Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Йокиб в правление К'инич-Йо'наль-Ака I и Ицам-К'ан-Ака III

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Во 2-й половине VI века Йокиб переживает долгий упадок. Но в начале VII века наступает время возрождения его могущества. В день 9.8.10.6.16, 10 Киб 9 Мак (17 ноября 603 года) царем Йокиб-К'ина стал К'инич-Йо'наль-Ак I, о чем повествуется на инаугурационном монументе этого властителя - Стеле 25 из Пьедрас-Неграс. Эта стела, установленная перед пирамидой R-9, является самым ранним примером следования местному канону инаугурационного памятника, когда только что воцарившийся владыка изображается сидящим на высоких подмостках или носилках, символизировавших небесный мир.[xvii] Примечательно, что церемония коронации произошла в месте Мучиихтуун, а сам К'инич-Йо'наль-Ак I назван только «царем К'ина». Высказывалось предположение, что после разгрома Йокиба в середине VI века царский дом бежал из Пьедрас-Неграс в левобережную область царства — К'ина, а Мучиихтуун стал их временной резиденцией.[xviii]

К'инич-Йо'наль-Ак I воссел на трон в довольно молодом возрасте. Точная дата его рождения неизвестна, однако в надписи на Панели 4, в которой сообщается о смерти К'инич-Йо'наль-Ака I в 639 году, он назван «владыкой двух к'атунов», то есть человеком в возрасте от 39 до 59 лет. Следовательно, К'инич-Йо'наль-Ак I родился между 580 и 600 годами.[xix]  

Стела 25 из Пьедрас-Неграс. Инаугурационный монумент К'инич-Йо'наль-Ака I. Царь изображен восседающим на высоких подмостках или носилках, символизировавших небесный мир.
Стела 25 из Пьедрас-Неграс. Инаугурационный монумент К'инич-Йо'наль-Ака I. Царь изображен восседающим на высоких подмостках или носилках, символизировавших небесный мир.

Новый владыка приложил много усилий для того, чтобы создать себе образ «царя-воителя». В правление К'инич-Йо'наль-Ака I Йокиб неоднократно воевал с соседями, прежде всего с Баакулем (Паленке) и Сакц'и.[xx] Дмитрий Беляев определил, что на Стеле 25 помимо инаугурации описана ранее не идентифицированная война, которая является первым известным непосредственным столкновением между Йокибом и Баакулем. В надписи сообщается о принесении в жертву в день 9.8.10.4.19, 12 Кавак 12 Сак (11 октября 603 года, то есть примерно за месяц до воцарения К'инич-Йо'наль-Ака I) некоего К'еб'-Те', носящего титул «баак вайваль» («костяной колдун»). Этот эпитет начиная с конца VII века входит в состав титулатуры баакульских царей. К'еб'-Те' не принадлежал к царскому роду, а был, по-видимому, владыкой области Никте', в надписи говорится, что с его смертью пресеклась династия Никте'. Как показал Стэнли Гюнтер, введение в должность одного из баакульских вельмож в день 9.8.10.5.8, 8 Ламат 1 Кех (20 октября 603 года) произошло не в столице этого царства Лакамхе, а в Та'усе («Месте москитов»). Связь между поражением К'еб'-Те' и бегством царского двора из столицы не вызывает сомнений.[xxi]

Стела 25 была установлена К'инич-Йо'наль-Аком I в честь окончания пятилетия в день 9.8.15.0.0, 10 Ахав 8 Сек (7 июня 608 года). Очевидно, к тому времени царский двор уже вернулся в Пьедрас-Неграс. Восстановление могущества Йокиба, вероятно, стало возможным благодаря тому, что это царство вновь стало основным союзником Кануля в Западном регионе.[xxii]

Стела 26 из Пьедрас-Неграс, установленная в 628 году. На этом монументе вместе с йокибским владыкой К'инич-Йо'наль-Аком I изображены стоящие на коленях пленники – царь Сакц'и К'аб'-Чан-Те' и баакульский сановник Ч'ок-Б'алам.
Стела 26 из Пьедрас-Неграс, установленная в 628 году. На этом монументе вместе с йокибским владыкой К'инич-Йо'наль-Аком I изображены стоящие на коленях пленники – царь Сакц'и К'аб'-Чан-Те' и баакульский сановник Ч'ок-Б'алам.

