Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Гибель городов майя

Гуляев Валерий Иванович
:::
Статьи и материалы
:::
майя

К моменту испанского завоевания Америки (XVI в.) индейские племена майя занимали центральную часть континента, включая южномексиканские штаты Табаско, Кампече, Чиапас, Юкатан, территорию Кинтана Роо, Гватемалу, западные районы Сальвадора и Гондураса. Очерченные границы примерно соответствуют территории распространения культуры майя и в более раннее время, в I тысячелетии н. э., когда здесь существовала одна из древнейших цивилизаций Нового Света. Для нее были характерны многочисленные города-государства так называемой классической эпохи (300—900 гг.) с их величественными храмами, дворцами, стадионами, ярким изобразительным искусством, оригинальными письменностью и календарем. Науке известно свыше 100 таких городов. Наиболее крупные из них —Тикаль. Копан, Чичен-Ица, Ушмаль. VII—VIII веха — пора наивысшего расцвета цивилизации майя. К концу же IX в. на большей части территории майя (Северная Гватемала. Восточный Чиапас, Юкатан) жизнь в городах почти заглохла или даже совсем прекратилась. Исчезло архитектурное строительство, не стало ни стел, ни алтарей с календарными датами (их устанавливали через определенные циклы времени по случаю каких-либо важных событий в жизни города). На протяжении 100—150 лет наиболее густонаселенная и развитая в культурном отношении область доколумбовой Америки пришла в запустение. В чем же причины этого явления? Для их объяснения предлагалось множество самых разных гипотез.

Согласно одной из них, города «Древнего царства»[1] майя были разрушены в результате сильных землетрясений. Эта гипотеза исходит из того, что многие поздне-классические архитектурные постройки в городах майя представляют собой сплошную груду развалин, словно были разбиты одним исполинской силы ударом, а также учитывает факт необычайно активной вулканической деятельности в горных районах Чиапаса и Гватемалы[2]. Однако это объяснение не убедительно хотя бы сотому, что департамент Петен (Северная Гватемала), где находились крупнейшие города майя, лежит вне пояса активной вулканической деятельности. Плачевное же состояние боль­шинства каменных построек позднеклассического времени связано здесь с разруши­тельным воздействием ливней и буйной тропической растительности (конструкция каменных зданий майя со ступенчатым сводом — в отличие от правильного полукруглого свода его часто называют еще и «ложным» — такова, что разрушение нижней части опорных стен приводит к обвалу огромной массы камня, образующей этот высокий и неуклюжий свод). Согласно другой гипотезе, причиной гибели цивилизации майя было катастрофическое уменьшение осадков и вызванный этим «водяной голод»[3]. Одна­ко последние геохимические и ботанические изыскания в джунглях Петена показали, что сокращение количества осадков было незначительным и не могло вызвать гибель культуры майя[4]. Версия о повальных эпидемиях малярии и желтой лихорадки, по­влекших за собой запустение огромной территории, тоже несостоятельна: эти болезни не были известны в Новом Свете до прихода европейцев.

Одной из наиболее распространенных до последнего времени являлась гипотеза С Морли, объяснявшая упадок городов майя крахом системы майяского подсечно-огневого земледелия, которое, по мнению исследователя, не могло обеспечить потреб­ности растущего населения городов. В книге «Древние майя» Морли писал: «Непре­рывное уничтожение леса для использования расчищенной площади под посевы кукурузы постепенно превратило девственные джунгли в искусственные саванны, покры­тые высокой травой. Когда этот процесс закончился и вековой тропический лес был почти целиком сведен и заменен искусственно созданными лугами, земледелие в том виде, в каком оно до тех пор практиковалось у древних майя, пришло в упадок, по­скольку у них не было никаких земледельческих орудий (мотыг, кирок, бором, заступов, лопат и плугов). Замена девственного леса саваннами, созданными рукой чело­века, осуществлялась очень медленно, вызывая в конце концов упадок тех городов, в которых она достигла критического состояния»[5].

