Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Перуанское Просвещение - идейные истоки войны за независимость

Созина Светлана Алексеевна ::: Перу в составе колониальной Испанской Америки (1532-1826)

В преддверии XIX столетия на огромных просторах колониальных владений Ис­пании остро ощущалось приближение эпохи войны за независимость, эпохи антико­лониальной буржуазной революции. Подготовившие ее переломные десятилетия прошли под знаком европейского Просвещения, под воздействием таких событий ми­ровой истории, как Великая Французская революция 1789-1794 гг. и война англий­ских колоний за независимость 1776-1783 гг. Наиболее передовые представители формировавшейся креольской буржуазии органично впитали лучшие достижения об­щественной и научной мысли Европы: революционных идеи французских энциклопе­дистов Монтескье, Вольтера и Руссо, научных идей Декарта, Ньютона и Лейбница.

Новый взгляд на природу как на источник процветания народа; убеждение во всемогуществе человеческого разума, культ знаний и просвещения народа, при­кладных наук как движущей силы прогресса; учение о "естественном праве" лично­сти на свободу и благополучие, о народном суверенитете и общественном договоре как основе государства - эти и другие идеи в короткое время завоевали Западное полушарие, породив подлинный переворот в общественно-политической и фило­софской мысли. Основной интерес возбуждали новаторские теории, направленные против гегемонии церкви и засилья схоластических догм в образовании, взгляды ан­глийских и испанских экономистов, искавших новые пути развития торговли, про­мышленности, сельского хозяйства. Это стремление к всестороннему прогрессу питали подспудно развивавшиеся ростки капиталистического уклада, разрушавшие отсталую социально-экономическую структуру колонии.

Глубоко антифеодальная по сути идеология европейского Просвещения, как идеология восходящего класса буржуазии, отразила коренные потребности развития Европы XVIII в., она оказалась и чрезвычайно близкой настроениям широких слоев испаноамериканского общества. При этом политика экономической и политической дискриминации со стороны имперской Испании придавала идеям Просвещения на американской почве особую остроту и значимость. Приняв общественно-культур­ную эстафету от просвещенной Европы, испаноамериканское Просвещение не ста­ло ее слепым подражанием, приобрело специфические черты. Уже с конца XVII в. в общественно-политической мысли континента крепла идея "нашей Родины - нашей Америки", идея континентального единства как результат векового экономическо­го и культурного обособления колоний. Уроженцы колоний осознавали себя как "сыны или отцы американского отечества", как "американцы", как "соотечествен­ники" - в противовес испанцам, которых презрительно называли "годами" и "чапетонами", чужеземцами и выскочками. Так зарождалась революционная идеология "американизма", имевшая ярко выраженный антиколониальный заряд.

Мировоззрение деятелей перуанского Просвещения возникло из плодотворно­го синтеза не только европейских, испанских, но и самобытных креольских и индей­ских идей и традиций. В идеологии американизма, как в новой шкале ценностей, ог­ромное значение придавалось вкладу десятков поколений "американцев" в матери­альное и духовное строительство перуанского общества. При этом отдавалась дань наследию древних индейских цивилизаций, которое рассматривалось как неотъемлемая часть собственно перуанской истории.

Таким образом, объединяющая и консолидирующая идея "американизма" на континентальном уровне с ее антиколониальной направленностью вкупе с форми­рующимся национальным самосознанием новых этнических общностей, складывав­шихся в отдельных регионах, с их ярко выраженным чувством патриотизма и осоз­нанием исторической и этнокультурной специфики определили своеобразие идео­логии испаноамериканского Просвещения конца XVIII - начала XIX в. Эти чет­верть века обозначены в перуанской историографии как период Эмансипации.

Просвещение сообщило новый импульс развитию "полезных" прикладных на­ук: агрономии, горному и морскому делу, медицине. В Мехико (Новая Испания) в последней трети XVIII в, были основаны школа хирургии, первая в Испанской Аме­рики Академия изящных искусств и ботанический сад и др. В этом же ряду в Перу в 70-90-е годы XVIII в. стояли открытие первого общественного кафе в Лиме, фи­лармонической Академии, нового анатомического театра, академии мореплавания и горного колледжа.

