История Шукуупа в ранний классический период

Стюфляев Максим ::: История царств майя

К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' наследовал его сын К'инич-…[xxvi], обозначаемый также как «Правитель 2». Дата его воцарения неизвестна. Дэвид Стюарт проанализировал надписи из Копана, в которых упоминается окончание бак'туна 9.0.0.0.0, и пришел к выводу, что «Правитель 2» сыграл во время этой церемонии даже более важную роль, чем его отец, выступив фактически в роли соправителя.[xxvii] Можно предположить, что незадолго до своей смерти К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' по причине плохого состояния здоровья или каким-то иным мотивам разделил исполнение царских обязанностей со своим сыном.

Первая дата, которую мы можем надежно связать с царствованием «Правителя 2» - это окончание периода 9.0.2.0.0, 13 Ахав 3 Кех (30 ноября 437 года). В истории Шукуупа К'инич-… остался, прежде всего, как активный строитель, а также инициатор посмертного культа своего отца, который будет поддерживаться в течение почти четырех столетий. Вероятно, именно в его правление над платформой Йаш была построена украшенная штуком платформа Мотмот. На поверхности платформы вырыли большую яму, в которую положили посыпанное ртутью расчлененное женское тело, а также куски кварца и жадеита, тела убитых животных и птиц, и три отрубленные мужские головы. Личность женщины не установлена, но стиль погребения соответствует некоторым гробницам в Теотиуакане. Яму закрыли большим круглым камнем, так называемым «Маркером Мотмот». На камне искусно вырезаны портреты сидящих друг напротив друга К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' и «Правителя 2», а пространство между ними занимает иероглифический текст. Надпись начинается с описания церемонии в день окончания бак'туна 9.0.0.0.0, затем следует очень необычное интервальное число, которое, вероятно, ведет к дате посвящения платформы Мотмот.[xxviii]

При «Правителе 2», вероятно, была создана Стела 63 – один из самых важных раннеклассических монументов Копана. Надпись на ней посвящена все тому же событию окончания бак'туна 9.0.0.0.0 в 435 году, в связи с которым упоминаются сам «Правитель 2» и его отец К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. От двух других монументов «Правителя 2» (Стелы 18 и 28) сохранились только фрагменты.[xxix]

Штуковый фасад храма Маргарита, поверх которого позднее был воздвигнут «Храм 16». Сама Маргарита была, вероятно, построена около 450 года К'инич-… («Правителем 2») и выполняла функцию мемориального святилища К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. Изображенные на барельефе ара и кецали с переплетенными шеями и масками бога солнца в клювах образовывали полнофигурную запись имени К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'.
Штуковый фасад храма Маргарита, поверх которого позднее был воздвигнут «Храм 16». Сама Маргарита была, вероятно, построена около 450 года К'инич-… («Правителем 2») и выполняла функцию мемориального святилища К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. Изображенные на барельефе ара и кецали с переплетенными шеями и масками бога солнца в клювах образовывали полнофигурную запись имени К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'.

«Правитель 2» построил в Хушвитике также площадку для игры в мяч, которая позднее будет трижды перестраиваться его преемниками. Но особое внимание этот владыка уделял сооружениям, призванным увековечить память о его отце К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. Он накрыл Хуналь и расположенную под ним гробницу основателя династии новой платформой, называемой Йехналь. В отличие от Хуналя с его мексиканским стилем, Йехналь имел отчетливо майяскую конструкцию: основание этой платформы украшали большие раскрашенные красной краской маски солнечного бога К'инич-Тахаль-Вайиб'а, что тесно роднит Йехналь с сооружениями в Петене того времени. Внутри платформы была приготовлена погребальная камера, возможно, предназначавшаяся для самого «Правителя 2», но, прежде чем ее успели использовать, над Йехналем возвели новую большую платформу[xxx], которую археологи назвали Маргаритой. По бокам от ее внешней лестницы разместили ярко окрашенные панели из штука. Изображенные на них ара и кецали с переплетенными шеями и масками бога солнца в клювах образовывали полнофигурную запись имени К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'.[xxxi]

