Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Собака в Мезоамерике не только пища...

Харитонова Елена
:::
Статьи и материалы
:::

Ксолойтцкуинтли - Шолойцкуинтли - Xoloitzcuintli Первые европейцы, прибывшие в Новый Свет, были совершенно не готовы к тому, что они обнаружили там. Многое из того, с чем они встретились в поисках золота, специй и новых торговых маршрутов, было совершенно непостижимо для них: люди, обычаи, флора и фау на, которых они никогда не представляли даже в самых смелых мечтах. Странные голые индейские собаки заслужили частое (не всегда доброжелательное) упоминание во многих ранних европейских летописях. Хроникеры экспедиции Кристофера Колумба отмечали большие популяции туземных голых собак в различных местах.

Ксолойтцкуинтли - Шолойцкуинтли - Xoloitzcuintli Францисканский миссионер, натуралист и историк, Бернардино де Саагун (1499-1590) прибыл в Мексику в период её завоевания. Он составил прекрасный подбор детальных наблюдений каждого аспекта жизни и культуры ацтеков того времени. Многословные описания всех видов фауны Нового Света, все обнаруженные им типы туземных собак: Течичи, Теитцотл, Ксочиокойотл, Тлетамин и Итцкуинтли, - представлены в иллюстрациях. Если бы не работа Саагуна, богатая история Ксоло могла бы быть потеряна. Существование породы, появление и роль в индейской культуре, - все это отмечено в его работе: религиозные верования, обычаи и церемонии, жертвенные и похоронные ритуалы, медицинское использование и рецепты. Но при отсутствии нашего современного понятия о механизмах генетики невозможно было объяснить их свойство бесшерстности иначе, как пересказом и преукрашением широко распространенных ошибочных понятий о голых собаках. Так, в своей Флорентийской Летописи Саагун писал: “Это собака, у которой нет волос вообще; она ходит полностью голая. Она спит под плащом, которым накрывают ее. Они делают голой ксолоитцкуинтли таким образом: когда она еще щенок, они покрывают ее скипидарной мазью, и её шерсть выпадает полностью везде. Таким образом, её тело становится голым”. На самом деле, как мы знаем теперь, их бесшерстность - это генетическая мутация, передающаяся и сохраняющаяся в потомках.

Ксолойтцкуинтли - Шолойцкуинтли - Xoloitzcuintli Название Ксолоитцкуинтли (по-испански Чолоитцкуинтли) происходит от имени ацтекск ого бога Шолотля и Итцкуинтли (p.s. соответственно правильнее произносить - Шолойцкуинтли), на языке ацтеков Науатль означающего "собака". Следовательно, два слова вместе означают "собака бога Шолотля". Шолотль часто изображается с собачьей головой. Хроникеры отмечают также, что Бог Шолотль был посыльным (курьером) от Богов для переговоров с Миктлантекутли (Богом Мира Мертвых). Этот Бог не хотел давать Шолотлю мощи (реликвии), которые помогли бы рождению нового поколения людей. Тогда Шолотль превратился в собаку и украл очень большую кость. Он собирался поделиться ею со своими братьями, но споткнулся, и кость сломалась. Ее осколки поместили в сосуд, и тогда каждое божество принесло собственную жертву, слив свою кровь в него, и из этой массы появилось новое поколение потомков Масегуалей (людей), к которым мы все принадлежим. В те времена верили, что существует рай, куда души мертвых придут после длинного путешествия через Миктлан. Но в одном из мест, наиболее интересующем нас, мертвый человек должен был пересечь реку, Чинауапан (девять рек), с этим названием сейчас существует деревня в штате Пуэбла. Там его душа могла найти собаку, которая готова помочь ей добраться до другого берега реки без особых трудностей. Но... Собака эта не могла быть любой породы, она была особая собака, которая принадлежала мертвому человеку, взрослая, ярко-красного цвета. Думали, что черная собака не поможет мертвому человеку, потому что благодаря своему цвету, она загрязнит очищающие воды. Белая собака, можно сказать, чистая, однако, сама не хочет становиться грязной в очищающих душу водах. В конце этого путешествия мертвый человек представал перед Миктлантекутли (Властелином Мертвых). Совершенно необходимо отметить, что для доколумбовых культур жизнь после смерти была важнее, чем жизнь, как таковая. Ксолоитцкуинтли был представителем Бога Шолотля, Властелина Двойственности, в данном случае жизни и смерти. Был обычая на похоронах убивать одну из этих собак стрелой в рот и хоронить ее останки вместе с останками человека, веря, что собака проведет душу покойного хозяина на небеса. Хроникер Саагун писал во Флорентийской Летописи: “Они заставляли умершего человека держаться за ярко-красную собаку, а шея собаки была повязана хлопчатобумажной нитью. Умершего сжигали вместе с небольшим количеством различных его собственных предметов, которые должны были служить ему в течение долгого путешествия в рай”.