Наиболее ярко преобразовательные тенденции проявились в деятельности эко­номических просветительских кружков и обществ. Подобное Королевское общест­во друзей страны было создано в 1791 г. и в Лиме. В нем объединились выпускники и преподаватели королевского колехио Сан-Карлос, ставшего как бы гуманитар­ным факультетом старинного Университета Сан-Маркоса. Именно здесь сформи­ровалась и активно действовала на протяжении трех десятков лет значительная группа летрадос - представителей креольской интеллектуальной элиты, экономи­стов, юристов, теологов и прелатов, ученых и просветителей. Среди них такие из­вестные деятели, как Хосе Бакйхано-и-Каррильо, Мануэль Лоренсо Видаурре, Хо-се Фаустино Санчес Каррион, Франсиско Хавьер Луна Писарро, Иполито Унануэ и др. Из 30 постоянных членов, академиков, 21 были уроженцами Лимы.

Это поколение вошло в историю Перу как поколение proceres - провозвестни­ков независимости Перу. Среди них - Иполито Унануэ (1755-1833) - секретарь об­щества, видный креол, ученый-энциклопедист, доктор медицины и старший космограф, основоположник перуанской журналистики и метеорологии. Унануэ снискал международную известность своей работой, посвященной климату Перу (1806 г.). В ней в духе французской энциклопедии была раскрыта материалистическая идея о воздействии природных факторов на социальные и экономические формы жизни в стране. В 1811 г. Унануэ возглавил медицинский колехио Сан-Фернандо, преобразо­ванный впоследствии в медицинскую академию. В 1812 г. он стал энергичным сторон­ником Кадисской конституции и был избран депутатам испанских кортесов. Унануэ одним из первых подписал Акт о независимости Перу в 1821 г., активно сотрудничал с Сан-Мартином и Боливаром, оставив после себя обширное научное наследие.

Главной задачей и главным достижением Общества друзей страны стали подго­товка и издание первого альманаха в истории Перу под названием "Перуанский Меркурий" ("Mercurio Peruano"). По широте подхода и новизне освещения постав­ленных проблем это издание стало значительным просветительским проектом, как нельзя более ярко олицетворявшим эпоху перуанского Просвещения.

Журнал состоял из 20 разделов: гуманитарного направления - древняя, совре­менная история и история церкви, литература и поэзия, изящные искусства, мораль­ное воспитание; политика с акцентом на проблемы рабства; экономические вопро­сы в их совокупности; обширный круг прикладных наук - механика, химия, минера­логия, натуральная история и практическая медицина и особняком - политические и официальные новости.

Хотя "Перуанский Меркурий" был обозначен его издателями как газета, ско­рее это был научный альманах или журнал. Он выходил два раза в неделю и за вре­мя своего существования собирал от 250 до 400 подписчиков; их список открывался именами вице-короля и архиепископа. В 1794 г. среди его читателей были уроженцы Мехико и Буэнос-Айреса, члены Патриотического общества Кито, известный юный и просветитель из Новой Гранады Х.С. Мутис, губернатор Кубы Луис де лас Каcac и, наконец, собственной персоной испанский король. Любопытно, что один экземпляр издания был преподнесен А. Гумбольдту во время его пребывания в стране, который оценил журнал как "драгоценный дар". За 5 лет существования (1791-1795) материалы Меркурия составили 12 внушительных томов, являвших собой как бы энциклопедию сведений по всем областям экономической, духовной и культурной жизни Перу конца XVIII в.

В проспекте 1790 г., озаглавленном "Общая идея о Перу", цель издания была сформулирована так: "Лучше узнать страну, в которой мы живем", ибо "стремление к просвещению характерно для страны в целом как по природной способности понятливости ее коренных жителей, так и по склонности их к учению". Авторы признавали важность периодической печати для пропаганды образования и науки и прямо связывали это с "расцветом эпохи Просвещения народов с ее удивительными успехами в Англии, Испании, Италии и Франции". С патриотических позиций они стремились исправить тот огромный недостаток, когда "королевство, подобное перуанскому, облагодетельствованное природой в части климата и плодородия почв, занимает столь незначительное место в картине мира, составленной историками". Налицо стремление выйти из провинциальной колониальной изоляции и установить информационный мост с передовыми странами Европы.