В недрах Маргариты археологи обнаружили самое богатое из известных женских захоронений в области майя. Останки покойной были покрыты красными пигментами гематита и киновари, из-за чего хозяйке гробницы дали прозвище «Госпожа в красном». В гробнице не обнаружено надписей, позволяющих установить личность царицы, но необычайное богатство и место погребения дают основания предполагать, что она была женой К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' и матерью «Правителя 2».
В недрах Маргариты археологи обнаружили самое богатое из известных женских захоронений в области майя. Останки покойной были покрыты красными пигментами гематита и киновари, из-за чего хозяйке гробницы дали прозвище «Госпожа в красном». В гробнице не обнаружено надписей, позволяющих установить личность царицы, но необычайное богатство и место погребения дают основания предполагать, что она была женой К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' и матерью «Правителя 2».

В недрах Маргариты археологи обнаружили самое богатое из известных женских захоронений в области майя. Останки покойной, положенные на тяжелую каменную плиту, были обильно украшены жадеитом (одни только браслеты состояли из тысяч жадеитовых бусин) и покрыты красными пигментами гематита и киновари, из-за чего хозяйке гробницы дали прозвище «Госпожа в красном». После ее погребения храм наверху Маргариты частично разрушили, а связь со склепом поддерживали через ведущую в усыпальницу лестницу. Она использовалась для поминальных обрядов с повторным посещением гробницы, которые продолжались даже после строительства еще одной верхней платформы, Чилан. Когда, в конечном итоге, гробницу «Госпожи в красном» запечатывали, она получила новые подношения, среди которых стоит особо упомянуть замечательный сосуд-трипод с крышкой, выполненный в теотиуаканском стиле. В гробнице не обнаружено надписей, позволяющих установить личность царицы, но необычайное богатство и место погребения дают основания предполагать, что она была женой К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' и матерью «Правителя 2». Химический анализ костей показал, что «Госпожа в красном» была местной женщиной, можно предположить, что К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' укрепил свою власть путем брака с представительницей прежней шукуупской элиты.[xxxii]

Выполненный в теотиуаканском стиле сосуд-трипод с крышкой из погребения «Госпожи в красном». Возможно, на нём изображен К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', персонифицированный своей собственной гробницей. Химический состав сосуда позволяет предположить, что он был изготовлен в Мексиканском нагорье и уже оттуда попал в Копан, где местный художник и разукрасил его.
Выполненный в теотиуаканском стиле сосуд-трипод с крышкой из погребения «Госпожи в красном». Возможно, на нём изображен К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', персонифицированный своей собственной гробницей. Химический состав сосуда позволяет предположить, что он был изготовлен в Мексиканском нагорье и уже оттуда попал в Копан, где местный художник и разукрасил его.

После смерти «Правителя 2» царем Шукуупа стал Йа…-Чан.[xxxiii] Этот владыка изображен на Алтаре Q, а также упоминается в списке ранних правителей Шукуупа на иероглифической ступени из ранней версии «Храма 11». На сегодняшний день помимо имени и места в династической последовательности о нем ничего неизвестно. Немного больше мы знаем о четвертом царе Шукуупа, которого звали Туун-Каб'-Хиш («Каменная Рука Ягуара»). Этот владыка построил или перестроил расположенное над Мотмотом сооружение Папагайо. В центре его внутреннего святилища продолжала стоять установленная «Правителем 2» Стела 63, но к ее основанию была добавлена новая иероглифическая ступень, надпись на которой примечательна тем, что в ней напрямую цитируются слова царя, обращенные, вероятно, к упомянутым на Стеле 63 предшественникам. Помимо Алтаря Q, ступени из «Храма 11» и ступени из сооружения Папагайо, имя Туун-Каб'-Хиша присутствует на фрагментах еще двух монументов (Стела 34 и CPN 584), но какие-либо даты, связанные с его правлением, не сохранились.[xxxiv]

Алтарь Q, северная сторона. Представлены портреты следующих правителей (справа налево): Йа…-Чан, Туун-Каб'-Хиш, Йух?-… и Муйаль?-Холь.
Алтарь Q, северная сторона. Представлены портреты следующих правителей (справа налево): Йа…-Чан, Туун-Каб'-Хиш, Йух?-… и Муйаль?-Холь.

