Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

VIII. 780-суточные циклы

перевод Талах В.Н. ::: ДРЕЗДЕНСКИЙ КОДЕКС. Избранные разделы

D37(58), ІІа.

D37(58), ІІа.

Транскрипция:

i. 13-*MULUK 2-CHAK-<SIJO’M> WA’-la-ja u-XIB’-AJAW ch’o-ya-ja u-MUUK-ka K’AK’ PAAT ...-…-li YAH-ch’o-ko

OK-ki KAK’-TSUL cho-ya-ja u-to-TOK

ii. u-mu-ka …- TS’UL u-b’u-ka SAK-ta-ma NUK-ka?- K’IN-NUK-ka?-HAB’

 

Перевод:

i. В день 13 Мулук 2 (числа месяца) Кех поднялся муж владыки. Распространилось вещание имеющего огненную поверхность … … ля; угроза юноше. У подножия яростные чужеземцы, распространились их ножи,

ii. это вещание о ... чужеземцах, их одежда – белая хлопковая ткань в положенные дни, в положенные годы.

 

Комментарий к переводу:

i. Xib здесь, вероятно, в значении «муж, мужчина».

іі. Choyaj – пассив глагола choyel; М. Санс Гонсалес предлагает для него значення «mover» («двигать, передвигать») (45:465-468), С. Гронемейер – «подниматься», из чонталь choyel, «levantarse».

ііі. Tam – букв. «хлопок», юк. taman, здесь – «хлопковая ткань».

 

Содержательный комментарий:

Абсолютная позиция начальной даты, 13 Мулук 2 Кех неясна. Она может соответствовать датам «Длинного счёта» 9.19.5.4.9, 10.1.17.7.9, 10.4.10.12.9, 10.7.3.7.9, 10.9.16.2.9, 10.12.8.15.9, 10.15.1.10.9. Л. Саттертуэйт полагает, что она записана ошибочно вместо 13 Мулук 2 Сип.

В тексте несомненно речь идет о каком-то иноземном нашествии. Упоминание об одежде из белого хлопка, являвшейся одним из отличительных признаков полководцев в центральной Мексике, позволяет предположить, что речь идёт о нападении выходцев из Анауака.

 

D37(58), ІІb

D37(58), ІІb

Транскрипция:

i. 1.7.11

12.11

PAT 4-AJAW 8-BIX-OL

ii. 9.18.2.2.0

*MULUK

9.12.11.11.0

13-*MULUK 2-SAK-SIJO’OM

 

Перевод:

i. 511 (суток, или)

251 (день)

назад (от дня) 4 Ахав 8 (числа месяца) Кумк’у.

ii. (День) 9.18.2.2.0 (4 Ахав 8 Муван)

(день) Мулук

(день) 9.12.11.11.0 (4 Ахав 13 Муван)

(день) 13 Мулук 2 Сак

 

Содержательный комментарий:

В параграфе D 58(37), ІІ приведён расчет дат календарного цикла из 780 суток (2.3.0 в записи майя).

В тексте указаны:

две даты «Длинного счета» –

9.18.2.2.0 (соответствует дате «Календарного круга» 4 Ахав 8 Муван) и

9.12.11.11.0 (соответствует дате «Календарного круга» 4 Ахав 8 Кумк’у);

две даты «Календарного круга» –

4 Ахав 8 Кумк’у и

13 Мулук 2 Сак;

два интервальных числа –

1.7.11 (511 суток) и

2.11 (251 сутки).

Как показал ещё Эрнст Фёрстеманн, а в дальнейшем Линтон Саттертуэйт [Förstemann 1904. P.497; Satterthwaite 1964. Pp.66-67], интервальные числа связывают даты 4 Ахав, напоминающие начало мировой эпохи, с датами 13 Мулук, являющимися начальными днями 780-суточного цикла:

9.12.11.11.0, 4 Ахав 13 Муван – 12.11 = 9.12.10.16.9, 13 Мулук 2 Сип;

9.18.2.2.0, 4 Ахав 8 Муван – 1.7.11 = 9.18.0.12.9, 13 Мулук 2 Моль;

4 Ахав 8 Кумк’у – 1.7.11 = 13 Мулук 2 Сак.