В день окончания пятилетия 9.9.15.0.0, 8 Ахав 13 К'умку (23 февраля 628 года) К'инич-Йо'наль-Ак I установил Стелу 26. На этом монументе вместе с йокибским владыкой изображены стоящие на коленях пленники – царь Сакц'и К'аб'-Чан-Те' («Ветвь Небесного Дерева») и баакульский «ах к'ухуун»[xxiii] Ч'ок-Б'алам («Юный Ягуар»). Очевидно, сцена свидетельствует о победоносной для Йокиба войне против коалиции Баакуля и Сакц'и. Дата захвата пленников неясна. На Стеле 26 помимо даты установления монумента имелись еще две даты, но обе они и связанные с ними предложения сохранились плохо. Неясно даже, были ли пленники захвачены во время одной войны или в двух разных битвах. С уверенностью можно лишь сказать, что война или войны произошли в промежутке между окончанием пятилетия 9.9.10.0.0, 2 Ахав 13 Поп (21 марта 623 года) и установлением Стелы 26 в 628 году.[xxiv]

На Панели 4 из Пьедрас-Неграс говорится, что в день 9.9.18.6.10, 9 Ок 3 Шуль (17 июня 631 года) некий человек (очевидно, царь или человек из царского рода) вернулся в Пе'туун (или Пептуун)[xxv], современное городище Ла-Мар. В контексте конфликта между Йокибом и Сакц'и это сообщение представляет большой интерес. Пе'туун – это небольшое зависимое от Йокиба царство, которое, возможно, граничило с Сакц'и. Можно предположить, что Сакц'и пыталось завоевать Пе'туун и принудило местного правителя к бегству. Одержав победу над К'аб'-Чан-Те', К'инич-Йо'наль-Ак I восстановил свой контроль над Пе'тууном.[xxvi]

На так называемой «Панели из Сакц'и» (монумент неизвестного происхождения, сохранившийся сегодня в виде двух фрагментов, которые хранятся в Музее искусств в Денвере (США) и Королевском музее искусства и истории в Брюсселе) описывается некое действие в отношении «владыки К'ина» К'инич-Йо'наль-Ака, предпринятое царем Сакц'и К'аб'-Чан-Те'. Вероятно, речь идет о победе К'аб'-Чан-Те'.  Дата на монументе представлена лишь Календарным кругом и не прикреплена к Долгому счету. Она может соответствовать 9.10.3.2.5, 8 Чикчан 18 Кумк'у (26 февраля 636 года) или 9.12.15.15.5, 8 Чикчан 18 Кумк'у (13 февраля 688 года). Соответственно, неясно, о каком из царей Йокиба-К'ина идет речь - К'инич-Йо'наль-Аке I или К'инич-Йо'наль-Аке II. В случае, если верна более ранняя из этих датировок, сообщение на «Панели из Сакц'и» можно рассматривать как свидетельство продолжения конфликта между Йокибом-К'ина и Сакц'и. Такая трактовка подтверждается тем, что далее на монументе описывается имевшая место пять лет спустя успешная для Сакц'и война с Пе'тууном и Ак'е. Можно предположить, что, несмотря на поражения в 620-х годах, К'аб'-Чан-Те' сохранил свой трон, со временем Сакц'и собралось с силами и нанесло ответный удар, в 636 году одержав победу над Йокибом, а в 641 году разгромив коалицию Пе'тууна и Ак'е.[xxvii]

