Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Религиозная жизнь

Луи Боден ::: Инки. Быт. Культура. Религия

Часть третья

ЖИЗНЬ ПРОСТОГО НАРОДА

Глава 11

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ

СОНМ БДИТЕЛЬНЫХ ДУХОВ

Как мы знаем, простые люди не разделяли религиозных концепций знати. Их практика богослужения была аналогичной, но менее формальной и не столь пышной. Жизнь простолюдина сопровождала целая сеть ри­туалов, требующих постоянного внимания. То, что мы называем духами, неодушевленные объекты, естественные силы или феномены, существующие вне вещей, во множестве роились вокруг, не признавая различий или отвлеченных мыслей. Нужно отметить, что и сегодня индеец никогда не ругается, не богохульствует, так как духи могут слышать его и наказать.

В таких условиях всем событиям, даже незначимым, придавалось определенное значение: в дом залетела ле­тучая мышь, в урожае маиса созрел двойной початок, послышался шепот неизвестного происхождения. Здесь незамедлительно включается система самообороны. Что­бы нейтрализовать плохое предзнаменование, нужно тан­цевать всю ночь и тщательно подбирать слова песен. Что­бы прогнать ненастье, нужно бряцать оружием и изда­вать дикие крики. В соответствии с традицией следует соблюдать тысячи других требований такого рода.

Само собой разумеется, что любой сон, каким бы непонятным он ни был, считался предвестием. Если беременной женщине снятся змеи, у нее родится маль­чик, если снятся жабы — родится девочка. Если сни­лись животные — это опасно, так как новорожденный может быть похожим на них. Какие же предосторож­ности необходимо предпринять, чтобы не обидеть ни­кого и ничего вокруг! Как важно установить взаимность! Перед обработкой поля его необходимо удобрить кокой и чичей, чтобы благодарная земля принесла хороший урожай. Перед тем как переправиться через реку, нуж­но испить немного воды и вежливо попросить реку не препятствовать переправе. Благоразумно прочитать мо­литву неизвестному духу, который может проживать в пещере, куда необходимо войти. Это нужно сделать, чтобы не вызвать его неудовольствия. Переходя через вершину горы, в знак уважения там следует положить камень. Даже сегодня можно видеть эти кучи камней (ачачила) в наивысших точках горных дорог. И эти кучи постоянно продолжают расти.

В случае несчастья можно обращаться ко всем духам, но более полезно выбрать подходящее божество, подоб­но тому, как сейчас в Европе выходцы из Латинской Америки выбирают святых, которые специализируются на возвращении потерянных предметов или на излече­нии конкретных заболеваний. Сегодня в Аякучо постра­давший отправляется на вершину холма, дух которо­го, по всей видимости, является большим защитником частной собственности.

Простой индеец чувствовал себя ближе к божествам сво­ей семьи, чем к могущественным идолам из храмов. Боги — хранители очага, конопа, являлись его личными вещами. Он расставлял их в нишах дома или хранил тщательно за­вернутыми, доставая лишь тогда, когда хотел помолиться. Иногда он делал им подарки. Духи вещей также не были забыты. Как мы уже говорили, полая внутри статуэтка не­большой ламы из обожженной глины устанавливалась в нише. Ее угощали зернами маиса. У каждого духа был свой вкус, поэтому древние знания передавались в семье от ро­дителей к детям. Например, было известно, что духи бла­госклонно относятся к чиче, если в нее добавить эспинго, лесное растение с очень острым вкусом.

В качестве особо ценных предметов индейцы хранят большое количество талисманов. Черные и красные бобы из тропических долин, статуэтки людей и животных, зерна маиса, картошка и особенно «безоаровые» камни, которые образуются в желудках лам и обладают большой магической силой. Среди наиболее эффективных объектов, почитаемых индейцами аймара, была свастика.

