Тикаль – частица мира майя

Лыкова Е. Ю.
:::
О городах
:::
майя

Достаточно просмотреть различные рекламные материалы туристских фирм, предлагающих совершить путешествие по Мексике или Гватемале, чтобы убедиться: культура индейцев майя неотделима от древних городских центров[1].

Исследования археологов и историков в целом не противоречат подобному умозаключению. Характеризуя цивилизационные процессы в Старом и Новом Свете, отечественная исследовательница Г. Ершова, в частности, указала на особую роль города в пространстве культуры майя. Он являлся притягивающим окрестное население центром, благодаря которому распространялись передовые модель мира и технологии. Город выступал в качестве ключевого компонента организации пространства жизнедеятельности социума[2].

Насколько полное представление о жизни древних майя, об их мировосприятии можно составить, познакомившись лишь с одним городским центром загадочной цивилизации? Ведь многие агентства рекламируют туры, предлагающие уделить посещению древних руин, всего лишь в один день (например, в рамках тура Куба + Гватемала + Коста-Рика намечено пребывание в Тикале в течение нескольких часов[3]). Попытаемся спроектировать ситуацию, опираясь на материалы сайтов, разработанных для туристов, и на данные исторических источников и литературы.

Тикаль считается крупнейшим городским центром майя на территории современной Гватемалы. Как и в случае с другими городами майя, существовавшими в I тысячелетии н.э., подлинное название поселения неизвестно, что неудивительно. Еще полтора столетия назад данный архитектурный комплекс был скрыт от глаз любопытных плотным пологом тропического леса. В 1848 г. во время сбора чикле[4] случайно были обнаружены руины древних строений. Но только в конце XIX века началось изучение таинственных развалин. Со слов местных индейцев, исследователи дали архитектурному комплексу романтическое название Тикаль, что значит «Место, где слышны голоса духов». Ученые полагают, что в древности Тикаль назывался «Холмами Ягуара».

К систематическому исследованию данного археологического памятника специалисты приступили в 1956 г. В течение 10 лет исследователи из Музея Пенсильванского Университета (США) реализовывали «Археологический проект Тикаль». Благодаря работе А. В. Киддера, У. Р. Ко, А. М. Тоззера и других специалистов, мировое научное сообщество было ознакомлено с находками, сделанными в древнем городе майя[5]. В древнем городе были обнаружены сотни храмов, дворцы, в том числе пятиэтажный, стелы с рельефами и надписями, алтари, произведения прикладного искусства. До сих пор раскопана лишь центральная часть комплекса, и археологические работы продолжаются.

Сегодня древний город Тикаль является составной частью одного из национальных парков Гватемалы, которые включены в Биосферный заповедник майя. Национальный парк Тикаль, занимающий значительную часть расположенной на севере страны провинции Петен, был создан в 1979 г., но открыт только в 1990 г.[6]

Сам город занимает площадь 16 тыс. кв. км, на которой было обнаружено около трех тысяч разнообразных сооружений[7]. Чтобы посетить древний город, в страну вечной весны, как называют Гватемалу, ежегодно направляются сотни туристов из разных стран мира. Комфортабельный автобус доставляет путешественников в городки Флорес или Санта-Елена, откуда самолетом за полчаса можно долететь до столицы Гватемала-сити. Специально для них неподалеку от индейского города построено несколько благоустроенных отелей.

Как выяснили археологи, первые поселения майя возникли в этом районе в VII веке до нашей эры. Спустя тысячелетие, в III веке нашей эры на землях Петена уже существовал довольно большой город, который оказался на несколько веков старше таких известных индейских центров, как Чичен-Ица на полуострове Юкатан или ацтекская столица Теночтитлан. Если судить по календарным датам, высеченным на стелах Тикаля, то город существовал с 292 г. по 889 г. н. э. После того как крупнейшее из поселений майя на севере Гватемалы было покинуто его исконными обитателями, древние постройки на несколько лет занимали какие-то немногочисленные переселенцы. В конце X века жизнь в древнем гватемальском городе по невыясненным причинам окончательно замерла.

