Упадок и гибель Мутульского царства

С началом IX столетия в области майя внезапно проявляются признаки глубокого кризиса, династии региона исчезают, а численность населения начинает резко падать. По мере углубления кризиса династическая история Мутуля становится все менее ясной. Стела 24 была установлена в январе 810 года в честь окончания к'атуна 9.19.0.0.0 рядом с последним крупным тикальским сооружением – 55-метровой пирамидой, именуемой сегодня «Храмом 3». На стеле упомянут установивший ее правитель Нуноом-Ч'еен, обозначаемый также прозвищем «Темное Солнце», следовательно, он правил в 810 году. На обнаруженной в храме панели помимо Нуноом-Ч'еена упоминается его отец, мутульский владыка Нуун-Ухоль-K'инич («Предсказатель – Голова Бога Солнца») который мог править между 794 и 810 годами, хотя не исключено, что это и есть 28-й правитель. 46 Нуноом-Ч'еен уже не строил по случаю церемонии комплекс «пирамид-близнецов», ограничившись стелой и алтарем, что свидетельствует о сокращении его возможностей. «Храм 3», вероятно, служил погребальной святыней этого царя.

Притолока 2 Храма III. Деталь сцены, на которой изображен участвующий в танцевальной процессии один из последних царей Тикаля - Нуноом-Ч'еен («Темное Солнце»)
Притолока 2 Храма III. Деталь сцены, на которой изображен участвующий в танцевальной процессии один из последних царей Тикаля - Нуноом-Ч'еен

Одновременно с ослаблением Мутульского царства наблюдается усиление его давних противников - K'анту' и Сааля. Во второй половине 810-х годов в юго-восточном Петене происходят значительные перемены. В K'анвице (Уканале), незадолго перед этим разбитом царем K'анту', появляется правитель с  абсолютно немайяским именем Папамалиль 47 и титулом «западного калоомте'». Использование мелким царством, расположенным к тому же в восточном Петене, столь высокого титула наводит на мысль, что Папамалиль был чужаком в K'анвице. Папамалиль вступил в союз с недавним противником – царем K'анту'. В марте 817 года К'антумаак К'инич-Тооб'иль-Йо'паат прибыл в K'анвиц и принял участие в разбрасывании неких предметов. Вероятно, это означало совместное объявление войны Мутулю. 21 июня 817 года мутульское войско было разбито, а Священный Владыка Мутуля K'ель-K'инич-K'аб'-Шоок погиб. 48 После этого в Тикале прекращается создание надписей и строительство крупных сооружений. В первой половине ІХ века великий город приходит в упадок, его население резко сокращается.

Следующее ключевое для майя календарное событие, наступление 10-го бак'туна (10.0.0.0.0) в 830 году, прошло в Тикале неотмеченным, став частью 60-летней «паузы», которая, кажется, означала конец всякой прочной центральной власти в городе. Единственный монумент, установленный по случаю празднования этой даты, - это алтарь (некогда часть комплекса из алтаря и стелы), недавно обнаруженный в небольшом городище Сакпетен, расположенном в 26 км к югу от Тикаля на озере Салпетен. Надпись на алтаре свидетельствует, что правитель Сакпетена вел свой род от Йик'ин-Чан-К'авииля. Очевидно, Мутульское царство распалось, и на первый план выдвинулись местные владыки. Подобные процессы кризиса центральной власти и возвышения провинциальных элит в терминальный классический период характерны для всего региона майя.