Значение животных для древних народов Средней Америки может быть понято по тому факту, что почти все изображения божеств имеют близкое отношение к фауне. Собака управляет десятым днем Тоналпоуалли в обоих календарях и у майя, и жителей мексиканской долины. В основном мы находим в письменах только изображения голов; наиболее часто встречается голова маленькой собачки с черными пятнами и иногда - красно-бурой, подобной тигру, особи.

Для культур Средней Америки характерно то, что люди были от рождения тесно связаны с животными, поэтому у человека, рожденного в день Тонолпоуалли, который имел животное, как оберег, его характер и судьба попадали под влияние этого животного. Например, человек, родившийся под влиянием оленя, должен был быть робким, в то время как родившийся под влиянием собаки должен быть удачливым и всегда иметь достаточно питья и еды. Предсказано счастье и хорошее будущее, он должен быть смелым, великодушным и преуспевающим человеком, должен иметь много детей, быть процветающим и всегда иметь желание помогать своим друзьям...

Марион Шварц в своей недавно опубликованной книге “История собак в ранней Америке” ссылается на другой собачий символ календаря Майя: “Шестой месяц 365-дневного календаря Майя Xul (Шул) часто изображали как собачью голову с хвостом в виде солнца. Это объяснение подтверждается сходством знака Xul с морщинистым Шолотлем и фактом, что слова шол и шул означают оба собака Шолотля в различных языках Средней Америки. Это животное Шул может быть ритуальной собакой, которая вела солнце в преисподнюю”.

Основная ценность голых собак базируется на их известной лечебной силе. В соответствии с легендой, сон с голой собакой в течение 4 дней может принести облегчение от множества недомоганий. Они очень рекомендуются из-за способности снимать зубную боль, колики, ревматизм и все типы суставных и позвоночных болей. Их могут держать аллергики и астматики без риска получить реакцию, вызванную присутствием собачьей шерсти. Другие источники наделяют их способностью вылечивать все, начиная с паралича до сломанных костей. Иезуитские священники, которые жили среди индейских племен в 17-ом, 18-ом веках, рассказывали, что любой хороший индейский хозяин предлагал своим гостям двух-трех "постельных собак" для сохранения тепла.

Ида Гаррет в газете Американского Кеннел Клуба за 1935 год пишет: “Фактически, голые собаки не только имеют иммунитет от множества обычных собачьих болезней, но как уверяют во многих странах, они исцеляют от таких недомоганий, как боль, ревматизм, неврит, головная и зубная боль и от обычных болезней. Их часто относят к "лечебным собакам", и многие мексиканцы утверждают, что они обладают способностью переносить болезнь с тела страдающего на свое собственное. Говорят, кроме того, что они находят илистую яму или ручей и ложатся туда до тех пор, пока боль и жар не оставят их тела. Часто утверждается, что неизлечимая болезнь, однажды взятая в собачье тело, навсегда освобождает человека-пациента, но, что если болезнь остается неизлечимой в собаке, она кончает с собой голодной смертью или топится”.

Вилл Джуди в "Энциклопедии о собаках" 1936 года отмечает: "Мексиканские народы используют мексиканских голых для наружного лечения ревматизма, спя с голой собакой в прямом контакте с кожей. Невозможно определить количественно эффективность в данной области, но, несомненно, то, что мягкое тепло кожи собаки несет успокаивающее воздействие страдающим".

Другая теория наделяет Ксоло способностью предотвращать дальнейшую беременность. Если женщина скормит пуповину своего последнего ребенка Ксоло, это будет прошение Богу Мертвых не посылать ей больше детей. Сказки об их лечебных свойствах изобиловали повсюду в американском фольклоре. Порода всегда считалась проводником и защитником, и эти собаки защищали дом от злых духов и незваных гостей. Их высоко ценили за их целебную и мистическую силу и, как результат, породная чистота была пронесена сквозь века.

