Баакуль на рубеже VI-VII веков. Поражения в войнах с Канулем и внутренний династический кризис

Стюфляев Максим ::: История царств майя

После смерти Кан-Б'алама I в Баакуле на протяжении более чем двух десятилетий самостоятельно правила женщина по имени Иш-Йо'ль-Ик'наль («Госпожа из Сердца Места Ветров»). Правящие царицы – редкое явление в политической истории классического периода. У древних майя трон передавался по мужской линии, в идеале власть переходила от отца к сыну. По всей вероятности, Кан-Б'алам I не оставил после себя наследника мужского пола. Мы не имеем сведений о том, какие родственные узы связывали Иш-Йо'ль-Ик'наль с ее предшественником. Вероятно, она была дочерью или сестрой Кан-Б'алама I.

Дата рождения Иш-Йо'ль-Ик'наль также неизвестна, поскольку надпись на центральной панели из «Храма Креста», позволявшая рассчитать даты рождения других ранних токтанских и баакульских владык, завершается воцарением Кан-Б'алама I. Из текста на восточной панели «Храма Надписей» следует, что царица «воссела в головной повязке», то есть короновалась, в день 9.7.10.3.8, 9 Ламат 1 Муваан (23 декабря 583 года). В день 9.8.0.0.0, 5 Ахав 3 Ч'ен (24 августа 593 года) она отпраздновала окончание к'атуна и «пожертвовала облачения» богам Триады.[xliv]

Иероглифическая лестница «Корпуса С» Дворца Паленке, фотография Альфреда Моудсли
Иероглифическая лестница «Корпуса С» Дворца Паленке, фотография Альфреда Моудсли

К правлению Иш-Йо'ль-Ик'наль относятся первые надежные сведения об участии Баакуля в военно-политической борьбе майяских царств. В надписи на Иероглифической лестнице, ведущей в «Корпус С» Дворца Паленке, сообщается о воцарении К'инич-Ханааб'-Пакаля I в день 9.9.2.4.8, 5 Ламат 1 Моль (29 июля 615 года). Затем от этой даты отсчитывается интервальное число, сильно разрушенное эрозией, как и дата Календарного круга, к которой оно ведет. Исследователи предлагали разные реконструкции поврежденного фрагмента.[xlv] Согласно общепринятой сегодня точке зрения, от даты 9.9.2.4.8, 5 Ламат 1 Моль отсчитывается назад интервальное число 3.1.3.3, ведущее к дате 9.8.5.13.8, 6 Ламат 1 Сип (23 апреля 599 года), времени царствования Иш-Йо'ль-Ик'наль. Как следует из дальнейшего текста, в этот день Лакамху разорили войска состоявшей из нескольких царств коалиции во главе с могущественным Канулем. Город был опустошен, а боги Триады «сброшены». Кроме войск собственно Кануля в разорении Лакамхи приняли участие царь Па'чана Ицамнаах-Б'алам II и правитель Вабе' (Санта-Елены) Нуун-Хиш-Лакам-Чаак. При этом в надписи основное внимание сосредоточено на фигуре Нуун-Хиш-Лакам-Чаака, именно он совершает надругательство над богами Триады, а па'чанский владыка лишь «сопровождает» его. В 659 году К'инич-Ханааб'-Пакаль I захватил в плен другого царя Вабе' Нуун-Ухоль-Чаака, и тем самым «отомстил» за унижение шестидесятилетней давности.[xlvi]

Текст на Иероглифической лестнице из Паленке, в котором сообщается об этом конфликте, ставит перед эпиграфистами несколько сложных вопросов. Помимо спорной даты события, главная проблема надписи заключается в том, что, по неясным причинам, предводителем канульских войск, разоривших Лакамху, в ней назван Ут-Чаналь, который правил в Кануле в середине VI века. В действительности, в 599 году царем Кануля был Ук'ай-Кан, а Ут-Чаналь к тому времени, несомненно, уже давно умер. Самое популярное объяснение этого противоречия заключается в том, что в надписи речь идет о человеке «из рода» Ут-Чаналя, однако, как показал Саймон Мартин, в рассматриваемом блоке нет необходимого в таком случае местоимения «у», «его».[xlvii] Высказывалось также предположение, что поход возглавлял тезка Ут-Чаналя, который являлся лишь младшим членом царской семьи, а не правителем. Не исключена и ошибка вырезавших иероглифы писцов. В любом случае, вопрос о том, кто возглавлял силы Кануля в их первом западном походе, остается открытым.

