Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Зеркало народа

Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» ::: Затерянный мир майя

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

Майя смотрели на мир со смешанным чувством восхищения и ужаса. По их представлениям, космос состоял из трех уровней: Верхнего мира, небесного, Срединного мира, земного, и Подземного мира, где обитают умершие. Миропорядок поддерживался только благодаря взаимной щедрости, проявляемой богами и людьми. Иными словами, боги одаривали майя пищей, потомством, солнечным светом, дождем и прочими благами жизни только в ответ на признание, уважение и поклонение. Знать и правители от имени всего народа совершали ритуалы, необходимые для того, чтобы земной и потусторонний миры всегда находились в согласии.

 

Развитие цивилизации майя происходило одновременно с эволюцией строго регламентированного классового общества. Правители, чья родословная, как принято было считать, восходит к богам, руководили горожанами во всех начинаниях — от сельскохозяйственных работ до военных походов. На самой вершине общественной пирамиды стоял верховный правитель. Правитель в представлении майя был связан с иными мирами и потому считался наместником божества на земле. Хотя в основном наследственной считалась лишь отцовская линия, царские семьи порой вступали в выгодные союзы путем заключения браков, а знатные женщины могли подняться до самой высшей ступени общественной лестницы.

Убранство священной царской особы говорило не только о богатстве правителя, но и о сверхъестественной власти, которой он обладал. Одеяния знати, а также их слуг и пленников представлены на терракотовых фигурках, найденных в захоронениях на острове Джайна, расположенном в Мексиканском заливе недалеко от побережья Юкатана. Мужчина и женщина явно принадлежат к высшему сословию. Круглые диски у них на груди — по-видимому, круглые зеркала, считавшиеся символами власти и высших достоинств: верховного правителя майя называли "зеркалом народа".

ДВОРЦОВЫЙ БЫТ

К началу "классического" периода майя наследственное право на власть воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Высокое положение, конечно, ко многому обязывало, но и выгоды сулило немалые. Высокий социальный статус, данный по праву рождения, на всю жизнь обеспечивал знатному человеку материальный достаток, надежный кров, а также почет и уважение народа.

В центре города специально было выделено место для построек, представлявших собой жилища знати и административные здания. Так было, например, в Копане и Тикале, где царская фамилия насчитывала до ста человек, а кроме них во дворцах временно находились придворные, музыканты, писцы и ремесленники.

Рисунок на вазе, развернутое изображение которого помещено внизу, дает представление о прелестях дворцовой жизни. Под звуки деревянных труб и раковины два представителя царского дома, с букетом цветов и веером, застыли в ожидании приказаний. Два карлика, слуги для особых поручений, сидят у ног правителя. Сам он, в пышном головном уборе и в украшениях из драгоценных камней, сидит, прислонившись к большой подушке, и, по-видимому, смотрится в зеркало, любезно подставленное карликом.

Мебели во дворцах было мало, в основном это были встроенные скамьи и платформы, а также переносные столы и табуреты. Тем не менее росписи, ювелирные и керамические изделия, ткани и скульптуры, сохранившиеся с тех давних времен, говорят нам о том, что дворцовые ритуалы обставлялись со всевозможной изысканностью.

 

Этот знатный вельможа надменно глядит на свое окружение — видимо, он твердо верит в незыблемость своего положения. Его дородная фигура, замысловатый головной убор, тяжелое ожерелье, не говоря уже о необычайно длинных ногтях, — все это подтверждает, что правители майя жили в неге и роскоши, ни в чем себе не отказывая

Этот знатный вельможа надменно глядит на свое окружениевидимо, он твердо верит в незыблемость своего положения. Его дородная фигура, замысловатый головной убор, тяжелое ожерелье, не говоря уже о необычайно длинных ногтях,все это подтверждает, что правители майя жили в неге и роскоши, ни в чем себе не отказывая.

 

 

Правитель майя, сидя на троне, принимает почетных гостей. Каждый ив них, в знак уважения, держит себя за локоть. Кроме того, гости принесли с собой подарок — отрез ткани (его мы видим в руках человека свиты, стоящего на коленях справа)

Правитель майя, сидя на троне, принимает почетных гостей. Каждый ив них, в знак уважения, держит себя за локоть. Кроме того, гости принесли с собой подарокотрез ткани (его мы видим в руках человека свиты, стоящего на коленях справа).

