Ранние цари. Войны с K'анту' и Канулем и падение первой династии

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Как и в случае со многими другими царствами классических майя, ранняя история Сааля известна плохо. Текст на Алтаре 1 из Наранхо,[2] свидетельствует о том, что в местной традиции основание саальской династии приписывалось божественному предку по имени Ик'-Мин. Это одно из наиболее несуразных сверхъестественных существ в мифологии майя: зверь с оленьими копытами, носом тапира и зубами аллигатора, который якобы воцарился где-то в XXII тыс. до н.э. В 259 году до н.э. его потомок Пууч-Пуй-Ахав основал Машам.[3] Подобный прием проведения параллелей между событиями из легендарного прошлого и деяниями исторических правителей получил у майя широкое распространение и использовался для обоснования легитимности царской власти. [4]

Иероглифы майя на Алтаре 1 из Наранхо, который изначально располагался рядом со Стелой 38 перед зданием D-1. 593 г.н.э.
Иероглифы майя на Алтаре 1 из Наранхо, который изначально располагался рядом со Стелой 38 перед зданием D-1. 593 г.н.э.

О первых исторических правителях Сааля сохранилось мало сведений. Отсутствие ранних надписей объясняли последствиями политической нестабильности, а некоторые ученые даже полагали, что в ранние времена резиденция владык Сааля находилась в другом месте, возможно, в районе городища Хольмуль.[5]

Но в 2004 году археологи обнаружили в Наранхо новый, прежде не известный раннеклассический монумент – Стелу 45. На лицевой стороне монумента показан сопровождавший инаугурацию нового владыки обряд «взятия К'авииля» саальским царем Наац-Чан-Аком. Это не единственный исторический персонаж, упомянутый на Стеле 45. С неба за Наац-Чан-Аком наблюдает один из его предков. Сходные изображения присутствуют на ряде раннеклассических монументов, включая знаменитую Стелу 31 из Тикаля. [6] Имя предка содержится в его головном уборе и может быть прочитано как Цик'ин-Б'алам. [7] Таким образом, весьма вероятно, что Цик'ин-Б'алам – это неизвестный нам ранее местный правитель и, возможно, отец Наац-Чан-Ака. [8]

На Стеле 45, к сожалению, не сохранилось никаких дат. Традиционно правление Цик'ин-Б'алама относят к началу V века. Надписи из Тикаля позволяют предположить существование неких родственных связей между династиями Кукуля и Сааля в это время. Полное имя кукульского царя Чак-Ток-Ич'аака III (ок. 486-508) на Стеле 3 из Тикаля включает титул «Сак Чувен», который во всех остальных случаях использовался исключительно правителями Сааля. Тот же царь или его тезка выступает как один из предков, плывущих над саальским царем Ах-Восаль-Чан-К’иничем на Стеле 43 из Наранхо. Сын Чак-Ток-Ич'аака III, Вак-Чаналь-К'авииль, в надписи на Стеле 17 из Тикаля также включил в свое имя титул «Сак Чувен». В надписи на вазе К8763 упоминается Вак-Чаналь-К'авииль, «Священный Владыка Сааля». [9]

Возможно, ключ к пониманию всех этих отрывочных свидетельств содержится в надписи на созданной по заказу Чак-Ток-Ич'аака III курильнице, которая ныне хранится в Музее этнологии в Берлине. В данном случае имя царя заканчивается словами «умам Сак Чувен». На языке майя «умам» могло означать «его внук», «его дед» или «его предок». Внимательное рассмотрение надписей на Стелах 3 и 7 из Тикаля показывает, что слово «умам», возможно, присутствует и там (в блоках B3 и D2 соответственно), предшествуя упоминанию Цик'ин-Б'алама. В таком случае, в тексте на Стеле 7 сообщается об окончании периода, которое наблюдал «внук Цик'ин-Балама», тогда как в надписи на Стеле 3 Чак-Ток-Ич'аак III упомянут как «внук Цик'ин-Б'алама, Сак Чувена».[10]

Мы знаем, что дедом Чак-Ток-Ич'аака III по отцовской линии был Сийах-Чан-К'авииль, но нам ничего неизвестно о происхождении его матери, Иш-Цуц-Б'оок(?)[11], хотя она или ее тезка упоминается на раннеклассической ушной вставке из Хушхабте' (Рио-Асуль). Если Цик'ин-Б'алам действительно царствовал в начале V века, то он вполне мог быть отцом матери Чак-Ток-Ич'аака III. Время для такого династического брака было очень подходящее, поскольку Кукуль находился на пике своей раннеклассической экспансии, и его влияние распространялось на север и на юг от Сааля. Данному союзу кукульские цари, очевидно, придавали очень большое значение, поэтому они упоминают своих предков из Сааля и даже используют их династический титул, который до и после этого никогда больше не фиксируется в Кукуле. Саальские цари, несомненно, извлекли выгоду из союза с Кукулем. Археологические данные свидетельствуют об осуществлении в это время в Вакчаб'нале масштабной строительной программы. [12]