Поскольку абсолютная дата дня 4 Ахав 8 Кумк’у не указана, позиция дня 13 Мулук 2 Сак в «Длинном счёте» также неясна. Между датами 9.12.10.16.9, 13 Мулук и 9.18.0.12.9, 13 Мулук 2 Моль он может выпадать на 9.15.0.0.9 и 9.17.12.13.9.

Интервал между днями 9.12.10.16.9 и 9.18.0.12.9 составляет 5.9.14.0 (39520 суток), или 2.3.0 х 51 – 13.0.

День 13 Мулук в ритуале связан  с Луной. Ю.В.Кнорозов выявил, что древние майя использовали в обрядовой практике счет 28-суточных периодов, являющихся «усреднением» синодического (период смены фаз) и сидерического (период движения по звёздному небу) периодов Луны. Тринадцать таких периодов составляли древний 364-дневный ритуальний год, таблицы которого приведены в Дрезденской (D60(31)-32(61), 45(74), 60(49)-61(50), 42(63)-43(64)) и Парижской (P21, 23-24b) рукописях. Если считать, что начало отсчёта 28-суточных периодов согласуется с первым днем 260-суточного цикла 1 Имиш, то полугодие из шести таких периодов закончится на 168-день 260-суточного цикла, 12 Ламат, а 169-й день, 13 Мулук, будет первым днём следующего полугодия [см.: Кнорозов 1971. Сс.82-83; Кнорозов 1973. Сс.71-73].

Одновременно, 780-суточный цикл, который начинается в день 13 Мулук, является минимальным, содержащим целое число ритуальных 260-суточных циклов и синодических периодов Луны, округленных до 30 суток:

780 = 260 х 2 = 30 х 26.

Однако, в действительности синодический период Месяца составляет 29,53086 суток, и его ближайшим округлением являются 29,5 суток (именно таким, как свидетельствует анализ календарных записей, связанных с Луной, его считали классические майя). Поэтому за один 780-суточный цикл фактическое начало синодического периода Луны (неомения, то есть, первое появление серпа после невидимости) опережало окончание цикла на:

(30 – 29,5) х 26 = 13 суток.

За двадцать 780-суточных циклов такое  опережение составляло:

(30 – 29,5) х 26 х 20 = 260 суток .

Таким образом, для того, чтобы приблизить начало 780-суточного цикла к фактическому новолунию, каждый 20-й такой цикл следовало начинать 260-ю сутками раньше по сравнению с обычным счётом.

Если допустить, что указанный в тексте день 13 Мулук 2 Сак соответствует:

9.12.18.13.0, 4 Ахав 8 Кумк’у – 1.7.11 = 9.12.7.5.9,

то интервал между ним и днем 9.18.0.12.9, 13 Мулук 2 Моль составляет:

5.13.7.0 = 40 820 = 780 х 53 – 260 х 2 = 2.3.0 х 53 – 13.0 х 2 = 2.3.0 х 20 – 13.0 + 2.3.0 х 20 – 13.0 + 2.3.0 х 13.

Итак, приведенный в параграфе расчёт дат соответствует механизму коррекции между 780-суточным циклом и синодическим периодом Луны, что предусматривает смещение начала отсчёта 780-суточных циклов на 260 суток вперед каждые 20 циклов.

Расчёт выявляет близость дат 13 Мулук из параграфа к фактическим феноменам Луны:

9.12.7.5.9, 13 Мулук 2 Сак соответствует 9 сентября 679 года, новолуние имело место 10 сентября 679 года;

9.12.10.16.9, 13 Мулук 2 Сип соответствует 1 апреля 683 года, новолуние имело место 2 апреля 683 года.