 

 

Судя по широким жестам и решительному выражению лица, этот вельможа произносит вдохновенную речь — может быть, исполняя какой-то дворцовый ритуал. Фигурки из обожженной глины с острова Джайна показывают представителей высшего сословия в разнообразных ситуациях, подчеркивая при этом особенности поведения и внешнего облика людей

Судя по широким жестам и решительному выражению лица, этот вельможа произносит вдохновенную речьможет быть, исполняя какой-то дворцовый ритуал. Фигурки из обожженной глины с острова Джайна показывают представителей высшего сословия в разнообразных ситуациях, подчеркивая при этом особенности поведения и внешнего облика людей.

 

МУЗЫКА И ТАНЦЫ РАДУЮТ БОГОВ

Музыка и танец были неотъемлемой частью жизни майя, с их помощью люди выражали свою благодарность богам. Звуками музыки и хореографией сопровождались все массовые мероприятия: мирные и военные походы, охота и полевые работы, культовые церемонии. Танцоров и музыкантов мы видим на стенах дворцов, на расписных вазах и других памятниках майя, но, к сожалению, мы не можем услышать звучавшую тогда музыку или представить себе ритм движений танцовщиков. Мы видим шествие музыкантов, бьющих в барабан, дующих в большие витые раковины, дудки и свистки. Танцовщики выступают парами, поодиночке или группами. Барабаны у майя были деревянные, глиняные или сделанные из целого черепашьего панциря. Свои трубы майя делали из морских раковин или длинных высушенных тыкв, насаженных на деревянные трубки. Дудки и свистки делались из дерева или оленьих костей.

 

Охотники, вооруженные трубками для выдувания стрел, празднуют успешное окончание охоты на оленя: они направляются домой, победно трубя в раковины. В наши дни их отдаленные потомки выменивают набедренные повязки и трубки-стрелометы на джинсы и охотничьи ружья

Охотники, вооруженные трубками для выдувания стрел, празднуют успешное окончание охоты на оленя: они направляются домой, победно трубя в раковины. В наши дни их отдаленные потомки выменивают набедренные повязки и трубки-стрелометы на джинсы и охотничьи ружья.

 

 

Эта элегантная пара готовится танцевать (внизу). Художник, выполнявший роспись на вазе, дал только намек на движение (левая нога женщины чуть приподнята). А скульптура с острова Джайна (слева) — само движение. Мы видим, как некий правитель до самозабвения погрузился в стихию танца

Эта элегантная пара готовится танцевать (внизу). Художник, выполнявший роспись на вазе, дал только намек на движение (левая нога женщины чуть приподнята). А скульптура с острова Джайна (слева)само движение. Мы видим, как некий правитель до самозабвения погрузился в стихию танца.

 

 

Зловещие птицы летят над вопящим человеком, погруженным в транс, — такой ритуал изображен на рельефном керамическом сосуде. В ритуале участвует помощник (слева), он готовит настой, который будет введен с помощью клизмы (справа). Во время ритуалов в тело человека вводились разнообразные наркотические вещества, но самым сильным снадобьем, вызывавшим видения, был дурман из сока одного местного растения.

Зловещие птицы летят над вопящим человеком, погруженным в транс,такой ритуал изображен на рельефном керамическом сосуде. В ритуале участвует помощник (слева), он готовит настой, который будет введен с помощью клизмы (справа). Во время ритуалов в тело человека вводились разнообразные наркотические вещества, но самым сильным снадобьем, вызывавшим видения, был дурман из сока одного местного растения.

 

 

Эта глиняная фигурка знатного вельможи, пристрастившегося к выпивке, в набедренной повязке и с кувшином в руке, явно наводит на мысль о том, что майя находили повод для возлияний и помимо ритуальных праздников

Эта глиняная фигурка знатного вельможи, пристрастившегося к выпивке, в набедренной повязке и с кувшином в руке, явно наводит на мысль о том, что майя находили повод для возлияний и помимо ритуальных праздников.

