Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Археология в регионе Уастека. Коллекция Экхольма

Адриана Хименес Греко, Кристина М. Элсон
:::
Статьи и материалы
:::
уастеки

В 40-х годах прошлого века д-р Гордон Ф. Экхольм, куратор месоамериканской археологии в Американском музее естественной истории (1937-1974), стал одним из первых археологов, проводивших раскопки в области Уастека на восточном побережье Мексики. Сегодня его многочисленные находки хранятся в Американском музее естественной истории. Полевые работы Экхольма обеспечили нас данными о существовании обширных культурных связей между доиспанскими народами.

Кем был Гордон Экхольм?

Доктор Гордон Ф. Экхольм родился в 1909 году в городке Сент-Пол штата Миннесота. Завершив обучение на бакалавра в Миннесотский университет и на магистра антропологии в Гарвардском университете, он становится сотрудником музея в 1937 году. В 1941 году в Гарварде ему присуждают степень доктора. В это время он работает специальным полевым помощником в северо-западной Мексике пол руководством Джорджа Вайяна. Помощником куратора он становится в 1942 году, первым помощником куратора – в 1947 и куратором – в 1957 году.

Д-р Г. Экхольм на раскопкахД-р Г. Экхольм на раскопках

Д-р Г. Экхольм на раскопках

Экхольм принимал участие и возглавлял многие археологические экспедиции в Мексику, Гватемалу, Гондурас и Белиз. После увольнения в 1974 году он становится почетным куратором и продолжает консультировать музейные проекты. Он был лектором по антропологии в Колумбийском университете с 1943 по 1971 года. Здесь он читал курс лекций по мексиканской археологии. Экхольм был консультантом бывшего Музея примитивных искусств и членом консультативного комитета по доколумбовому искусству при Думбартон-Окс. Он дважды принимал участие в подготовке Зала Мексики и Центральной Америки (в 1944 и 1970 гг.), и подготовил каталог события. Также он был президентом Общества американской археологии с 1953 по 1954 гг. и Института Андских исследований с 1968 по 1971 гг. Помимо полевых работ, он писал статьи для многих журналов. Его тексты печатались в «Anthropological Papers», «Natural History» и «Curator» (все AMNH), а также в «American Anthropologist» и «American Antiquity».

Д-р Экхольм женился на Маргеритте М. Уандер в 1937 году. Она сопровождала мужа во многих экспедициях и работала с ним в музее в качестве волонтера. Он скоропостижно скончался в декабре 1987 года во время операции «малой» хирургии. Сегодня в Американском музее естественной истории его помнят, как одного из ранних авторитетных специалистов по доколумбовой археологии Мексики и Центральной Америки, внесшего весомый вклад в наше лучшее понимание доиспанских культур.

Открывая Уастека: раскопки в регионах Пануко и Тушпан

Когда д-р Экхольм начинал раскопки на восточном побережье Мексики в 1941 году, он изначально намеревался продвигаться в направление Техаса, чтобы оценить возможное месоамериканское культурное влияние на юго-востоке США. Первоначально он был поражен схожими элементами между двумя регионами и предполагал, что обе керамические традиции были культурно взаимосвязаны. Это намерение, однако, претерпело изменения, когда Экхольм с коллегами нашли значительный материал, достойный для того, чтобы сконцентрировать внимание на одном лишь регионе Тампико-Пануко – там, где в доколумбовое время развилась культура, известная под названием Уастека.

Культура Уастека развилась на обширной территории без четких границ, занимая штат Тамаулипас, северную часть Веракруса, Сан-Луис-Потоси, Идальго и небольшую территорию штатов Керетаро и Пуэбла. Поняв, что на ранее игнорированной территории находится огромное количество городищ и материала, Экхольм провел первое стратиграфическое исследование зоны, пытаясь составить хронологическую последовательность и определить возраст найденного под землей на различных уровнях материала. Он провел классификацию находок, разделив их по след. категориям: материал, функциональность, цвет и текстура (см. приложение 1). Для д-ра Экхольма данные артефакты были важны не только для хронологии развития местного общества, но и для использования их в расширенном культурном контексте. Он намеревался сравнить их с материальной культурой народов, проживавших рядом.

Круглая пирамида в Лас-Флорес.Раскопки в Лас-Флорес.

Круглая пирамида в Лас-Флорес. Раскопки в Лас-Флорес.

Раскопки в Табуко.Раскопки в Табуко. Нижние уровни.

Раскопки в Табуко. Нижние уровни.

