Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БРАЗИЛИИ: КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

P.M. Бланк, 1918 г. ::: Бразилия

Глава 3.

Бразилия была открыта в феврале 1499 года испанским мореплавате­лем Висенте Пинсоном, одним из участников первой экспедиции Христо­фора Колумба в Вест-Индию. Висенте провозгласил открытую им страну владением испанского короля и вернулся в Испанию, не предприняв ниче­го для закрепления этого владения. В следующем году туда прибыл порту­гальский мореплаватель, Педро Кабраль, случайно прибитый ветром и морскими течениями, и провозгласил страну владением португальского короля. Он также покинул Бразилию, не оставив в ней ни одного поселен­ца. Но португальский король, получив от Кабраля донесение о его откры­тии, тотчас отправил туда Америго Веспуччи для исследования страны.

Америго Веспуччи понял великое значение этого открытия, — по­нял, что он имеет перед собой часть нового мира, и этим увековечил свое имя. Но португальское правительство и после того еще долго проявляло очень слабый интерес к этим новым владениям, пользуясь ими, главным образом, как местом ссылки преступников.

В 30-х годах XVI века страна была разделена на ряд областей, отдан­ных в ленное владение приближенным короля. Это дало первый толчок колонизации Бразилии и практическому использованию ее естествен­ных сокровищ. Другой толчок дала этому делу португальская инквизи­ция, которая стала, с 1548 года, высылать туда евреев. Эти жертвы пор­тугальского фанатизма сыграли немалую роль в истории экономическо­го развития Бразилии. Первые успехи этих невольных пионеров привле­кали в Бразилию добровольную иммиграцию их предприимчивых еди­новерцев из разных стран, Голландии и проч., в таком количестве, что евреи одно время, по утверждению некоторых историков, составляли большинство белого населения Бразилии.

Достигнутые там экономические результаты привлекли к Бразилии внимание французов, англичан и голландцев, и они вступили в борьбу с португальцами, чтобы овладеть хотя бы частью этой интересной страны. В этой борьбе наибольший успех имели голландцы, поддержанные из­нутри Бразилии ее еврейским населением. Но и голландцев португаль­цы, после некоторого сопротивления, снова изгнали из Бразилии, а их друзей, евреев, они почти поголовно истребили. Только немногим из них удалось спастись и найти убежище в других колониях Америки. В кон­це концов, Голландия формально отказалась, в 1662 году, от всяких при­тязаний на Бразилию.

После этого Португалии пришлось только один раз снова выдержать борьбу за власть в Бразилии с другой европейской державой. Это про­изошло в 1710—1711 гг., когда Франция сделала новую попытку овла­деть важнейшим портом Бразилии, Рио-де-Жанейро. И на этот раз побе­дила Португалия.

Но эти военные победы отнюдь не обеспечили мирного развития стра­ны. Внутри шла беспрерывная борьба португальцев с индейцами. О внут­реннем мире португальские власти мало заботились. В те времена власть имущие не придавали большого значения миру и спокойствию. Самым верным средством для достижения своих целей, они считали силу, или — насилие. И заключались их цели, не в нормальном, естественном разви­тии экономических сил страны, а в скорейшем извлечении и использо­вании наиболее легко доступных сокровищ, как золото, драгоценные камни и т. п. Если население не соглашалось добровольно служить этим целям, его понуждали к этому силой.

Однако, обратить в рабство свободолюбивых и бесстрашных индей­цев было нелегко, и португальцы, после ряда тщетных попыток, привед­ших к ужасным кровопролитиям, должны были прибегнуть к ввозу чер­ных рабов из Африки.

Индейцев приняли под свое покровительство монахи ордена иезуи­тов, которые стал прибывать в Бразилию с середины XVI века. Иезуиты сделались с течением времени не только духовными наставниками индейского населения, но также нередко их политическими вождями. Благодаря этому, положение индейского населения со временем значи­тельно улучшилось. Зато светские португальские власти стали смотреть на иезуитов как на опасных политических противников и вступили с ними в борьбу, закончившуюся в середине XVIII века изгнанием иезуи­тов из Бразилии. Во главе португальского правительства стоял в то вре­мя Карвальо, более известный под именем маркиза Помбала*, — смелый реформатор, которому и в самой Португалии приходилось вести неус­танную борьбу с этим могучим орденом, образовавшим нечто вроде госу­дарства в государстве.