Следующий правитель Йух?-… известен только по портрету на Алтаре Q, упоминанию в списке первых пяти царей на ступени из ранней версии «Храма 11», а также по сообщению о его воцарении на Иероглифической лестнице. К сожалению, дата инаугурации утрачена. О шестом царе Шукуупа Муйаль?-Холе также почти ничего неизвестно. Возможно, он установил содержащую его имя Стелу 49 из Копана, но и на этом монументе нет никаких дат.[xxxv]

Алтарь Q, восточная сторона. Представлены портреты следующих правителей (справа налево): Б'алам-Не'н, Ви'-Йо'ль-К'инич, Сак-Лу' и Ци'-Б'алам.
Алтарь Q, восточная сторона. Представлены портреты следующих правителей (справа налево): Б'алам-Не'н, Ви'-Йо'ль-К'инич, Сак-Лу' и Ци'-Б'алам.

Таким образом, середина V века предстает своеобразной «темной эпохой» в истории Шукуупа, когда мы имеем имена местных царей и знаем, в каком порядке они занимали престол, но почти ничего не можем сказать об их деятельности или хронологии событий. Сравнительно больше известно о седьмом шукуупском владыке, которого звали Б'алам-Не'н[xxxvi] («Ягуар-Зеркало»). Как сообщается в надписи на Иероглифической лестнице из Копана, он воцарился в день 9.4.9.17.0, 5 Ахав 8 Йашк'ин (6 августа 524 года), его правление продолжалось всего восемь лет. Это первый царь Шукуупа, который указал свое место в «династическом счете», назвав себя седьмым в ряду от К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. В день 9.4.10.0.0, 12 Ахав 8 Моль (26 августа 524 года), всего через двадцать дней после инаугурации, Б'алам-Не'н установил полнофигурную Стелу 15, на которой перечислены окончания некоторых предыдущих периодов, начиная с «додинастической эпохи». Б'алам-Не'н посмертно упоминается на Стеле 16 из далекого Караколя, установленной по случаю окончания к'атуна 9.5.0.0.0, 11 Ахав 18 Сек (5 июля 534 года). Текст на этом монументе по большей части состоит из перечисления лиц, связанных с династией К'анту' (Караколя). В свете гипотезы Дэвида Стюарта о происхождении К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' из Хушвицы можно предположить, что Б'алам-Не'н упомянут на Стеле 16 из Караколя как родственник царя К'анту' …н-О'ль-К'инича I (531-553), по приказу которого и был создан этот монумент. Поздние цари Шукуупа чтили память о Б'алам-Не'не. Об этом правителе говорится на Стеле Е из Копана. Текст на ней поврежден и очень труден для чтения, но, возможно, содержит описание обрядов общения с умершим царем.[xxxvii]

Фрагмент Алтаря Q, единственный сохранившийся портрет Ви'-Йо'ль-К'инича.
Фрагмент Алтаря Q, единственный сохранившийся портрет Ви'-Йо'ль-К'инича.

 

Преемником Б'алам-Не'на стал Ви'-Йо'ль-К'инич, который воцарился в день 9.4.18.6.12, 8 Эб 0 Мак (24 ноября 532 года). Этот правитель продолжил работу по расширению столичного Акрополя со строительством новых зданий на месте раннего дворца. Так, в день 9.5.7.12.2, 4 Ик' 5 Паш (26 января 542 года) Ви'-Йо'ль-К'инич посвятил сооружение Анте, погребенное теперь под Восточной площадкой Акрополя. Но главным его проектом, вероятно, стало строительство Розалилы - нового великолепного святилища для почитания памяти основателя династии, возведенного над ранними версиями «Храма 16» и гробницей самого К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. Благодаря обычаю майя не разрушать старые храмы, а строить над ними новые, Розалила сохранилась до настоящего времени почти неповрежденной. Это сооружение имеет сложную трехъярусную структуру, а его внешняя сторона по-прежнему покрыта большими рельефами из штука, искусно окрашенными в красный, зеленый и желтый цвета. Фигуры небесного божества Ицамнааха в облике птицы, космических ящеров и скелетов сливаются с изображением К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' в грандиозной сцене, воссоздающей элементы мифической первогоры. Внутреннее помещение Розалилы покрыто толстым слоем копоти, образовавшимся от большого количества курений, сжигаемых во время происходивших в этом святилище ритуальных действ. Клубы дыма, выходя вовне, создавали иллюзию движения рельефных масок и фигур. Каменная посвятительная ступень Розалилы сохранилась хуже, чем ее внешняя сторона, но на ней можно увидеть следы имени Ви'-Йо'ль-К'инича. Само сооружение остается погребенным внутри «Храма 16», но соответствующая ему по размеру копия была построена в центре нового музея в Копане.[xxxviii] Следует отметить, что Розалила – последнее сооружение в городище, при строительстве которого в таких масштабах использовался штук. Для его изготовления требовалось большое количество дров, поэтому, вероятно, в целях сохранения лесов в долине в дальнейшем здания стали украшать резьбой по камню.[xxxix]