Экхольм чувствовал, что важно собрать больше региональных данных прежде чем утверждать, что артефакты Тампико-Пануко относятся к культуре Уастека. Так, он возвращается в поле в 1947 года и начинает раскопки городища возле долины Тушпан. Начал он с обследования 23 различных городищ, чтобы «дать представление о большом количестве городищ, которые там существовали». Среди этих городищ Табуко был самым интересным, поскольку материал, найденный здесь, указывал на то, что место было занято людьми на протяжении нескольких временных периодов. Наконец, Экхольм продвинулся на юго-запад к древней столицы тотонаков Эль-Тахин, намереваясь собрать данные, которые он после использует для сравнения с данными с городищ, расположенных на севере. В своем исследовании он предположил, что уастеки и тотонаки были в некоторых культурных аспектах схожи в течение классического периода (200-700 гг.).

Коллекция Экхольма в Американском музее естественной истории

Коллекция Экхольма в музее обширна и включает тысячи предметов из региона Уастека: сосуды, лезвия, статуэтки, инструменты, драгоценности и изделия из резных костей. Лишь часть исследовательского материала по коллекции была опубликована ранее, остальное, личные записи, фотографии и зарисовки, остается неопубликованным (см. приложение 2). В 1944 году Экхольм опубликовал монографию «Раскопки в Тампико и Пануко, Уастека, Мексика». В монографии содержатся ряд данных из проводимого им исследования. В 1953 году статья «Заметки об археологии долины Тушпан и соседних территорий» была опубликована в «Revista mexicana de estudios antropologicos» (Мексиканский журнал антропологических исследований). Содержание этой статьи более информативно в сравнении с публикациями музея, однако многие места раскопок Экхольма не были детально описаны. Очевидно, что Экхольм основывал свои предположения об Уастека исходя из знаний по некоторым городищам, но немаловажно определить все места раскопок доктора и учесть все данные. Моей целью стало раскрытие ценной информации по большой части неопубликованных исследований. После создания базы данных по некаталогизированным материалам, я просмотрел археологические записи, чтобы узнать, что именно писал об этих предметах сам Экхольм. Затем я представлю общий обзор по некоторым артефактам, которые входят в состав музейной коллекции Экхольма (см. приложение 1 с дополнительными иллюстрациями).

Гончарные изделия

Больше всего Экхольм интересовался не архитектурными вопросами и городской планировкой, а анализом керамики региона Уастека. Он хотел составить хронологическую таблицу и так сравнить керамику этого региона с керамикой других регионов. Это было сделано при помощи анализа типов керамики. Керамика памятников Пануко и Тушпана была классифицирована Периодами I-VI, что охватывало временной интервал с архаичной эпохи вплоть до испанской конкисты.

Керамика Чила-Бланко.Керамика мелкозерновой полировки

Керамика Чила-Бланко. Керамика мелкозерновой полировки.

Красная керамика на темно-желтой поверхностиКерамика черное на белом.

Красная керамика на темно-желтой поверхности. Керамика черное на белом.

По этой классификации керамика Чила-Бланко доклассического периода I и II (?-300 гг.) была одной из самых древних типов керамики. Она современница Монте-Альбан I и II. Но керамика этого типа была найдена только в регионе Пануко – Экхольм посчитал, что в Тушпане её не обнаружили, потому что она была глубоко под землей и до неё невозможно добраться. Классический период в Уастека характеризуется наличием керамики Периода III (300-650 гг.) – керамикой мелкозерновой полировки. В основном формы и узоры были местными, но встречаются и теотиуаканские гончарные изделия, что подразумевает наличие каких-то связей с долиной Мехико. Керамика эпиклассических Периодов IV и V (750-1200 гг.) также демонстрирует многие схожие черты с типами керамики из Тахина и Теотиуакана, например, негативную роспись и технику «потерянного цвета». Подобные узоры были обнаружены внутри пирамиды Солнца и в долине Толука. Экхольм предположил, что керамика Периода V, в частности красная на темно-желтой поверхности керамика Лас-Флорес, вобрала в себя черты многих культур. Он нашел схожие черты уастекской керамики с керамикой таких мест, как остров Исла-де-Сакрифисьос, Серро-Монтосо, Алтарь-де-лос-Кранеос Чолулы, Чичен-Ица, Масапан и городищ долины Мехико. Керамика Периода VI (1200-1500-е гг.) соответствует горизонтам Ацтек II или Ацтек III долины Мехико. Она просуществовала вплоть до испанской конкисты, но и современная керамика до сих пор напоминает керамику этого типа. Керамика и статуэтки из Теночтитлана были обнаружены в верхних слоях раскопок Табуко, что свидетельствует о наличии торговли между областями в поздний постклассический период. Но один местный тип керамики, Уастека черное на белом, стал доминировать к концу Периода VI. Экхольм восхвалял этот тип керамики, отмечая, что это «… одни из самых отличительных изделий на всей этой большой территории», поскольку они ничем не напоминали гончарные изделия Средней Америки.