Кроме того, точно после истечения 34-х 780-суточных циклов после 9.12.10.16.9, 13 Мулук 2 Сип настает день 9.16.4.10.9, 13 Мулук 2 Муван, следующий после дня 9.16.4.10.8, 12 Ламат 1 Муван, 8 ноября 755 года, который приходится на неомению и является начальным днём таблицы лунных периодов на странице 51(30) Дрезденского манускрипта.

Начальная дата таблицы, 13 Мулук 2 Кех, также может быть связана с механизмами согласования счёта 780-суточных циклов и фактических феноменов Луны. В случае, если она соответствует дате 10.15.1.10.9, эта дата отстоит от 9.18.0.12.9, 13 Мулук 2 Моль, ровно на 8 коррекционных периодов (2.3.0 х 20 – 13.0) или на 4160 округлённых синодических периодов Луны в 29,5 суток:

9.18.0.12.9 + (2.3.0 х 20 – 13.0) х 8 =  9.18.0.12.9 + 15340 х 8 = 9.18.0.12.9 + 122720 = 10.15.1.10.9.

При этом, указанная дата, соответствующая 9 июня 1127 г., также близка к новолунию 11 июня 1127 г.

Период в 780 суток очень близок по продолжительности к синодическому периоду Марса (779,94 суток). Однако, как отметила в своё время Мод У. Мэйкемсон: «Планета Марс ускользает ото всех попыток связать её без существенных сомнений с астрономическими таблицами Дрезденского кодекса. Возможно, таблицы кратных 780 и 702 дней касаются Марса, однако никто не показал точно, как именно» [Makemson 1943. P.213]. Следует при этом иметь в виду высказанную известным астрономом К. Шохом мысль о том, что составление таблиц видимого движения (эфемерид) Марса «оказывается исключительно сложным из-за большого эксцентриситета планетной орбиты и её близости к Земле в противостоянии» [Shoch 1928. P. 107].

Поэтому, астрономы майя вероятнее указывали не точные даты определенных феноменов Марса (определить их на будущее крайне сложно), а определённые более длительные интервалы, когда такие феномены могли происходить. Так, в качестве таблицы феноменов Марса мог использоваться расчёт дат начал или окончаний 10-ти 78-суточных интервалов, на которые поделён 780-суточный цикл, помещённый в параграфе D59(38)d. В частности, последний из этих интервалов, 13 Чувен – 13 Мулук, является периодом появления Марса после соединения. Расчёты обнаруживают, что из 13 первых восходов планеты после соединений с февраля 683 до сентября 708 года 10 происходили в пределах этого интервала, и ещё в двух – очень близко к нему.

Соединения Марса

Первый восход Марса после соединения

Интервал 13 Чувен – 13 Мулук

05.11.682

02.02.683

14.01 – 01.04.683

03.01.685

25.04.685

04.03 – 21.05.685

16.03.687

08.06.687

22.04 – 09.07.687

13.05.689

09.07.689

11.06 – 28.08.689

25.06.691

11.08.691

31.07 – 17.10.691

02.08.693

16.09.693

18.09 – 05.12.693

08.09.695

24.10.695

06.11.695 – 24.01.696

18.10.697

22.12.697

26.12.697 – 14.03.698

08.12.699

02.04.700

14.02 – 02.05.700

16.02.702

24.05.702

04.04 – 21.06.702

22.04.704

26.06.704

23.05 – 09.08.704

10.06.706

01.08.706

12.07 – 28.09.706

18.07.708

01.09.708

31.08 – 16.11.708

 

D38(59)a-c

D38(59)a-c

 

Транскрипция:

 

 

a. <1.0.0.>15.0 13-*MULUK

<19.>10.0.0 13-*MULUK

<19.>5.12.0 13-*MULUK

<18.>12.12.0 13-*MULUK

<18.>10.9.0 13-*MULUK

16.9.6.0 13-*MULUK

<14.>8.3.0 13-*MULUK

<12.7.>0.0 13-*MULUK

<10.5.>15.0 13-*MULUK

b. 6.3.9.0 13-*MULUK 9-*K’AN

4.2.6.0 13-*MULUK 9-CHAM

2.1.3.0 13-*MULUK 9-*LAMAT

1.19.0.0 13-*MULUK 9-OK

1.16.15.0 13-*MULUK 9-*EB’