Однако в последних исследованиях основные положения гипотезы Морли пере­смотрены. Был поднят вопрос о том, действительно ли майя исчерпали обширные ресурсы невозделанных земель. Американский археолог А.Киддер установил, что почва долин Мотагуа, Усумасинты, Улуа ежегодно получает удобрения во время паводков, и эти земли можно было возделывать постоянно. Специалист по культуре майя американский археолог Дж.Томпсон обратил внимание на то, что пустующие поля (мильпы) Петена немедленно зарастают высоким тропическим лесом, а не травами[6]. Таким образом едва ли истощение земли по всей огромной и разнообразной по природным условиям области майя могло вызвать быструю гибель их городов. Кроме того, исходя из гипотезы Морли, истощение земель должно было произойти сначала в более древних центрах. Однако такой, например, город, как Тикаль, который, судя даже по датированным стелам, существовал около шести веков, пришел в упадок гораздо позднее (после 869 г.), чем более молодые центры в бассейне Усумасинты. Наконец, исследования в районе озера Петен-Ица (северная Гватемала) показали, что здесь до сих пор господствует почти не изменившее своего характера со времен древних майя подсечно-огневое земледелие, которому свойственны довольно высокая продуктивность и стабильность. Никакой угрозы нашествия травянистых саванн в настоящее время (как, впрочем, и в древности) в этих краях не наблюдается. Пустующий участок земли немедленно зарастает деревьями и полностью восстанавливает свое плодородие в течение четырех-шести лет[7].

Дж. Томпсон высказал мнение, что упадок классических центров культуры майя связан с внутренними социальными потрясениями. Задавленные тяжким гнетом правящей верхушки жрецов, земледельцы восстали, изгнав или уничтожив своих притеснителей. А поскольку создателем всех достижений майяской цивилизации была, по Томпсону, лишь духовная элита общества – жрецы, то с их гибелью исчезли и все культурные ценности классической эпохи[8]. Свою точку зрения Дж.Томпсон подкрепляет ссылкой на факты умышленного уничтожения некоторых скульптурных монументов в Тикале и Пьедрас Неграсе, изображавших якобы жрецов. Крупные социальные потрясения действительно могли послужить одной из причин гибели некоторых городов «Древнего царства». Но каких-либо веских доказательств в пользу этого предположения пока не найдено ни в результат археологических раскопок, ни путем изучения древних рукописей. Ближе всего к истине, на наш взгляд, гипотеза, объясняющая упадок майяских городов нашествием индейских племен во главе с тольтеками. В конце X в. тольтеки основали на Северном Юкатане новое государство. Советский ученый Ю. В. Кнорозов считает, что гибель городов майя связана с происходившими в конце позднеклассического периода крупными передвижениями различных этнических групп. Цивилизованные народы Мексики подвергались постоянным набегам со стороны обитавших на севере варварских племен, так называемых «чичимеков». Около середины VII в. в результате особенно крупного вторжения варваров погиб Теотихуакан — северный форпост цивилизации на континенте, крупнейший культурный центр Мексики в классическую эпоху. Когда жители города и близлежащих селений вынуждены были переместиться в другие области, главным образом на восток и юго-восток от долины Мехико, произошла как бы цепная реакция, сдвинувшая многие народы Центральной Америки с давно насиженных мест. Это первая сильная волна миграций с запада в сторону майя. Вторая волна — тольтеки. Именно нашествие этих центральномексиканских племен и привело в конце концов к гибели майяских городов-государств[9]. Но и в этой гипотезе много неясного. Теотихуаканское вторжение в области майя могло произойти, по-видимому (учитывая время гибели самого этого центра), не позднее конца VII века. Тольтеки появились на Юка­тане лишь в X вехе. Спрашивается: кто же сокрушил важнейшие города «Древнего царства», погибшие как раз между концом VIII и началом X века?

Противники гипотезы об иноземном нашествия выдвигали обычно два аргумента: в городах майя нет никаких следов разрушений и битв - неизбежных спутников завоеваний; кроме того, вторжение тольтеков на Юкатан не привело к исчезновению майяских селений, как это имело место в более южных районах. Между тем в глубине гватемальских джунглей археологи нашли столь яркие следы «чужеземного вторжения», что они заставили замолчать даже самых закоренелых скептиков. Правда, были обнаружены не величественные руины крепостных стен и башен и не красноречивые следы кровавых битв в виде груды человеческих скелетов и сломанного оружия, а всего лишь скромные черепки глиняной посуды, в изобилии валявшиеся в пыли улиц и площадей заброшенных майяских городов. При раскопках Алтаря Жертв — центра «Древнего царства», расположенного у слияния рек Салинас и Пасьон в департаменте Петен (Северная Гватемала), ученые установили, что последний этап в жизни города был насыщен поистине драматическими событиями. В конце IX в. картина длительного развития культуры майя резко нарушается. На смену ей приходит совсем иной культурный комплекс, лишенный каких-либо местных корней. Материалы

Этого чужеродного комплекса, получившего название «Химбэ», состоят только из изящной керамики с оранжевой поверхностью и терракотовых статуэток, напоминающих некоторые центральномексиканские типы[10].