Притолока 4 из Бонампака
Притолока 4 из Бонампака

Хотя война 599 года и завершилась для Баакуля поражением, она может свидетельствовать о том, что это царство существенным образом влияло на политическую ситуацию в мире майя. Вероятно, Баакуль стал настолько серьезным противником Кануля, что для войны с ним пришлось привлекать силы Вабе' и Па'чана. К сожалению, в короткой надписи ничего не говорится о причинах и ходе войны, но можно с уверенностью сказать, что поражение не было окончательным. Кажется, Баакуль сохранил политическую самостоятельность и вел ожесточенные войны на протяжении следующего десятилетия. Как сообщается на Притолоке 4 из Бонампака, в день 9.8.9.15.11, 7 Чувен 4 Соц' (16 мая 603 года) царь Шукальнаха Йахав-Чан-Муваан I (600—605 гг.) одержал победу над «человеком из Лакамхи». Титул «человек из Лакамхи» свидетельствует о том, что побежденный был, видимо, не членом царского рода, а сановником или полководцем, представителем столичной знати. Николай Грюбе полагает, что Йахав-Чан-Муваан I был в то время вассалом Йокиба и воевал против Баакуля на стороне «царя царей» — повелителя Кануля.[xlviii] Несколько иной точки зрения придерживается Александр Сафронов. По мнению этого исследователя, участие Шукальнаха в войне против Баакуля было обусловлено его вассальной зависимостью от Па'чана, который также выступал на стороне Кануля.[xlix]

Тем не менее, начало VII века, несомненно, стало временем усиления Йокиба. Дмитрий Беляев определил, что на Стеле 25 из Пьедрас-Неграс упоминается война, которая является первым известным непосредственным столкновением йокибских и баакульских войск. В надписи сообщается о принесении в жертву в день 9.8.10.4.19, 12 Кавак 12 Сак (11 октября 603 года) некоего К'еб'-Те', носящего титул «б'аак вайваль» («костяной колдун»). Этот эпитет, начиная с конца VII века, входит в состав титулатуры баакульских царей. К'еб'-Те' не принадлежал к царскому роду, а был, по-видимому, владыкой области Никте', в надписи говорится, что с его смертью пресеклась династия Никте'. В день 9.8.10.5.8, 8 Ламат 1 Кех (20 октября 603 года) Иш-Йо'ль-Ик'наль руководила возведением на должность очередного «К'ан-Токского владыки». Стэнли Гюнтер показал, что эта церемония состоялась не в столице царства Лакамхе, а в Та'усе («Месте москитов»). Связь между поражением К'еб'-Те' и бегством царского двора из столицы не вызывает сомнений.[l]

Портреты Иш-Йо'ль-Ик'наль на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»
Портреты Иш-Йо'ль-Ик'наль на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»

Иш-Йо'ль-Ик'наль умерла в разгар этих тревожных событий в день 9.8.11.6.12, 2 Эб 0 Мак (7 ноября 604 года). На стенках саркофага К'инич-Ханааб'-Пакаля I присутствуют сразу два портрета этой царицы, при этом оба сопровождаются именными подписями. Ни на одном из портретов головной убор Иш-Йо'ль-Ик'наль не связан непосредственно с ее именем, как это было в случаях с Акуль-Мо'-Наб'ом I и Кан-Б'аламом I. Линда Шиле и Питер Мэтьюз указали на птицу кецаль в головном уборе и отметили, что майяское слово «к'ук'», «кецаль» помимо основного имеет значение «ростки» или «новая поросль», а также «расширение потомства». Иш-Йо'ль-Ик'наль могла быть так отмечена для подчеркивания того, что она представляла «новую поросль». Как женщина, Иш-Йо'ль-Ик'наль принадлежала к отцовскому роду, происходящему от К'ук'-Б'алама I, но не ее дети. Поскольку они принадлежали к роду своего отца, их воцарение привело к нарушению прямой линии династической родословной. Это обстоятельство беспокоило потомков царицы, прилагавших большие усилия для обоснования легитимности своего статуса. Шиле и Мэтьюз полагают, что Иш-Йо'ль-Ик'наль могла быть изображена как одна из девяти штуковых фигур на стенах склепа К'инич-Ханааб'-Пакаля I. Штуковая фигура 7 - единственная носит длинную украшенную бусинами юбку.[li]

Штуковая фигура 7 из склепа К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»
Штуковая фигура 7 из склепа К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»

