Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

«Среднеклассические» неурядицы и конец гегемонии Мутуля. Период «Паузы» в Тикале

Поражение Чак-Ток-Ич'аака III в войне 508 года свидетельствует о некотором ослаблении Мутуля в это время. Со смертью этого правителя в истории царства начинается смутный период, о котором известно очень мало. Начало этой эпохи кратко описано на Стеле 23, которая была позднее переустановлена и повреждена. На лицевой стороне стелы изображена царица Иш-Йок'ин («Госпожа – След Солнца» или «Госпожа - Солнечный Лист»), которая почти наверняка была дочерью Чак-Ток-Ич'аака III. Текст на тыльной стороне включает запись о рождении царицы в день 9.3.9.13.3, 8 Ак'баль 11 Моль (3 сентября 504 года) и ее воцарении 9.3.16.8.4, 11 К'ан 17 Поп (21 апреля 511 года) (после трехлетнего междуцарствия). Следовательно, на момент коронации ей было всего 6 лет. О правлении Иш-Йок'ин известно мало. Несмотря на разные царские имена (Иш-Йок'ин и Иш-Калоомте') на Стеле 6, установленной в честь окончания 4-ого к'aтуна (9.4.0.0.0) в 514 году, и Стеле 12, поставленной в 527 году, обе, по всей видимости, являются ее памятниками.

Иш-Йок'ин, кажется, никогда не правила самостоятельно. На Стеле 12 она связывается с «19-м в последовательности» правителем, имя которого частично восстановлено как Калоомте'-Б'алам («Повелитель-Ягуар»). Хотя в тексте описывается выполнение царицей ключевых заканчивающих год ритуалов, сама стела была посвящена в честь царя и имеет его портрет. Поскольку 18-м правителем Мутуля был Чак-Ток-Ич'аак III, следовательно, Иш-Йок'ин не имела места в династической последовательности. Калоомте'-Б'алам до своего возвышения в соправители юной царицы имел долгий опыт мутульского полководца. Еще в 486 году он участвовал в нападении на Маасаль и захватил пленника, показанного на лицевой стороне Стелы 10. Возможно, первоначально он как влиятельный полководец был опекуном малолетней владычицы. Немного проясняет ситуацию обнаруженная в 2001 году стела из Трес-Кабесас, на которой сообщается, что Иш-Йок'ин вышла замуж в возрасте 12 лет, вероятно, за Калоомте'-Б'алама.   

В последний раз Иш-Йок'ин упоминается в неясном контексте на Стеле 8, единственном монументе господина, вероятно правителя, Чак-Ток-Ич'аака IV (?), также известного под прозвищем «Птичий Коготь». Ни ее даты, ни связь этого владыки с Иш-Йок'ин в настоящее время не могут быть установлены, хотя предположительно он мог быть ее сыном. 20-й правитель Мутуля, на роль которого претендует Чак-Ток-Ич'аак IV, правил некоторое время между 527 и 537 годами, но более о нем ничего не известно. 20

События, связанные с воцарением в Мутуле 6-летней девочки и правлением ее престарелого мужа-военачальника выглядят очень подозрительно, особенно принимая во внимание, что у Чак-Ток-Ич'аака III был сын, имевший два имени: Вак-Чаналь-К'авииль («Восходит в небе К'авииль») и Вук-Чапаат-Цикиин-Йаш-Эб'-Шоок-К'инич-Ахав («Семиголовая Сколопендра-Орел на Первой Лестнице Акулы к Солнцеподобному Владыке») который до своего восхождения на трон в 537 году находился за пределами Мутуля. Это заставляет предполагать, что Иш-Йок'ин и Калоомте'-Б'алам были узурпаторами, которые силой захватили власть в Йашмутуле, а законный наследник престола был изгнан из столицы и лишь спустя почти 20 лет смог вернуться. Впрочем, возможно, что он просто был слишком мал к моменту смерти отца: изложение событий на установленной Вак-Чаналь-К'авиилем стеле 17 начинается с даты 9.3.13.2.10 (13 января 508 года), которая могла быть днем его рождения.