Одним из организаторов и активных участников "Меркурия" стал видный представитель креольской аристократии Хосе Бакихано-и-Каррильо, 3-й граф Вистафрида (1751-1817). Основатель и президент Общества друзей страны Бакихано и, одновременно редактором и автором многочисленных статей журнала. Блестящий выпускник теологического факультета Университета Сан-Маркоса, доктор гажданского и канонического права, Бакихано в 14 лет был допущен к преподавательской работе в альма-матер. Начало 80-х годов застало его на высоких чиновничьих должностях прокурора и протектора индейцев в лимской аудиенсии. Он неоднократно выезжал в Испанию, где лично познакомился с такими видными экономистами и реформаторами, как Флоридабланка и Кампоманес. К августу 1781 г. относится факт его карьеры, пожизненно окрасивший его биографию в сугубо либеральные тона. На торжественной встрече нового вице-короля Хауреги он выступил с традиционным приветствием - "Восхвалением" или "Похвалой". В этой яркой речи Бакихано высказался "о пользе справедливости и свободы", призвал власти предержащие прислушиваться к новым веяниям в области науки и культуры, поставить главу угла благо и счастье народа и проявить милосердие к пребывающим в нищете и голоде поверженным индейским народам, истекавшим кровью после подавления движения Тупака Амару, Выступление Бакихано вызвало публичный скандал, тексты "Похвалы" конфискованы, а сам автор был вынужден надолго уйти в ?. Этот политический акт, выдержанный в духе и традициях Просвещения, не мешал ему в зрелом возрасте остаться на позициях умеренного ортодокса. Начало XIX в. он встретил на престижном посту ойдора аудиенсии. Кавалер ордена Карла III, в 1812 г. он был избран в государственный совет Испании как представитель высшей креольской аристократии. Выражаясь современным ему языком, он представлял перуано-испанскую партию, которая предпочитала путь компромисса с силами роялизма без ущерба традиционным сословным привилегиям.

Однако последующая политическая карьера нисколько не уменьшает того огромного вклада, который внес X. Бакихано в дело просвещения страны. Его перу принадлежат наиболее глубокие и обстоятельные материалы; один из них - "Историческая и политическая диссертация о торговле в Перу", опубликованная в одном из номеров "Меркурии". Убежденный сторонник преимуществ свободной торго­вли как "источника богатства наций" он дал трудоемкий анализ состояния внутрен­ней и внешней торговли страны, обрисовав причины кризиса и необходимые меры для ее укрепления, в частности представил проект реформы таможенной системы, осудив использование бумажных денег и медной монеты как источников инфляции. Бакихано, опираясь на труды испанских экономистов и приводя сравнительный мате­риал по странам Европы, писал, что богатые природные ресурсы страны, особенно сырье - хлопок, красители, пряности, могли бы обеспечить "счастье и процветание ее народов, а цветущая торговля - богатство нации". Среди серьезных препятствий эко­номическому развитию автор указал на демографический фактор - малочисленность населения по сравнению с огромной территорией страны делает ее "подлинной пус­тыней". Ущербное состояние наземного и водного транспорта - дальность морских путей, несудоходность рек, горный рельеф, пешеходные тропы вместо дорог, высо­кие внутренние таможенные барьеры - все это блокировало развитие торговли.

Огромное внимание "Перуанский Меркурий" уделял развитию горнодобываю­щей отрасли, которая в течение трех веков считалась основной базой "счастья и процветания" Перу. В журнале было опубликовано уникальное собрание данных по всем сторонам развития этого важного хозяйственного комплекса. Среди них - сравнительные статистические обзоры по добыче металлов на важнейших рудни­ках, проблемы обогащения руды и новой технологии; работа банковских и кредит­ных учреждений и монетного двора; трудовое законодательство и здоровье горня­ков, организация горных обществ. Среди причин застоя указывалось на устаревшее оборудование, острую нехватку рабочей силы и капиталов. Одна из статей заканчи­валась справедливым выводом: "...горная отрасль - единственный источник про­цветания Перу. Но обогащает она тем не менее не колонию, а Европу.

Богатством цифр и материалов отличалась и серия "Историко-географических монографий", представляющих собой региональные обзоры всех аспектов хозяйст­венной жизни многочисленных провинций на основе данных статистики, демогра­фии; там публиковались также ежемесячные сводки состояния королевской казны и другие общественно-политические новости и официальные сообщения.