Вероятный сын Цик'ин-Б'алама, Наац-Чан-Ак, помимо Стелы 45 упоминается на раннеклассическом раскрашенном триподе из штука неизвестного происхождения, на котором после имени следует титул «Сак Чувен». Луис Лопес отметил, что Наац-Чан-Ак, возможно, упоминается в тексте на Стеле 15 из Наранхо как отец установившего этот монумент царя.[13] Дата на Стеле 15 не сохранилась, хотя главным событием, кажется, являлось завершение третьего года к'атуна. Если это так, то мы получаем несколько вероятных дат, когда она могла быть установлена: 458, 478 и 498 годы. Имя преемника Наац-Чан-Ака не сохранилось. В 475 году по случаю окончания к'атуна 9.2.0.0.0 была установлена Стела 41, но имя заказавшего ее царя теперь невозможно прочитать. На расписной тарелке, которая по стилю относится к первой половине VI века, содержится имя «Сак Чувена» Тахаль-Чаака. На основании надписи на вазе К8763 Саймон Мартин предположил, что кукульский царь Вак-Чаналь-К'авииль до своего возвращения в 537 году в Йашкукуль мог править в Саале. [14]

Тарелка с изображением головы бога маиса. Принадлежала правителю Сааля Тахаль-Чааку.
Тарелка с изображением головы бога маиса. Принадлежала правителю Сааля Тахаль-Чааку.

Наше представление об истории Сааля становится более полным только с воцарением в день 9.5.12.0.4, 6 К'ан 2 Сип (7 мая 546 года) Ах-Восаль-Чан-К'инича. Его правление было одним из самых долгих во всем классическом периоде. Ах-Восаль-Чан-К'инич «воссел на владычество» в возрасте не более чем 12 лет и, находясь у власти, отпраздновал окончание четырех к'атунов в течение 69 лет. Его самые ранние монументы плохо сохранились и не имеют четких дат, но Стела 38 точно была установлена по случаю окончания к'атуна 9.8.0.0.0 (24 августа 593 года), а на фрагментах Стелы 27 Ах-Восаль-Чан-К'инич назван «владыкой пяти к'атунов», что является указанием на возраст от 78 лет и старше. В 615 году, по случаю юбилея своего воцарения, он установил Стелу 25.

Установленная в 615 г.н.э. Стела 25 из Наранхо, на которой в простом головном уборе и с диадемой изображен Ах-Восаль-Чан-К'инич.
Установленная в 615 г.н.э. Стела 25 из Наранхо, на которой в простом головном уборе и с диадемой изображен Ах-Восаль-Чан-К'инич.

Самая длинная надпись Ах-Восаль-Чан-К'инича была найдена на Алтаре 1, маленьком овальном камне, который когда-то стоял в паре со Стелой 38. Эти монументы первоначально располагались у подножия «Здания D-l», возведенного на вершине небольшого пирамидального холма, к которому вела широкая дорога, определявшая северный предел центра города. После сообщения о воцарении легендарного Ик'-Мина надпись продолжается описанием исторических событий. Названы родители Ах-Восаль-Чан-К'инича, который обозначен как «35-й в ряду» от божественного основателя царства, - его мать Иш-Хац'?-Чан[15] и отец Пик-Чан-Ак. Важно отметить, что Пик-Чан-Ак не имеет какого-либо царского титула. Текст содержит сообщение о посвящении дворца Йаш-Поп-Наах в Машаме (вероятно, «Здания D-l» или его предшественника) в феврале 525 года. На Алтаре 1, кажется, описывается также датированный днем 9.5.10.1.3, 5 Ак'баль 11 Соц' (5 июня 544 года) конфликт с местностью «Холмы Ко», которая спустя 80 лет станет объектом атаки со стороны царства K'анту' (Караколя). Столкновение имело место всего за два года до воцарения Ах-Восаль-Чан-К'инича и, возможно, как-то связано с его утверждением на троне, хотя будущий царь был в то время всего лишь мальчиком. [16]

Текст на вышеупомянутой Стеле 25 посвящен преимущественно перечислению юбилеев Ах-Восаль-Чан-К'инича, однако в блоке А10 содержится важная информация о политической ситуации в низменностях майя в ранний классический период. Сказано, что воцарение Ах-Восаль-Чан-К'инича в 546 году «наблюдал» правитель Кануля Туун-К'аб'-Хиш («Каменнолапый Оцелот»). Данная запись является самым ранним сохранившимся примером такой формы политического покровительства, когда один царь санкционирует правление другого, и первым признаком нарастающего могущества Канульской державы. Так как она появляется в самом конце долгого правления Ах-Восаль-Чан-К'инича, у нас есть основания полагать, что все это время он оставался лояльным вассалом и союзником канульских царей.