В период расцвета, в 600–800 гг., население Тикаля, по мнению ряда ученых, могло составлять от 70 до 100 тыс. человек, хотя встречаются и более сдержанные оценки – 10– 45 тыс. обитателей.

Расхождения в оценке численности населения древнего городского центра отчасти обусловлена ограниченностью данных о хозяйстве аборигенов в I тысячелетии н.э. Для современных земледельцев гватемальская провинция Петен, где находится Тикаль, – неблагоприятный регион. Здесь обширные влажные болотистые низины и труднопроходимые джунгли или, точнее, сельва, как называют тропические леса в Латинской Америке. Поблизости от древнего города нет ни рек, ни озер. В дождливое время года в этом крае выпадает до 1200 мм осадков, тогда как в течение сухого сезона о дожде приходится только мечтать. Ученые выяснили, что климат и природные условия в этой местности сегодня такие же, как и две тысячи лет назад[8].

Только благодаря многолетним исследованиям в различных областях расселения майя специалистам удалось установить, каким образом в окрестностях Тикаля индейцы добивались высокой урожайности. Привычным для майя подсечно-огневым земледелием заниматься в такой обстановке было невозможно. При помощи воздушного радара с последующей наземной проверкой удалось обнаружить так называемые «приподнятые поля». Они представляли собой искусственно сделанные длинные и узкие земляные гряды, окруженные каналами. В данном регионе система «приподнятых полей» была построена на периодических паводках: разливы рек или переполнение болот водой в сезон дождей. В этот момент обновлялась почва на грядах. По каналам сбрасывалась лишняя вода. На таких полях можно было собирать очень богатый урожай, а каналы облегчали процесс его транспортировки.

Кроме того, каналы в сочетании с болотистыми низинами в окружении тропической растительности создавали благоприятные условия для жизни рыб, моллюсков, водоплавающей птицы, пресмыкающихся, которые пополняли пищевой рацион аборигенов[9].

Местным жителям удалось решить и проблему питьевой воды. Поскольку около города нет ни рек, ни озер, его жителям пришлось позаботиться о сооружении хранилищ для живительной влаги. По сети каналов, покрытых специальным составом, индейцы собирали дождевую воду в искусно возведенные каменные цистерны, так называемые «агуадвас». В Тикале их найдено три.

Эффективное использование пищевых ресурсов специфической экологической ниши позволило обитателям древнего города возводить великолепные постройки. Нужно оговориться, что Тикаль не был городом в «русском» понимании – само поселение не было огорожено. Линия внешних оборонительных укреплений была обнаружена в 8 км к юго-востоку и 4,5 км к северу от центра города. Стеной, по-видимому, была обнесена вся подвластная владыкам Тикаля территория[10].

Первоначально археологи обозначали расчищаемые от многовековых напластований творения майя при помощи цифр и букв латинского алфавита. Сейчас у многих строений появились колоритные названия, которые обычно указывают не на предназначение сооружения, а на наиболее известное изображение, так или иначе связанное с данным памятником.

По-видимому, из-за высокой влажности и паводков постройки города были размещены на высоких пирамидальных основаниях или группировались на вершинах искусственных или естественных холмов с крутыми склонами, которые обычно называют акрополями. Важнейшие ансамбли были соединены между собой широкими каменными дорогами-дамбами. Из-за большого числа болотистых низин, оврагов и холмов здесь не могло быть прямых улиц и плотной застройки.

Однако планировку Тикаля в значительной степени определяли не только рельеф местности и природные условия, но и новая модель мира. Она включала и мир живых, и мир мертвых. Мир живых, по представлениям майя, напоминал четырехугольник. По его углам возвышались 4 «мировых дерева». Вероятно, данные представления были связаны с расположением построек: в Тикале они сгруппированы, часто – по 4, вокруг двориков или площадок. Данный принцип организации пространства характерен и для жилой застройки, и для ритуально-административных центров города[11].