Положение индейского населения Бразилии изгнание иезуитов, од­нако, не ухудшило. Само португальское правительство приняло их те­перь под свою защиту. Маркиз Помбал предоставил им гражданские права и ограничил привилегии их врагов — бразильских феодалов. Помбал оставался у власти до 1777 года, но и после него возврат к старому уже стал невозможным. Наступили новые времена. В Северной Америке анг­лийские колони совсем освободились от зависимости и образовали де­мократическую республику. Южная Америка стала стремиться к тому же. Все стали требовать свободы и равенства. Возникло и в Бразилии революционное движение. Своей цели это движение достигло не скоро, но оно положило конец старым методам правления. Заколебалось поло­жение королевской власти в самой Португалии. А в 1807 году королевс­кая семья вынуждена была искать в Бразилии убежища.

21-го января 1808 года принц-регент Португалии прибыл в Бахию вместе с королевой**, всей королевской семьей и важнейшими порту­гальскими сановниками. С этого дня Бразилия перестала быть «колони­ей». Она стала, фактически, королевством. А через семь лет, 16-го янва­ря 1815 года, она и формально была признана таковым, — королевским декретом, торжественно признавшим ее равноправным членом Соединен­ного королевства Португалии, Бразилии и Альграве».

 

* Себастьян-Жозе де Карвальо Мелло, граф де Оэйрас, маркиз де Помбал (1699—1782) — знаменитый португальский министр; происходил из древнего, но мелкого дворянского рода. На посту главы правительства провел ряд бла­готворных реформ, укрепивших финансы и экономику Португалии. Деятель­ность Помбала, направленная на ограничение влияния католической церкви, в частности иезуитов, на жизнь общества и государства, вызвала ненависть к нему со стороны клерикалов, даже организовавших покушение на министра.

** Мария I (1777—92) — королева Португалии, из династии Браганца, дочь короля Жозе I. В связи с ее сумасшествием, с 1792 г. страной управлял ее сын дон Жуан; тот принял титул короля лишь после смерти матери (1816) и под именем Жуана VI царствовал 1826 г.

 

Но эта часть была сопряжена с большими расходами и другими тяго­стными последствиями. Португальский королевский двор, когда-то один из самых блестящих в Европе, сохранил с того времени дорогостоящие привычки и традиции. Сопровождавшая королевский двор аристокра­тия, очень претенциозная, требовала и в Бразилии исключительных привилегий и прерогатив. Бразильцы начали роптать. Начались волнения и восстания. Возникло республиканское движение.

Тогда король вызвал на помощь войска из Португалии. Но и в Порту­галии не все было благополучно. От Наполеона она освободилась. Но посе­янные им там революционные семена принялись и взошли. Население стало требовать политических прав, конституции, парламента и т. п. И прибывшие оттуда войска, призванные для подавления бразильского революционного движения, потребовали от короля удовлетворения требовананий португальских революционеров. Очутившись, таким образом, меж­ду двух огней, король вынужден был капитулировать, он присягнул кон­ституции и отправился в Португалию, назначив своим наместником в Бразилии наследного принца, дона Педро.

Революционное движение затихло и все внимание общественного мнения Бразилии сосредоточилось на деятельности португальских кор­тесов, в которых должны были принять участие также представители Бразилии. Но кортесы, созванные для выработки нового основного зако­на «Соединенного Королевства», мало считались с требованиями пред­ставителей Бразилии и вообще с интересами последней. Возникли кон­фликты. Кортесы потребовали подчинения Бразилии суверенитету Пор­тугалии, а представители Бразилии требовали равенства и самоуправле­ния. Разгорелись страсти, и кортесы бросили Бразилии вызов в виде приказа королевскому наместнику немедленно покинуть Бразилию.

На этот вызов наместник, дон Педро, ответил образованием незави­симого бразильского правительства и созывом учредительного собрания для выработки конституции Бразилии. Кортесы потребовали роспуска этого собрания и предания суду бразильского правительства. На что пос­леднее ответило провозглашением, 12-го октября 1822 года, дона Педро независимым императором Бразилии.

Попытки Португалии снова подчинить себе Бразилию с помощью военной силы были безуспешны, и в 1825 году она вынуждена была фор­мально признать независимость Бразилии.