О последних годах правления К'инич-Йо'наль-Ака I известно мало, поскольку установленная им по случаю окончания пятилетия 9.10.5.0.0, 7 Ахав 3 Паш (1 января 638 года) Стела 31 сохранилась плохо и сегодня из надписи на ней невозможно извлечь какую-либо конкретную информацию по истории царства. К'инич-Йо'наль-Ак I умер в день 9.10.6.2.1, 5 Имиш 19 К'айаб (6 февраля 639 года), о чем его сын и преемник сообщает на Панели 4 из Пьедрас-Неграс. На этом монументе подробно описывается посвящение погребальной пирамиды (или, возможно, восстановление гробницы) К'инич-Йо'наль-Ака I в день 9.11.6.1.8, 3 Ламат 6 Кех (11 октября 658 года). Расположение гробницы внутри храма, увенчивающего пирамиду R-5, дает основания считать это сооружение погребальным.[xxviii]

В день 9.10.6.5.9, 8 Мулук 2 Сип (15 апреля 639 года) на трон Йокиба воссел старший сын К'инич-Йо'наль-Ака I Ицам-К'ан-Ак III. Известна дата рождения нового правителя - это 9.9.13.4.1, 6 Имиш 19 Соц' (25 мая 626 года). Таким образом, на момент коронации Ицам-К'ан-Аку III не исполнилось еще и 13 лет.

В конце 630-х годов, вероятно, вновь обострились отношения между Йокибом и Па'чаном. Поскольку в начале VII века Па'чан выступал на стороне Кануля, а Йокиб был еще слаб после кризиса 2-й половины VI века, противостояние между этими царствами временно не проявлялось. Но постепенно Йокиб укрепил свои позиции и стал ведущим вассалом Кануля в Западном регионе, что привело его к новым конфликтам с Па'чаном. На Стеле 8 из Пьедрас-Неграс сообщается о пленении «сахаля» па'чанского царя Ицамнаах-Б'алама III в 726 году, там же есть отсылка к некоему событию, произошедшему в день 9.10.6.7.4, 4 К'ан 17 Соц' (20 мая 639 года). Александр Сафронов считает, что речь идет о войне, в которой победил Па'чан, поскольку для военных текстов майя характерно трактовать победу над противником как «месть» за поражение в прошлом. Примечательно, что война случилась через месяц после воцарения Ицам-К'ан-Ака III. Вероятно, противники Йокиба усмотрели в переходе власти к малолетнему владыке признак ослабления царства и поспешили использовать эту ситуацию в своих интересах.[xxix] В день 9.10.14.13.0, 10 Ахав 13 Моль (2 августа 647 года) па'чанский царь Йашун-Б'алам III захватил в плен царя Хиш-Вица (Сапоте-Бобаля) Шукууб'-Чан-Ака. В VII веке Хиш-Виц принадлежал к числу союзников Йокиба, из этого царства, возможно, происходила мать Ицам-К'ан-Ака III, поэтому поход, вероятно, был направлен, в первую очередь, против Йокиба.

Несмотря на эти поражения первых лет царствования Ицам-К'ан-Ака III, Йокиб вскоре начал возвращать утраченные позиции. Как сообщается на Панели 15 из Пьедрас-Неграс, в день 9.10.15.7.6, 9 Кими 14 Во (4 апреля 648 года) Ицам-К'ан-Ак III захватил в плен некоего Йаш-Ти'-Шоока. Происхождение жертвы неизвестно, но эта война стала переломной в отношениях Йокиба с соседями. Не позднее 653 года Па'чан вновь, как и в начале VI века, попал в зависимость от Йокиба. На Панели 3 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.11.1.1.16, 5 Киб 19 Мак (14 ноября 653 года) некий Йашун-Б'алам прибыл ко двору Ицам-К'ан-Ака III и 9.11.1.2.19, 2 Кавак 2 Муваан (7 декабря 653 года) был коронован как вассал Йокиба. Далее в тексте на панели повествуется о событиях середины VIII века и этот Йашун-Б'алам назван «дедом» царя, который тогда правил в Па'чане. Следовательно, речь идет о Йашун-Б'аламе III, который в 653 году получил новый для себя вассальный статус. Не ясно, произошло ли подчинение Па'чана мирно или в результате войны, но в любом случае Йокиб восстановил свою гегемонию на Верхней Усумасинте.[xxx]

Панель 2 из Пьедрас-Неграс, установленная в 667 году. На монументе показан сбор царем Йокиба Ицам-К'ан-Аком III своих вассалов для участия в церемонии взятия «ко'хава» и, вероятно, для подготовки к войне в 658 году.
Панель 2 из Пьедрас-Неграс, установленная в 667 году. На монументе показан сбор царем Йокиба Ицам-К'ан-Аком III своих вассалов для участия в церемонии взятия «ко'хава» и, вероятно, для подготовки к войне в 658 году.

