Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

IV. Капак Юпанки, или на тропе войны

Милослав Стингл ::: Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца

Майта Капак объединил народ инков. Однако владения четвертого Инки по‑прежнему ограничивались долиной Куско. Именно границы этой долины и являлись границами местопоселения народа инков. Преемникам Майта Капака, если они хотели содействовать росту могущества и славы своего государства, не оставалось ничего другого, как «перейти Рубикон», то есть выйти за пределы своей родной долины и вторгнуться в соседние долины, на ближние и отдаленные территории, принадлежащие другим племенам индейцев Анд, до тех пор сохранявшим свою независимость от инков.

Военную экспансию за границы своей – хотя и обширной – долины впервые предпринял пятый Инка – сын Майта Капака – Капак Юпанки. Следует отметить, что первоначально преемником Майта Капака должен был стать его первородный сын, названный по отцу Майта. Однако, как утверждают, у него было крайне некрасивое лицо Да и фигура его будто бы тоже была безобразна. В силу этого отнюдь не политического, а, скорее, эстетического обстоятельства четвертый Инка и сделал своим преемником непервородного сына – Капака Юпанки. Разумеется, принц Майта отнюдь не был в восторге от этого столь оскорбительного для него решения отца Тем не менее Майта Капак заставил его публично присягнуть своему младшему брату Капак Юпанки, признав его будущим правителем государства. Некрасивый принц Майта, как говорят, действительно принес присягу. Таким образом, обычно столь щекотливый для Тауантинсуйу вопрос о том, кто же из сыновей владыки станет будущим Инкой, на этот раз, к счастью, был решен без открытого столкновения.

Пятый Инка, Капак Юпанки, выполняя волю отца, предпринял ряд военных походов за границы долины Куско. Нам неизвестны все эти походы. Однако мы знаем, что вместе со своими воинами он оккупировал долину Юкай. Успехом завершилась также и его война с городами Куюмарка и Анкасмарка, не принадлежавшими до той поры инкам Капак Юпанки сам командовал своими армиями.

В отсутствие Капака Юпанки все государственные дела вел один из его братьев, Тарко Уаман, находившийся в Куско. А поскольку он был отличным воином, на его плечи ложилась и защита растущей столицы в случае возможной военной угрозы. И действительно, несколько горных индейских племен решили напасть на Куско. Организаторами этого нападения, видимо, были индейцы антауалас. Впрочем, благодаря хорошо организованной и очень густой сети шпионов – щупалец Тауантинсуйу, – охватывающей и территории, до тех пор не принадлежавшие инкам, Капак Юпанки вовремя узнал о готовящемся нападении врагов «сыновей Солнца» Он опередил врага, напал на него неожиданно, нанеся ему тяжелый урон, после чего сам вторгся на его собственную территорию.

Враги инков, потерпев поражение, тем не менее позже все‑таки вновь выступили против Куско. Им удалось даже захватить Уанакаури, святыню «сыновей Солнца», – место, где некогда во время исторического путешествия, предпринятого Манко Капаком и его дружиной в поисках земли обетованной, погиб один из айяров.

Отвоевав обратно Уанакаури, Капак как следует рассчитался с врагами своего государства. В страшном побоище он уничтожил до шести тысяч вражеских воинов. В последствие побежденные стали вассалами империи инков.

Во время правления Капака Юпанки были установлены дружественные отношения между инками, относившимися к той части индейцев, потомков которых мы ныне называем кечуа, и кечуа в собственном смысле слова, жившими в ту пору не в Куско, а на северо‑запад от «пупа мира». Родной язык этих индейцев, их племенной диалект, позднее стал государственным официальным языком империи инков.

Наряду с победами, одержанными на «международной арене», наряду с укреплением дружественных отношений с кечуа, наряду с военными победами над различными группами индейцев Перу Капак Юпанки успешно действовал и у себя дома, то есть в Куско. Так, хронисты чаще всего упоминают о том, что он покинул Интиканчу – дворец, в котором родился и в котором со времени легендарного основателя династии Манко Капака жили все правители государства. Само название этого места – Двор Солнца – говорит о том, что здесь также находилось и главное святилище национального бога инков – Инти, то есть Солнца.

По решению Капака Юпанки Интиканча (именуемая теперь Кориканча) впредь должна была принадлежать лишь одному Солнцу. Пятый Инка перестраивает Двор Солнца в Куско, делает из него великолепный национальный храм империи и одновременно императорский пантеон. Для себя же Капак Юпанки строит новый роскошный дворец, новую канчу. Впоследствии его преемники, все последующие Инки, стали возводить для себя подобные дворцы.

Новую резиденцию Капак Юпанки приказал построить выше, у брода через реку Уатанай, в том самом месте, которое алькауисы, правившие здесь ранее, называли Пукамарка. Факт этого переселения владык из Интиканчи в Пукамарку часто упоминается инками в их историях.

А поскольку владыки поселились «выше», то отсюда и пошло разделение правителей на «правителей из Нижнего Куско» (Хурин Коско, то есть с первого до четвертого Инки) и «правителей из Верхнего Куско» (Ханан Коско – Капак Юпанки и последующие главы государства).

Капак Юпанки, по‑видимому, в отличие от большинства Инков имел двух законных супруг. Вначале это была Чимбо Мама, однако она будто бы сошла с ума. Инка отрекся от душевнобольной жены и взял себе в жены дочь правителя крупного города Айярмака – красивую Куриильпай. От этого брака родилось много сыновей, поэтому, как всегда бывает в таких случаях, когда дело дошло до выбора претендента на королевский трон в Куско, возникла проблема, кого же из этих многочисленных претендентов сделать новым Инкой.

В конце концов новым главой государства стал Инка Рока. Некоторые историки утверждают, что он добился этого с помощью своего рода дворцового переворота. Впрочем, наши сведения об этом периоде в истории Перу весьма туманны. Странную, прямо‑таки загадочную роль во всем этом деле сыграла одна из побочных жен Капака Юпанки, которая впоследствии, возможно, стала любовницей или даже женой его собственного сына и которая в совершенстве владела искусством дворцовых интриг, политикой кинжала, яда и коварства. Многие исследователи полагают, что Капак Юпанки на самом деле умер насильственной смертью, будто бы он был отравлен ядом. Не исключено, что предполагаемое убийство короля было делом рук одной из представительниц правящей семьи – Кусичимбо. Она же, видимо, и помогла принцу Рока стать новым правителем государства. Впрочем, все это одни лишь догадки. Наверное же известно лишь то, что этот самый Рока отвоевал трон Куско у нескольких законных претендентов.

Инка Рока очень рвался заполучить самую высокую должность в империи. Не случайно именно он первым из правителей Тауантинсуйу присоединил к своему имени титул «Инка». Он‑то и стал первым, кто начал официально использовать этот столь импонирующий титул. В то время как во главе соседних племен и мини‑государств индейцев находились синчи или же кураки, то есть попросту начальники, то жителями Тауантинсуйу управлял не кто иной, как человек, носивший титул «великий господин» или же «владыка» (в Европе бы ему, пожалуй, соответствовал аналог «король» или даже «император»). Таким образом, вместе с шестым Инкой мы вступаем в эпоху индейских королей.