Глава XIII
Задолго до того, как Виргиния достигла процветания, на восточном берегу нового материка создавались другие колонии, Вспомните, что Квебек был основан французами в 1608 году, лишь через год после заселения Виргинии. Посмотрим теперь, как и почему были основаны другие поселения англичан.
Колония Виргиния с самого начала была чисто деловым предприятием. Ближайшая колония, к которой мы теперь переходим, была учреждена совсем по другим причинам. Чтобы понять их, давайте посмотрим, что происходило в Англии за много лет до 1620 года, когда было основано это поселение.
Вероятно, вы помните то, что мы говорили о новой религии, появившейся во Франции, последователи которой назывались протестантами или гугенотами, и помните, быть может, что эта религия была частью религиозного движения, охватившего тогда всю Западную Европу. Быть может, вы припомните, что королева Елизавета, которая сама была протестанткой, покровительствовала исповедовавшим эту веру. Службы в английской церкви совершались согласно протестантскому учению. Все подданные королевы обязаны были присутствовать на этих службах. По приказанию королевы католики в Англии должны были сделаться протестантами или подвергнуться наказанию.
Но случилось так, что в Англии многие были так же недовольны английской церковью, как и католической. Новая церковь слишком похожа на старую, говорили они, желая изменения или отмены многих обрядов. Они говорили, что церковь требует очищения, почему их и называли «пуританами»[112]. Это были люди, много читавшие библию и старавшиеся жить согласно ей. Они осуждали моду и развлечения того времени, одевались в платье темных тонов и, не желая носить огромные парики, бывшие модными в то время, коротко стригли волосы. Поэтому враги называли их круглоголовыми.
Через некоторое время среди пуритан появились люди, которые решили, что бесполезно стараться изменить англиканскую церковь и что было бы лучше основать свои церкви, в которых можно было бы славить Бога по их собственному разумению. Эти люди назывались «сепаратистами» [113], потому что хотели отделиться от церкви. Некоторые из них попытались привести этот план, в исполнение и создали общество или конгрегацию в Лондоне. Это общество было разогнано по приказанию королевы, а многие из его членов заключены в тюрьму. Но это не мешало сепаратистам увеличивать свои ряды.
Когда в 1603 году королева Елизавета умерла и ей наследовал король Иаков, к пуританам и сепаратистам стали относиться еще суровее, чем прежде. Члены одной сепаратистской конгрегации, не выдержав притеснений, бежали в 1609 году в Голландию. В течение одиннадцати лет они жили в городе Лейдене, причем число их за это время увеличилось с трехсот до тысячи. Их называли «пилигримами»[114], потому что они покинули родные дома ради своей религии.
Еще до истечения одиннадцатого года пилигримы решились опять пуститься в путь на поиски новой родины. Голландцы в Лейдене очень дружелюбно относились к ним, но пилигримам было неприятно думать, что их дети и внуки будут говорить не на английском языке, а на голландском, а когда вырастут, вступят в брак с голландцами, и получится так, что через некоторое время они, пожалуй, и позабудут, что они англичане. Лучше уйти куда-нибудь подальше и основать новое общество, где дети их могли бы воспитываться как англичане.
Весь вопрос был в том — куда идти? Европа была переполнена. В Виргинию? Нет, там они должны будут вернуться к англиканской церкви. На северный берег Южной Америки? Там слишком жарко. В Новую Англию? Там слишком холодно. На реку Делавэр? На этом они остановились и решили просить хартию у Иакова I. Но король отказал им. Впрочем, он приказал, чтобы пилигримов оставили в покое, «пока им этого хочется».
В 1620 году несколько членов Лейденской конгрегации вызвались отправиться в Америку, чтобы разузнать все на месте. Они отплыли из Голландии на старом корабле «Спидуэл». Во время их остановки в Соутгемптоне, в Англии, к ним присоединился другой корабль — «Мейфлоуэр». На нем плыли люди, которые хотели присоединиться к создаваемому обществу.
«Спидуэл» оказался ненадежным для такого путешествия, и путешественники вынуждены были оставить его. Все пассажиры в количестве ста человек собрались на «Мейфлоуэре».
Среди отъезжающих находился капитан Майлс Стендиш, который, хотя и не был приверженцем церкви пилигримов, сблизился с ними еще в Голландии и решил ехать вместе с ними.