Важнейшие здания города группировались вокруг площадей: Большой, Западной, Восточной и «Семи храмов». Около площадей расположены так называемые «Великие храмы»: Гигантского Ягуара, Масок, Жреца-Ягуара, Двуглавого змея, Прекрасного рельефа, Надписей.

Главные постройки города были сосредоточены вокруг так называемой Большой площади. Сейчас это свободное пространство покрывает травяной газон, а в период расцвета города площадь была покрыта слоем штука особого состава, изготавливаемого из глины. В ходе раскопок удалось обнаружить четыре уровня покрытия, которые датируются 150–700 гг. н.э.

С западной и восточной сторон Большую площадь ограничивают пирамиды, на верхних площадках которых располагаются храмы. В специальных исследованиях эти сооружения обозначены соответственно цифрами I и II, а в рекламных проспектах туристских фирм нередко именуются Храмом Гигантского Ягуара и Храмом Масок.

Размеры пирамид сравнительно невелики – высота составляла соответственно 44 и 38 м. Однако эти строения производят сильное впечатление. Нужно учесть, что угол наклона их боковых граней – около 60 градусов. Подняться на вершину такой пирамиды не легко, еще труднее спуститься с нее: приходится опускать ногу на практически невидимую сверху ступеньку. Кроме того, на вершину ведет единственная лестница без перил.

Предшественниками монументальных святилищ майя были небольшие строения, выполненные из дерева, глины и тростника. Основанием для них служили не могучие пирамиды, а земляные или щебеночные насыпи квадратной, овальной или прямоугольной формы. Постепенно древние строители пришли к мысли покрывать насыпь слоем штука, что придавало ее контурам большую четкость и прочность. Насыпи превратились в стилобаты со сложным профилем и карнизами[12].

По мнению Г. Ершовой, именно пирамиды являлись воплощением некоей «модели мира», характерной для цивилизации майя. «Концептуально пирамида воплощала гору-прародину далеких предков, которые остались в мифологической пещере… Пирамида заключала в себе и астрономические представления, и частично исторические, и географические»[13]. Подтверждением данной мысли может служить, например, такой факт: пирамида имеет 9 ярусов, а по представлениям майя было 9 преисподних.

Храм Гигантского Ягуара был воздвигнут в начале VIII в. Вероятно, здесь совершались важные и для многих загадочные ритуалы. Их таинственность была обусловлена, в частности, тем, что находиться внутри святилища могла лишь небольшая группа людей, так как внутреннее пространство величественных храмов майя крайне невелико. Дело в том, что индейцы владели лишь техникой возведения так называемых ложных сводов. На стены укладывали каменные плиты, одна больше другой, самые верхние из них смыкались. Чтобы с внешней стороны сооружение казалось более высоким и массивным, сверху святилище украшал каменный гребень. Естественно, что выдержать подобное перекрытие могли лишь мощные стены (до 7 м), между которыми оставалось незначительное свободное пространство (до 1 м). Вероятно, зрители наблюдали за обрядами издали, благо следить за ритуальными действиями, разворачивавшимися на вершине пирамиды, можно было из разных точек города.

Вознесенные на пирамиды Большой площади святилища, судя по всему, служили заупокойными царскими храмами. Как показали исследования, первоначально в скальном грунте были высечены гробницы, над устьями которых были возведены пирамиды[14]. Согласно одной из версий, в Храме Гигантского Ягуара был захоронен легендарный правитель Ах Какао[15]. В период правления Ах Какао были перестроены многие из ранее возведенных городских построек. Считается, что под расположенной напротив пирамидой с Храм Масок нашла последнее пристанище супруга легендарного правителя, которая умерла в 703 г.