Полихромная чаша, на которой упоминается имя Ах-Восаль-Чан-К'инича. По всей вероятности, сосуд был расписан в конце VI века.
Полихромная чаша, на которой упоминается имя Ах-Восаль-Чан-К'инича. По всей вероятности, сосуд был расписан в конце VI века.

Мы не знаем, как долго Ах-Восаль-Чан-К'инич жил после юбилея в 615 году, но с его смертью положение Сааля быстро меняется в худшую сторону. Между Ах-Восаль-Чан-К'иничем (35-й царь Сааля начиная от божественного основателя) и К'ак'-Тилив-Чан-Чааком (38-й царь) на саальском троне успели побывать еще два правителя. От их царствования сохранилось мало свидетельств, что, очевидно, объясняется поражениями Сааля в войнах со своим южным соседом и конкурентом K'анту', а также ставшим на его сторону Канулем. Имя первого из них, К'ушаха, было установлено Александром Токовининым всего несколько лет тому назад. [17] Имя К'ушах могло быть сокращением длинной именной фразы, которая начиналась с существительного. Подобные сокращения имен известны в надписях. Например, предшественник К'ушаха Ах-Восаль-Чан-К'инич почти во всех текстах фигурирует как Ах-Восаль и его полное имя стало известно только после открытия в 2002 году Алтаря 2 из Наранхо. [18]

Первая война K'анту' с Саалем началась в 626 году. Ее причины неясны. В K'анту' незадолго перед этим к власти также пришел новый амбициозный правитель …н-О'ль-К'инич II. Видимо, конфликт был вызван пересечением интересов двух политий. В день 9.9.13.4.4, 9 K'ан 2 Сек (26 мая 626 года) …н-О'ль-К'инич II напал на местность «Холмы Ко», которая в то время, очевидно, контролировалась Саалем, и одержал победу над К'ушахом. Этот успех, похоже, был незначительным и неокончательным, поскольку через сорок дней царь K'анту' снова напал на «Холмы Ко», а в 9.9.14.3.5, 12 Чикчан 18 Сип (2 мая 627 года) нанес К'ушаху очередное поражение возле другого подчиненного Саалю поселения, называемого Цам.[19]

О каком-либо участии Кануля в этих столкновениях не сообщается, однако, в день победы над Цамом канульский владыка Тахоом-Ук'аб'-К'ак' играл в мяч на «Площадке Трех Побед». Игра в мяч у майя часто была связана с принесением в жертву пленников, и это наводит на мысль, что Тахоом-Ук'аб'-К'ак' уже тогда оказал K'анту' поддержку. Как мы видели, в годы правления Ах-Восаль-Чан-К'инича Сааль выступал вассалом и союзником Кануля. Но после его смерти отношения между двумя царствами испортились. Поэтому есть все основания полагать, что с приходом к власти К'ушаха внешнеполитический курс Сааля изменился, и именно это послужило поводом к войне.

Тахоом-Ук'аб'-К'ак' умер в день 9.9.17.11.14, 13 Иш 12 Сак (4 октября 630 года). Об этом сообщается в тексте на «Иероглифической лестнице 1» из Наранхо. Причина смерти не указана, но в самой надписи повествовалось о войне с Саалем, которая тогда была в разгаре. Поэтому Виктор Талах полагает, что канульский царь лично принял участие в военных действиях и погиб в одной из битв.[20] Однако, несмотря на такой успех, Сааль не мог долго выдерживать натиск одновременно двух противников. В конце 631 года Кануль переходит в решительное наступление. В день 9.9.18.16.3, 7 Ак'баль 16 Муваан (27 декабря 631) «пал Сааль, город К'ушаха, Сак Чувена». Вакчаб'наль был захвачен канульскими войсками, а К'ушаха, вероятно, убили.