Храм Розалила (реконструкция). Наиболее хорошо сохранившееся сооружение майя раннего классического периода из найденных на сегодняшний день. Храм был облицован штуком, затем засыпан камнями, а вокруг и поверх него была возведена пирамида, сохранившая его в прекрасном состоянии до наших дней. Сооружение представляет собой династическую святыню, возведенную Ви'-Йо'ль-К'иничем над гробницей К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'.
Храм Розалила (реконструкция). Наиболее хорошо сохранившееся сооружение майя раннего классического периода из найденных на сегодняшний день. Храм был облицован штуком, затем засыпан камнями, а вокруг и поверх него была возведена пирамида, сохранившая его в прекрасном состоянии до наших дней. Сооружение представляет собой династическую святыню, возведенную Ви'-Йо'ль-К'иничем над гробницей К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'.

Дата смерти Ви'-Йо'ль-К'инича неизвестна. Напротив сооружения Анте археологи обнаружили погребение, которое могло быть гробницей этого царя.[xl] В день 9.5.17.13.7, 2 Маник' 0 Муваан (30 декабря 551 года) состоялась инаугурация девятого владыки Шукуупа по имени Сак-Лу'. Помимо даты воцарения об этом правителе почти ничего неизвестно. Его владычество было очень коротким и продолжалось менее двух лет. Уже в день 9.5.19.3.0, 8 Ахав 3 Соц' (26 мая 553 года) царем Шукуупа стал Ци'-Б'алам. На установленной этим правителем Стеле 9 из Копана он назван сыном седьмого шукуупского владыки Б'алам-Не'на. Мы не знаем, какие родственные узы связывали Ци'-Б'алама с Ви'-Йо'ль-К'иничем и Сак-Лу', но можно предположить, что все они были братьями, и что при преемниках Б'алам-Не'на престол переходил не от отца к сыну, а от брата к брату, как это часто случалось, например, в Баакуле. Стела 9 была воздвигнута по случаю окончания периода 9.6.10.0.0, 8 Ахав 13 Паш (29 января 564 года), а за десять лет до этого Ци'-Б'алам установил Стелу 17. Благодаря надписи на Иероглифической лестнице из Копана, мы знаем дату смерти этого владыки, 9.7.4.17.4, 10 К'ан 2 Кех (26 октября 578 года). Таким образом, он правил в Шукуупе свыше 25 лет.[xli]

Стела P из Копана, установленная в 623 году. Портрет К'ак'-Ути'-Чана.
Стела P из Копана, установленная в 623 году. Портрет К'ак'-Ути'-Чана.