1.14.12.0 13-*MULUK 9-HIX

1.12.9.0 13-*MULUK 9-KIB’

1.10.6.0 13-*MULUK 9-TOK’

<1.8.>3.0 13-*MULUK 9-AJAW

c. 1.6.0.0 13-*MULUK

1.3.15.0

1.1.12.0 13-*MULUK

19.9.0 13-*MULUK

17.6.0 13-*MULUK

15.3.0 13-*MULUK

13.13.0 13-*MULUK

10.15.0 13-*MULUK

8.13.0 13-*MULUK

6.9.0

6.9.0 13-*MULUK

2.3.0

 a. <1.0.0.>15.0 [=780 х 193] 13 Мулук

<19.>10.0.0 [=780 х 178] 13 Мулук

<19.>5.12.0 [=780 х 176] 13 Мулук

<18.>12.12.0 [=780 х 170] 13 Мулук

<18.>10.9.0 [=780 х 169] 13 Мулук

16.9.6.0 [=780 х 150] 13 Мулук

<14.>8.3.0 [=780 х 131]  13 Мулук

<12.7.>0.0 [=780 х 112] 13 Мулук

<10.5.>15.0 [=780 х 93] 13 Мулук

b. 6.3.9.0 [=780 х 55] 13 Мулук 9 К’ан

4.2.6.0 [=780 х 36] 13 Мулук 9 Кими

2.1.3.0 [=780 х 19] 13 Мулук 9 Ламат

1.19.0.0 [=780 х 18] 13 Мулук 9 Ок

1.16.15.0 [=780 х 17] 13 Мулук 9 Эб

1.14.12.0 [=780 х 16] 13 Мулук 9 Хиш

1.12.9.0 [=780 х 15] 13 Мулук 9 Киб

1.10.6.0 [=780 х 14] 13 Мулук 9 Эц’наб

<1.8.>3.0 [=780 х 13] 13 Мулук 9 Ахав

c. 1.6.0.0 [=780 х 12] 13 Мулук

1.3.15.0 [=780 х 11]

1.1.12.0 [=780 х 10] 13  Мулук

19.9.0 [=780 х 9] 13 Мулук

17.6.0 [=780 х 8] 13 Мулук

15.3.0 [=780 х 7] 13 Мулук

13.13.0 [=780 х 6 + 260] 13 Мулук

10.15.0 [=780 х 5] 13 Мулук

8.12!.0 [=780 х 4] 13 Мулук

6.9.0 [=780 х 3]

4!.6!.0 [=780 х 2] 13 Мулук

2.3.0 [=780 х 2]

Содержательный комментарий:

В параграфе приведены даты кратных 780-суточного цикла.

Другие даты 260-суточного цикла в подпараграфе «b» являются вариантами начал 78-суточных интервалов, на которые поделён цикл.

 

D38(59),d

D38(59),d

Транскрипция:

 

Перевод:

 

I:XVII:II XIII:523

I:XIII:IV XIII:584

I:IX:VI XIII:613

I:V:VIII XIII:526

I:I:X XIII: 528

XV:XII XIII:501

XI:XIV XIII:504

VII:XVI XIII:726

III:XVIII XIII:671

1.17.2 13-CHUWEN

1.13.4 13-*B’IN

1.9.6 13-TSIKIN

1.5.8 13-*KAB’AN

1.1.10 13-CHAWUK

15.12 13-HA

11.14 13-AKAB

7.16 13-CHAN

3.18 13-*MANICH’

Содержательный комментарий:

В подпараграфе приведены даты начал десяти 78-суточных интервалов, на которые поделён 780-суточный цикл, начиная с 13 Маник’, 78 дня после 13 Мулук.