В 1999 году было начато исследование расположенного вблизи от «Группы Креста» «Храма ХХ». Раскопки показали, что сооружение неоднократно перестраивалось в течение многих лет, и его ранняя фаза, кажется, датируется первой половиной VI века. Это начальное сооружение затем было частично разрушено более поздним верхним храмом, под которым располагалась гробница. В сам склеп археологи пока еще не проникли, но в полость была помещена камера и сделаны фотографии, на которых видны расписанные красной краской девять фигур необычного стиля, предметы из жадеита и керамика, датируемая по внешнему виду VI веком. Размер гробницы и богатые подношения позволяют предположить, что она служила царским погребением, но у нас нет свидетельств, позволяющих определить ее обитателя. Предварительное изучение раскрашенных фигур показывает, что они являются портретами царских предков, включая Акуль-Мо'-Наб'а и Кан-Б'алама. В таком случае, гробница из «Храма XX» должна датироваться временем после смерти Кан-Б'алама I в 583 году. Мерль Грин Робертсон предполагала, что это могла быть гробница Иш-Йо'ль-Ик'наль, но точная датировка склепа будет возможна только после его вскрытия и изучения керамики.[lii]

Иш-Йо'ль-Ик'наль – единственная в истории Баакуля царица, которая правила самостоятельно. В тексте на восточной панели «Храма Надписей», сообщающем о воцарении Иш-Йо'ль-Ик'наль и праздновании окончания периода, она представлена в одном ряду с правителями-мужчинами. Тем не менее, в тексте на западном простенке «Храма Надписей» К'инич-Кан-Б'алам II назван как «Десятый преемник, Священный Владыка Баакуля». Вероятно, это пример династического счета правителей, известного в других царствах майя, например, в Кукуле. Это означает, что К'инич-Кан-Б'алам II считал себя десятым правителем в ряду, начинавшемся с К'ук'-Б'алама I, хотя в действительности он был двенадцатым. Вероятно, из династического счета были исключены Иш-Йо'ль-Ик'наль и предшественник К'инич-Ханааб'-Пакаля I Муваан-Мат.[liii]

После смерти царицы баакульский трон занял Ахен-Йо'ль-Мат, который воцарился в день 9.8.11.9.10, 8 Ок 18 Муван (4 января 605 года). Вероятно, он был сыном Иш-Йо'ль-Ик'наль. Ахен-Йо'ль-Мат правил всего семь лет, но его царствование было насыщено важными событиями. Возможно, около 606 года произошла новая война между Баакулем и Канулем. На восточной панели «Храма Надписей» в связи с датой 9.8.13.0.0, 5 Ахав 18 Сек (18 июня 606 года) сказано, что «не воссел (не начался) год», то есть не был совершен ритуал в ознаменование окончания тринадцатилетнего периода. Спустя несколько лет Ахен-Йо'ль-Мат перешел в контрнаступление и подчинил себе Вабе'. На Монументе 1 из Санта-Елены говорится, что новый царь Ак'иин-Ах-…-Чаак взошел на трон Вабе' по его повелению. На монументе отсутствует дата, поэтому неясно, в каком году состоялась коронация. Александр Сафронов датирует это событие приблизительно 609 годом. Вероятно, баакульский царь также вмешался в династический конфликт в Шукальнахе (столица которого к тому времени была перенесена из Лаканхи в Бонампак) весной 610 года, поддержав местных противников Кануля. Противостояние началось с того, что в день 9.8.16.14.10, 10 Ок 8 Поп (19 марта 610 года) царь Шукальнаха Ах-Наль был изгнан из своих владений и бежал в Па'чан. Трон перешел к некоему Ах-Чан-Тоо'к'у. События в Шукальнахе, скорее всего, не были изолированы от общей политической ситуации в Западном регионе. Династический конфликт по времени совпадает с активизацией внешней политики Баакуля. Ах-Наль и его союзник па'чанский царь Ицамнаах-Б'алам II входили в антибаакульскую коалицию во главе с Канулем, поэтому весьма вероятно, что Ахен-Йо'ль-Мат поддержал оппонентов царской династии внутри Шукальнаха. В тексте на Монументе 4 из Бонампака нет указаний на место происхождения Ах-Чан-Тоо'к'а, то есть он не был внешним противником.[liv]

