время внимание к данному виду источников резко усилилось; несколько лет тому назад на эту тему был даже организован специальный симпозиум.

Наконец, следует упомянуть и о лингвистическом материале. Данные по различным языкам, входящим в группу майя, позво­ляют в известной степени проследить древнейшие исторические судьбы говоривших на них народов. Комбинируя эти выводы с заключениями археологов, можно хотя бы гипотетически наме­тить ряд этногенетических вопросов. Кроме того, отрывочные сведения, имеющиеся в составленных испанскими монахами ран­них словарях, существенно обогащают наши знания по культуре и быту майя доиспанского периода.


[6] Литература по этому вопросу довольно велика; назовем лишь основные работы: Stoll, 1884; Tozzer, 1907; Gann, 1918; Blom and La Farge 1926— 1927; Lothrop, 1928; J. E. S. Thompson, 1930a; Termer, 1929, 1930a; La Farge E&ASF- 1931:ScbultZe~Jena, 1933; McBryde, 1933, 1945; Jongh Osborne 1935; Wisdom, 1940; Steggerda, 1941; Lincoln, 1942; Villa Roias, 1945, 1964' 19,6^1969Ь, 1969c; La Farge, 1947; Girard, 1949, 1966; Oakes, 195 • Bun^ zel, 1952; Posas, 1959; Holland, 1961, 1964; Guiteras-Holmes, 1961; Carrasco1961, 1963; R. M. Adams, 1961; Redfield and Villa Rojas, 1962; Siverts, 1964; Cancian, 1964, 1965; Vogt, 1964a, 1964b; 1969a, 1969b, 1969c; Nash, 1969; Reina, 1969; Tax, Hinshaw, 1969; Wagley, 1969; Montagu, 1969; Duby and Blom, 1969; Laughlin, 1969a, 1969b. Этот список, конечно, легко может быть увеличен.