Такие даты приведены в двух вариантах. Даты первого варианта (они указаны в подпараграфе D38(59),b) выпадают на 9 числа 13-суточной «недели», а даты второго варианта – на 13 числа. Промежуток времени между датами первого и второго вариантов составляет 147 суток:

9 Ахав + 147 суток =13 Маник’

9 Эц’наб + 147 суток = 13 Чикчан;

9 Киб + 147 суток = 13 Ак’баль;

9 Хиш + 147 суток =13 Имиш;

9 Эб + 147 суток = 13 Кавак;

9 Ок + 147 суток = 13 Кабан;

9 Ламат + 147 суток = 13 Мен;

9 Кими + 147 суток = 13 Бен;

9 К’ан + 147 суток = 13 Чувен;

9 Ик’ + 147 суток = 13 Мулук.

 

147-суточный интервал, с одной стороны, может быть связан с Луной, поскольку является округлением 5-ти синодических периодов Луны:

29 + 30 + 29 + 30 + 29 = 147.

С другой стороны, он может рассматриваться как усреднение периода невидимости Марса во время соединения с Солнцем (чья средняя продолжительность составляет 141 сутки, колеблясь от 93 до 210 суток). То есть, если первая дата первого варианта указывает окончание 78-суточного промежутка, когда Марс появлялся после соединения, то первая дата второго – окончание интервалов, в течение которых он исчезал перед соединением.

 

D39(60)

D39(60)D39(60)

Транскрипция:

i. <4-AJAW> 8 BIX-O’L /BAAK?-na/-ja ITSAM-K’AN-A’K u-KAB-ji-ya ts’a-ta tu-ba-cha-ki 9-OK-TE’ … YAH-WINIK-ki NUK-ka?-K’IN-HAB’ TOK’-PAKAL ITSAM-WUCH 3-3

ii. 11-AJAW-wa 10-YAX-K’IN-ni TSUTS-yi WINAL-HAB CHAM-la yu-ku-la-KAB-CH’EN u-YAX-K’IN-HU’N 9-OK-TE’ su-AJAW-wa ya-AJAW-К165 YAH-WINIK-ki YAH-KAB-CH’EEN

 

Перевод:

i. В день 4 Ахав 8 (числа месяця) Кумк’у побеждён (?) Ицам - Жёлтая Черепаха, это сделали извергающий влагу Чаак и Болон Окте ..., угроза людям в положенные дни и годы от оружия Ицама-Опоссума. 3 (дня до) 3 (числа).

ii. (В день) 11 Ахав, (после) 10 (числа месяца) Йашк’ин закончилось двадцатилетие. Смерть и потрясения в нижнем селении в первый день, когда венец у Болон Окте, владыки Су’ и владыки … … …; угроза людям, угроза нижнему селению. 2 (дні до) 11 (числа).

 

Комментарий к переводу:

i. Tsat – фонетический вариант из itsat, юк. itsat «astuto, cauteloso, mañoso, ábil, artista, industrioso, ingenioso para bien v para mal, y sabio assí» («хитрый, осмотрительный, искусный, ловкий, мастер,  находчивый, изобретательный в плохом и хорошем, а также мудрый»).

Tokpakal – букв. «копьё и щит», то есть, «оружие».

іі. Yukul – ср. чоль yujkel, «temblor» («дрожь»), чорти yujkun, «columpiar, menear» («качаться, шевелиться»).

Из текста неясно, является ли выражение «владыка Су’» эпитетом Болон Окте (ни в одном другом случае упоминания этого божества он не употребляется), или же это самостоятельный, исторический персонаж.