Статуэтки

Экхольм раскопал в регионе Уастека огромное количество глиняных антропоморфных статуэток всех шести периодов. Фигурки, а также скульптуры побольше, например, стелы, выполнены выразительно и живо, и практически не имеют аналогов в искусстве других доиспанских культур. Они характеризуют культуру, зацикленную на ритуале.

Стела. Статуэтки. Богиня плодородия

Стела. Статуэтки. Богиня плодородия.

Большинство статуэток изображают женщин пышных форм, которые в регионе Уастека соответствуют различным божествам растительности, но есть и мужские статуэтки. Во всех случаях пол фигурки обозначен явно, возможно, как отмечают некоторые исследователи, символизируя культ, связанный с плодовитостью и плодородием. Довольно часто встречаются у уастеков и зооморфные фигурки. В образе различных животных порой выполнялись и музыкальные инструменты (например, свистки в виде птиц или погремушки в виде броненосцев). Есть фигурки, которые были частью украшений или скульптур.

Прочие изделия

Экхольм нашел множество изделий из костей человека и животных – расчески, иголки и ножи. В основном это были предметы утилитарного назначения, но некоторые из них были найдены в гробницах, т.е. они понадобились кому-то в загробной жизни.

Медный колокольчик

Медный колокольчик

Часто в Уастека встречались раковины, вырезанные под знак бога ветра. В позднем центральномексиканском церемониальном искусстве узор, сформированный завитушкой, является одним из знаков бога Кецалькоатля. Саагун ссылался на орнамент асекаилакацкоскатль (asecailacatzcozcatl), «спиралевидная ветровая драгоценность». Вполне возможно, что подобные артефакты носит бог в кодексах. В иконографии этого бога часто встречается пектораль-раковина. Уастеки были широко известными мастерами по изготовлению пекторалей и ушных вставок из раковин (схожий мотив также встречается в тарелках из Чолулы) и Экхольм предположил, что Кецалькоатль изначально был богом из региона Уастека.

Во всех городищах Экхольм натыкался на бесчисленное число предметов из расщепленных камней. Эти полезные инструменты в основном были сделаны из обсидиана и они помогали уастекам в повседневной жизни.

Этноистория и другие данные по уастекам

Происхождение уастеков остается неизвестным. Фрай Бернардино де Саагун и фрай Хуан де Торкемада указывали на то, что первые поселенцы появились в Тамоанчане по морю. Месторасположение Тамоанчана также ещё предстоит определить. В то же время данные по лингвистике указывают на то, что уастеки изначально отделились от языковой семьи майя и отправились на север в неопределенное время (язык уастеков – это язык майя, на котором до сих пор общаются многие жители региона, хотя культурное сходство во многом исчезло). Около 100 года до н.э. уастеки были изолированы от остальных майя тотонаками на юге и науа на западе.

Ландшафт Уастека.Овальное строение.

Ландшафт Уастека. Овальное строение.

В «Доиспанской истории Уастека» Лоренсо Очоа (UNAM, 1979) говорится, что уастеки оставались периферийной культурой в Месоамерике вплоть до классического периода. Произошло это частично из-за географической изоляции и богатой растительности. Начиная с классического периода уастеки наладили связи с могущественными культурами Теотиуакана, Тулы и ацтеков. Благодаря обмену новыми идеями в религии, нумерологии и календаре, архитектуре, строительстве и городской планировке происходили нововведения. Нам мало, что известно о политической и социальной организации уастеков. Очоа предполагает, что они не были объединены под единым руководством, а состояли из множества небольших провинций, управляемых независимыми касиками.

Уастеки были атакованы ацтеками несколько раз. Отмечается, что в год 1 акатль (1467 г.) ацтекский Тройственный союз под предводительством Моктесумы Илуикамина выступил против тотонаков и уастеков и покорил их. В «Ацтекских имперских стратегиях» (1996) Эмили Умбергер отмечает, что на уастекское искусство повлиял мешикский патронаж. В Кастильо-дель-Теайо, например, ацтеки основали ремесленную колонию, где любопытная смесь уастекских и мешикских стилей проявила себя в местной материальной культуре и архитектуре. Сама по себе уастекская архитектура знаменита прежде всего круглыми и овальными строениями, довольно уникальными среди доиспанских культур. В 1940-х годах Дю Сольер смело предположил, что такие формы должно быть были связаны с культом Кецалькоатля. К постклассическому периоду в уастекской архитектуре появляются такие здания, которые раскапывал Экхольм, включая строения прямоугольной формы с закругленными углами.

Методы Экхольма: археология времен перемен

…до измерений или подсчетов, сравнения или противопоставления, необходимо создать категории (типы горшков, контекст, культуры и пр.). Эти категории формируются в процессе осмысления […], что измеряется человеком, зависит от осмысления и категоризации и не может быть независимых инструментов измерения, поскольку методология сама является зависимой теорией.