Путешествие было продолжительным и бурным. Волны играли маленьким кораблем, как хотели, и когда он добрался наконец до берегов Северной Америки, то оказался на много миль севернее реки Делавэр. Переселенцы попытались повернуть корабль к югу и двигаться к намеченному пункту, но разразилась буря, которая вынудила их искать убежища в бухте мыса Код.
Утомленные путешествием на переполненном корабле, пилигримы приняли чье-то предложение остаться здесь и не искать другого места. Пять недель отряды разведчиков подыскивали место для основания города. Наконец вопрос был решен и строительство началось.
Избранное место было тем самым, которое на карте, начертанной капитаном Джоном Смитом, носило название Плимут. Пилигримы сохранили это название. И сейчас можно увидеть скалу, на которую, по рассказам, высадились колонисты.
Вначале был построен только один дом, где все и поселились одной большой семьей. Индейцы не тревожили колонистов, хотя их и видели в окрестных лесах. Но однажды в поселение смело вошел индейский воин и на английском языке поздравил «бледнолицых» с прибытием в его страну. Впоследствии выяснилось, что он научился нескольким английским словам от приезжавших в эти края рыбаков.
Колонисты обошлись с гостем приветливо, и вскоре он пришел опять и привел с собой Массасойта, вождя соседнего племени, и несколько воинов, разрисованных и украшенных перьями. Навстречу делегации вышел губернатор. Было решено, что между краснокожими и бледнолицыми будет постоянно поддерживаться мир. Это соглашение свято соблюдалось более полувека.
Возможно, индейцы совсем иначе отнеслись бы к пилигримам, если бы не боялись страшной силы, которую они приписывали белым людям. Незадолго до приезда поселенцев индейцев охватила эпидемия язвы, от которой умерло более половины краснокожих в Новой Англии. Многие из индейцев верили, что ужасная болезнь была послана им в виде наказания за то, что они убили нескольких белых рыбаков.
Хотя индейцы оставили колонистов в покое, у них были другие враги, более свирепые и страшные,— болезни и смерть. Весной половины из приехавших уже не было в живых, а остальные почти все хворали. Только семь человек были в силах заботиться о больных.
Но вместе с прекрасной весной Новой Англии к пилигримам вернулась и бодрость. И вот поля уже засеяны хлебом, сооружено укрепление, начата постройка еще нескольких домов.
Осенью был собран отменный урожай, а в поселении красовалось семь новых домов. Жители чувствовали, что им за многое надо быть благодарными всевышнему. Губернатор назначил в ноябре день, чтобы посвящать его благодарению Богу. Этот день празднуется в Северной Америке и теперь. Правда, сегодня люди садятся за столы, покрытые белоснежными скатертями, уставленными серебром и хрусталем. А в тот, первый, день Благодарения на столах стояла посуда из дерева и яства, положенные в нее, не принадлежали к числу изысканных. Но колонисты, которые знали, что такое голод, не жаловались.
На праздник были приглашены Массасойт и несколько воинов. В качестве подарка они принесли мешок каких-то белых зерен, очень понравившихся колонистам.
Вскоре после дня Благодарения в гавани появился корабль. Это была «Фортуна», привезшая еще пятьдесят пилигримов. Вновь соединились семьи, встретились друзья. Много грустных часов ушло на рассказы о тех, кто покоился теперь на маленьком кладбище на холме. Могил было так много, что колонисты, опасаясь, как бы индейцы не осмелели, узнав об их потерях, решили засеять это место пшеницей. И много слез проливалось, когда глаза обращались к полю с волнующимся хлебом...
Два года шла напряженная борьба за существование. Маленькая колония росла медленно, но все-таки росла. И наконец не стало больше сомнений, что Плимут имеет все данные для дальнейшего развития.
Что надо запомнить:
1. Люди, желавшие «очищения» англиканской церкви, назывались «пуританами».
2. Среди пуритан были желающие основать свою собственную церковь. Они назывались «сепаратистами».
3. Король Иаков I относился сурово и к пуританам, н к сепаратистам.
4. Отряд сепаратистов выехал из Англии. Они известны под названием «пилигримов».
5. В течение 11 лет пилигримы жили в Голландии, а затем отправились в Америку.
6. В 1620 году они основались в Плимуте.
[112] Пуританин — от латинского слова puritas — «чистота».
[113] Сепаратисты — от латинского слова separatus — «отдельный».
[114] Пилигрим—от итальянского слова pellegrino — «чужеземец».