 

 

Майя курили наркотики, добываемые из разных растений. На этом рисунке знатный человек держит в зубах горящую сигарету. Майя курили и нюхали дикорастущий табак, который был крепче культивируемых сортов

Майя курили наркотики, добываемые из разных растений. На этом рисунке знатный человек держит в зубах горящую сигарету. Майя курили и нюхали дикорастущий табак, который был крепче культивируемых сортов.

 

В ПОГОНЕ ЗА ПРИЗРАКАМИ

 

Таинственная связь между живыми людьми, богами и предками достигалась во время разнообразных ритуальных актов, которые должны были дать возможность выхода из мира людей в мир духов. Участники ритуальных действий специально доводили себя до такого состояния, когда в помутившемся сознании возникают видения, что означало для них выход в иной мир. Майя употребляли настой из сока некоторых растений, в том числе ядовитых и содержащих галлюциногенные вещества, чтобы вызвать видения, но главным образом для того, чтобы достичь состояния, предшествующего главному сакральному действу: кровопусканию.

 

Поводов к этому действу у майя было достаточно. Каждое сколько-нибудь значительное событие — рождение или смерть, сев кукурузы или восшествие на престол — требовало непременного подношения богам. Кровопускание было не просто символическим актом: люди показывали богам, что приносят им в жертву самое дорогое, что у них есть.

Фигурка справа изображает человека, который совершает обряд кровопускания. Его головной убор, ушные украшения и набедренная повязка говорят о том, что он принадлежит к высшему сословию, а веревка, висящая у него на шее, как у пленника, — это знак наказания. Прокалывая свои гениталии (в иных случаях прокалывали язык или мочки ушей), он ждет, пока капли крови не смочат кусок древесной бумаги. Когда бумага намокнет, он сожжет ее, и облачка дыма, поднимаясь к небу, станут пищей богов.

 

Пышные наряды игроков в мяч, изображенных на вазе, указывают на чисто церемониальный характер игры. Однако при этом игра была небезопасной: на игроках видны приспособления, сделанные, вероятно, из дерева и кожи, которые защищали туловище от удара мяча, весившего приблизительно четыре килограмма

Пышные наряды игроков в мяч, изображенных на вазе, указывают на чисто церемониальный характер игры. Однако при этом игра была небезопасной: на игроках видны приспособления, сделанные, вероятно, из дерева и кожи, которые защищали туловище от удара мяча, весившего приблизительно четыре килограмма.

 

ИГРА НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ

Игра в мяч, ставшая популярной в "классический" период майя, была не просто невинным развлечением. На специальных каменных площадках, устроенных рядом с основными культовыми сооружениями города, участники этого состязания воспроизводили мифологический сюжет о героях-близнецах, игравших в мяч с богами подземного мира. И точно так же, как в мифическом предании, где речь шла о выборе между жизнью и смертью, в реальном состязании проигравшего иногда приносили в жертву.

Правила игры до нас не дошли, но детальные изображения игроков в мяч дают нам некоторое представление об игре. Тяжелые "латы" закрывали руку от запястья до локтя, колени и среднюю часть туловища, защищая от ударов тяжелого каучукового мяча, который был бы похож на футбольный, будь он полый внутри. Художники майя предпочитали статические позы, но даже и по таким рисункам видно, что нужна была недюжинная сила, чтобы вести игру. На этом рисунке один из игроков занял оборонительную позицию, а второй пригнулся к земле, чтобы не дать мячу коснуться каменного пола площадки.

Довольно долго археологи старались по возможности уйти от неприятной мысли о том, что игра в мяч содержала в себе элементы жертвоприношения, и тем не менее изображения и надписи майя гласят, что иногда это были игры со смертельным исходом. Пленников, имя и положение которых записано иероглифами, заставляли выступать против другой команды рабов или против местной знати. Кровавый конец игры мог выглядеть по-разному: проигравшего забивали до смерти тяжелым мячом или отрубали ему голову. Иногда проигравшего туго связывали и, сделав из него живой мяч, спускали по ступеням храмовой лестницы или гоняли по площадке.

