Количество рабов

Аверкиева Юлия Павловна ::: Рабство у индейцев Северной Америки

Количество рабов. О количестве рабов у индейцев существуют разнообразные сведения. Simpson указывает, что рабы тлинкит составляли 1/3 населения.[1] Эта цифра весьма преувеличена. Ближе к истине приводимые у McLeod резуль­таты переписи, произведенной между 1836 и 1846 гг., согласно которой численность рабов среди населения вариировала от 1/7 у тлинкит, до 1/20 у южных квакиютль.[2] По данным Си­рота, приводимым у McLeod, рабы составляли половину на­селения северо-западного побережья.[3] Это также преувели­чивает количество рабов, которое вариировало от племени к племени, а также было различно в отдельные промежутки времени в пределах одного и того же племени. Несомненно, что непосредственно после экспедиции за рабами их число было больше, чем некоторое время спустя после нее.

Женщина квакиютль с деформирован­ным черепом.

 

Рабов могли иметь только главы богатых семей и родов. О наличии специальных запретов иметь рабов простолюдинам данных нет, но последние не имели их в силу дорогой цены рабов, а военные походы в состоянии были организовывать только состоятельные лица. „Раньше каждый туземец хоро­шего происхождения имел раба, а некоторые начальники имели пять и шесть",—свидетельствует Sproat в отношении нутка.[4] По данным Jewitt, касающимся этого же племени, средней цифрой было 12 рабов, однако он указывает, что один из вождей владел 50 не­вольниками. [5] „Богачи (пле­мени тлинкит.—Ю. А.) имели По 30—40 рабов", — свиде­тельствует Литке.[6] В леген­дах квакиютль число рабов у вождей вариировало от 10 до 40. В приданое дочери вождь обычно давал 2—4, и иногда и 6 рабов, но и 4 считалось уже большой циф­рой. В среднем можно при­нять, что количество рабов отдельного владельца редко превышало цифру 10. Боль­шие цифры являлись редким исключением. Новейшие све­дения о количестве рабов у хайда сообщает Murduck, ко­торый пишет, что „большин­ство домохозяйств рабов не имело, а наибольшее число их для отдельных домохо­зяйств равнялось трем".[7]

Рабами были преимуще­ственно захваченные в бою пленники. Здесь, подобно тому как это было отмечено Энгельсом в отношении гомеровской Греции, „рабство военно­пленных было признанным учреждением".[8] На характер проис­хождения рабов у тлинкит мы имеем указание Вениаминова: „калги или рабы колош, суть военнопленные или купленные от других и также дети рожденные от калги матери",[9] последнее его замечание говорит о наследственном характере рабства, о чем мы будем говорить ниже. О кенайцах, соседях тлинкит, Wrangel пишет, что их „военнопленные становились ра­бами".[10] Относительно индейцев квакиютль Boas сообщает, что их „рабы не составляют части рода; это пленные, взя­тые на войне или купленные".[11] Подобные же свидетельства мы имеем в отношении племен селиш. [12] Война и похищение были основными источниками рабов у нутка.[13] На военный характер рабства указывает термин, употребляемый для обо­значения раба у племени квакиютль. Раб обозначается эле­ментом q’.aku q’.ak’o, в основе которого лежит корень q!ak’, что означает—„отрезать голову". Существовавший, на ряду с рабством, обычай отрезать головы убитых противников и привозить их в виде трофеев, свидетельствует о том, что враги, которым в далеком прошлом отрезали головы, ибо рабам не было еще места в обществе, позже стали обра­щаться в рабство; q.akubido—означало „маленький раб" (bido— суффикс со значением „маленький"), qlak’ultslalis—„собранные в доме“, т. е. рабы, собранные в доме; это указывает на то, что рабы жили в одном доме с господином.

В дальнейшем с этим корнем образуется термин, харак­теризующий не только закрепление военного рабства, но и зародыши закабаления родичей — это термин q!aq!waxo, который имеет два значения: первое — „продажа раба“ и вто­рое — „выдача займа с большим процентом". А термин q!agwid — „рабовладелец" — сохраняется до последних дней в зна­чении „господин", несмотря на то, что рабство уже исчезло.



[1]     Siiripson, Narrative of a Journey Round the World, p. 12:. — Jennes, Indians of Canada, p. 328.

[2]     McLeod, Slavery, p. 375.

[3]    Ibid., p. 375.

[4]     Sproat, Scenes and Studies, p. 90.

[5]    Jewitt, Narrative, p. 139.

[6]     Литке, Путешествие вокруг света, стр. 150.

[7]     Murdock, Rank and Potlatch, p. 17.

[8]     К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 83.

[9]     Вениаминов, Записки, ч. III, стр. 111.

[10]  Wrangel, Statistische und ethnografische Nachrichten, p. 110.

[11]    Boas, Sos. Organ. Secret Sos. Kwak. Ind., p. 338.

[12]    Teit, The Middle Columbia Salish, p. 122.

[13]    Sproat, Scenes and Studies, p. 90.