Слово Ксолоитцкуинтли имеет много возможных переводов: бог, раб, проводник в преисподнюю. Признанная сегодня как национальная порода Мексики, Ксоло исполняла все эти роли столетиями. Нормам Пельхам Райт пишет: “Немного пород может претендовать как древние или окрашенные прошлым, подобно Ксоло, служа проводником душ, бутылкой горячей воды, и даже кушаньем, пережив землетрясения и завоевание, с редкими волосами на теле... Имя означает дословный перевод он-кто-хватает-свою-пищу-острыми-подобно-обсидиану-зубамии-является-представителем-бога-Шолотла”.

Участки захоронений, содержащие останки и людей и собак, являются обычными повсеместно в Новом Свете. Ритуал захоронения предусматривает, очевидно, точное расположение собак с человеческими останками. Повсюду в Новом Свете верили в многократные превращения, где настоящий мир является только лишь одним из. Для того чтобы благополучно достичь следующего мира, человеческие души нуждались в собаках - проводниках: черные, красные или желтые Ксоло были традиционным выбором на эту службу. Глиняные статуэтки Ксоло предавались земле вместе с покойным по той же причине. Глиняные и керамические изображения Ксоло обнаружены в могилах индейцев Майя, Тольтеков, Сапотеков и Ацтеков. Ранними и наиболее примечательными являются известные глиняные собаки из Колима западной Мексики, датированные 250 гг. до н.э. - 450 гг.н.э. Ксоло интенсивно разводились в то время. Майя имели одну из ранних цивилизаций, населяющих до-колумбийскую Среднюю Америку. Между 300-900 гг. н.э. они построили множество пирамид и церемониальных центров в этом регионе. Известно, что около 300 г. н.э. они вели интенсивную торговлю повсеместно на центрально-мексиканском плато и тихоокеанском побережье. Известные глиняные собаки Колима, представляют собой доказательства сложной связи, которая существовала между человеком и Ксоло в течение столетий. Все эти реликвии несут отпечаток любви цивилизации к этим удивительным собакам. Хотя культура Колима не оставила письменных рассказов, почти 500 из этих красивых статуэток свидетельствуют о значении Ксоло в культуре Колима. Сделанные из сильно полированной красной глины, каждая из них уникальна. Ксоло Колима, изображены в каждой мыслимой манере: едящие, спящие, танцующие, дерущиеся. Они стилизованы, с толстыми телами, улыбающимися мордами с выразительными морщинками между бровями, чтобы изобразить их голую кожу. Были обнаружены статуэтки всех размеров: щенков и взрослых. Многие украшены ювелирными изделиями на носу, ушах или хвостах или щеголяют забавными человеческими головами и лицами. Это, возможно, символизирует неоценимую службу Ксоло как проводника человека в загробную жизнь. Большинство из этих статуэток были вырыты из земли в местах ритуальных захоронений.

Фермеры, которые часто находят их захороненными на своих участках, называют их "тлалкойоты", что на языке ацтеков Науатль означает Койот, который живет внутри земли. Многие коллекционеры платят баснословные суммы за хорошие экземпляры. Репродукции их остаются любимыми предметами коллекционирования любителей Ксоло повсюду. Большинство из них пустотелые, так как были сделаны для хранения жидкости и пищи, таким образом, мертвый человек мог потреблять пищу во время путешествия в Миктлан. Они очень отличаются от настоящих собак, потому что представляют собой толстых собак с короткими и мощными ногами, но объясняется это тем, что эти фигурки были сделаны для того, чтобы содержать достаточно еды или питья и уменьшить риск быть разбитыми. Однако, две характеристики были сохранены - это стоячие уши и отсутствие зубов. Тем не менее, были найдены и некоторые образцы, изображающие худую особь. Наиболее старинное произведение искусства, представляющее собой женщину, целующую свою собаку, было найдено в археологической зоне Тлатилько и, также как остальные статуэтки, может быть увидено в западном зале Национального Музея антропологии и Истории в Мехико. Сегодня глиняные собаки Колима, отражают мимолетный проблеск архаической истории Ксоло.

Торжественные жертвенные ритуалы были задокументированы почти в каждой культуре. Из-за недостатка домашних животных в этом регионе - собак, и люди стали жертвами выбора. Ранние европейские священники и миссионеры потерпели огромный провал в своей попытке предать анафеме эти традиционные жертвенные церемонии. Большинство из этих обычаев были зафиксированы подобными неудачливыми очевидцами 15го столетия, такими как Бернардино Саагун.