Ян Ходдер о теории «Middle-Range Theory» Бинфорда и Саблоффа, 1982.

В XXI веке достигнутые в результате раскопок Экхольма результаты могут показаться нудными и утомительными, поскольку они весьма детально описаны. Но эта методология в то время была инновационной: в 1950-х годах структуралисты призвали воспользоваться подходом, при котором в расчет берутся структура и значение знаков: «мы больше не завязаны на определении количества того, что есть, но мы также обращаем внимание на интерпретации того, что отсутствует». И хотя Экхольм проводил в основном количественный анализ, во многих аспектах его анали, можно считать качественным. Когда данных не хватало или их вообще не было, Экхольм осмеливался делать предположения и пытался воспользоваться свидетельствами другого типа, например, историческими документами или компаративистскими данными, чтобы подкрепить свои открытия. У него было амбициозное желание найти культурные связи  на обширной территории (от Веракруса до юго-запада США, до территории майя и до Центральной Мексики), но он предостерегал от заключения общих выводов в условии отсутствия данных. Касательно находок в Пануко он писал следующее: «Я настаиваю на том, что мои выводы должны быть подтверждены или доказаны более масштабными раскопками такой степени, когда можно будет быть уверенным, что большинству неточностей не будет места. Поэтому мои интерпретации не следует считать неоспоримой догмой. Хронологические рамки, представленные здесь, даны на основе опыта и их нужно подтвердить, а потом уже полностью принять».

В таком случае, его предположения оставляют пространство для уточнений и служат основой в дальнейших исследованиях по теме. В годы, когда Экхольм проводил раскопки в Уастека, разгорелись споры о том, как следует изучать и классифицировать предметы. В 1948 году антрополог Уолтер В. Тейлор раскритиковал традиционные типологические процедуры в социальных науках, заявив, что «типы должны быть связаны с культурным контекстом, в котором они обращались, т.е. они должны опираться на актуальное деление на категории изучаемой культуры». Он провел различия между эмпирическими и культурными классификациями и раскритиковал археологов, обращавшихся с предметами, как с простым материальным свидетельством и создающими предметную типологию, не имевшую культурное значение. В то же время, археологи до сих пор обсуждают, есть ли возможность приписывать предметам определенные культурные значения.

Экхольм часто допускал в своих классификациях некую вольность, определяя границы общих таксономических процедур. Например, в своей монографии он утверждал, что в ряде случаев он группировал предметы вместе, руководствуясь в основном удобством, а не потому, что они представляли культурные типы. Экхольм хорошо осознавал свои аналитические недостатки. Тем не менее, его всестороннее исследование внесло весомый вклад в исследование культуры уастеков и большинство интересующихся этим регионом археологов найдут его данные, анализ и публикации бесценными.

Библиография

Berdan et. al.

1996

Aztec Imperial Strategies, Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

Bernal, Ignacio and Eusebio Davalos Hurtado (dirs).

1953

Huastecos, totonacos y sus vecinos, Mexico: Sociedad mexicana de Antropologia, Vol. XIII, 2 & 3.

Ekholm, Gordon F.

1946

"Excavations at Tampico and Panuco in the Huasteca, Mexico", in Anthropological Papers, 38, 1941-44, New York: American Museum of Natural History.

1953

"Notas arqueologicas sobre el Valle de Tuxapan y areas circunvecinas", inHuastecos, Totonacos y sus vecinos, Mexico: Sociedad mexicana de antropologia.

Escalante Gonzalbo, Pablo

2000

El arte prehispanico, Mexico: Tercer milenio.

Flint, Peter B.

1987

"Dr. Gordon Ekholm, 78, a Curator At the Museum of Natural History", in New York Times, New York: 12/19/87, p. 34.

Hodder, Ian

1991

Reading the Past. Current approaches to interpretation in archaeology, Great Britain: Cambridge University Press.

Kampen, Michael Edwin

1972

The Sculptures of El Tajin, Veracruz, Mexico, Gainsville: University of Florida.

Lucas, Gavin

2001

Critical Approaches to Fieldwork. Contemporary and historical archaeological practice, Great Britain: St. Edmundsbury.

Meade, Joaquin

1942

La Huasteca, Mexico: Cossio.

Medellin Zenil, Alfonso

1960

Ceramicas del Totoncapan. Exploraciones arqueologicas en el centro de Veracruz, Xalapa: Universidad Veracruzana.

Ochoa, Lorenzo

1979

Historia prehispanica de la Huaxteca, Mexico: UNAM.

Seler, Eduard

1991

Collected Works in Mesoamerican Linguistics and Archaeology, Boston: Labyrinthos.

Westheim, Paul

1991

Ideas fundamentales del arte prehispanico en Mexico, Mexico: Alianza.

Источник – AMNH