Тарелка, украшенная теотиуаканским символом (совой) – отличительной династической чертой Вак-Чаналь-К'авииля. Он использует этот символ для связи празднования окончания к'атуна 9.6.0.0.0 в 554 году с церемонией окончания к'атуна 9.3.0.0.0, проведенной его отцом Чак-Ток-Ич'ааком III
Тарелка, украшенная теотиуаканским символом (совой) – отличительной династической чертой Вак-Чаналь-К'авииля. Он использует этот символ для связи празднования окончания к'атуна 9.6.0.0.0 в 554 году с церемонией окончания к'атуна 9.3.0.0.0, проведенной его отцом Чак-Ток-Ич'ааком III

Археологические данные свидетельствуют о том, что в течение среднеклассической эпохи в Тикале продолжалось активное строительство. В это время в Йашмутуле появляется свой особый вид построек – комплекс «пирамид-близнецов». Это большая огражденная площадка, в восточной и западной частях которой располагаются две большие пирамидоподобные платформы со ступенями.

Вак-Чаналь-К'авииль «прибыл» в Йашмутуль и воссел на отцовском престоле в день 9.5.3.9.15, 12 Мен 18 К'анк'ин (31 декабря 537 года). На пышном имени этого владыки стоит остановиться отдельно. Это не единственный пример использования правителями майя альтернативных царских имен, но, как полагает Саймон Мартин, в данном случае двойное имя отражает необычные обстоятельства прихода Вак-Чаналь-К'авииля к власти. Мартин ссылается на вазу K8763, владелец которой имел имя Вак-Чаналь-К'авииль. Стэнли Гюнтер установил, что этот владелец вазы имел титул, который соответствовал редко используемому варианту «эмблемного иероглифа» Сааля (Наранхо) – следовательно, он какое-то время правил в этой политии. Обычно его считают просто тезкой мутульского владыки, но Мартин полагает, что сын Чак-Ток-Ич'аака III до 537 года правил в Саале под именем Вак-Чаналь-К'авииль, и это имя сохранилось за ним и позднее, а имя Вук-Чапаат-Цикиин-Йаш-Эб'-Шоок-К'инич-Ахав он принял уже после воцарения в Мутуле. Таким образом, мы имеем еще одно возможное объяснение нарушения порядка престолонаследия после смерти Чак-Ток-Ич'аака III. 21

Единственный сохранившийся монумент Вак-Чаналь-К'авииля, Стела 17, был посвящен в 557 году в ознаменование празднования 20-летия с дня окончания к'атуна в 537 году.

Несмотря на придворные интриги, Мутуль оставался ведущей силой в мире майя, продолжал доминировать в Петене и в восточных землях. О войне на западе больше ничего не слышно, на первый же план выходит новый противник - северное царство Кануль. Кануль был одним из древнейших царств майя и, возможно, являлся наследником огромного доклассического центра Эль-Мирадор, расположенного в северном Петене. В конце V века столица Кануля перемещается на северо-восток, в город Ц'ибанче (в современном мексиканском штате Кинтана-Роо, за 190 км от Тикаля). Скорее всего, перенос центра на север был связан с экспансией Мутуля. 22 В VI веке владыки Кануля усиливают экспансию в непосредственной близости к Тикалю. Под 520 годом канульский владыка Туун-К'аб-Хиш упоминается в Вака' (Эль-Перу) в 80 км к западу от Тикаля. Около 530 года Туун-К'аб-Хиш сжигает Хушбахте' (Рио-Асуль, 72 км севернее Тикаля). Этот город как укрепленный форпост Мутуля на северо-востоке имел ключевое стратегическое значение в регионе. Археологические данные свидетельствуют, что Рио-Асуль подвергся жесточайшему разгрому. Дворцы были сожжены, в развалинах комнат обнаружили человеческие кости. Стелы 1 и 3 были разбиты и брошены в огонь, а царские погребения разграблены. После этого город до 2-й половины VII в. лежал в запустении, храмы и дворцы продолжали разрушаться. В 537 году войска Кануля появляются на Усумасинте и, вероятно, в союзе с Йокибом участвуют в войне против Па'чана. Царь Сааля Ах-Восаль в 546 году восходит на престол «под наблюдением» Туун-К'аб-Хиша. В итоге всех этих действий Мутульское царство оказалось окружено с трех сторон союзниками и вассалами Кануля.