 

Содержательный комментарий:

Текст параграфа состоит из двух частей. Первая из них (D60a) – мифологическая. Она сообщает о событиях начала мировой эпохи, дня 4 Ахав 8 Кумк’у, а именно, о нападении богов Чаака и Болон Окте на одного из держателей небес – Ицаматов, южного, Ицама – Жёлтую Черепаху (Ицам К’ан А’к). Принимая во внимание тождество Ицаматов и позднейших Бакабов, возможным упоминанием об этом мифе является замечание Д. де Ланды: «Говорили также об этих Бакабах, что они ушли, когда мир был разрушен потопом» [Ланда 1955. С.167]. Следует отметить, что один из упомянутых здесь нападающих, Болон Окте, фигурирует в числе участников собрания богов в день 4 Ахав 8 Кумк’у на «Вазе с семью богами» (Kerr 2796) и «Вазе с одиннадцатью богами» (Kerr 7750).

Рис.8. Собрание богов в день 4 Ахав 8 Кумк`у (расписная ваза Kerr 2796).

Рис.8. Собрание богов в день 4 Ахав 8 Кумк`у (расписная ваза Kerr 2796).

Содержание исторической части параграфа (уникальной по тематике в Дрезденской рукописи) имеет весьма общий характер. Из него понятно лишь, что речь идет о неких общественных потрясениях, произошедших в «двадцатилетии» 11 Ахав, которые авторы записи считали параллелью космическим катаклизмам смены мирових эпох. Бóльшую информацию содержит сопроводительная сцена.

Военный вождь, представленный в ней справа, имеет несомненные центральномексиканские черты. Карл Таубе и Бони Бэйд указывают по этому поводу: «Сцена на дрезденской странице 60b наполнена ссылками на центральноамериканскую иконографию, особенно, ранних постклассических тольтеков. Так, фигуры воинов на 60b вооружены копьеметалками атль-атль и круглыми щитами, типичными признаками тольтекских воинов, появляющимися в Чичен-Ица... Спускающаяся птица в головном уборе также является общепринятым элементом у лба на изображениях воинов в тольтекских Чичене и Туле ...» [Taube, Bade 1990. P.17]. Эту птицу Э. Зелер отождествил с шиутототлем (котингой), одним из атрибутов Шиутекутли как бога войны. Охватывающая глаза полоса на лице полководца из рукописи,  также является одним из признаков этого божества [Idem.Fig.4].

Рис. 9. a. Голова полководца из подпараграфа D60b; b. Голова Шиутекутли со стр. 28(49) Дрезденской рукописи; c. Голова тольтекского воина на колонне из пирамиды В в Тула-Шикокотитлане; d. Голова тольтекского воина на рельефе из «Нижнего Храма Ягуара» в Чичен-Ица (все – по К.А.Таубе)

Рис. 9. a. Голова полководца из подпараграфа D60b; b. Голова Шиутекутли со стр. 28(49) Дрезденской рукописи; c. Голова тольтекского воина на колонне из пирамиды В в Тула-Шикокотитлане; d. Голова тольтекского воина на рельефе из «Нижнего Храма Ягуара» в Чичен-Ица (все – по К.А.Таубе)

Группу слева Ю.В. Кнорозов характеризует следующим образом: «Бог войны, стоящий на одном колене, держит на плечах извивающегося пернатого змея с широко раскрытой пастью, в верхний изгиб которого вписан тольтекский знак тенамитл (три ступенчатые пирамиды и «кольцо»). Сочетание пернатого змея с этим знаком является пиктографической записью названия города Кецал-коатля (кецалкоа-тенамитл). На спине змея сидит персонаж с копьём в руке, со щитом и двумя дротиками за спиной» [Кнорозов 1975. С.49]. Вокруг глаз последнего нарисованы кольца, как у центральномексиканского бога дождя Тлалока.

Из изложенного очевидно, что в подпараграфе речь идет о неких военных действиях на Юкатане с участием тольтеков. Это позволяет допустить, что упомянутое в тексте «двадцатилетие» 11 Ахав соответствует хронологическому интервалу 10.10.0.0.0 – 10.11.0.0.0 (апрель 1027 – январь 1047 гг.), поскольку предыдущее «двадцатилетие» 11 Ахав приходится на 771-790 годы, а следующее – на 1283-1303; в то же время, согласно сообщениям центральноамериканских источников, в частности, «Летописи Куаутитлана», тольтеки появились в Мексиканской долине в последней четверти VIII столетия, а по археологическим данным – около 800 или даже около 900 г., а гибель тольтекской державы произошла самое позднее в 1174 году.

