Хронология правителей Мешико-Теночтитлана

Хроники богов и воинов Анауака ::: В. Талах

Хронология правителей Мешико-Теночтитлана по разным источникам

В помещенной выше таблице приведена сводка данных о датах воцарений верховных правителей Теночтитлана, имеющихся в некоторых наиболее важных раннеколониальных источниках. В них, как правило, указано название 365-дневного года (xiuitl) согласно так называемой системе «годоносцев». В соответствии с ней названием года служила дата 260-дневного цикла тональповалли (tonalpohualli), состоявшая из номера в тринадцатисуточном цикле и названия дня в двадцатидневке, на которую приходился последний день месяца Тититль[1]. Исходя из имеющихся данных соответствие «годоносца» европейской дате по юлианскому календарю (по крайней мере, по общепринятому стилю Тлателолько) может быть рассчитано с точностью до суток, соответственно может быть определён год прихода к власти правителя по европейской эре от Рождества Христова.

В целом приведенные данные содержат достаточно однородные сведения, отражающие единую историческую традицию. Различия на 1 год, имеющиеся в «Кодексе Мендоса», связаны с тем, что авторы этого документа всегда указывали год смерти предыдущего тлатоани и первый год правления его преемника как разные. Тем же обстоятельством, по всей видимости, обусловлены разные датировки начала правлений Мотекусомы I и Ашайакатля в «Мексиканском кодексе 23-24». Наличие разных версий начала правления Уицилиуитля и Чимальпопоки связано с тем, что оба эти правителя пришли к власти не сразу после смерти их предшественников. Поэтому относительно Уицилиуитля в версии «Хроники Мешикайотль» - Чимальпаина  год 3-Акатль (1391) рассматривался как год его воцарения, а в версии «Истории мексиканцев по их рисункам» и «Мексиканского кодекса 23-24» – как год смерти его предшественника, Акамапичтли. Чимальпопока, согласно «Летописи Тлателолько», был избран правителем в год 1-Акатль, через три года после смерти Уицилиуитля в год 11-Текпатль[2]. Если составители протографа «Мексиканского кодекса 23-24» приняли за дату смерти Уицилиуитля год воцарения Чимальпопоки (1415) и добавили к ней три года междуцарствия, получился  год 3-Калли (1417), в редакции «Кодекса Мендоса» превратившийся в следующий, 4-Точтли (1418).

По крайней мере в одном случае, относительно Мотекусомы II, сведения письменных источников колониального времени подтверждаются данными доиспанской эпиграфики – на так называемом «Блоке из метро» имеется дата «10-Точтли», являющаяся годоносцем года воцарения Мотекусомы II.

Вместе с тем, имеется источник, содержащий даты воцарений верховных правителей Теночтитлана от Уицилиуитля и до Куитлауака с точностью до суток. Это так называемая «Хроника Мешикайотль» Эрнандо де Альварадо Тесосомока, составленная в 1609 г. на науатль. В ней содержатся указания на год по системе «годоносцев», на день тональповалли, в котором тот или иной тлатоани стал правителем, а также европейское соответствие дня воцарения:

Таблица 2. Даты воцарений тлатоани Теночтитлана из «Хроники Мешикайотль»

Правитель

Параграф «Хроники Мешикайотль»

Годоносец

День воцарения в тональповалли

 

Уицилиуитль

134

3-Акатль

5-Калли

22 января 1391

Чимальпопока

161

1-Акатль

3-Коатль

21 июля 1415

Ицкоатль

187

13-Акатль

13-Атль

22 июня 1427

Мотекусома I

194

13-Текпатль

3-Коатль

22 мая 1440

Ашайакатль

203

3-Калли

11-Киавитль

11 августа 1469

Тисосик

270

2-Калли

6-Коскаквавтли

2 июня 1481

Ауицотль

280

7-Точтли

10-Точтли

15 апреля 1486

Мотекусома II

302

10-Точтли

9-Масатль

14 апреля 1502

Куитлауак

325

3-Калли

8-Ээкатль

16 сентября 1520

Кроме того, дополнительно указано, что Куитлауак стал правителем в месяце Очпанистли, что соответствует 16 сентября 1520 г. (§ 325), а умер в конце месяца Кечолли, или 3 декабря 1520 г. по европейскому счету (§ 326).

Отношение современных исследователей к этим данным «Хроники Мешикайотль» неоднозначное. Одни (например, авторы статей «Правители Теночтитлана» в английской испанской и польской Википедии) принимают их на веру безо всякой критики. Однако, у большинства хронологические данные Альварадо Тесосомока не вызывают доверия и на практике не используются. В значительной степени это связано с тем, что приведенные в «Хронике Мешикайотль» европейские соответствия ни в одном случае не отвечают установленной Альфонсо Касо корреляции (соответствию) мешикского календаря с юлианским, согласно которой день 1-Коатль 2 Шокотльвеци приходился на 13 августа 1521 г., а 3-Калли 20 Тититль – на 18 января 1522 г[3].