Вак-Чаналь-К'авииль направил все свои усилия на сохранение оставшихся под его рукой земель. В 540 г. вернулся на свой трон изгнанный ранее из Шукуупа (Копана) Балам-Неен. На Усумасинте во 2-й половине VI в. подвергается опустошению Йокиб. Как отмечено в тексте конца VIII в. на стеле 12 из Пьедрас-Неграс, царь Йокиба между 556 и 559 годами «поднялся в Пакбу'ль». Пакбу'ль, один из важнейших соперников Йокиба на северо-западе вряд ли в одиночку мог разгромить государство, которое в этот период доминировало в регионе. Мы можем предположить, что разгром Йокиба был осуществлен при непосредственном участии Вак-Чаналь-К'авииля. Поражение было настолько серьезным, что после этого о Йокибе ничего не известно вплоть до начала VII в. 23

В апреле 553 года Вак-Чаналь-К'авииль «наблюдал» воцарение нового владыки К'анту (Караколя) Йахавте'-К'инича II. Однако, уже через три года отношения сюзерена со своим вассалом испортились и в 556 году мутульская армия разорила Хушвицу (древнее название собственно городища Караколь). Вероятно, Йахавте'-К'инич II обратился за помощью к Канулю. Решающая битва произошла в день 9.6.8.4.2, 7 Ик' 0 Сип (1 мая 562 года). Мутульское войско было разгромлено Канулем, а Вак-Чаналь-К'авииль, видимо, погиб в битве, по крайней мере, он больше не упоминается в надписях. Вероятно, и сам Йашмутуль подвергся нападению. 24

Разгром 562 года имел катастрофические последствия для Мутульского царства: его гегемонии в Петене пришел конец, а в самом городе в течение последующих 130 лет не было создано ни одной монументальной иероглифической надписи. В литературе эта эпоха в истории Мутуля получила название «паузы» (562-692). «Паузу» связывали с упадком Теотиуакана (имевшим место в это время) и даже с идеей «первого коллапса» в области майя. Но сегодня мы знаем, что это было локальное явление, обусловленное поражением Мутуля в 562 г. Приостановка строительства, исчезновение надписей и даже уменьшение населения наблюдаются также в некоторых союзных Мутулю царствах Центрального и Южного Петена (Па'чан (Вашактун), Ток'виц, Хуушхабте', Йашха') и Усумасинты (Па'чан (Йашчилан)). В то же время другие политии, вассальные Канулю, наоборот, переживают эпоху расцвета. 25

Следует также отметить, что «упадок» отмечен только в сфере царской идеологии. В Йашмутуле продолжалось монументальное строительство, в частности, был воздвигнут заупокойный храм 5D-32-1, перестроен «Северный акрополь», была заново вымощена Северная терраса, а на Восточной площади появился стадион для игры в мяч.

Тарелка на которой изображен К'инич-Вав («Череп Животного»).
Тарелка на которой изображен К'инич-Вав.

