Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Кризис верховной власти в Петешбатуне. Правление местных царей и окончательный «коллапс» государственных образований

После 761 года К'авииль-Чан-К'инич больше не упоминается в надписях и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. С разорением Дос-Пиласа в области Петешбатун-Пасьон происходят существенные перемены, связанные с нарастанием процессов дезинтеграции и непрерывными междоусобными войнами. Поскольку Дос-Пилас приходит в упадок, царскую резиденцию окончательно переносят в К'инич-Па'-Виц (Агуатеку), где также построили новые укрепления. Быстрый рост города свидетельствует о том, что сюда переселилось значительное количество беглецов из старой столицы: знать, воины, ремесленники.[38]

Именно в К'инич-Па'-Вице 9.16.19.0.14, 5 Иш 12 Поп (12 февраля 770 года) воцарился следующий известный нам «Священный Владыка Кукуля» Тан-Te'-K'инич, который упоминается на нескольких стелах из Агуатеки, а также на большом количестве переносных предметов. На недавно обнаруженной Стеле 19 рассказывается о сражении 778 года, в котором участвовал этот правитель. Своим отцом он называет не К'авииль-Чан-К'инича, а неизвестного династа с титулом «хозяин К'ан-Б'алама».

Тан-Te'-K'инич развернул в К'инич-Па'-Вице активную строительную деятельность, стремясь продемонстрировать возрождение державы своих предков. Однако за пределами города его власть была довольно слабой. Почти одновременно с ним, 9.17.0.0.0, 13 Ахав 18 Кумк'у (24 января 771 года) в ранее зависимом от Дос-Пиласа Сейбале воцарился новый правитель по имени Ахав-Б'от, который также принял титул «Священного Владыки Кукуля». Сейбальский царь взошел на трон в день окончания к'атуна, что довольно необычно для майя. Как полагает Дмитрий Беляев, Ахав-Б'от являлся одним из южнокукульских династов, бежал от врага в Сейбаль, сверг местную династию и основал собственное государство[39]. Ахав-Б'от упоминается также в городе Чапайале, в 15км к северо-востоку от Сейбаля. Вероятно, это признак того, что Чапайаль в то время входил в сферу влияния Сейбаля.[40]

Панель 2 из городища Ла-Амелия, 804 год. Портрет Лачан-К'авииль-Ахав-Б'ота.
Панель 2 из городища Ла-Амелия, 804 год. Портрет Лачан-К'авииль-Ахав-Б'ота.

Еще одна линия «кукульских царей» обосновалась в небольшом городе Ла-Амелия, на северо-запад от Петешбатуна, около слияния рек Пасьон и Чишой. Единственный известный ее представитель Лачан-К'авииль-Ахав-Б'от воцарился 9.18.11.13.4, 10 К'ан 2 Шуль (5 мая 802 года). В еще более мелком центре Агуас-Кальентес между 787 и 790 годами правил «Священный Владыка Кукуля» Чак-Лакамтуун. Возможно, это отец Лачан-К'авииль-Ахав-Б'ота[41]. Свой правитель был и в небольшом центре Эль-Карибе, лежащем между Ла-Амелией и Агуас-Кальентес, правда, он не называл себя «кукульским владыкой».

Отношения между этими многочисленными «Священными Владыками Кукуля» ясны не до конца. Вероятно, за царем К'инич-Па'-Вица все же признавалось некое верховенство. Тан-Te'-K'инич упоминается в Сейбале, а в 802 году он посетил Ла-Амелию, где осуществил руководство над неким ритуалом, выполненным Лачан-K'aвииль-Ахав-Б'oтом (это последнее упоминание о Тан-Te'-K'иниче). Высказывалось даже предположение, что царь Ла-Амелии Лачан-К'авииль-Ахав-Б'от и царь Сейбаля Ахав-Б'от – это одно лицо, и что в 802 году сейбальский царь при поддержке Тан-Te'-K'инича распространил свою власть на Ла-Амелию. Данная гипотеза косвенно подтверждается некоторыми фактами. Оба царя любили игру в мяч (сейбальский царь играл в 800 году, ла-амелийский – в 804), на Стеле 7 из Сейбаля и Панели 2 из Ла-Амелии изображены похожие персонажи: пожилые, приземистые мужчины с тяжелым подбородком и морщиной возле рта.[42]

Реконструкция главной площади Дос-Пиласа в период расцвета царства
Реконструкция главной площади Дос-Пиласа в период расцвета царства

Ряд соседних царств, кажется, извлекли пользу из краха гегемонии Дос-Пиласа в Петешбатуне. Ицан, Мачакила и Йак-К'ан (Канкуэн) переживают в это время подъем. Особенно возросло могущество Йак-К'ана, который при царе Тахаль-Чан-Аке (757-ок.800) вступает в полосу расцвета. Как мы видели, в самом Петешбатуне не нашлось единой сильной власти, способной занять место Дос-Пиласа; широкое распространение «кукульского» царского титула свидетельствует о снижении его статусной значимости. Тем не менее, политическая раздробленность явилась лишь прелюдией к следующему этапу: постепенному превращению всего региона в поросшие джунглями руины.

Реконструкция главной площади Дос-Пиласа после упадка. Оставшиеся жители использовали каменную кладку дворцов и пирамид для сооружения двойной оборонительной стены вокруг своего поселения.
Реконструкция главной площади Дос-Пиласа после упадка. Оставшиеся жители использовали каменную кладку дворцов и пирамид для сооружения двойной оборонительной стены вокруг своего поселения.