 

По контрасту с левой фигурой, на атом игроке в мяч вообще нет ничего похожего на специальный костюм. Он одет как обычный пленник, только в руке сжимает мяч. По некоторым признакам (капли крови на лице, кусок ткани, перекинутый через руку, обрезанные волосы, разбитый нос) можно представить себе, что этот человек проиграл и, возможно, вскоре расстанется с жизнью. Благородный участник игры в мяч отдыхает, его фигура при этом полна достоинства и сосредоточенности — что довольно странно, если вспомнить о жестокостях этого вида спорта. Облаченный в набедренную повязку из шкуры ягуара, в правой руке он держит какой-то каменный снаряд. Майя знали несколько видов игры в мяч, и, судя по снаряжению, это была одна из неизвестных нам игр

По контрасту с левой фигурой, на атом игроке в мяч вообще нет ничего похожего на специальный костюм. Он одет как обычный пленник, только в руке сжимает мяч. По некоторым признакам (капли крови на лице, кусок ткани, перекинутый через руку, обрезанные волосы, разбитый нос) можно представить себе, что этот человек проиграл и, возможно, вскоре расстанется с жизнью.

 

Благородный участник игры в мяч отдыхает, его фигура при этом полна достоинства и сосредоточенностичто довольно странно, если вспомнить о жестокостях этого вида спорта. Облаченный в набедренную повязку из шкуры ягуара, в правой руке он держит какой-то каменный снаряд. Майя знали несколько видов игры в мяч, и, судя по снаряжению, это была одна из неизвестных нам игр.

ВОЙНА ПРАВИТЕЛЕЙ

Отсутствие каких-либо следов внешних военных конфликтов и оборонительных укреплений позволили археологам XX столетия сделать вывод, что майя, в отличие от ацтеков, вели мирный, чуть ли не идиллический образ жизни. Но более близкое знакомство с искусством и литературой майя привело к новому пониманию этого общества, где люди думали не только о том, как бы поиграть в мяч, но часто затевали войны и приносили своим богам кровавые жертвы. Военные походы майя носили ритуальный характер, это были необычные войны, для них характерны пышность приготовлений, короткий период самого сражения и огромное количество пленных.

Перед каждой схваткой был период повышенной религиозной активности, во время которого люди старались заручиться помощью богов. Затем воины облачались в специальные наряды: надевали громоздкие головные уборы с перьями, платье из ягуаровых шкур, увешивали себя разными драгоценными украшениями, амулетами и т. п. При этом оружие брали с собой самое простое: копья, ножи, дубины и мечи.

Воюющие ставили перед собой цель захватить как можно больше пленных, а не убивать врагов на полях сражений, поэтому правители майя, сражавшиеся вместе со своим войском, полагались на стратегию и хитрость в той же степени, как на грубую физическую силу. Попавшие в плен простолюдины становились рабами, а у знатных пленников отбирали пышные одежды и украшения, наносили им увечья и выставляли напоказ, перед тем как принести в жертву жестоким богам. И все это делалось ради всеобщего блага!

 

Правитель собирается на войну, ему помогают знатная женщина и ее служанка. Женщина протягивает воителю трофейную голову, служанка держит щит

Правитель собирается на войну, ему помогают знатная женщина и ее служанка. Женщина протягивает воителю трофейную голову, служанка держит щит. Иероглифы над ее головой читаются как "сосуд с какао", а значит, сосуд, на котором изображена эта сценка, предназначался для хранения ценных какао-бобов или напитка какао. Может быть, этот сосуд был специально сделан и положен в гробницу для того, чтобы умерший правитель пользовался им в загробной жизни.

 

 

Солдаты майя 'классического' периода вступают в бой, вооружившись копьями и облачившись в специальные воинские одеяния, увешанные головами-трофеями

Солдаты майя "классического" периода вступают в бой, вооружившись копьями и облачившись в специальные воинские одеяния, увешанные головами-трофеями. Пленник (слева) схватился за ногу захватившего его воина, который крепко держит пленного за волосы (знак поражения), и, оборачиваясь назад, умоляющим взглядом смотрит на своих соотечественников.

 

 

Пленник, которого приносят в жертву (внизу, вид сбоку и сзади), кричит от невыносимой боли. С него сняли скальп, вынули внутренности, а руки и ноги покалечили. К его спине привязаны деревянные поленья, которые вскоре запылают

Пленник, которого приносят в жертву (внизу, вид сбоку и сзади), кричит от невыносимой боли. С него сняли скальп, вынули внутренности, а руки и ноги покалечили. К его спине привязаны деревянные поленья, которые вскоре запылают.