Наличие гробницы в храме-пирамиде в Тикале не было редкостью. Майя, как и некоторые другие народы Центральной Америки, хоронили наиболее уважаемых людей в таких сооружениях. Гробницы, как правило, соединялись с храмом наверху специальным каналом для души покойного, так называемым психодуком. Некоторые исследователи убеждены, что главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Трудно сказать, какие именно представления побуждали их устраивать гробницы подобным образом. Известно, что индейцы нередко погребали своих родичей под полом тех домов, в которых жили. Может быть, место упокоения знатного лица со временем превратилось в святилище, а усопший стал восприниматься как персонификация какого-либо божества.

Выводы ученых о назначении храмов основаны не только на материалах погребений. Специалисты тщательно реконструировали изображения на гребнях святилищ, на балках-притолоках над дверными проемами и на расположенных неподалеку от храмов стелах. Центральной фигурой или одной из центральных фигур на них был правитель. Суждения исследователей косвенно подтверждаются словами испанских монахов-хронистов. Диего де Ланда, оставивший интереснейшие сведения об индейцах майя XVI века, писал, что они поклонялись своим умершим царям как богам[16]. Сто лет спустя другой летописец Ф. А. Фуэнтес и Гусман отметил, что правителя хоронили с большой торжественностью. «Место его погребения становилось святилищем, поскольку они приписывали его статуе божественные свойства, считая, что…он и после смерти будет заботиться об их процветании»[17].

У подножия пирамид расположены стелы, богато украшенные резьбой. На них изображали правителей в торжественных позах, в пышных одеяниях, с атрибутами, подчеркивавшими их высокий ранг. На самых древних стелах, по свидетельству известного мексиканского археолога А. Руса, в профиль изображалось все тело, позднее только ноги и лицо и, наконец, только лицо[18]. Фигуры обычно сопровождались иероглифическими надписями, в которых, как полагают специалисты, были указаны имя властелина, его титул, дата рождения и важнейшие события его жизни. Рельефы на стелах тематически связаны с изображениями на резных деревянных притолоках соответствующих храмов.

Мир живых, по представлениям майя, располагался на юге. Его участки имели разный «статус». Индейцы выделяли сакральную территорию, где и располагались главные святилища, а рядом с ними возводились постройки для знати. Поскольку в жизни майя в I веке н.э. огромную роль играл культ предков, то элите было выгодно подчеркивать свою родственную связь с обожествленными правителями-предшественниками. Сакрализация власти также нашла отражение в планировке административно-ритуального центра.

С южного края Большой площади Тикаля расположен Центральный акрополь. Акрополями в городах майя называют разнообразные по назначению постройки, составлявшие большие комплексы и размещенные на возвышающихся над поверхностью площадей единых платформах. В Тикале найдено три акрополя – Северный, Центральный и Южный. Обнаруженные на нем постройки, судя по всему, представляли собой дворцовый комплекс. У исследователей нет единого мнения о назначении данных сооружений. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти строения как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.

Наиболее известное из дворцовых строений – Дворец «Великого Когтя Ягуара». Здание построено в 360 году н. э. правителем, имя которого переводится как «Коготь Ягуара». По-видимому, данное сооружение являлось резиденцией для правящей династии («Коготь Ягуара» и его потомки). Дворец был для индейцев настолько священным и важным, что в дальнейшем его никто не решился перестроить.

На север, где по легендам майя находилась их прародина, направлялись души умерших[19]. Поэтому к северу от административно-ритуального центра часто располагались «стадионы» для игры в мяч. В Тикале между Центральным акрополем и Храмом Гигантского Ягуара археологи от многовековых наносов расчистили площадка для игры в мяч, как оказалось – одну из нескольких, устроенных в древнем городе. Площадка представляла собой длинную и узкую аллею, обрамленную с двух сторон низкими каменными сооружениями.