В день 9.11.6.1.8, 3 Ламат 6 Кех (11 октября 658 года) Ицам-К'ан-Ак III совершил обряд посвящения гробницы своего отца К'инич-Йо'наль-Ака I. С упоминания о двадцатилетии со дня смерти К'инич-Йо'наль-Ака I начинается текст на, несомненно, самом интересном монументе Ицам-К'ан-Ака III – Панели 2 из Пьедрас-Неграс. Надпись продолжается сообщением о взятии Ицам-К'ан-Аком III «ко'хава» в день 9.11.6.2.1, 3 Имиш 19 Кех (24 октября 658 года). Затем описывается такое же действие, выполненное Йат-Аком I в 510 году в присутствии «западного калоомте'». Текст сопровождается сценой, на которой изображен царь Йокиба, принимающий вместе со своим наследником Хой-Читам-Аком («Кружащий (?) Пекари-Черепаха») жест подчинения от шести стоящих на коленях особ в ранге «ахав»: владыки области К'ан, члена царского рода Па'чана Хуш-Каб'-…, царя Ак'е Муйаль-Чан-К'авииля, флотоводца («великого ведущего каноэ») Шукальнаха Чаналь-Чак-Чиво' и правителей трех областей в составе Шукальнаха.[xxxi] Очевидно, на сцене представлен сбор царем Йокиба своих вассалов в преддверии некой военной кампании. Неясно, однако, относилась ли эта сцена – а, следовательно, и претензии Йокиба на доминирование в области Верхней Усумасинты – к началу VI века или к правлению Ицам-К'ан-Ака III? Саймон Мартин и Николай Грюбе обращают внимание на то, что перья головного убора главного героя Панели 2 касаются именной фразы Йат-Ака I.[xxxii] Это серьезный аргумент в пользу точки зрения, что на монументе изображен Йат-Ак I и описанный выше сбор вассалов имел место в 510 году, так как во многих случаях перья головного убора главного героя монумента касаются иероглифов его имени в надписи. Кроме того, на Панели 2 рядом с йокибским царем присутствует царевич (вероятно, наследник престола) по имени Хой-Читам-Ак, в то время как преемником Ицам-К'ан-Ака III был его сын Ч'ок-Кох, принявший при коронации имя К'инич-Йо'наль-Ака II. Однако эти аргументы в пользу датировки сбора вассалов 510 годом вовсе не являются бесспорными. Во-первых, принцип соприкосновения перьев головного убора и имени главного героя монумента действует далеко не везде, во многих случаях перья указывают на другое имя. Во-вторых, наследник Ицам-К'ан-Ака III Ч'ок-Кох родился только в 665 году, и, без сомнения, был не первым сыном. Поэтому нет ничего невероятного в том, что в 658 году наследником считался Хой-Читам-Ак, который, видимо, умер или погиб на войне еще в период правления Ицам-К'ан-Ака III. С другой стороны, имеются основания датировать сцену приема вассалов серединой VII века. Как известно, в 510 году Па'чан был враждебен Йокибу. Напротив, если церемония происходила в 658 году, присутствие на ней представителя царского рода Па'чана выглядит вполне логичным, ведь в то время Па'чан признавал себя вассалом Йокиба. Упомянутый среди вассалов владыка Бубульхи Йич'аак-Пат, вероятно, был предшественником Акуль-Пата, деятельность которого приходится на вторую половину VII века. Таким образом, наиболее убедительное на сегодняшний день толкование сцены на Панели 2 заключается в том, что в 658 году Ицам-К'ан-Ак III собрал своих вассалов для участия в церемонии взятия «ко'хава» и, вероятно, для подготовки к войне. Сцена также свидетельствует о том, что к середине VII века царства Па'чан, Шукальнах и Ак'е надежно контролировались Йокибом.[xxxiii]   