После смерти Вак-Чаналь-К'авииля следующим 22-м владыкой Мутуля стал правитель, именной иероглиф которого состоит из сочетания знака «К'инич» с непрочитанным знаком «черепа животного». Стэнли Гюнтер предлагает читать имя этого царя как К'инич-Вав (Солнцеподобная Черепаха),26 обычно его обозначают условным прозвищем «Череп Животного». К'инич-Вав воцарился через некий неизвестный промежуток времени после 562 года. При отсутствии сохранившихся монументов, наши знания о нем основываются главным образом  на обильной коллекции расписной керамики времен его владычества. Даты рождения и воцарения К'инич-Вава неизвестны. Самая ранняя связанная с ним дата соответствует 593 году, а по другой версии даже 61327, в этой надписи К'инич-Вав назван «владыкой трех к'атунов», следовательно, он родился не ранее 534 и не позднее 574 года. Несмотря на внешние признаки непрерывности, есть серьезное основание сомневаться, что новый правитель происходил из прежнего царского рода по мужской линии. Его отец Ук'ак'…, очевидно, не был правителем и упоминается лишь однажды и без титула. Значительно больше внимания в надписях на керамике уделяется его матери Иш-Хаац'(?)-Чан-Иш-Б'алам-Ахав. Возможно, именно она была наследницей старого царского рода. Из упоминания о начале второго к'атуна от начала царствования следует, что К'инич-Вав правил не менее сорока лет.

Художник со двора К'инич-Вава («Череп Животного») создал эту вазу с перечнем правивших ранее царей Тикаля. Сама ваза декорирована на манер царских циновок
Художник со двора К'инич-Вава создал эту вазу с перечнем правивших ранее царей Тикаля. Сама ваза декорирована на манер царских циновок

Правление К'инич-Вава пришлось на время наивысшего могущества и доминирования в мире майя Кануля. Точная его роль в эти трудные для Мутуля времена неясна. Он мог символизировать первые робкие шаги к возобновлению независимости царства или наоборот, возможно, управлял как марионетка завоевателей. 28

Дата смерти К'инич-Вава неизвестна. Надпись, напоминающая имя 22-го владыки Мутуля, была обнаружена на Стеле 8 из Алтар-де-Сакрифисьос с датой 9.9.15.0.0. На этом основании полагали, что его правление продолжалось, по крайней мере, до февраля 628 года, хотя из поврежденного текста трудно понять контекст упоминания имени К'инич-Вава. Вероятно, в надписи говорится об отце местного правителя, поэтому невозможно с уверенностью сказать, имелся ли ввиду мутульский владыка или его тезка.

Одно из четырех изображений божества К’авииля, обнаруженных в «Погребении 195»
Одно из четырех изображений божества К’авииля, обнаруженных в «Погребении 195»

Гробницей К'инич-Вава является «Погребение 195», расположенное в пределах «Храма 32». К счастью для нас могила была затоплена вскоре после ее посвящения, и толстый слой ила отложился по всей камере. Кропотливые раскопки показали полые впадины - все, что оставалось от разложившихся деревянных вещей. Путем заполнения впадин гипсом многие предметы были полностью или частично восстановлены, позволив бросить мимолетный взгляд на хрупкое богатство, которое когда-то сопровождало мертвого. Среди важнейших находок были четыре больших панели (возможно, разобранный саркофаг), на которых располагалось тело. Так же были восстановлены четыре украшенных штуком статуэтки K'авииля, маленький трон, некогда покрытый иероглифами, и остатки «хомута», защитного пояса, используемого для игры в мяч (найден поблизости от того, что могло быть распавшимся каучуковым шаром).


Примечания:

20. Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 39

21. Martin S. Caracol Altar 21 Revisited: More data on Double Bird and Tikal`s War of the Mid Sixth Centhury // The PARI Journal. (2005). 6(1).P.6-8). http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/601/Altar21e.pdf

22. Беляев Д.Д. История…

23. Беляев Д.Д. История…

24. Martin S. Caracol…

25. Беляев Д.Д. История майя в классический период: общий очерк. Преобладание Канальского царства (562 - около 700 гг.) http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/maya-hist5.html

26. Fahsen F. Rescuing the Origins of Dos Pilas Dynasty: A Salvage of Hieroglyphic Stairway #2, Structure L5-49, 2002, p.5 http://www.famsi.org/reports/01098/section05.htm

 27. Jones C. Cycles of Growth at Tikal // Classic Maya Political History: Hieroglyphic and Archaeological Evidence - Cambridge, 1991. Pр. 102 – 127.

28. Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 41