Следующая пиктография взята из старинной рукописи Махли абечиано. Эта ацтекская рукопись была отправлена в Испанию в 1601 году. Манускрипт находился во Флоренции с 1714 года, но известен в Испании с 1601 года, где он считался первостепенной важности. В соответствии с Историей Ксолоитцкуинтли (1960 г.) Нормана Пельхама Райта большой участок захоронения Ксоло, содержащий сотни Ксоло в коллективной могиле, может быть обнаружен в городе Тенайюка. Он известен как "Храм Шолотля". Собачьи и человеческие жертвоприношения графически иллюстрированы в нескольких местах старинных рукописей Нутталь и Борджиа.

Очевидно, единый породный тип хорошо утвердился в то время. Ксоло, тогда, как и сейчас, были здоровыми и устойчивыми к обычным собачьим болезням и блохам, подозрительны к посторонним, и дошли до наших дней в нескольких размерах: миниатюрный (до 35 см в холке), средний (от 35 до 45 см) и большой (от 45 до 60 см). Кожа описывается, как плотная, красноватого или серого цвета, иногда с пятнышками розового, абсолютно бесшерстная, кроме нескольких пучков волос на голове и хвосте, большие стоячие уши, миндалевидные глаза, длинный и хлыстообразный хвост, отсутствие премоляров. Эта хорошо известная специфическая особенность расположения зубов при бесшерстности привела к окончательной идентификации скелетных останков Ксоло в ацтекских и тольтекских местах захоронений.

После последнего ледникового периода 13 тыс. лет назад Старый и Новым мир остался с очень несходным выбором животных видов. Климатические изменения, обусловленные глобальным потеплением, вызвали экологический кризис беспрецедентного размера. Это, в конечном счете, привело к вымиранию многих видов животных. В Европе и на Среднем Востоке некоторые виды крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз выжили. Но в Новом Свете все крупные дикие животные плейстоцидной мегафауны исчезли. Естественно, население этого региона осталось с очень ограниченными источниками животного белка. В результате, наиболее обычным для всех видов индейских племен Нового Света было использование собак в качестве необходимого источника пищи. Сейчас, конечно, мы смотрим на этот обычай с ужасом, но ограниченные ресурсы и жестокая окружающая среда не оставляли выбора до-испанским народам Нового Света. До прибытия европейцев домашний скот состоял из индюков, уток, морских свинок и собак. Голые собаки специально выращивались для этой цели повсюду в Мексике в течение столетий. Считаясь большим деликатесом, собачье мясо часто приберегалось для особых случаев и церемониальных событий. Некоторые Ксоло выращивались, как домашний скот: их кастрировали, затем они толстели на смеси черствого хлеба, зеленого маиса и гнилого мяса; и их продавали как деликатес. Благодаря их прожорливости, они быстро набирали вес на этой интересной диете. Отсюда существующее ошибочное мнение, что Ксоло вегетарианцы и питаются только овощами и фруктами. На самом деле они, как и все собаки, плотоядные животные, основной рацион которых должно составлять мясо или другой белок животного происхождения.

С прибытием европейских завоевателей появились попытки запретить практику потребления собачьего мяса. Впервые столкнувшись с этим обычаем и ужаснувшись, многие испанцы впоследствии, очевидно, приобрели любовь к этому местному деликатесу. Но конкистадоры не решались готовить мясо собак для своих собственных столов. Один из свидетелей сообщал: Кортес пришел в ужас, обнаружив, что его солдаты меняют свои пайки индейцам на более вкусное - собачье мясо. Это должно было развиться в широко распространенную практику, раз даже заслужило внимание местного художника. Мигель Гонзалес, художник XVI века, графически изобразил для потомства двух испанских солдат, пойманных в процессе жарки и пожирания некоторых местных собак, возможно Течичи.

Главным свидетельством распространения потребления собак является известный Собачий рынок в Акольуане, впервые основанный в 1539 году, 18 лет спустя прибытия конкистадоров. Несмотря на усилия испанцев упразднить все существующие местные обычаи, Собачий рынок в Акольуане и другие традиционные использования голых собак продолжали существовать среди туземных индейских групп в течение десятилетий. Этот город стал известен по всей Мексике своим собачьим рынком, его атмосфера графически изображена Диего Дураном в Истории индейцев "Новой Испании". Рисуя между 1579-1581 годами, он запечатлел много аспектов типичной жизни ацтеков, включая распространение и многостороннее применение собак индейским народом. По свидетельству хроникера Диего Дурана, рынок привлекал оживленный бизнес более 40 лет после испанского завоевания. Он сообщает, что свыше 400 собак в неделю продавались для еды, жертвенных ритуалов и захоронений по обычаю - с покойными индейцами. Дуран заботливо включил несколько популярных рецептов собачьего мяса в свой доклад.