Данная игра была не столько развлечением, сколько ритуальным действом. Ученые полагают, что движение каучукового мяча могло символизировать движение солнца или звезд, а занятые игрой команды таким образом инсценировали борьбу дня и ночи, богов Неба и Подземного мира (Царства смерти). Участники игры поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог его отбить его, причем касаться мяча можно было только бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество, очков, или редкий удалец, сумевший пробросить мяч сквозь установленное вертикально в продольной стене площадки кольцо, отверстие которого незначительно превышало диаметр мяча. Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия[20].

Соответствующие характеру игры находки были сделаны археологами на так называемом Северном акрополе. Здесь различные сооружения возводились в течение одиннадцати веков. В результате появился сложный комплекс зданий, в котором выделяется 12 храмовых построек, расположенных на разных уровнях, но имеющих в основе одну искусственную платформу. Самые ранние строения появились еще в III веке. Позже по соседству расположилось множество зданий разнообразного назначения. Северный акрополь нередко сравнивают со слоеным пирогом. Правда, у него своеобразная «начинка»: на протяжении 500 лет здесь хоронили правителей города. Перед акрополем вдоль края площади установлено множество стел, напоминающих надгробные плиты.

В результате раскопок в Тикале удалось обнаружить еще семь административно-ритуальных комплексов (в научной литературе они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т. п.), представляющих собой площади с храмами-пирамидами, стоящими друг напротив друга, но все они значительно меньше комплекса вокруг Большой площади. Возведенные в VIII в. небольшие комплексы отличает одна любопытная особенность. Все они были построены с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждой группы сооружений отмечало окончание Катуна – особого 20-летнего периода в жизни майя. Майя использовали двадцатеричную систему вычисления (возможно, основываясь на количестве пальцев на руках и ногах). По-видимому, каждая новая династия возводила собственный комплекс, чтобы поклоняться в нем тому из обожествленных предков, от которого власть перешла к соответствующим правителям.

Среди множества пирамид специалисты выделяют, помимо Храма Гиганского Ягуара и Храма Масок, святилище комплекса «Затерянный мир», пирамиду IV с Храмом Двуглавого Змея и «Храм надписей» (Храм VI). Комплекс «Затерянный мир» – один из наиболее древних в Тикале. Его пирамида, точнее, первый вариант пирамиды, позже достроенный, была возведена еще в VII в. Высота сооружения 32 м, а длина стороны основания 80 м. На вершину пирамиды ведут четыре лестницы. Предположительно, сооружение служило для астрономических наблюдений. Пирамида IV, известная также как Храм двухголового змея – самое высокое сооружение Тикаля (64 м). Храм был построен в середине VIII века неподалеку от так называемого Дворца Летучей Мыши. «Храм надписей» привлекает внимание тем, что на его гребне сохранились следы выполненной в древности надписи.

Кроме того, в Тикале обнаружены руины так называемых «малых дворцов» – одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами, и множество относительно невзрачных простых домиков, в которых жили простые горожане. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, домики строились на платформе, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.

На внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или реже – нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера. По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков, можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы[21].

На граффити фигурируют боги – покровители правивших в Тикале династий, божества войны и преисподней, а также божественные правители четырехлетнего календарного цикла. Майя считали, что в конце года сменяют друг друга божества-властелины, от которых зависело существование и других богов, и людей. Во многих сценах представлен Бог Ягуар (Предок Ягуар) – древнейший покровитель воинов и владык, по представлениям майя. Исследователи относят его к группе божеств преисподней, куда также попадают другие божества в образе птиц, насекомых, рептилий с чертами монстров. Во главе Царства смерти, как показывает анализ изображений, стоял Владыка черепов. Его запечатлевали в виде скелета с черепом вместо головы.