Рисунок-реконструкция Тикаля спустя 50 лет после коллапса царской власти. К тому времени население городища резко сократилось и джунгли начали поглощение некогда величественной столицы
Рисунок-реконструкция Тикаля спустя 50 лет после коллапса царской власти. К тому времени население городища резко сократилось и джунгли начали поглощение некогда величественной столицы

О следующем владыке Мутуля, Хуун-Нееналь-K'авииле, («Единственный Зеркальный К'авииль») мы знаем исключительно благодаря упоминанию о нем в тексте из Сейбаля. В 849 году этот царь посетил Сейбаль с целью «засвидетельствовать» празднование местным владыкой Ват'уль-К'ателем к'атуна  10.1.0.0.0. Помимо мутульского царя в церемонии принимали участие канульский владыка Чан-Пет-Те', владыка Ик'а Чан-Эк', а также правитель Лакамтуна Пет-Чан-Вашак-Эк'. Участие царей Мутуля и Кануля в церемонии, организованной правителем ранее второстепенного Сейбаля, могло бы показаться отражением резкой перемены политических реалий в терминальный классический период. Но к этому времени высокие титулы обесценились, собственно в Тикале царит безмолвие, и мы не можем быть уверены в том, что посетивший Сейбаль мутульский царь действительно был правителем Тикаля, а не одного из образовавшихся на руинах Мутуля мелких царств, таких, как Химбаль или Ишлу, правители которых после 859 года начинают собственное монументальное строительство, а также принимают пышные титулы мутульских владык и калоомте'.

На недавно обнаруженном блюде из частной коллекции, которое по стилю относится к концу классического периода, содержится имя «Священного Владыки Мутуля» О-Сак-Хеев(?)-Чан-К'авииля. Возможно, это один из мутульских царей IX века. 49

Известна, по крайней мере, одна попытка восстановить царскую власть в старой и все более обезлюдневающей столице. Правитель, установивший Стелу 11 по случаю окончания к'атуна 10.2.0.0.0 в 869 году, Хасав-Чан-К'авииль II, взял имя великого предшественника, пытаясь связать себя со славным прошлым царства. Стела была установлена перед священным «Северным Акрополем», рядом с монументами, напоминавшими о долгой и великолепной истории Мутуля. Однако эта попытка вернуть былое величие оказалась тщетной. Стела 12 стала последним известным нам царским монументом из Йашмутуля. Провинциальные владыки держались немного дольше,  последняя из их стел, дошедших до нас, установлена в Химбале в 889 году. В том же году последний монумент (Стела 12) был установлен в Вашактуне. На этой стеле упомянут Хасав-Чан-К'авииль II, но он имеет титул не мутульского владыки, а «Священного Владыки К'ана», поэтому надежных оснований для отождествления его с последним царем Мутуля нет.

К концу IX века Тикаль пал жертвой общего кризиса, охватившего классическую цивилизацию низменностей. Причины «коллапса» ясны не до конца, но, очевидно, это не было внешнее вторжение. Этнический состав населения не изменился, но существенно сократилась его численность и изменилась структура общества. С исчезновением остатков царской власти и уходом большей части населения лучшие кварталы Тикаля были заняты новыми поселенцами, и на его церемониальных площадях возникали простые соломенные дома. Эти поздние жители совершали свои собственные, часто сложные, ритуальные действия, используя ранние монументы в целях, весьма далеких от замыслов их создателей. В последние дни Тикаля давно исчезло всякое ощущение неприкосновенности старого порядка, и «Северный Акрополь» стал раскапываться в поисках царских усыпальниц и их жадеитовых богатств. Более доступные были обнаружены и разграблены. В X или XI столетии, город был окончательно заброшен и поглощен лесом. 50


Примечания:

46. Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 52

47. По другой версии Папамалиль был предводителем чужеземных наемников на службе у владыки K'анту'. См. Правители майя. Тикаль. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/lord-tikal.html

48. Упоминания об этом правителе в Тикале неизвестны, о нем сообщается только на «Алтаре 8» из Караколя. Существует мнение, что K'ель-K'инич-K'аб'-Шоок не был тикальским владыкой (см.: Талах В.М. Ліс стел і пірамід. Прим.72).

49. Tunesi R., Lopes L. A New Plate Naming a K'uhul Mutu'l Ajaw. 2004 http://www.mesoweb.com/features/tikal/TikalPlate.pdf

50. Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 53