 

МНОЖЕСТВО УСЫПАЛЬНИЦ

 

За пределами дома располагались конопа, имевшие свое особое значение. Поклонение уака занимало большую часть свободного от работы времени индейцев. Вы-зывают удивление огромные списки уака, которые мож­но встретить в многотомных трудах отца Б. Кобо. Туда вписано все: горные вершины, камни, духи, реки, даже озеро Титикака и императорский дом в Тамбо Мачае! Священные камни особенно многочисленны. В Мачу-Пикчу в каждом квартале имеется свой камень и религиозный центр. Девятый уака по дороге в Чинчайсую имеет не менее пяти камней. Кроме того, в многочислен­ных легендах говорится о людях, превращенных в камни. Читая хроники, можно убедиться, что значение сло­ва уака очень расплывчато. Перуанцы присваивали это название всему, что могло быть реинкарнировано в любой объект и само могло стать продолжением этого объ­екта. Трудно сказать, генерализирован ли этот термин до уровня индонезийского Мана, безличного и неопределенного, эмиссии вне всех проявлений космоса, действующего на расстоянии, этой перемещающейся жиз­ненно важной силы, которая может воздействовать на людей, и потому контакты с ней опасны — табу. Уака утратил личностность еще в доколумбовы времена. Есть упоминание о чанка уака, представлявшем собой вазу, завернутую в женские одежды, закрепленные золотыми булавками. В конце концов это слово стало означать могилу или просто топографическую точку.

Типичным подношением уака была чича. Нам уже известно, как молился индеец. Зачастую он ограничивался молитвой и протягивал раскрытую ладонь в на­правлении святого места, никогда не становясь на ко­лени. Жертвоприношения были настолько частыми и дорогостоящими для бедной страны, что их дальней­шая эволюция стала неизбежной. Ритуалы остались не­изменными, однако подношения минимизировались до крохотных моделей, непригодных для другого рода ис­пользования. Эти миниатюрные копии можно найти в гробницах, куда по обычаю следовало помещать пред­меты, необходимые в беспредельной загробной жизни. Постепенно экономия стала превалировать над религи­ей, и реальность приобрела форму символов.

 

НЕОБЫЧАЙНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДСКАЗАТЕЛЕЙ

 

Неудивительно, что в мире, где естественное и сверхъес­тественное так тесно переплетены, ясновидящие пользо­вались огромным уважением. Об этом вкратце рассказы­вает нам Пома де Айяла в своей красочно иллюстрирован­ной рукописи. Благодаря ему мы становимся свидетелями появления демона огня с рогами и огромными когтями, видим магический акт в трех стадиях, узнаем сон и его ин­терпретацию демоном, наблюдаем за высасыванием бо­лезни, когда демон впоследствии выполняет роль ангела, и, наконец, перед нами предстает сам предсказатель в ок­ружении птиц, змей, бабочек и т. д.

Существовало несколько категорий ясновидящих, не­которые из которых были большими специалистами сво­его дела. Например, целитель, избавитель от чар, специ­алист по сердечным делам, продающий травы, способные вызвать амурное чувство, или фрукт, одно присутствие которого может отогнать вашего преследователя.

Сегодня в отдаленных деревнях Андского плато мис­сионеры и инженеры зачастую приравниваются к этим магам и становятся объектом страха и недоверия.

Этим волшебникам приписывались большие и разно­образные возможности. Считалось, что они могут превращаться в зверей и покидать свое тело. Различные час­ти их тела могли существовать независимо по желанию индивидуума, а иногда даже и без его ведома. Этот лю­бопытный феномен обычно происходил во сне. Предска­затель пользовался такой возможностью и посылал свою голову куда пожелает. В случае с женщиной голова пе­редвигалась, используя волосы в качестве крыльев, из­давая при движении свистящий звук, пугавший окру­жающих. В случае с мужчиной голова передвигалась скачками, издавая при этом сухой и ритмичный звук, который называли тактак — звукоподражание.