Среди одиночных персонажей на рисунках выделяются фигуры людей, явно принадлежавших к правящей верхушке. Их нередко изображали в паланкинах или сидящими на циновках[22]. На правителях пышные головные уборы, особые пекторали из бусин. Рядом могли оказаться придворные, в более скромных уборах, сидящие со скрещенными на груди руками (в знак повиновения). Воины Тикаля, на высокий ранг которых указывали плащи из перьев, особые головные уборы и другие «знаки отличия», показаны чаще всего с копьями, дротиками, щитами и ножами в руках. Не стоит удивляться отсутствию у них луков. До Х века майя не владели данным видом оружия. Естественно, среди воинов выделялись полководцы. В сценах отправления посланника к богам изображены жертвы – скорее всего военнопленные. На многих рисунках изображены жрецы, совершавшие различные обряды. Встречаются также фигуры, явно обозначавшие иноплеменников, поскольку у них иные, чем у майя, костюмы и недеформированные головы[23].

Таким образом, в Тикале достаточно полно были воплощены мировоззренческие представления древних майя и соответствующие им социальное и политическое устройство индейского города-государства. При желании на его примере можно составить красочное, разностороннее, хотя и не всеобъемлющее представление об удивительной цивилизации Древней Америки.


[1] Например, сайты: СевероАмериканская кругосветка. http://www.vitaly.nikka.ru/america/guatemala.htm; Datos de interes. http://www.centroamericana.com/guatemala/patrimonios/Tikal.htm

[2] См.: Ершова Г.Г. Цивилизационные процессы в Старом и Новом Свете // Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000. С. 8, 18.

[3] Международный Клуб Путешествий. Рекламный тур: Куба + Гватемала + Коста-Рика. http://www.itclub.com.ru/tourism_atour_cuba-costarica.html

[4] Млечный сок дерева сапотилья, использовался для производства жевательной резинки.

[5] См.: Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972. С. 14, 270–276.

[6] Reserva ecologica http://www.elmundomaya.com/esp/info/guia/guate/reservas/ ti-kal_parque.htm ; En Tikal, departamento de El Peten, al NE de Guatemala http://tq.educ.ar/tq03042/guate/tikal.htm

[7] Guatemala: Maya world, Where Man, Nature and Time are One. S. sl., s. a. P. 6.

[8] См.: Гуляев В. И. Города-государства майя. М., 1979. С. 147.

[9] Его же. Экология и урбанизм в доиспанской Мезоамерике // Экология американских индейцев и эскимосов. М., 1988. С. 172–173.

[10] См.: Гуляев В. И. Забытые города майя. М., 1984. С. 58.

[11] См.: Красулин Е. А. К вопросу о зарождении мезоамериканского города // Мезоамериканские исследования. М., 2000. С. 44–51.

[12] См.: Кинжалов Р. В. Культура древних майя. Л., 1971. С. 160–161.

[13] Ершова Г. Г. Указ. соч. С. 18.

[14] См.: Coe W. R. Tikal. Guia de las antiguas ruinas Mayas. Philadelphia, 1971. P. 29–33.

[15] Именно Гватемалу многие специалисты считают родиной какао.

[16] См.: Ланда Д. де. Сообщения о делах в Юкатане. М.; Л., 1955. С. 163–164.

[17] Fuentes y Gusman F. A. Historia de Guatemala o Recordacion Florida. T. 1. Madrid, 1882. P. 390.

[18] См.: Рус А. Народ майя. М., 1986. С. 193.

[19] См.: Ершова Г. Г. Древняя Америка: Полет во времени и пространстве. Мезоамерика. М., 2002. С. 191–194.

[20] См.: Токовинин А. А. Некоторые аспекты игры в мяч у народов Мезоамерики // Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000.

[21] См.: Бородатова А. А. Танец в центре мира // Американские индейцы: новые факты и интерпретации. М., 1996. С. 167–220.

[22] Циновки на «картинах» майя – то же, что троны на полотнах европейских живописцев.

[23] Обитатели Тикаля, как и их соплеменники из других центров, придавали головам младенцев продолговатую форму.



Автор - Е. Ю. Лыкова,
источник - СГУ (pdf файл)