Инструменты

Приймак Елена ::: Значение Солнца в культурах древней Месоамерики с точки зрения археоастрономии

Астрономические наблюдения производились жрецами в древней Месоамерике с вершин пирамидальных храмов невооруженным глазом; единственным инструментом, возможно, служили две перекрещенные палки, чтобы фиксировать точку наблюдения. По крайней мере, подобные орудия изображены в рукописях Нэттол, Селдена и Бодли около жрецов, наблюдающих звезды.[1]

Предполагаемые инструменты для наблюдения за небесными объектами, кодекс Бодли

Предполагаемые инструменты для наблюдения за небесными объектами, кодекс Бодли

Жрец с инструментом для наблюдения, кодекс Бодли

Жрец с инструментом для наблюдения, кодекс Бодли

Жрец с инструментом для наблюдения, кодекс Селден

Жрец с инструментом для наблюдения, кодекс Селден

О таких инструментах для наблюдения как гномоны, в Месоамерике почти ничего не известно. Высказываются предположения, что в качестве гномонов могли использоваться майяские стелы. Например, Анна Доуд указывает, что Стела D в Копане могла служить гномоном и указывать на такие явления, как равноденствия, солнцестояния, прохождения Солнца через зенит.[2]

В городе Эцна исследователем Винсентом Мальмстрёмом также был обнаружен гномон. Этот инструмент, как утверждается, показывал дни прохода Солнца через зенит. Конструкция была такой формы, что верхняя её часть была в диаметре равна основанию ножки. Таким образом, когда Солнце находилось прямо над головой, тень от верхней части закрывала всю эту конструкцию. Ученый запечатлел его, но через некоторое время этот гномон пропал, и до настоящего времени не найден.[3]

Гномон, Эцна

Гномон, Эцна

В то же время высказываются версии, что у древних жителей Месоамерики были и другие способы наблюдения каких-либо ключевых дат или периодов. К таким инструментам относят так называемые зенитные трубы. Они представляли из себя своего рода шахту в земле или в постройке, под которой располагалась камера. Такие способы выявления определенных дней в году были обнаружены в Шочикалько и Монте-Альбане.

В Шочикалько подземная камера ориентирована с большой точностью не только на точки прохождения Солнца через зенит и точки солнцестояний, но и, похоже, была приспособлена для наблюдения определенных периодов, так как лучи Солнца попадают в пещеру 105 дней в году, между 30 апреля и 13 августа, в то время как в остальные 260 дней прямой луч света в пещеру не попадает.[4]

Зенитная труба, Шочикалько

Зенитная труба, Шочикалько

В камере под зенитной трубой, Шочикалько

Жрец наблюдает из камеры небесные явления, Мадридский кодекс

Жрец наблюдает из камеры небесные явления, Мадридский кодекс

В Монте-Альбане в здании P на лестнице имеется небольшое отверстие, которое переходит под лестницей в небольшую камеру. Прямые лучи попадают в трубу в течение 130 дней, что должно в некоторой степени подтверждать вывод о том, что данные сооружения использовались для счета ритуального 260-дневного календаря.[5]

Зенитная труба в Монте-Альбане

Зенитная труба в Монте-Альбане

Также в научных работах можно встретить упоминание о так называемых обсерваториях. Это здания, иногда круглые, с рядом проемов, которые, как считается, должны указывать на положение тех или иных светил в определенных положениях или в конкретные даты года.

Наиболее известным таким сооружением является Караколь в Чичен-Ице. В настоящее время существуют разные точки зрения о том, на какие явления указывают направления и отверстия в Караколе. Наиболее часто высказываются предположения о том, что это здание могло иметь связь с Венерой и Солнцем. Такие выводы были сделаны на основании выявленных направления, соответствующих определенным положениям этих светил.[6]

Караколь Чичен-Ица

Караколь Чичен-Ица



[1] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.231\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000

[2] Anne S. Dowd. Maya Architectural Hierophanies, стр. 42\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica

[3] Malmstrom, Vincent Herschel. Cycles of the sun, mysteries of the moon : the calendar in Mesoamerican Civilization, стр.135

[4] Anne S. Dowd. Maya Architectural Hierophanies, стр. 61\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica; Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.247\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000

[5] Anne S. Dowd. Maya Architectural Hierophanies, стр. 61\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica

[6] В.А. Юревич. Астрономия доколумбовой Америки, стр. 120-123; Anthony F. Aveni, Sharon L. Gibbs, Horst Hartung. The Caracol Tower at Chichen Itza: An Ancient Astronomical Observatory?\Science, 1975