До сих пор рассказывают историю про индейца, ко­торый пошел в дом к соседу за лекарством и нашел там обезглавленное человеческое тело, лежащее на полу без каких-либо следов крови на месте отрезанной головы. Через некоторое время он услышал характерный звук тактак, который издавала сбежавшая голова.

Еще более шокирует история об индейце, который, не ведая об этом, женился на женщине-предсказатель­нице. Однажды ночью он заметил, что рядом с ним ле­жит ее обезглавленное тело. Рассердившись, он укрыл его одеялом. Когда голова вернулась, не зная куда при­ткнуться, она из мести прикрепилась к плечу мужа, ко­торый, таким образом, стал двуглавым.

Если целителю не удавалось вылечить болезнь с помо­щью простых лекарств и песнопений, он прибегал к гип­нозу. Маг становился перед больным человеком, смотрел ему прямо в глаза, читал молитву, ругал злого духа, а за­тем медленно проводил руками над телом больного, как бы собирая в кучу все флюиды. После этого он стряхивал с рук то, что ему удавалось собрать.

 

ЧАРЫ

 

Наиболее замечательной из всех магических операций было разрушение чар. Все начиналось с определения жер­твы посредством представляющего ее предмета, или, дру­гими словами, духа. Это могла быть кукла или животное, обычно лягушка. Куклу изготавливали из тряпок, а внутрь вкладывали предметы, принадлежавшие жертве, напри­мер волосы, ногти или экскременты. Лягушку заворачи­вали аналогичным образом. После молитвы и песнопения ясновидящий брал колючки и колол объект в те места, где жертва впоследствии должна была ощущать боль. Он дол­жен был сильно сосредоточиться, чтобы спровоцировать злой дух и направить всю силу своего желания в нужном направлении. Это условие было особенно важным, так как вынуждало духа принять участие в этой игре, отчего зави­сел весь успех переноса действия.

По завершении этих операций колдун брал объект и, не оглядываясь, уходил из дома. Если удавалось, он пря­тал объект в доме жертвы, если нет, то в месте, мимо ко­торого часто ходила жертва, либо забрасывал этот объект на крышу. Когда жертва понимала, что стала целью кол­довского обряда, она призывала другого предсказателя, который, читая молитвы и распевая, бегал вокруг дома, пока не находил куклу или лягушку, которых выбрасывал в водный поток.

Фокус также заключался в том, чтобы каким-то об­разом известить жертву о нависших над ней чарах. Че­ловек впадал в ужас и посредством самовнушения ста­новился «пособником палача».

На побережье наведение чар заключалось в помеще­нии духа жертвы в сосуд и последующего перемещения его в тело животного. Таким образом, жертва станови­лась мучеником.

 

ЗНАНИЯ О НЕБЕСАХ

 

Так случилось, что астролог занимал высокое поло­жение в иерархии магов, считаясь ученым. Вместе с тем существовала и популярная астрология, о которой мы практически ничего не знаем.

Пома де Айяла рассказывает, что прежде боги жили на земле, где изменили свою суть и были поглощены «идео­логической протоплазмой», в которой все было тесно переплетено. Но в конце концов они вернулись обратно на небеса, где были идентифицированы со звездами. Этот факт подчеркивал важность изучения звезд.

В свою очередь эти божества трансформировались в идеализированных животных, наделенных сверхъесте­ственными силами, а иногда, но гораздо реже, в чело­веческих героев. А разве звезды не принимают форму животных? Плеяды представляют собой сверхсущество, проявляющее себя в грозе и способное поглотить солн­це и луну (затмение). Змея служила точным линейным олицетворением молнии, кондор символизировал солн­це, так как по наблюдениям индейцев эти птицы охра­няли наше светило. Более спокойная и холодная рыба символизировала луну. Орион превратился в ламу, ко­торая переходит через земную твердь каждую ночь, что­бы напиться из моря, предотвращая таким образом раз­лив океанских вод и спасая землю от наводнения.