В конце 650-х годов основной театр военных действий смещается на Среднюю Усумасинту и на первый план выходит противостояние между Баакулем и коалицией царств во главе с Канулем. В эту войну на стороне Кануля втянулся и Йокиб. В 659 году Баакуль начал наступление на соседние царства в долине Средней Усумасинты, которые, без сомнения, поддерживались Канулем и Йокибом. В день 9.11.6.16.11, 7 Чувен 4 Ч'ен (10 августа 659 года) баакульский царь К'инич-Ханааб'-Пакаль I пленил шестерых спутников царя Вабе' (Санта-Елены) Нуун-Ухоль-Чаака, в числе которых помимо знатных лиц из собственно Вабе' были владыки из Пакбуль-Пипы (Помоны) Ахиин-Чан-Ак и из Хинаха (?) К'ан-Ахан-Ак, а также, возможно, некое знатное лицо из К'ина, то есть левобережной части царства Йокиб-К'ина. Сам царь Вабе' также был захвачен и приведен в Лакамху. В результате победы Пакбуль-Пипа, Вабе' и не идентифицированное царство Хинах оказались под властью Баакуля. В число его вассалов, возможно, входил и Амт'уль (?)(Мораль-Реформа), где в день 9.11.8.12.10, 9 Ок 13 Соц' (10 мая 661 года) воцарился новый правитель Муваан-Холь-Пакаль, которому на момент коронации было всего пять лет.[xxxiv]

Чрезмерное усиление Баакуля не могло не обеспокоить канульского владыку Йукноом-Ч'еена ІІ (Великого). В начале 662 года он лично возглавил поход на запад. Главным союзником Кануля в войне против Баакуля стал Йокиб. На Стеле 35 из Пьедрас-Неграс упоминается некое событие, возможно ритуал зажжения огня, произошедшее в день 9.11.9.8.6, 12 Кими 9 Кумк'у (10 февраля 662 года) при участии Йукноом-Ч'еена ІІ. Через несколько дней войска Кануля и Йокиба одержали ряд побед: 9.11.9.8.11, 4 Чувен 14 Кумк'у (15 февраля 661 года) разбили неизвестного противника, на следующий день разгромили Вабе'. В день 9.11.9.11.3, 4 Ак'баль 1 Сип (8 апреля 662 года) шестилетний амт'ульский царь Муваан-Холь-Пакаль вновь был коронован уже как вассал Йукноом-Ч'еена ІІ.[xxxv]

Стела 35 из Пьедрас-Неграс. Ицам-К'ан-Ак III показан в роли триумфатора после победы над Вабе' в 662 году.
Стела 35 из Пьедрас-Неграс. Ицам-К'ан-Ак III показан в роли триумфатора после победы над Вабе' в 662 году.

Надписи на цоколе «Корпуса D» Дворца в Паленке сообщают, что 28-29 марта 662 года К'инич-Ханааб-Пакаль I совершил жертвоприношение группы пленников, в тексте не указано, откуда они происходят, но, очевидно, из района нижнего течения Сан-Педро-Мартир, поскольку военный конфликт начала 662 года был завязан вокруг политий данной области. Дальнейшие военные действия были сосредоточены, главным образом, вокруг борьбы между Баакулем и Йокибом за контроль над Вабе'. В надписи на каменной подставке для курильницы из Группы IV в Паленке записано, что в день 9.11.10.5.17, 11 Кабан 15 Муваан (18 декабря 662 года) Баакуль предпринял ответный поход, в результате которого было захвачено некое селение Ах-Цихиль-Коха (?), царя Вабе'. После этого Вабе' вернулось в сферу влияния Баакуля, но, видимо, ненадолго. На Панели 15 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.11.12.5.13, 12 Бен 1 Муваан (3 декабря 664 года) Ицам-К'ан-Ак III захватил в плен царя Вабе'. Из текста, впрочем, прямо не следует, удалось ли Йокибу восстановить контроль над этим царством. Таким образом, результаты войны за контроль над областью Средней Усумасинты в 659-664 годах в целом остаются неясными. Кажется, Канулю и Йокибу удалось сохранить «status quo» в этом регионе.