Характерно при этом, что авторы широко и в позитивном плане использовали сравнительные сведения по экономическим достижениям инканата с упором на до­бычу металлов, разведение лам, строительство и функционирование дорог и ороси­тельных систем.

Обращает на себя внимание и инициатива, проявленная журналом в 1793 г. по со­зданию общедоступной библиотеки, "хранилища печатных книг, рукописей и офици­альных документов, которая служила бы, как и в Европе, делу Просвещения и обще­ственной пользе". Известно, что в самой Лиме в это время имелось большое число частных библиотек, "лучшее богатство Лимы", по словам видного креола и эрудита Х.Э. Льено Сапаты, чье собрание насчитывало более 500 томов. В них были широко представлены издания английских, французских и испанских философов и экономи­стов, ввозившихся контрабандным путем. Стоя на страже клерикальной и политиче­ской реакции, власти воспротивились этому благому начинанию. И неудивительно, ведь вся передовая европейская литература входила в список запрещенных к ввозу и хранению изданий и подлежала конфискации. Последнее книжное аутодафе состоя­лось в правление вице-короля де Круа в 1785 г., при этом на костре были сожжены работы Локка, Вольтера, Руссо и др. Национальная библиотека Перу откроется ? лет спустя, в ноябре 1822 г. по указу, подписанному Сан-Мартином.

Последняя, 12-я книга "Перуанского Меркурия" вышла в 1795 г. на деньги из­вестного мецената и неутомимого сотрудника редакции монаха Диего Сиснероса. Издание журнала оборвалось внезапно и без всяких объяснений, что заставляет подозревать суровые цензурные соображения и происки святой инкнизиции. Ведь не случайно экземпляры журнала были затребованы в Мадрид на предмет определения его благонадежности.

"Перуанский Меркурий" как новый просветительский литературный и общественно-политический журнал, заложивший основы периодической печати XVIII в. в гранах Южной Америки, внес значительный вклад в дело идеологической подготовки войны за независимость, хотя в нем прямо не предлагалось социальной или политической программы на будущее. Политические позиции его авторов на раннем этапе проникнуты настроениями конформизма или завуалированы. Издание го проходило в жестких цензурных рамках, под суровым присмотром инквизиции личной опекой вице-короля, рецензировавшего каждый выпуск журнала.

Было бы преувеличением утверждать, что в 90-е годы XVIII в. плеяда деятелей перуанского Просвещения открыто исповедовала разрыв вековых уз с метрополией. Многие из них, как представители креольской аристократии, придерживались умеренно-либеральных взглядов. При условии участия в высших эшелонах власти по управлению страной, признания гражданского равенства креолов с испанцами и автономии Перу в составе испанской империи они предпочитали пути политического компромисса. Показательно, что такой известный деятель, как X. Бакихано, избран­ный в 1812 г. в испанские кортесы, враждебно встретил первые освободительные итвы в Испанской Америке и закончил свою жизнь в Испании большим почитателем Фердинанда VIII. Его соратник по журналу М.Л. де Видаурре (1773-1841), гордившийся тем, что в его жилах "течет кровь королей Наварры", стал крупным юристом и правоведом, автором уголовного, гражданского и трудового кодексов независимого Перу. Однако в 1814 г. он категорически отверг предложение войти в состав революционной хунты, созданной в восставшем Куско, а в 1818 г., в разгар освободительной войны, все еще верноподданнически уповал "на мягкое и справедливое правление" испанского монарха. Видаурре присоединился к патриотическому лагерю только в 1824 г., когда роялизм в Перу был побежден.

Действительно, представители "поколения провозвестников" были не радикальными повстанцами, а скорее либеральными критиками. Однако проделанная ими просветительская работа, критический пафос борьбы с феодальными традициями и «колониализма» в области экономики, стремление поднять престиж "перуанской Родины" на пути ее хозяйственного, социального и культурного процветания слали свое благотворное дело, эстафета была передана новому поколению борцов. Проявляли активность на стезе просвещения страны и многие католические учебные заведения. В среде их слушателей и преподавателей, в подавляющем большинстве креолов, составлявших благодарный круг подписчиков и читателей "Перуанского Меркурия", выросло целое поколение свободомыслящих монахов и свя­зников, теологов и прелатов, высших иерархов церкви, прямо связавших свою деятельность с приближавшейся эпохой войны за независимость.