«Хроники» из «Книг Чилам Балам» несколько раз упоминают некие важные политические изменения, произошедшие на северном Юкатане в «двадцатилетии» 11 Ахав. В частности, текст на страницах 1-4 Чумайельського манускрипта, сообщая о захвате Юкатана группой племён, в которую входили Ах Кануль (Ah Canul), Кавич (Cauich), Ах Нох (Ah Noh) и Ах Пуч (Ah Puch), говорит:

Buluc Ahau ukatunil uchci upach cuchob, ca hoppi utalel ahppiz lum, lay ahppizte yah ppizul ulubob, «11 Ахав – это двадцатилетие, когда случилось, что они овладели властью, тогда стал приходить измеритель земель, этот измеритель, измеривший места их привалов» (строки 36-38).

События этого же «двадцатилетия» дважды упоминает текст на страницах 9-12 Чумайельского манускрипта:

Ti tun kuchi ulak ahauobi, laobi ahau unup uthanobe ti yahaulilob ti Buluc Ahau katun ukaba cuchi, ca uhedzah cabobi caix ti hedzluumnahobi, caix cahlahobi Ichcaanzihoo, «В то время прибыли спутники владык, тех владык, которые договорились о владычестве в двадцатилетии 11 Ахав, таково было в прошлом его название, тогда они основали государства, и тогда были заселены земли, и тогда был заселён Ичкаансихоо» (строки 36-38)

Ca hoppi yocol patan tiobe tu Chicħeen, Tikuch uchci ukuchul upatan cantul uinicobe, Buluc Ahau ukaba ukaatunil cuchi ti baaxlahi patan te Cetelace, upakte uchi yanile, catun emi upatan Holtun Zuyua te Cetelace, ti cethi uthanobi, «Тогда стала приходить дань для них в Чичен, в Тик’уч произошло прибытие дани четырёх человек, 11 Ахав было в прошлом название двадцатилетия, когда дань коснулась Кетелака, она прибавилась, когда это должно было случиться, и тогда спустилась дань в Хольтун Суйва и в Кетелак, там они договорились» (строки 40-46).

В соответствии с новейшими археологическими данными около 1050 года в Чичен-Ице, являвшемся крупнейшим городским центром северного Юкатана, происходят существенные изменения, признаком которых становится прекращение строительства больших монументальных сооружений и начало упадка города, а также смена керамического комплекса Сотута керамическим комплексом Хокаба [Cobos 1998. Р.322; Andrews, Willis Andrews, Robles Castellanos 2000]. П. Шмидт указывает, что, хотя после этого город оставался населённым, и «существует значительная преемственность между фазами Сотута и Хокаба в Чичен-Ица, но некоторые сооружения обнаруживают признаки того, что они были внезапно оставлены и вновь заселены, что означает, что новая группа населения пришла в город (с материалом Хокаба)» [Schmidt 2000. Р.46].

Датировочная часть подпараграфа содержит уточнения: указание на 10 число месяца Йашк’ин, но, поскольку соотвествующая ему дата 260-дневки отсутствует, установить точную позицию этого дня не представляется возможным. Можно, впрочем, допустить, что календарный расчёт в конце подпараграфа, «2 дня до 11 числа», отсчитан именно от этой даты, то есть, имеется в виду некое 9 число 13-суточной недели, 10 число месяца Йашк’ин. В течение «двадцатилетия» 11 Ахав таких дат было две:

10.10.6.0.7, 9 Маник’ 10 Йашк’ин, 1 апреля 1033 года,

10.10.19.3.12, 9 Эб 10 Йашк’ин, 29 марта 1046 года.

Из них только дата 9 Эб имеется в расчёте дат 780-суточного цикла.