Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Барон Мюнхгаузен в Андах

Милослав Стингл ::: Поклоняющиеся звездам

Доинкским аймара мы можем, без сомнения, приписать строительство большинства чульп на Альтиплано. Однако мы не можем столь же безоговорочно приписать им строительство величайшей археологической загадки — великолепного Тиауанако. Точно так же, как не можем с уверенностью сказать, что город построили Люди «черной крови» — уру или индейцы кечуа. А поскольку кроме трех этих народностей высокогорного Перу мы не нашли иных претендентов на титул основателей Тиауанако (если исключить праотца Адама, бородатых викингов и космонавтов-инопланетян), нам придется обратиться к таким источникам информации о древнеперуанских индейцах, которые по разным причинам вызывают недоверие. Сохранилось, собственно, только одно такое сообщение, которое может иметь отношение к Тиауанако и тиауанакскому государству. Записал его вскоре после конкисты человек, заслуживший своими рассказами о доинкском Перу нелестное прозвище «перуанского барона Мюнхгаузена». И удивляться тут не приходится. Ведь то, о чем рассказывал Фернандо Монтесинос, существенно отличалось от остальных сообщений колониальных хроник. Монтесинос действительно долгое время жил в Перу. Иезуит и одновременно доктор канонического права, он появился здесь в 1628 году как один из членов свиты вице-короля Чинкона. В Перу он провел более пятнадцати лет и объездил всю страну вдоль и поперек. Хотя Монтесинос был священником, он занимался всем, чем угодно, даже добычей руды. Вернувшись в Испанию, он написал свои «Memorias Aniguas Historiales del Регй» («Древние исторические мемориалы Перу»).

Рассказ «перуанского барона Мюнхгаузена» двести лет пролежал в рукописи. В 1882 году «Мемориалы» впервые издал испанский историк Маркос Хименес де ла Эспада. Сорок лет спустя их перевел на английский язык Филип Эйнсворт Минз, в ту пору самый крупный знаток древнего Перу. Именно он всерьез задумался над хроникой Монтесиноса и попытался отделить в книге «перуанского Мюнхгаузена» немногие зернышки пшеницы от многочисленных плевел. А эти зернышки были не лишены интереса. Эйнсворт Минз установил источник сообщения Монтесиноса: многое из того, о чем рассказывается в «Мемориалах», одержимый манией сочинительства иезуит заимствовал из книги Блас Валеры, другого члена «Общества Иисуса»[1], автора несравнимо более достоверного, чем Монтесинос. Блас Валера родился в Перу, его отец был соратником и другом завоевателя Писарро, а мать происходила из непосредственного окружения Инки. Интеллигентный мальчик, сын столь видных родителей вскоре был принят в орден иезуитов. Впоследствии он проповедовал новую веру как в бывшей столице инков Куско, так и на территории, прилегающей к озеру Титикака и населенной индейцами аймара.

Занимаясь в течение многих лет миссионерской деятельностью, Валера усердно записывал все, о чем ему рассказывали индейцы. Эти заметки составили три объемистые рукописи. Одна из них, попав в руки «перуанского барона Мюнхгаузена», заинтересовала его. И недаром. Ведь Валера, сын женщины, жившей при дворе Инки, первым среди хронистов Перу записал сообщения о тех, кто правил его страной до инков, о разветвленной династии «амауту» (позднее это слово означало «ученый»).

Сообщения Валеры о доинкских правителях Монтесинос просто списал, перечень их он дополнил и сделал вывод, что перуанские индейцы были потомками библейского Ноя. Согласно версии «перуанского барона Мюнхгаузена», Перу открыл и колонизировал внук Ноя Офир. Сделал он это якобы ровно 340 лет спустя после потопа, то есть, по Монтесиносу, в 2200 году до н. э. и в 1800 году от сотворения мира. Давая вольную интерпретацию текста Валеры, Монтесинос приводит имена 102 правителей Перу. Первым из доинкских правителей в этом списке стоял Пируа Пакари Манко, по имени которого загадочное доинкское государство Монтесиноса, вызывающее столько вопросов, стали называть «государством Пиру».

Филип Эйнсворт Минз тщательно проанализировал составленный Монтесиносом список пируских правителей, исключил все амауту, относительно которых ни «перуанский Мюнхгаузен», ни Валера не могли сообщить ничего конкретного, и оставил только тех, кого он считал историческими личностями. Первым из них, по Минзу, был Айар Такко Капак, якобы вступивший на трон Пиру в 275 году н. э., а последним — Тито Юпанки Пачакутек. В годы его правления в страну вступили чужеземцы и в решающей битве у города Пукары (к северу от берегов Титикаки) нанесли поражение войскам государства Пиру, убив последнего из амауту. Те, кому удалось спастись, будто бы ушли в Тампуток в долине Апуримак и создали здесь новое маленькое государство, избрав правителем мальчика. По расчетам Минза, государство Пиру прекратило существование около 1200 года.

Окончательной гибели доинкского государства, реальность существования которого пока недоказуема, будто бы предшествовали два сокрушительных нападения неких пришельцев, приплывших по морю на бальзовых плотах. Драматическая судьба государства амауту якобы совпадает с судьбой города Тиауанако, который в это время один или даже несколько раз покидали жители. Между прочим, отдельные постройки в Тиауанако действительно выглядят так, будто рабочие и каменщики неожиданно бросили начатое дело и уже никогда к нему не возвращались.

Рассказ Валеры о правителях из династии Пируа Пакари Манко, переписанный или, точнее, поэтически обработанный Фернандо Монтесиносом, а в XX веке подвергнутый критическому анализу профессором Минзом, долгое время возбуждал лишь недоверие. Однако сегодня, когда мы уже знаем, что до «империи» инков в Перу существовали многие другие государства, нам следует в поисках основателей Тиауанако принимать во внимание и записи «перуанского барона Мюнхгаузена». Возможно, когда-нибудь эту книгу придется дополнить главой, которая будет называться «Реабилитация барона Мюнхгаузена».



[1] «Общество Иисуса» («Societas Jesu ») — название католического монашеского ордена иезуитов. — Прим. ред.