В настоящее время можно считать установленным, что счет дней в тональповалли был закрытым (без вставок) и непрерывным. В частности, это подтверждается его совпадением со счетом дней в 260-дневном цикле у майя[4], закрытость и непрерывность которого доказывается сопоставлением дат этого цикла с так называемым Длинным счетом. В таком случае, если «Хроника Мешикайотль» использовала некую отличную от установленной А. Касо корреляцию, интервал между датами воцарений, указанных в тональповалли: 260 х n + Х, – все равно должен быть равен интервалу между приведёнными  там европейскими датами, 260 х n + Y. Анализ дат показывает, что ни в одном случае эти интервалы не совпадают (Таблица 3). Таким образом, приведенные у Альварадо Тесосомока европейские даты никак не связаны с аутентичным счетом дней в мешикском календаре.

Таблица 3. Сравнения интервалов между датами воцарений из «Хроники Мешикайотль» согласно тональповалли и по юлианскому календарю

Правитель

День воцарения в тональповалли/ номер в тональповалли

Интервал между датами тональповалли

Европейская дата по Тесосомоку

Интервал между европейскими датами по Тесосомоку

Уицилиуитль

5-Коатль/ 5

 

22.01.1391

 

 

 

260 х n + 180

 

260 х 34 + 106

Чимальпопока

3-Коатль/ 185

 

21.07.1415

 

 

 

260 х n + 244

 

260 х 16 + 194

Ицкоатль

13-Атль/169

 

22.06.1427

 

 

 

260 х n + 16

 

260 х 18 + 37

Мотекусома I

3-Коатль/ 185

 

22.05.1440

 

 

 

260 х n + 34

 

260 х 41 + 14

Ашайакатль

11-Киавитль/ 219

 

11.08.1469

 

 

 

260 х n + 177

 

260 х 16 + 153

Тисосик

6-Коскаквавтли/ 136

 

02.06.1481

 

 

 

260 х n + 212

 

260 х 6 + 218

Ауицотль

10-Точтли/ 88

 

15.04.1486

 

 

 

260 х n + 259

 

260 х 22 + 123

Мотекусома II

9-Масатль/ 87

 

14.04.1502

 

 

 

260 х n + 155

 

260 х 25 + 229

Куитлауак

8-Ээкатль/ 242

 

16.09.1520

 

Более детальный анализ дат «Хроники Мешикайотль» позволяет установить, что составитель этого сочинения (Альварадо Тесосомок или некто, чьи расчеты он использовал) уже плохо представлял себе функционирование древнего календаря. Он, в частности, полагал, что начало 365-дневного года шивитль всегда совпадает с началом 260-дневного цикла тональповалли в день 1-Сипактли (что совершенно не соответствует действительности). Поэтому, для расчета европейской даты он брал число дней, прошедших до соответствующего дня от 1-Сипактли, и прибавлял его к дате нового года, выпадавшей, согласно его данным, на 17 января (ацтекское новогодие приходилось на эту дату в 1549 – 1552 гг.). При этом, счет дней внутри тональповалли вёлся автором расчета тринадцатидневками, тресенами, и в двух случаях (Ицкоатль и Ашайакатль) он посчитал на одну тресену больше, чем нужно. Стоит заметить, что аналогичная ошибка на тресену была допущена в «Хронике Мешикайотль» при определении европейского соответствия даты вступления Кортеса в Теночтитлан: указано, что это был день 10 Кечолли, соответствующий 23 ноября 1519 г. (§ 303). На самом деле первый полный день пребывания Кортеса в Теночтитлане – (9 Калли) 10 Кечолли соответствовал 10 ноября 1519 г.[5] Ещё одна ошибка на тресену допущена при переводе на юлианский календарь даты смерти Куитлауака: 20 Кечолли определён как 3 декабря 1520 г., в то время как согласно корреляции А. Касо это было 19 ноября. Кроме того, при расчете воцарения Мотекусомы I в «Хронике Мешикайотль» указан день 3-Коатль, а для подсчёта взят номер в тональповалли дня 8-Коатль. Учитывая, что дата тринадцатидневного цикла записана в рукописи арабскими цифрами, где «8» могла быть перепутана при переписывании с «3», весьма вероятно, что первоначально в качестве дня воцарения Мотексомы I фигурировал 8-Коатль, 125-й день тональповалли (см. табл. 4). Из расчета европейского соответствия дня воцарения Куитлауака вытекает его приурочивание к месяцу Очпанистли: действительно, в 1520 г. месяц Очпанистли длился с 1 по 20 сентября, однако, день 8-Ээкатль был 4 числом месяца Тлашочимако, а на месяц Кечолли в году 2-Текпатль не приходился.