По мнению производивших раскопки этого города Г.Уилли и А.Смита, обилие чужеземных материалов и отсутствие чисто майяских вещей свидетельствуют о полной смене культуры и населения где-то около 869-909 годов. Некоторое время спустя и сами завоеватели ушли из Алтаря Жертв, и это место навсегда было поглощено джунглями. В 75 милях восточнее Алтаря Жертв находятся руины другого крупного центра «Древнего царства», Сейбаля. По расчетам археологов, этот город существовал с 800 г. до н.э. до середины X в. н.э. С 830 г. по 950 г. в Сейбале наблюдался массовый наплыв изящной оранжевой керамики (согласно данным химического анализа центр ее производства находился в южной части побережья Мексиканского залива) и терракотовых статуэток центральномексиканского облика. Группа каменных стел с календарными датами от 850 до 890 г. содержит скульптурные изображения, чуждые классическому искусству майя и близкие по стилю искусству народов Центральной Мексики. Наконец, весьма необычным для майяской архитектуры является и круглое в плане здание храма, обнаруженное в Сейбале. Такие круглые постройки довольно широко распространены в Центральной Мексике. Эти чужеземные черты в культуре города дополняет плоская каменная голова, так называемая «ача» (по-испански — «топор»). Подобные изделия характерны для культуры племен Южного Веракруса и Западного Табаско конца I — начала II тысячелетия[11]. Таким образом, полученные в ходе раскопок данные позволят заключить, что в IX в. Сейбаль был захвачен какими-то чужеземцами, связанными по своей культуре с жителями побережья Мексиканского залива (Табаско, Кампече) и Центральной Мексики. Однако в отличие от событий в Алтаре Жертв события в Сейбале развивались несколько по-иному: завоеватели обосновались в городе на довольно длительный срок, частично слившись при этом с местным населением, в результате чего возникла новая своеобразная культура. Об этом свидетельствуют. например, поздние стелы, изображающие персонажей в центральномексиканских костюмах, но с календарными датами, записанными по системе счета майя.

В огромном городе Паленке (штат Чиапас), расположенном на западе майяской территории и одним из первых принявшем на себя удар завоевателей в конце VIII - начале IX в. происходит быстрый упадок местной культуры Археологи обнаружили здесь оранжевую глиняную посуду и вычурные каменные изделия («ярма» и «топоры»), предметы, встречавшиеся у племен, живших на территории мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Аналогичные находки сделаны теперь и во многих других городах «Древнего царства» — Йашчилане, Пьедрас Неграс, Тикале, Копане. Таковы археологические данные, объясняющие драматические события, которые привели к гибели основных центров классической культуры майя. Начало этих событий восходит к первым десятилетиям IX века. Чужеземное нашествие на земли майя продолжалось до середины X века. Исходным местом, откуда двинулись завоеватели в поход. были, как установлено, прибрежные районы мексиканских штатов Веракрус, Табаско, Кампече.

Необходимо внести также ясность в не менее важный и трудный вопрос — oб этнической принадлежности пришельцев, сокрушивших устои крупнейшей цивилизации в доколумбовой Америки. И здесь на помощь археологии следует привлечь те скудные и противоречивые данные исторического характера, которые донесли до нас старинные индейские хроники. На наш взгляд, земли майя подвергались крупным на­шествиям извне по меньшей мере три раза. Первая волна завоевателей пришла из Теотихуакана (долина Мехико) — столицы крупного государства, созданного на рубеже нашей эры предками народа нахуа и погибшего где-то в середине VII века. Уцелевшие жители Теотихуакана вынуждены были переселиться в другие края, вероятнее всего на восток и юго-восток. Среди старинных ацтекских преданий отголоски этого события сохранились, возможно, в виде легенды о переселении «Тламатиниме» (ацтекское — «мудрые, знающие люди»)[12].

Теотихуаканское влияние заметно сказалось в горных районах майя. В Каминальхуйю (Центральная Гватемала) теотихуаканские элементы культуры в керамике, архитектуре и искусстве настолько многочисленны и специфичны, что позволяют высказать мысль о вторжении значительной группы чужеземцев и завоевании города, которое произошло, по-видимому, в 300—700 годах. На южном берегу озера Аматитлан (Гватемала), близ местечка Мехиканос, был найден теотихуаханский глиняный сосуд цилиндрической формы, относящийся приблизительно к VII веху. В Копане (Западный Гондурас) археологи обнаружили стелу, на лицевой стороне которой высечен персонаж, напоминающий по облику теотихуаханского бога воды и дождя Тлалока. На сандалиях Тлалока отчетливо видны типично теотихуаканские религиозные символы и знаки. Календарная надпись на стеле соответствует 682 году[13]. Подобного рода находки были сделаны и в Тикале. Все эти факты дают возможность говорить о вторжении носителей теотихуаканской культуры на территорию майя где-то между 600 и 700 годами. Видимо, тогда города-государства майя сумели устоять и, быстро преодолев разрушительные последствия вражеского нашествия, вступили в наиболее блестящую и яркую полосу своей истории.