В день 9.11.12.7.2, 2 Ик' 10 Паш (1 января 665 года) у Ицам-К'ан-Ака III и его жены царицы Сак-Мо' родился сын Ч'ок-Кох, будущий царь Йокиба К'инич-Йо'наль-Ак II.[xxxvi]

В конце 660-х годов Ицам-К'ан-Ак III участвовал в двух успешных войнах. Победа, одержанная в день 9.11.16.7.14, 11 Иш 2 Паш (23 декабря 668 года) должна была быть довольно крупной, так как запись об этом событии сопровождается Долгим счетом, который очень редко используется в середине текста. Надпись на Панели 15 из Пьедрас-Неграс сильно разрушена, поэтому неизвестно, против кого воевал Йокиб. Александр Сафронов полагает, что речь могла идти о победе над Сакц'и. Эта гипотеза косвенно подтверждается тем, что спустя несколько месяцев в день 9.11.16.11.6, 5 Кими 9 Поп (5 марта 669 года) Ицам-К'ан-Ак III пленил некоего «владыку Ак'е». Хотя на протяжении большей части VII века Ак'е оставалось верным вассалом Йокиба, за контроль над этим царством боролись и правители Сакц'и. Поэтому захваченный владыка Ак'е мог быть сторонником Сакц'и и находиться в оппозиции к Йокибу. После 669 года у нас нет сведений о военных конфликтах на территории Западного региона вплоть до 681 года. Йокиб при поддержке Кануля стал доминирующим государством, контролировавшим Верхнюю и Среднюю Усумасинту, сам Кануль в период царствования Йукноом-Ч'еена II находился на пике своего могущества. [xxxvii]

«Здание К-5». Реконструкция Татьяны Проскуряковой. Данное сооружение было построено (или капитально перестроено и расширено) Ицам-К'ан-Аком III около 677 года. У подножья видны Стелы 38 и 39, а на верхней платформе указано вероятное месторасположение Панели 7.
«Здание К-5». Реконструкция Татьяны Проскуряковой. Данное сооружение было построено (или капитально перестроено и расширено) Ицам-К'ан-Аком III около 677 года. У подножья видны Стелы 38 и 39, а на верхней платформе указано вероятное месторасположение Панели 7.

К концу царствования Ицам-К'ан-Ака III акцент монументального строительства в Пьедрас-Неграс был смещен с южной на северную часть города, пирамиду К-5 расширяют, а у ее основания устанавливают две стелы. На вершине этой пирамиды была найдена Панель 7, датируемая временем около 677 года. К сожалению, сегодня этот монумент сильно поврежден, некогда на нем описывались отношения Йокиба с Хиш-Вицем, владыки из этого царства показаны подносящими дань, также упоминаются одна или несколько невест из Хиш-Вица[xxxviii].  

В надписи на так называемой «Панели Хельмута» сообщается, что в день 9.12.13.4.3, 2 Ак'баль 6 Моль (16 июля 685 года) Ицам-К'ан-Ак III совершил ритуал одевания «накидки» и «ко'хава». Эта церемония происходила в присутствии «слуги» канульского владыки Йукноом-Ч'еена II. Хотя данное сообщение по-прежнему остается не вполне ясным, оно, кажется, свидетельствует о том, что Йокиб в очередной раз подтвердил свой вассалитет по отношению к Канулю.[xxxix]   