Таблица 4. Расчет европейских дат воцарений правителей Теночтитлана в «Хронике Мешикайотль»

Правитель

Европейская дата  воцарения по Тесосомоку / номер дня в году

Расчет

День воцарения в тональповалли/ номер дня в тональповалли

Уицилиуитль

22.01 / 22 =

17.01 + 5

5-Коатль/ 5

Чимальпопока

21.07/ 202 =

17.01 + 185

3-Коатль/ 185

Ицкоатль

22.06/ 173 =

17.01 + 169 (– 13)

13-Атль/169

Мотекусома I

22.05/ 142 =

17.01 + 125!

3-Коатль/ 185

8-Коатль/ 125!

Ашайакатль

11.08/ 223 =

17.01 + 219 (– 13)

11-Киавитль/ 219

Тисосик

02.06/ 153=

17.01 + 136

6-Коскаквавтли/ 136

Ауицотль

15.04/ 105 =

17.01 + 88

10-Точтли/ 88

Мотекусома II

14.04/ 104 =

17.01 + 87

9-Масатль/ 87

Куитлауак

16.09/ 259 =

17.01 + 242

8-Ээкатль/ 242

Таким образом, несоответствие приводимых в «Хронике Мешикайотль» европейских эквивалентов дней воцарения тлатоани Теночтитлана установленной корреляции связано с особенностями расчета, и не ставит под сомнение аутентичность самих дат тональповалли, заимствованных, по всей вероятности, из некоего доиспанского письменного источника. Дополнительным аргументом в пользу достоверности приводимых дат являются сведения из «Исторического компендиума» Чимальпаина, в котором в качестве дня воцарения Куитлауака указан день 7-Сипактли, на 1 сутки предшествующий записанному у Альварадо Тесосомока дню 8-Ээкатль.

Исходя из приведенного выше, европейские (юлианские) соответствия дат воцарений правителей Теночтитлана можно рассчитать. Наиболее простым способом является вычитание интервала между таким днем и «годоносцем» в тональповалли из номера дня «годоносца» (точнее, номера + 365, для «годоносца» год, следующего за високосным, + 366) в европейском году. Например, Уицилиуитль стал правителем в день 5-Коатль года с годоносцем 3-Акатль. Номер дня 5-Коатль в 260-дневном цикле тональповалли (считая его с 1-Сипактли) – 5, номер дня 3-Акатль – 133, интервал между ними: 133 – 5 = 128. Вместе с тем, согласно корреляции А. Касо годоносец 3-Акатль соответствует юлианской дате 20 февраля 1392 г., 51 дню европейского года. В таком случае позиция дня 5-Коатль в европейском году: 51 + 365 – 128 = 288, то есть, этот день выпадает на 288 сутки юлианского 1391 г., соответствующие 15 октября. Сводные данные по рассчитанным таким образом датам воцарений правителей Теночтитлана приведены в таблице 5.

Таблица 5. Расчет дат воцарений правителей Теночтитлана по юлианскому календарю

Правитель

Годоносец/ номер годоносца в тональповалли*

Европейская дата годоносца/ номер дня в году

День воцарения в тональповалли/ номер дня в тональповалли

Интервал между днём воцарения и годоносцем, дней

Европейская дата воцарения

Уицилиуитль

3-Акатль / 133

20.02.1392/ 51

5-Коатль/ 5

128

15.10.1391

Чимальпопока

1-Акатль/ 53

14.02.1416/ 45

3-Коатль/ 185

128

09.10.1415

Ицкоатль

13-Акатль/ 13

11.02.1428/ 42

13-Атль/169

104

12.02 или 30.10.1427

Мотекусома I

13-Текпатль/ 78

07.02.1441/ 38

3-Коатль/ 185

8-Коатль/ 125!

153/

213

06.09/

9.07.1440

Ашайакатль

3-Калли/ 3

31.01.1470/ 31

11-Киавитль/ 219

44

02.04 или 18.12.1469

Тисосик

2-Калли/ 223

28.01.1482/ 28

6-Коскаквавтли/ 136

87

15.02 или 02.11.1481

Ауицотль

7-Точтли/ 228

27.01.1487/ 27

10-Точтли/ 88

140

09.09.1486

Мотекусома II

10-Точтли/ 88

23.01.1503/ 23

9-Масатль/ 87

261

07.05.1502

Куитлауак

2-Текпатль/ 3

18.01.1521/ 18

8-Ээкатль/ 242

176

26.07.1520

 

* Номер дня-годоносца в тональповалли при расчёте может быть увеличен на 260.