Пришедшая из лесов и распространенная среди оп­ределенных районов плато одна из наиболее известных легенд посвящена близнецам и объясняет формирова­ние солнца и луны. Индианка, символизирующая мать-землю, природу и плодородие, производит на свет близнецов различных полов. Она была женой бога Пача Камака или кошачьего бога (ягуара). По первой версии ее муж утонул в море и превратился в остров, а вдова, блуж­дая в темноте, окутавшей землю, попадает в пещеру, где злой дух по имени Ва Кон пытается ее соблазнить, но, потерпев неудачу, сжирает ее. По второй версии имен­но ягуар пирует над телом несчастной женщины. Близ­нецов спасает либо семья лисиц, которая хитростью стал­кивает злого духа в бездну, где тот погибает, либо мать ягуара, которая прячет детей в глиняном сосуде в воро­хе тряпок или в каком-то другом месте, где они и вы­растают. Потом птица сообщает им о совершенном пре­ступлении, и они убивают монстра. Во всех этих версиях близнецы заканчивают свой путь на небесах, иногда поэтически, использовав для этого лиану, и превраща­ются там в солнце и луну, доброжелательные небесные тела, защитников человечества.

Индейцы чаще молились Луне, чем Солнцу. Луна бы­ла ближе им, более доступна и менее официозна, чем строгое Солнце, считавшееся официальным богом. Не­пререкаемое и всегда одинаковое, это божество было более навязчивым и имело огромное число храмов. Луна же, напротив, была нежнее, более женственна, часто ме­няла свой облик, и каждая ее фаза имела свое значение. Тот, кто сеял кукурузу при полной Луне, считался не­учтивым. Мудрым был тот, кто спешил прочитать мо­литву, как только лик Луны окружал оранжевый ореол, признак несчастья.

 

МАТЬ-ЗЕМЛЯ

 

Этот сельскохозяйственный народ уважал землю даже больше, чем звезды. Мама Пача, мать-земля, мать-кор­милица. На полях в землю закапывались камни, чтобы сделать ее плодородной. На некоторых из них высека­лись изображения опасных животных, чтобы обезвре­дить их. Так на камне Яльяа в районе Аябака вырезаны змеи, весьма многочисленные в окрестностях.

 

ДВЕ МОЛИТВЫ

 

Народный фольклор донес до нас две популярные мо­литвы. Первая:

«О Создатель! Тот, кто находится на краю земли, кто дает жизнь и душу человеку, говоря ему: «Будь мужчи­ной», а каждой женщине: «Будь женщиной». Тот, кто так говорит, сотворил человека и дал ему жизнь. Защи­ти тех, кому ты дал жизнь, сделай ее здоровой и безо­пасной, сохрани их от опасностей и ниспошли на них мир. Где же ты? Высоко на небесах или в глубине гро­зовых и штормовых туч? Я слушаю тебя, ответь мне, от­несись ко мне благосклонно, дай мне вечную жизнь, сохрани нас в своих руках и прими от нас это подно­шение, где бы ты ни находился, о Создатель!»

В следующей молитве упоминается император: «О Создатель! Пусть подданные Инки, подчиненные ему народы, его слуги пребудут в безопасности и мире под началом твоего сына, Инки, которого ты ниспослал нам в качестве государя. Пока продолжается его прав­ление, позволь людям размножаться, жить в безопасно­сти, пошли им благосостояние, пусть растет число лю­дей, полей и зверей под началом монарха, которому ты дал жизнь, о Создатель!»

Происхождение большинства молитв, дошедших до наших времен, неизвестно. Можно встретить аналогич­ные идеи и слова, но расположенные в другом поряд­ке. В этой сфере словарный запас весьма ограничен, а некоторые достаточно часто повторяющиеся термины, похоже, имеют соответствующее магическое значение, направленное на объект молитвы.