Гибель Теотихуакана имела для народов Центральной Америки серьезные последствия. Была потрясена до основания вся система политических союзов, объединений и государств, складывавшаяся здесь на протяжении многих веков. Началась непрерывная полоса походов, войн, переселений, нашествий неведомых ранее племен, сдвинувшая многие народы с обжитых мест. И вскоре весь этот пестрый конгломерат различных по культуре и языку этнических групп покатился, словно гигантский морской вал на юг, к западным границам майя. Именно к этому времени (конец VII—VIII вв.) относится большинство победных рельефов и стел, воздвигнутых правителями майяских городов-государств бассейна Усумасинты: Паленке. Пьедрас Неграс, Йашчилан, Бонампак и другие. На стеле 12-й из Пьедрас Неграс, относящейся у 795 г., запечатлена триумфальная сцена. В верхней части монумента изображен сидящий на троне правитель города («халач виник») в пышном головном уборе. Правой рукой он опирается на копье. У подножия трона стоят военачальники и придворные майя, а еще ниже — большая группа обнаженных пленников со связанными за спиной руками Обращает на себя внимание подчеркнутая индивидуальность в передаче образов пленных; отчетливо показаны различные этнические типы: у одного — характерное украшение в носу, напоминающее центральномексиканские украшения; у другого — густая борода, черта, весьма редкая у самих майя.

Но вскоре силы сопротивления врагу иссякли. Полоса военных побед и триумфов майя безвозвратно ушла в прошлое. И когда с запада хлынула новая волна за­воевателей, дни майяских городов были сочтены. Эта вторая волна чужеземного нашествия связывается с племенами пипиль, этническая и культурная принадлежность которых до конца еще не установлена. Мексиканский ученый Вигберто Хименес Мо­рено предлагает на этот счет весьма вероятную гипотезу. Он напоминает, что, по сообщениям древних хроник, приблизительно в конце VIII в племена, называемые «исто­рические ольмеки», захватили город Чолулу (штат Пуэбла, Мексика), где долгое время спустя после гибели Теотихуакана сохранялось теотихуаканское население и продолжали развиваться традиции теотихуаканской культуры Жители Чолулы вынуждены были бежать на побережье Мексиканского залива, где они обосновались на некоторое время в южной части штатов Веракрус, Табаско и Кампече. Здесь они подверглись, должно быть, сильному воздействию со стороны культуры племени тотонаков, главный центр которых Тахин находился в Центральном Веракрусе. В результате этих событий прямые наследники теотихуаканских традиций, восприняв ряд черт инородных культур и частично слившись с местным (в том числе и майяским, жившим в Табаско и Кампече) населением, превратились в племена пипиль, которые известны нам по письменным источникам. Теснимые ольмеками, пипиль двинулись впоследствии на юго-восток, в область майя Это и есть та самая волна завоевателей, которая принесла с собой оранжевую керамику, каменные «ярма» и «топоры» в различные майяские города[14].

Нашествие пипиль на земли майя происходило с 800 г. по 950 г. по двум направлениям: вдоль р. Усумасинты и ее притокам на юго-восток (Паленке, Алтарь Жертв, Сейбаль) и по побережью Мексиканского залива к городам Юкатана. Постепенное продвижение вражеских полчищ по территории майя прослеживается довольно хоpoшo благодаря еще одному обстоятельству. У майя в классическую эпоху был широкo распространен обычай воздвигать во всех более или менее крупных городах сте­лы и алтари с календарными датами, точно фиксирующими время торжественного открытия данного монумента. После того как на территории «Древнего царства» по­явилась оранжевая керамика и другие предметы, свидетельствующие о проникновении центральномексиканской культуры, возведение таких стел полностью прекратилось. Таким обрезом, самая поздняя дата, высеченная на том или ином монументе города отражает (конечно, приблизительно) и время eгo упадка. Результаты этих сопоставлений оказались весьма красноречивыми. Судя по уцелевшим датированным стелам первыми были разгромлены майяские города в бассейне Усумасинты (конец VIII - первая половина IX в ). Затем, почти одновременно, гибнут наиболее могущественные города — государства Петена и Юкатана (вторая половина IX — начало X в.). Третью волну завоевателей составляли центральномексиканские племена тольтеков, вторгшиеся на территорию майя в конце X в. и на несколько столетий установившие свое господство над Юкатаном. К моменту их появления основные центры «Древнего царства» майя были уже разгромлены.