В трёх случаях соответствующая дата тональповалли выпадала внутри 356-дневного года шивитль дважды, таким образом, для Ицкоатля, Ашайакатля и Тисосика имеются два альтернативных варианта.

В случае Ицкоатля следует избрать более поздний вариант, 30 октября 1427 г., так как он, несомненно, стал тлатоани после смерти Чимальпопоки, которая, согласно Ф. де Альва Иштлильшочитлю произошла в день 10-Шочитль года 13 Акатль, то есть, 1 октября 1527 г. В случае Ашайакатля более предпочтительным является ранний вариант, 2 апреля 1569 г., так как предшественник Ашайакатля Мотекусома I умер в году 2-Текпатль (январь 1468 – январь 1469 гг.)[6].

Воцарение нового тлатоани Теночтитлана было довольно длительным процессом, включавшим избрание и последовательность интронизационных ритуалов. Употребляемая в «Хронике Мешикайотль» расплывчатая формула «стал править страной и людьми» прямо не указывает, какой именно момент имеется в виду. Уточнить его позволяет анализ сообщения о Куитлауаке. Фактически он стал правителем мешиков с начала восстания против испанцев 15 июня 1520 г., формально получил права на власть после гибели Мотекусомы Шокойцина между 27 и 30 июня, однако, в качестве дня воцарения указаны 26 или 27 июля. По всей видимости, это день окончания коронационных обрядов, отложенных к тому же из-за боев в городе, длившихся до 30 июня/1 июля, и преследования испанцев и их союзников, продолжавшегося, по крайней мере, до 7 июля.

Итак, в «Хронике Мешикайотль» представлены следующие даты коронационных ритуалов правителей Теночтитлана по юлианскому календарю, восходящие, по всей вероятности, к некоему доиспанскому письменному источнику:

Уицилиуитль – 15 октября 1391 г.

Чимальпопока – 9 октября 1415 г.

Ицкоатль – 30 октября 1427 г.

Мотекусома I – 9 июля 1440 г.

Ашайакатль – 2 апреля 1469 г.

Тисосик – 15 февраля  или 2 ноября 1481 г.

Ауицотль – 9 сентября 1486 г.

Мотекусома II – 7 мая 1502 г.

Куитлауак – 26 июля 1520 г.

Кроме того, в «Хронике Мешикайотль» приведены даты воцарений трёх правителей Тлателолько:

Тлакатеотля – день 13-Кецпаллин года 4-Точтли (§ 163);

Куаутлата – день 1-Коскакуаутли года 1-Текпатль (§188);

Мокиуиша – день 13-Осоматли года 7-Текпатль (§ 196).

Расчёт по указанной выше методике даёт следующие юлианские даты для начала правлений этих лиц:

Тлакатеотль – 25 мая 1428 или 9 февраля 1419 г.;

Куаутлат – 22 августа 1428 г.;

Мокиуиш – 11 мая 1460 или 25 января 1461 г.

 



[1]Caso A. Los Calendarios Prehispánicos. – México: UNAM, 1967. – P.39; Broda J. The Mexican Calendar as compared to other Mesoamerican Systems // Acta Ethnologica et Linguistica. Nr 15. – Viena: Engelbert Stiglmayr, 1969. – P.35;  Rojas y Gutierres de Gandarilla J.L. de. Calendarios Mesoamericanos // Cuadernos de antropología. Vol. 9. – Madrid, Universidad Complutense de Madrid, 1983. – Pp. 10-13.

[2]Anales de Tlatelolco. – México: UNAM, 1948. – P.54.

[3]Caso A. Los Calendarios Prehispánicos. –P.49; Rojas y Gutierres de Gandarilla J. L. de. Calendarios Mesoamericanos. – Pp. 19-20.

[4]Spinden H .J. The reduction of Mayan Dates // Papers of Peabody Museum 6(4). – Cambridge, Mass.: Harvard University, 1924. – P.102; Acuña R. Calendarios antiguos del Altiplano de México y su correlación con los calendarios mayas // Estudios de cultura nahuatl. 12. – México: UNAM, 1976. – Pp.279-314.

[5]День вступления в Теночтитлан, 8 Ээкатль 9 Кечолли, соответствует 9 ноября 1519 г. (Lizardi Ramos C.Sincronologiaazteca-europea // Revista Mexicana de EstudiosAntropológicos XIV. – México: 1954-55. – P.242).

[6]Anales de Tlatelolco. – P.54