Своеобразие культурной и духовной жизни Перу определялось той огромной ролью, которую в ней играло католическое духовенство. Уже в XVII в. только в Лиме имелось 40 монастырей, не считая семинарий и других духовных учреждений. Именно деятели церкви, священники и монахи были наиболее образованными людьми, нередко владевшими крупными книжными собраниями. Интересы креольского духовенства оказались сильно ущемлены реформами просвещенного абсолютизма, посеявшими в их рядах семена резкого недовольства и разочарования: местная церковь лишилась многих своих экономических и социальных привилегий, былой самостоятельности, попала под жесткий контроль правительства и самого Ва?. К тому же еще оставались сильными традиции религиозного гуманизма с неприятием и противостоянием официальной ортодоксии. В этих условиях все передовые веяния, приходившие из Европы, сильно подогревали антииспанские и aнтиколониальные построении в среде церковной интеллектуальной элиты и созда­ли благоприятную почву, взрастившую большую плеяду просветителей и патрио­тов ii сутане, активных участников грядущих перемен в стране.

Среди деятелей перуанского Просвещения выдающееся место занимал прелат Т. Родригес де Мендоса - патриот, ученый-эрудит и педагог, при жизни снискавший славу перуанского Бэкона. В течение 30 лет он возглавлял знаменитый колехио Ош-Карлос. Его реформаторскими усилиями был открыт доступ ко всем завоева­ниям передовой европейской науки. Порвав со средневековыми догмами, он ввел изучение экспериментальной физики, астрономии и механики, здесь изучались идеи и опыты Декарта, Ньютона и Лейбница, а в неофициальном порядке и политиче­ские теории "естественного права" и т.д. Инквизиция неоднократно пыталась за­крыть крамольное учебное заведение и устроить суд над его ректором. Для не­скольких поколений студентов аудитории Сан-Карлоса стали школой подготовки к грядущим битвам войны за независимость, которую их учитель открыто приветст­вовал. Именно Родригес де Мендоса в 1822 г. открыл заседание I конституционного конгресса, заложившего первый камень в государственное здание независимого Пе­ру. Среди присутствовавших в зале делегатов 35 оказались его учениками, выпуск­никами прославленного колехио Сан-Карлос, в их числе такие яркие личности, как Х.Ф. Санчес Каррион, Ф.Х. Мариатеги, К. Педемонте и мн. др.

Дело Просвещения снискало себе активных сторонников и в таких крупных го­родах, как Арекипа и Куско. Важным просветительским центром стала семинария Сан-Херонимо в столице Южной сьерры - городе Арекипе. Здесь на ниве Просве­щения успешно трудился епископ П.Х. Чавес де ла Роса, в течение 16 лет (с 1789 по 1X05 г.) бессменный ректор семинарии. Студентам на европейском уровне препода­вались помимо канонического - гражданское право, европейская философия, об­ширный комплекс прикладных наук. Среди плеяды талантливых учеников, вышед­ших из стен Сан-Херонимо, известнейший деятель эпохи войны за независимость Пepy прелат Ф.Х. Луна Писарро (1780-1855), избранный в 1822 г. первым президен­том конституционного конгресса, и др.

Делу воспитания патриотических и антиколониальных идей была отдана более чем полувековая деятельность прославленного епископа Переса де Армендариса, с 1769 по 1806 г. ректора университета аббата Сан-Антонио в городе Куско. Из стен Ош-Антонио вышли почти все руководители освободительной революции 1814-1815 гг. в этом городе, начиная от адвоката Рамиреса де Арельяно, ее вожа­ков четырех братьев Ангуло, священника И. де Муньекаса, организатора повстан­ческих отрядов на территории Перу и Боливии.

Просветительская публицистика с критикой пороков колониальной системы, с идеологическими духовными поисками отвечала насущным социальным и полити­ческим требованиям времени и играла поистине революционизирующую роль. Эта критика расшатывала устои испанского колониализма и подготавливала почву для новых политических идей, главной из них - политической независимости колоний и неизбежности разрыва с метрополией. Именно эта задача и была поставлена с на­чала XIX в. в повестку дня.