Ни одна другая область майя не иллюстрирует так четко тот хаос, в который, начиная примерно с рубежа VIII-IX веков, было ввергнуто классическое общество, как Петешбатун. Из этого региона мы имеем явные доказательства того, что шесть веков культурного процветания цивилизации закончились войной небывалой интенсивности.

Последнее письменное сообщение, касающееся истории южнокукульских династов, датируется 807 годом[43]. Однако данные археологии помогают пролить свет на мучительную агонию городов Петешбатуна и бассейна реки Пасьон. Создается впечатление, что между 760 и 830 годами весь регион был охвачен беспрерывной войной. Все крупные поселения спешно укреплялись. В К'инич-Па'-Вице были построены мощные укрепления, усилившие его и без того внушительную естественную защиту. Стенами длинной в 4.8 км был огражден не только сам город, но и большие области пахотной земли, а также доступ к важным запасам воды. Окружающие холмы и их деревни тоже оградили, возможно, это была часть сплошной линии оборонных сооружений. Все эти оборонные приготовления - которые, кажется, никогда не прекращались – лишь оттянули, но не предотвратили гибель города. Раскопки Такеши Иноматы в центральном ядре показали, что оно было разрушено огнем, а его элитные жилища покидались в большой спешке: жители бросали жадеит и ценные раковины, большое количество керамики было оставлено прямо на полу. Это первый случай, когда бегство из классического города может быть засвидетельствовано так детально.[44]

В Сейбале основные дворцовые и административные постройки находились в группе «D» на естественном холме, возвышающемся над рекой Пасьон на 80 м. Склоны холма были эскарпированы, а платформы, поддерживавшие здания, тесно примыкали друг к другу, образуя практически сплошную стену. Главная площадь в группе «А», располагавшаяся на речном берегу, также была окружена стеной. Оборонительная стена по краю обрыва была обнаружена в Арройо-де-Пьедра. Укрепления окружали не только ключевые города, но и мелкие деревушки с населением в 100-200 человек.[45]

Действительно монументальные оборонные укрепления были возведены в соседнем с Дос-Пиласом маленьком городке Пунта-де-Чимино, расположенном на вдающемся в озеро Петешбатун полуострове. Вдоль узкого подступа к берегу был вырыт котлован глубиной приблизительно в 38 250 куб. метров, чтобы создать три последовательных рва. Наибольшие крепостные валы имели 9 метров в высоту. Последняя, самая глубокая, канава затоплялась, чтобы создать островную цитадель. Хотя дата начала строительства неясна, очевидно, что сооружение было укреплено в неспокойные поздние времена.[46]

Милитаризация общества отразилась даже в титулатуре знати - многие правители называют себя только военными эпитетами «'У-ча'ан», «хозяин пленника», не утруждая дополнительными именами.[47]

Не имея надежных письменных источников, сложно точно установить, от кого пытались защититься обитатели классических городов в регионе Петешбатун-Пасьон. Крайняя раздробленность власти, казалось бы, свидетельствует о том, что причиной всех бедствий была ожесточенная вражда местных царей. Однако возможность внешнего вторжения также не исключается. Находки особой «оранжевой» керамики, нехарактерной для майя, возможно, указывают на присутствие в Петешбатуне в то время значительных групп выходцев с побережья Мексиканского залива. Правда, в Алтарь-де-Сакрифисьос майяский город просуществовал до 849 года, но после этого население в нем полностью заменили носители культуры «тонкой оранжевой» керамики.[48]

Во втором десятилетии IX века пришельцы, вероятно, появляются и в южном Петене, где в 817 году в К'ан-Вице (Уканале) упоминается «западный калоомте'» с немайяским именем Папамалиль. Через 13 лет правитель К'ан-Вица Ти'-Чан-Эк' приводит владыку, названного Ах-Б'олон-Хааб'ат (или Ах-Б'олон-Хааб'тах) в Сейбаль, который на ближайшие десятилетия станет центром своеобразной варваризированной державы. В Сейбале в это время наблюдается наплыв «тонкой оранжевой» керамики и терракотовых статуэток центральномексиканского типа. Празднование местным владыкой Ват'уль-К'ателем к'атуна 10.1.0.0.0 (30 ноября 849 года) «засвидетельствовали» своим присутствием цари Кукуля, Кануля, Ик'а и Лакамтууна. Особенно интересно сообщение на Стеле 6 из Сейбаля о том, что в 849 году сейбальского царя посетил «Священный Владыка Пу', хозяин двадцати горных поселений». Слово Пу' («Тростник») – это буквальный перевод центральномексиканского «Толлан», названия столицы полулегендарных тольтеков, которые именно в IX веке создают на Мексиканском нагорье свое могущественное государство. Таким образом, не исключено, что среди гостей сейбальского царя Ват'уль-К'ателя мог быть тольтекский повелитель.[49]

Кроме Ват'уль-К'ателя в числе сейбальских царей под 869 годом упоминается Йаш-Калоомте'-К'ухуль-Иц'ат, а под 889 – К'ап-Сак-Ник. Эта держава просуществовала, по крайней мере, до 894 года, но в конечном итоге она тоже исчезла, разделив судьбу остальных царств майя классического периода.


Примечания:

[38] Беляев Д.Д. Династическая история…

[39] Там же.

[40] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 65

[41] Беляев Д.Д. Династическая история…

[42] Талах В.М. Великий неспокій…, Стор. 11

[43] В этот год Лачан-К'авииль-Ахав-Б'от посвятил в Ла-Амелии иероглифическую лестницу.

[44] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 65

[45] Беляев Д.Д. Династическая история…

[46] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 67

[47] Беляев Д.Д. Династическая история…

[48] Талах В.М. Великий неспокій…, Стор. 11

[49] Талах В.М. Великий неспокій…, Стор. 11-12