Весь ход этой долгой войны, с особым подчеркиванием успехов K'анту' и конечной победы Кануля, подробно описан на «Иероглифической лестнице 1» из Наранхо. Этот важный монумент был обнаружен в 1908 году Теобертом Малером. Лестница располагалась прямо у входа в Центральный Акрополь – резиденцию саальских царей. Первоначально предполагали, что она была своего рода монументом в память о завоевании, установленным по приказу правителей K'анту' и призванным напоминать покоренному царскому двору Сааля о его былом унижении. Однако такое толкование противоречит тому факту, что впоследствии могущественные и независимые цари Сааля оставили лестницу там, где она была, прямо перед своим дворцом.

Фотография Теоберта Малера (немецкого/австрийского фотографа и исследователя). На фотографии видны 4 блока, которые ранее являлись частью «Иероглифической лестницы 1» из Наранхо, а также 3 каменных черепа (ныне пропавших).
Фотография Теоберта Малера (немецкого/австрийского фотографа и исследователя). На фотографии видны 4 блока, которые ранее являлись частью «Иероглифической лестницы 1» из Наранхо, а также 3 каменных черепа (ныне пропавших).

Лестница была найдена переустановленной и неполной, и совсем не очевидно, что ее изначально установили именно в Вакчаб'нале. Сегодня преобладает интерпретация, согласно которой монумент изначально был установлен в Хушвице (древнее название городища Караколь, столицы царства K'анту') …н-О'ль-К'иничем II по случаю окончания периода 9.10.10.0.0 в 642 году, но позднее, когда в 680 году владыки Сааля захватили и разграбили вражеский город, они забрали его в качестве военного трофея. В Караколе был обнаружен подтверждающий данное предположение фрагмент, который соответствует блокам лестницы по конструкции, размеру и материалу. Большинство захваченных лестничных блоков заново установили в Вакчаб'нале без какого-либо порядка, некоторые блоки перенесли в союзный Саалю К'анвиц (Уканаль). Замысел, кажется, заключался в том, чтобы превратить надпись в насмешку, своего рода напоминание о том, что случилось с врагами царства: они смогли победить один раз, но в конечном итоге потерпели поражение, были разорены, приведены ко двору и растоптаны владыками Сааля.[21]

История Сааля в течение последующих почти 50 лет долгое время оставалась загадкой для исследователей. Отсутствие письменных источников породило версию о том, что после поражения в 631 году и вплоть до 680 года в Саале вообще не было царей или их легитимность позднее поставили под сомнение. Однако с открытием Алтаря 2 из Наранхо «межвоенная» история царства стала более ясной. В тексте на этом монументе упоминается 37-й правитель Сааля К'ак'-…-Чан-Чаак,[22] до этого известный только по порядковому номеру в ряду царей. Он назван в связи с датой 9.10.11.6.12, 11 Эб' 0 Сип (11 апреля 644 года), следовательно, К'ак'-…-Чан-Чаак уже тогда был царем (неясно, впрочем, воцарился ли он сразу после гибели К'ушаха, или же между ними было более или менее длительное междуцарствие).

Это единственное свидетельство о К'ак'-…-Чан-Чааке непосредственно из его столицы. В надписи из Караколя говорится, что в день 9.12.7.14.1, 3 Имиш 9 Поп (2 марта 680) царь Сааля (опознаваемый, правда, только по титулу «Сак Чувен») напал на Хушвицу и одержал победу. Видимо, ему удалось на какое-то время овладеть городом и перенести из Хушвицы в Вакчаб'наль иероглифическую лестницу. В надписях такого рода, созданных проигравшей стороной, поражение обычно упоминается лишь для того, чтобы противопоставить ему последовавшую затем окончательную победу. Похоже, текст из Караколя был построен именно по такому принципу, и в утраченной теперь части надписи некогда сообщалось о мести царства K'анту'. По крайней мере, уже через 168 дней, 9.12.8.4.6, 12 Кими 14 Ч'ен (14 августа 680 года) царь Хушвицы К'ак'-Ухоль-К'инич вернулся в свою столицу. О том, что ответный удар действительно имел место, свидетельствует разразившийся вскоре в Саале династический кризис. Между 680 и 682 годами местная династия обрывается. Новая будет спустя несколько лет основана царицей Иш-Вак-Чан-...-Ахав[23], дочерью владыки Южного Кукуля (Дос-Пиласа) Б'аахлах-Чан-К'авииля. В источниках прямо не говорится о причинах смены династии, но наиболее вероятно, что это были последствия военного поражения. Причем, учитывая южнокукульское происхождение новой царицы, логично предположить, что разгром Сааля осуществлялся силами не только K'анту', а целой коалиции царств, возглавляемой, очевидно, могущественным Канулем.[24]


Примечания:

[2] Подробнее о надписи на Алтаре 1 из Наранхо см. Schele L. and Grube N. Naranjo Altar 1 and Rituals of Death and Burials. // Texas Notes on Precolumbian Art, Writing and Culture No. 54. Center of the History and Art of Ancient American Culture, University of Texas, Austin. http://www.utmesoamerica.org/texas_notes/TN-54_pp.01-05.pdf Чтение, перевод и интерпретацию надписи на Алтаре 1 из Наранхо осуществила Е.А. Семакина (Семакина Е.А. Наранхо: предки и правители. Традиция преемственности и легитимности власти (по материалам эпиграфических источников)// Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций. М.,2003. Сс. 184-191).