В ноябре 686 года состояние здоровья Ицам-К'ан-Ака III, видимо, ухудшилось, и он обеспокоился проблемой сохранения надлежащего порядка наследования престола. В день 9.12.14.10.11, 9 Чувен 9 К'анк'ин (16 ноября 686 года) был совершен некий предсвадебный обряд с участием двенадцатилетней царевны из Намана (Ла-Флориды) Иш-Винакхааб'-Ахав, которая должна была стать женой царевича Ч'ок-Коха. Ицам-К'ан-Ак III умер всего через несколько дней после этой церемонии. На нескольких монументах приводятся разные даты его смерти: 9.12.14.10.13, 11 Бен 11 К'анк'ин (18 ноября 686 года), 9.12.14.10.14, 12 Иш 12 К'анк'ин (19 ноября 686 года) и 9.12.14.10.15, 13 Мен 13 К'анк'ин (20 ноября 686 года).[xl] В день 9.12.14.10.16, 1 Киб 14 К'анк'ин (21 ноября 686 года) когда еще продолжалась подготовка к погребению владыки, был проведен обряд «украшения» (или «показа») Иш-Винакхааб'-Ахав. Вероятно, этим ритуалом сопровождался брак наманской царевны и Ч'ок-Коха. Непогребенный труп царя вполне мог присутствовать на празднике в качестве почетного гостя.[xli] Ицам-К'ан-Ак III, вероятно, был погребен через пять дней после праздника, 9.12.14.11.1, 6 Имиш 19 К'анк'ин (26 ноября 686 года).


Примечания:

[xvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 142

[xviii] Сафронов А.В. Государства… страница 91

[xix] Teufel S. Die Monumentalskulpturen… Р. 97

[xx] Сакц'и – одно из ведущих царств Западного региона майя в классический период. Упоминается в надписях из Пьедрас-Неграс, Эль-Кайо, Бонампака и Тонины, а также на ряде монументов неизвестного происхождения. Территория, которую занимало царство Сакц'и, и местонахождение его политического центра к настоящему времени не определены. По мнению ряда исследователей, столица Сакц'и располагалась на месте современного городища План-де-Айутла.    

[xxi] Беляeв Д. Д., Сафронов А. В. Войны царств Бакаль и Йокиб в VII—VIII вв.: реконструкция основных этапов конфликта // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2003». М., 2003. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/yokib_bakal.html

[xxii] Сафронов А.В. Государства… страница 98

[xxiii] Ах к'ухуун («Человек священной бумаги?») – один из высших сановных титулов в царствах майя классического периода. Вероятно, этим термином обозначалась обширная категория чиновников и должностных лиц, занятых в центральном и дворцовом управлении.

[xxiv] Biro P. Sak Tz'i' in the Classic Period Hieroglyphic Inscriptions // Mesoweb Articles. 2005, Note 2. http://www.mesoweb.com/articles/biro/SakTzi.pdf

[xxv] В одной из надписей возле знака ре просматриваются две точки, поэтому читать, вероятно, следует рер, Пептуун – «Бабочка-камень» или «Бабочки на камнях» (примечание Виктора Талаха).    

[xxvi] Сафронов А.В. Государства… страница 92. Альтернативное толкование текста предложил А. Арельяно. По мнению этого исследователя, на Панели 4 из Пьедрас-Неграс упоминается не царь Пе'тууна, а царь Ак'е, само же событие он датирует 621 годом.

[xxvii] Подробнее о проблеме датировки «Панели из Сакц'и» смотрите Biro P. Sak Tz'i'… Рр. 2-8. «Ранняя» датировка описанных на монументе событий (636-641 годы) была предложена Линдой Шиле и Николаем Грюбе, сегодня она принимается большинством исследователей. К поддержке «поздней» датировки (688-693 годы) склоняется, в частности, Александр Сафронов (Сафронов А.В. Государства… страницы 121-122).     

[xxviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 143

[xxix] Сафронов А.В. Государства… страница 99

[xxx] Сафронов А.В. Государства… страница 103

[xxxi] Это были владыка Саклакаля Ах-Чак-Холь, владыка Бубульхи Йич'аак-Пат и владыка Таха …К'ин-К'ух-Чаталь.

[xxxii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 144

[xxxiii] Сафронов А.В. Государства… страницы 104-107

[xxxiv] Сафронов А.В. Государства… страницы 107-110

[xxxv] Сафронов А.В. Государства… страница 110

[xxxvi] Teufel S. Die Monumentalskulpturen… Р. 123

[xxxvii] Сафронов А.В. Государства… страницы 111-112

[xxxviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 144

[xxxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 144; Сафронов А.В. Государства… страницы 114-115

[xl] Teufel S. Die Monumentalskulpturen… Рр. 129-130

[xli] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 145