Подчинение Баакулем Шукальнаха и Вабе' не могло не обеспокоить канульского «калоомте'» Ук'ай-Кана. Весной 611 года он, опираясь на поддержку своих вассалов, перешел в масштабное наступление по всей Усумасинте. Сначала в день 9.8.17.15.0, 3 Ахав 13 Поп (24 марта 611 года) Ах-Наль разгромил Ах-Чан-Тоо'к'а и вскоре вернулся в свою столицу. Следует отметить, что именно в конце марта канульские войска, которые тогда наступали на Баакуль, должны были находиться в районе Верхней Усумасинты. Как полагает Александр Сафронов, эти совпадения вряд ли случайны. В реставрации Ах-Наля ключевую роль сыграл царь Па'чана Ицамнаах-Б'алам II, удостоившийся чести быть изображенным на Монументе 4 из Бонампака. Оппонент Ах-Наля, Ах-Чан-Тоо'к', вероятно, являлся креатурой противников Канульской державы, в первую очередь Баакуля, и победа над ним была частью масштабной военной кампании.[lv]

Затем, как сообщается в тексте на восточной панели «Храма Надписей», в день 9.8.17.15.14, 4 Иш 7 Во' (7 апреля 611 года) канульская армия, возглавляемая самим Ук'ай-Каном, вторглась в пределы уже собственно Баакуля и снова разорила Лакамху. Это очередное поражение крайне отрицательно сказалось на положении царства. Вскоре после разорения Лакамхи умирают видные представители баакульской династии. Так, в день 9.8.18.14.11, 3 Чувен 4 Вайаб (9 марта 612 года) умер таинственный Ханааб'-Пакаль, который упоминается на западной стенке саркофага своего прославленного тезки К'инич-Ханааб'-Пакаля I с титулом «Священный Владыка Баакуля». Место Ханааб'-Пакаля в иерархии царского двора неясно. Близость имен и упоминание о нем на саркофаге свидетельствуют о том, что Ханааб'-Пакаль был предком погребенного в «Храме Надписей» владыки. Линда Шиле и Дэвид Фрейдель считали Ханааб'-Пакаля братом Ахен-Йо'ль-Мата, по другой версии он был мужем Иш-Йо'ль-Ик'наль, но все это лишь гипотезы. Высказывалось предположение, что Ахен-Йо'ль-Мат и Ханааб'-Пакаль были соправителями, но прямых подтверждений этого в источниках нет. В царском списке на восточной панели «Храма Надписей» Ханааб'-Пакаль не упоминается, именование же его в тексте на саркофаге «Священным Владыкой Баакуля» скорее похоже на некоторое «приукрашивание» реальности. Отец К'инич-Ханааб'-Пакаля I К'ан-Мо'-Хиш в той же надписи также назван «Священным Владыкой Баакуля», хотя в действительности никогда не правил в Лакамхе.[lvi]

Ахен-Йо'ль-Мат пережил Ханааб'-Пакаля лишь на несколько месяцев и умер в день 9.8.19.4.6, 2 Кими 14 Моль (11 августа 612 года). Высказывалось предположение, что гибель этих представителей династии была прямым следствием неудачной войны 611 года. Как и Акуль-Мо'-Наб' II, Ахен-Йо'ль-Мат не был изображен на стенках саркофага К'инич-Ханааб'-Пакаля I. Вероятно, это объясняется тем, что он не оставил после себя прямых наследников.

В день 9.8.19.7.18, 9 Эц'наб 6 Кех (22 октября 612 года) царем Баакуля стал Муваан-Мат[lvii] («Ястреб-Баклан»). Этот правитель носил имя мифологического персонажа, творца «Паленкской Триады». Возможно, путем использования сходного имени новый владыка стремился провести параллель между событиями «творения» в начале текущей космической эпохи и установлением нового политического порядка. Ранее, когда бог Аканаль-Ишим-…-Муваан-Мат считался «матерью-богиней», была популярна точка зрения, согласно которой под именем Муваан-Мата в Баакуле правила мать К'инич-Ханааб'-Пакаля I Иш-Сак-К'ук', выполнявшая функции регента, пока ее сын не достиг совершеннолетия. Но эту гипотезу опроверг Дэвид Стюарт, который показал, что мифический Аканаль-Ишим-…-Муваан-Мат являлся мужским божеством.