Ввоз европейцами крупного рогатого скота и овец, в конечном счете, уничтожил долго существующую потребность в собачьем мясе - но не сам обычай.

Мореходное исследование XV века принесло в результате огромное количество новых открытий. Однако любой научный аспект пресекали - это воспринималось, как вызов авторитету библии. Церковь строго защищала устойчивую точку зрения на мир: Земля плоская, и все известные виды появлялись во время её создания. Впервые столкнувшись с существованием среднеамериканских людей, испанские монархи были в затруднении, как поступить с жителями Нового Света. Священники подошли к этой задаче с военным пылом: обратить в христианскую веру и образовать, что означало всеобщее искоренение традиционных верований, особенно даже намеков на язычество и колдовство. Запрещение любого упоминания Ксоло, - бесполезной и странной вещи, по европейским понятиям, казалось вполне логичным и, как результат, Ксоло почти исчезли вместе с их традиционным использованием для еды, ритуалом жертвоприношений и захоронений, - что было объявлено вне закона.

Но верная своему инстинкту самосохранения Ксоло выбралась из сетей того времени. Записи указывают, что голых собак перевозили и продавали на всех главных европейских торговых маршрутах в XVII, XVIII веках. Вероятно, в те времена первобытные голые Нового Света - Ксоло - скрещивались с основными европейскими породами и впоследствии их продавали на азиатских, средне восточных и африканских пряных маршрутах. Дарвин отметил их в своей книге Разнообразие животных и растений при одомашнивании в 1868 году, а Буффон включил их в свою "Большую естественную историю", опубликованную в 1749 году. Но объединенные усилия по глобальному разрушению культуры ацтеков, цензура и пропаганда затруднили возможность проследить историю породы во времени. Аборигены, вопреки испанским авторитетам, продолжали практиковать обычаи использования Ксоло для еды, медицинских целей, для религиозных и похоронных церемоний. При случайном спаривании, конечно, невозможно было избежать утраты типа и чистоты. Но легендарная стойкость Ксоло дала возможность ей пережить эту катастрофическую эпоху.

После веков осторожного сохранения и высокой заботы на своей родине, голые собаки были восприняты совершенно по-разному европейскими стандартами. Удаляясь от их традиционного культурного значения и преобладающих тропических условий, эти своеобразные, чужестранные собаки были полностью вне европейских ценностей.

Несмотря на тысячелетнюю историю Ксоло в Мексике, только в 50х годах ХХ века порода получила здесь официальное признание. Согласно породному историку и автору "Истории Ксолоитцкуинтли" Норману Пельхаму Райту, голые собаки начали появляться на выставках мексиканского кеннел клуба в 40-х годах. В 1954 году Райт и группа фанатов Ксоло предприняли миссию по спасению породы от исчезновения. 10 хороших Ксоло были собраны. С этими собаками порода была восстановлена в Мексике. Комитет, возглавляемый Райтом, разработал стандарт породы, основанный на древних описаниях Ксоло. И 1 мая 1956 года Ксоло был официально признан в своей родной стране. Четырьмя годами позже приблизительно 40 Ксоло были зарегистрированы FCM (Мексиканская Кинологическая Федерация), а к 1965 году популяция увеличилась до 70. Сегодня более 2000 Ксоло зарегистрированы в Мексике, и порода рассматривается как национальное достояние. Изображения Ксоло украшают логотип FCM, почтовые марки, они появились на картинах известных мексиканских художников таких как Диего Ривера и Фрида Кало. Их интерес и узы с Ксоло выражены в великолепных настенных росписях Национального Дворца, где изображены эти собаки. Одной из любимых собак Диего Ривера и его жены Фриды Кало была сука бронзового цвета со светло коричневым ежиком волос на голове. Её называли блондинка Чабела, и она изображена на картине Фриды Кало "Маленькая собачка". Многие другие выдающиеся люди из различных культурных слоев общества ценили этих собак и помогали их сохранению.


ЕЛЕНА ХАРИТОНОВА.
Президент Национального клуба голых собак,
Заводчик Ксолоитцкуинтли (Мексиканских Голых),
Владелец питомника ХАРМЕКС
© Газета "Кот и Пес"