В заключение вернемся к вопросу о том, действительно ли после всех описываемых событий низменные районы областей, занятых майя, оказались совершенно безлюдными, как это считают некоторые авторы. По свидетельству испанских хроник, вXVI—XVII вв. в лесах Петена и нынешнего Британского Гондураса проживало довольно большое число жителей, хотя и уступавшее, безусловно, по численности населению классической эпохи. Известно, что в XVI в. испанский завоеватель Эрнандо Кортес во время своего знаменитого похода в Гондурас встретил в этих местах многочисленные селения и городки, тщательно возделанные поля маиса, разветвленную сеть дорог. Часть населения Петена, судя по письменным источникам и легендам, была пришлой. Но другую (видимо, большую) его часть составляли прямые потомки жителей городов классической эпохи. В центре бывшего «Древнего царства», на острове посреди озера Петен-Ица. находился огромный город Тайясаль — столица независимого государства майя, существовавшего с первых веков н. э. вплоть до конца XVII века. Разумеется, прекращение монументального архитектурного строительства и исчезновение каменных стел с календарными надписями отнюдь не означало еще прекращения жизни в городах майя. Мы располагаем бесспорными доказательствами того, что даже в таких крупнейших центрах «Древнего царства», как Tикаль и Вашактун, какое-то майяское население сохранялось и в X—XVI веках. Это, по нашему мнению, вполне соответствует гипотезе об иноземном нашествии. Только массовое вторжение неприятельских армий могло привести к довольно внезапному (в историческом плане), резкому сокращению населения и гибели культуры в столь большой и цветущей области, каковой была территория майя в конце I тысячелетия. Продвигаясь по наиболее удобным путям, орды захватчиков опустошали земли майя. И тот факт, что дольше всего уцелела группа городов во главе с Тикалем, расположенных в самом сердце «Древнего царства», в глубине непроходимых джунглей, еще раз доказывает что именно естественные препятствия и сила сопротивления смогли отсрочить на какое-то время падение отдельных майяских городов. Но это не ликвидировало ни самой угрозы извне, ни ее роковых для майя последствий.

В. И. Гуляев


Источник - Гуляев В.И. Гибель городов Майя. // Вопросы истории. 1969, №5. Стр. 216-220.



[1] «Древнее царство» — устаревший термин, введенный американским археологом Сильванусом Морли; хронологически этот термин соответствует «классической» эпохе в истории майя.

[2] Е. W. Mac-Kie. New Light on the End of Classic Maya Culture at Benqui Viejo. Brit. Honduras. «American Antiquity». Vol. 27, 1964. .V» 2. p. 216,

[3] S.G. Morley. The Ancient Maya. Stanford. 1947, p.68.

[4] U. Cowgill. J. Hutchinson. Ecological and Geochemical Archaeology in the Southern Maya Lowlands. «Southwestern Journal of Anthropology».. Vol. 19. Al­buquerque. 1963. № 3, p 282.

[5] S. G. Morley. Op. cit. pp. 71—72.

[6] J.E. Thompson. The Rise and Fall of Maya Civilization. Norman. 1964. p.85-86.

[7] U. Cowgill. J. Hutchinson. Op.cit., p.285.

[8] J.E. Thompson. Op.cit., p.88.

[9] Ю. В Кнорозов. Письменность индейцев майя. М-Л, 1963. стр. 21-22.

[10] G.Willey, A.Smith. New Discoveries at Altar de Sacrificios, Guatemala. «Archaeology». Vol.16. N.Y. 1963, №2, p.86.

[11] J.Sabloff, G.Willey. The Collapse of Maya Civilization in the Southern Lowlands: a Consideration of History and Process. «Southwestern Journal of Anthropology». Vol.23. 1967, № 4, pp.320-323.

[12] W.Jimenez Moreno. Mesoamerica before Toltecs. «Ancient Oaxaca». Stanford. 1966, p. 73.

[13] A.V. Kidder, J.Jennings, E.M.Shook. Excavations at Kaminaljuyu, Guatemala. «Carnegie Institute Publication» № 561. Washington. 1946; S.F. Borhegui. Una Fecha de c-14 para la influencia teotihuacana en Guatemala. «Estudios de Cultura Maya». Vol. VI. Mexico. 1967. pp.221-222; W.Jimenez Moreno. Op.cit., p.55.

[14] W.Jimenez Moreno. Op.cit., pp.63-75.