В 9.7.5.0.8, 8 Ламат 6 Мак (19 ноября 578 года), через 24 дня после смерти Ци'-Б'алама, состоялась инаугурация нового владыки К'ак'-Ути'-Чана[xlii]. Этот царь оставался у власти в течение почти пятидесяти лет, на время его правления приходятся хозяйственный подъем и стремительный рост численности населения в долине. Несмотря на столь долгое царствование, К'ак'-Ути'-Чан оставил после себя лишь несколько монументов. Окончание к'атуна 9.9.0.0.0, 3 Ахав 3 Соц' (12 мая 613 года) он отметил установлением Стелы 7. Этот монумент был обнаружен на территории современной деревни, расположенной неподалеку от городища. Десятью годами позднее, в день 9.9.10.0.0, 2 Ахав 13 Поп (21 марта 623 года) была воздвигнута Стела Р. Ее первоначальное местонахождение неизвестно, она была обнаружена повторно установленной на Западной площадке Акрополя. Оба монумента избежали позднейшего повреждения и погребения. Их длинные тексты все еще не вполне понятны, но, кажется, в них содержалась календарная и обрядовая, а не историческая информация.[xliii] Следует, однако, отметить сообщение на Стеле Р о том, что «великий камень» в день 9.9.10.0.0 устанавливался в присутствии «Владыки Бама»[xliv], то есть правителя расположенного в пятидесяти шести километрах от Копана городища Лос-Игос. Вероятно, эту запись следует расценивать как свидетельство зависимости Бама от Шукуупа.[xlv] К'ак'-Ути'-Чан умер в день 9.9.14.16.9, 3 Мулук 2 К'айаб (23 января 628 года). Преемники очень чтили этого правителя, он упоминается, по меньшей мере, на четырех поздних стелах. Например, на установленной Вашаклахуун-Уб'аах-К'авиилем Стеле А описан состоявшийся в день 9.14.19.5.0, 4 Ахав 18 Муваан (5 декабря 730 года) некий обряд «очищения костей» К'ак'-Ути'-Чана, вероятно, включавший извлечение его останков из гробницы.


Примечания:

[xxvi] За исключением почетного эпитета К'инич («Солнечный»), имя «Правителя 2» на сегодняшний день не расшифровано. В литературе его часто называют К'инич-Пополь-Холем, но это не более чем условное прозвище.

[xxvii] Stuart D. The Beginnings…, Рр. 240-244

[xxviii] Реконструкция интервального числа остается предметом споров, соответственно, историки предлагали разные возможные даты посвящения платформы: 9.0.5.10.7, 13 Маник' 10 Сип (9 июня 441 года), 9.0.7.10.5, 3 Чикчан 18 Во (28 мая 443 года) и 9.0.10.7.5, 9 Чикчан 8 К'айаб (13 марта 446 года). Принципиально иное толкование фрагмента дал Дэвид Стюарт. По мнению этого исследователя, интервальное число отсчитывалось от даты 9.0.0.0.0 не вперед, а назад, и вело к 8.19.11.0.13, то есть к дате «прибытия» К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' в Хушвитик (смотрите Stuart D. The Beginnings…, Р. 241).

[xxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Рp. 194-195

[xxx] Строительство одного сооружения над другим – это характерная черта архитектуры майя в целом и Копана в частности.

[xxxi] Martin S., Grube N. Chronicle… Рp. 195-196; Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 2

[xxxii] Martin S., Grube N. Chronicle… Рp. 195-196

[xxxiii] Имя «Правителя 3» дается по: Stuart D. Copan Archaeology and History: New Finds and New Research // Sourcebook for the 2008 Maya Meetings at the University of Texas at Austin, Р. 11. Саймон Мартин и Николай Грюбе приводят иное чтение: К'ак'-…-Ахав (смотрите Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 196).

[xxxiv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 196

[xxxv] Stuart D. Copan Archaeology and History… Рр. 13-14

[xxxvi] Это лишь часть длинного имени «Правителя 7».

[xxxvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 197

[xxxviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 198; Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 3. До недавнего времени строительство Розалилы приписывали десятому царю Шукуупа Ци'-Б'аламу.

[xxxix] Cameron L. McNeil, David A. Burney, Lida Pigott Burney. Evidence disputing deforestation as the cause for the collapse of the ancient Maya polity of Copan, Hondurashttp://www.pnas.org/content/107/3/1017.full.pdf+html

[xl] Stuart D. Copan Archaeology and History… Р. 16. Предположение о принадлежности погребения Ви'-Йо'ль-К'иничу является гипотетическим, поскольку на подношениях из гробницы имя какого-либо царя отсутствует.

[xli] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 199

[xlii] Имя «Правителя 11» дается по: Stuart D. Copan Archaeology and History… Р. 19. Саймон Мартин и Николай Грюбе приводят иное чтение: К'ак'-…в-Чан-Йо'паат (смотрите Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 200).

[xliii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 200

[xliv] Предлагалось также чтение «Владыка Бааха». Запись b'a-ma-AJAW содержится на Стеле 1 из Лос-Игос.

[xlv] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 4