Муваан-Мат – самый таинственный правитель в истории Баакуля. Его царствование длилось менее трех лет и мы, вероятно, никогда бы даже не узнали о самом факте существования Муваан-Мата, если бы во времена этого короткого владычества не наступило окончание к'атуна 9.9.0.0.0, 3 Ахав 3 Соц' (12 мая 613 года), упомянутое на восточной панели «Храма Надписей». Описание этого важного календарного события и совершенных по его случаю обрядов очень отличается от всего предыдущего текста надписи, и при его интерпретации возникают значительные трудности. Как мы видели, при описании церемоний по случаю окончания предыдущих к'атунов постоянно упоминается, что цари одевали и украшали изображения богов Триады. Видимо это был ключевой ритуал, символизировавший заботу царя о богах и сохранение надлежащего мирового порядка. Однако фрагмент, посвященный правлению Муваан-Мата, очень отличается от других: «9 множеств и 9 двадцатилетий, после которых многочисленные пожарища, погиб бог (или, по другому толкованию – «погибла владычица»), погиб владыка, не были принесены владыки Хуун Тайель, не был пожертвован дар туталь девяти небесным пращурам, шестнадцати пращурам и девяти сменяющим друг друга владыкам. Когда было объявлено двадцатилетие 3 Ахав, он не пожертвовал дар туталь Саванновому Маису … Ястребу-Баклану[lviii], он пожертвовал облачения своим богам, Муваан Мат, священный Баакульский владыка».[lix]

Таким образом, Муваан-Мат обвинялся в том, что почитал только «своих богов», не уделяя внимания «девяти небесным пращурам, шестнадцати пращурам и девяти сменяющим друг друга владыкам», а также Аканаль-Ишим-…-Муваан-Мату. Почитание божеств-покровителей династии было одной из важнейших забот верховного правителя, и пренебрежение этой обязанностью считалось преступлением. Почему же Муваан-Мат не оказал должного почета богам? Самое очевидное возможное объяснение заключается в том, что после разорения в 611 году войсками Кануля Лакамха переживала долгий и глубокий упадок, поэтому царь не смог выполнить свои священные обязанности. Но против такой интерпретации говорит противопоставление между Аканаль-Ишим-…-Муваан-Матом и «своими» богами правителя. Следует отметить, что с воцарением К'инич-Ханааб'-Пакаля I тон повествования на панелях из «Храма Надписей» в очередной раз кардинально меняется: сообщения о праздновании к'атунов становятся более подробными, основное внимание сосредотачивается на совершении К'инич-Ханааб'-Пакалем I жертвоприношений для богов Триады. Таким образом, создается эффект контраста: правление Муваан-Мата предстает одним из самых темных периодов в истории царства, но это несчастливое время подошло к концу и к власти пришел К'инич-Ханааб'-Пакаль I, который немедленно начал совершать все необходимые церемонии. Можно предположить, что Муваан-Мат был ставленником Кануля, с воцарением же К'инич-Ханааб'-Пакаля I к власти в Баакуле вернулась враждебная Канулю партия, которая выставила своего политического противника в неприглядном свете.

Дата смерти Муваан-Мата неизвестна, на основании даты воцарения приемника можно заключить, что он умер около 615 года. В начале VII века Баакуль явно переживал очень трудные времена. Но расцвет царства был еще впереди, и связан он с личностью, несомненно, выдающегося правителя - К'инич-Ханааб'-Пакаля I (Великого).


Примечания:

[xliv] Хроники… страница 17

[xlv] Подробнее об этом смотрите Хроники… страницы 30-31

[xlvi] Хроники… страница 29

[xlvii] Skidmore J. The Rulers… Р. 48

[xlviii] Grube N. Palenque in the Maya World // Eighth Palenque Round Table. San Francisco, 1993. P. 3-4 http://www.mesoweb.com/pari/publications/RT10/001grube/palenque_001.html

[xlix] Сафронов А.В. Государства… страница 91

[l] Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Войны царств Бакаль и Йокиб в VII—VIII вв.: реконструкция основных этапов конфликта // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2003». М., 2003. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/yokib_bakal.html Та'ус - это чтение Дмитрия Беляева и Александра Сафронова. Сам Стэнли Гюнтер читает название места, где происходила церемония, как Ки'ус (смотрите Skidmore J. The Rulers… Р. 51).

[li] Skidmore J. The Rulers… Рр. 52-53

[lii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 140

[liii] Skidmore J. The Rulers… Р. 53

[liv] Сафронов А.В. Государства… страницы 92-95

[lv] Сафронов А.В. Государства… страницы 95-96

[lvi] Skidmore J. The Rulers… Рр. 56-57; Хроники… страницы 25-27

[lvii] Точнее …-Муваан-Мат, ведь имя этого правителя начинается с нерасшифрованного знака Т267.

[lviii] То есть Аканаль-Ишим-…-Муваан-Мату

[lix] Хроники… страница 17