[3] По предположению Саймона Мартина, в данном случае речь могла идти о реальном основателе династии, которого позднее отождествили с божеством. См. Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. Second edition. – L.; N.Y., 2008, Р. 70

[4] Беляев Д.Д., Токовинин А.А. Сакральная власть майяских царей (III–IХ вв. н.э.) // Сакрализация власти в истории цивилизаций. М., 2005. Ч. 1. С. 146–160. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/sacral_power.html

[5] Grube N. La historia dinástica de Naranjo, Peten // Beiträge zur Allgemeinen und Vergleichenden Archäologie (2004) 24. Рр. 197-213

[6] Подробнее о Стеле 31 из Тикаля см. раздел «Политическое доминирование Кукульского царства в V - начале VI веков» в очерке «Кукульское царство».

[7] Первая часть имени, «Цик'ин», является, скорее, условным обозначением знака, чтение которого достоверно не установлено, а не подлинной дешифровкой.

[8] Tokovinine А, Fialko V. Stela 45 of Naranjo and the Early Classic Lords of Sa’aal. // The PARI Journal. (2007). 7(4).Рр.1-14. http://www.mesoweb.com/pari/journal/archive/PARI0704.pdf

[9] Martin S. Caracol Altar 21 Revisited: More data on Double Bird and Tikal`s War of the Mid Sixth Centhury // The PARI Journal. (2005). 6(1).P. 8. http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/601/Altar21e.pdf

[10] Tokovinine А, Fialko V. Stela 45… Рр. 11-12

[11] Чтение знака Т533 является предметом длительной и до сих пор не завершенной дискуссии. Предложенное в 1990-х годах чтение Ник сейчас считается ошибочным (так читается другой знак). Кр. Прагер предложил чтение Б'оок, но аргументы в пользу этого чтения оказались весьма сомнительными. Б. Мак-Лауд в последнее время обосновывает чтение Б'аак, но ее доводы тоже пока не до конца убедительны. Можно только сказать, что это слог [CVVC], несомненно, заканчивающийся на «к» и, возможно, начинающийся на «Б'»(примечание Виктора Талаха).

[12] Tokovinine А, Fialko V. Stela 45… Рр. 12-13

[13] Lopes L. A Probable Reference to Na-"Gourd" Chan Ahk on Naranjo Stela 15 http://www.mesoweb.com/articles/lopes/ProbableReference.pdf

[14] Martin S. Caracol Altar… Рр. 7-8

[15] Второе слово в имени этой женщины записано знаком «Камень в руке», для которого предлагались чтения Ха'м, Ток и Хац'. Обоснование последнего чтения см. Zender M. Glyphs for “Handspan” and “Strike” in Classic Maya Ballgame Texts.\\ The PARI Journal 4(4):1-9. http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/404/Handspan.pdf (примечание Виктора Талаха).

[16] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 72

[17] Tokovinine А. Of Snake Kings and Cannibals: A Fresh Look at the Naranjo Hieroglyphic Stairway.// The PARI Journal. (2007). 7(4).Рр.15-22. http://www.mesoweb.com/pari/journal/archive/PARI0704.pdf

[18] Tokovinine А. Of Snake… Р. 19

[19] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 72; 106

[20] Талах В.М. Великий неспокій у сельві (електронний текст, 2007), Ст. 1; 12

[21] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 73; Tokovinine А. Of Snake… Р. 16

[22] Одна из четырех частей имени этого правителя, записанная знаком «Пятнистый череп» (№1046 в Каталоге Томпсона), пока не может быть прочитана. Возможно, это Шив. В таком случае, полное имя будет читаться К'ак'-Шив-Чан-Чаак («Устрашающее Пламя – Небесный Чаак).

[23] Чтение четвертого слова имени царицы остается предметом споров, предлагались варианты Кох, Вин и Цук. В 2007 году Дэвид Стюарт, основываясь на записи на Мичольском кельте, предложил для этого знака чтение «Леем», в таком случае имя царицы имеет вид: Иш-Вак-Чан-Леем-Ахав, «Владычица Вздымающегося в Небеса Сияния».

[24] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 73